Член КПСС с 1939 года, Герой Советского Союза, вице-адмирал в отставке Г.И.Щедрин
Член КПСС с 1931 года, контр-адмирал в отставке Б.Н.Бобков
Член КПСС с 1941 года, контр-адмирал в отставке Д.А.Вершинин
Член КПСС с 1927 года, полковник в отставке Н.С.Фрумкин
ВОСПОМИНАНИЯ КОНТР-АДМИРАЛА В ОТСТАВКЕ Б.Н.БОБКОВА
В 1955 году в период, когда в Севастопольской бухте произошло чрезвычайное происшествие с линейным кораблем "Новороссийск", я служил в Главном штабе ВМФ в должности начальника разведки Военно-Морского флота.
В круг моих служебных обязанностей входило быть в курсе диверсионной деятельности специальных служб военно-морских сил Италии, возглавлявшейся Боргезе. При этом особое внимание привлекала диверсионная деятельность 10-й флотилии специальной службы военно-морских сил Италии, возглавляемой Боргезе.
В годы Второй мировой войны этому подразделению удалось провести ряд успешных диверсионных операций, в том числе операцию против кораблей ВМС Великобритании, находившихся в египетском порту Александрия. Для подрыва кораблей применялись мины, которые скрытно доставлялись диверсантами на подводных средствах и с помощью магнитных устройств крепились на борту корабля, ниже ватерлинии. Мины оснащались часовыми механизмами, обеспечивающими их взрыв в назначенное время.
В период Великой Отечественной войны, когда немецко-фашистскими войсками был занят Крымский полуостров, 10-я флотилия Боргезе базировалась на Балаклаву и диверсантам Боргезе были предоставлены исключительные возможности для изучения мест базирования военных кораблей в портах и бухтах Крыма, особенностей скрытого подхода к ним и выявления необходимых ориентиров.
После окончания войны, при разделе военно-морских сил Италии между странами-победительницами, Советскому Союзу был передан линкор "Чезаре", и на нем был поднят Советский Военно-морской флаг. Факт подъема Советского Военно-морского флага на итальянском линейном корабле и его переименование в "Новороссийск" в Италии был воспринят болезненно, и это могло явиться поводом для активизации деятельности Боргезе.
Учитывая высказанное и тот факт, что во время излагаемых событий ворота бонового заграждения у входа в Севастопольскую бухту были открыты, я пришел к выводу, что диверсанты Боргезе на своих подводных средствах могли скрытно проникнуть в Севастопольскую бухту и прикрепить мину к борту линкора. После выполнения этого задания они имели возможность беспрепятственно выйти из бухты и за ее пределами попасть на надводное судно, обеспечивающее операцию.
Косвенным доказательством причастности Боргезе к подрыву линейного корабля "Новороссийск" может служить награждение Боргезе, последовавшее после этого события.
Придавая большое значение моей гипотезе, я решил довести ее до сведения руководства ВМФ. Ввиду отсутствия в Москве начальника Главного штаба ВМФ адмирала В.А.Фокина, я доложил документ его заместителю И.Д.Елисееву. Он взял доклад и пошел с ним к адмиралу С. Г.Горшкову, приказал мне не уходить и подо ждать его возвращения.
Возвратился он сравнительно быстро, в состоянии сильного возбуждения, и сказал мне, что адмирал С.Г.Горшков, прочитав доклад, выразил не только крайнее недовольство и возмущение, но даже вышел из себя и потребовал, чтобы Бобков не лез не в свои дела и что имеется правительственная комиссия, которая без него разберется во всем. Наряду с этим, он дал указание, чтобы Бобков уничтожил доклад и черновики и доложил об этом, что, если он будет снова вылезать с этим вопросом, то будет наказан.
После этого со своими соображениями о причинах гибели линкора "Новороссийск" я ни в какие инстанции не обращался.
После катастрофы с линейным кораблем "Новороссийск" прошло довольно много времени и на одном из учений, проводившемся на Северном флоте, я встретился с начальником управления боевой подготовки этого флота контр-адмиралом А.А.Галицким, который в период гибели линкора "Новороссийск" возглавлял службу охраны водного района на Черноморском флоте. В разговоре с контр-адмиралом А.А.Галицким я узнал, что с согласия командующего Черноморским флотом адмирала С.Г.Горшкова он держал открытыми ворота бонового заграждения Севастопольской бухты, а когда его опрашивали члены правительственной комиссии, всю вину полностью принял на себя и на согласие командующего флотом не ссылался. "А если бы я не принял на себя всю вину за открытые ворота бонового заграждения, — говорил А.А.Галицкий, — не знаю, где бы я сейчас был".
За допущенные упущения А.А.Галицкий был понижен в звании до капитана 1 ранга, но впоследствии, после его назначения на должность начальника управления боевой подготовки Северного флота, он был восстановлен в воинском звании контр-адмирала.
По-видимому, причиной отрицательной реакции на мой объективный доклад в 1955 году явилось то, что ворота бонового заграждения Севастопольской бухты во время катастрофы были открыты.
Председатель совета ветеранов штабной службы ВМФ, контр-адмирал в отставке Б.Н.Бобков
From: "Марта Могилевская"
Subject: http://www.kampo.ru/_003.htm
Date: Wed, 12 Dec 2001 06:38:13 +0300
To: vio@zmail.ru
ОАО “КАМПО” (до 1993г. — Орехово-Зуевское КБ кислородного оборудования) в течение 50 лет является ведущим на территории РФ и стран СНГ в области создания дыхательных систем для авиации, космонавтики, экстремальной медицины, водолазного и пожарного дела. За этот период на предприятии были созданы, в частности, кислородные противогазы КИП-5, КИП-7, КИП-8, серийно выпускавшиеся заводом “Респиратор”, а также новый противогаз КИП-10. ОАО “КАМПО” имеет внушительный опыт работы с МВД, МО и ФСБ, имеет все необходимые лицензии от перечисленных организаций. В настоящий момент ОАО “КАМПО” — это 350 высококвалифицированных сотрудников, мощная производственная и испытательная база, строгая система контроля качества.
ОАО “КАМПО” является разработчиком и серийным производителем воздушно-баллонных дыхательных аппаратов АП-93-К, АП-96, АП-98, АП-98-7К, надежно зарекомендовавших себя в эксплуатации на объектах военного и гражданского флотов, в различных отраслях промышленности, в пожарных частях, в подразделениях аварийно-спасательных служб.
1955 Разработка одного из первых отечественных аппаратов искусственной вентиляции легких (АИД-1), кислородной и карбогенной терапии (ИП-1).
1958 Создание первого отечественного акваланга АВМ-1.
1959 Разработка аппарата тактического плавания ТП для глубин до 40м, использовавшегося на средствах передвижения типа “Сирена” частями разведки ВМФ.
1960 Создание снаряжения ИСП-60 для спасения из подводной лодки методом свободного всплытия с глубиной применения до 160м. Снаряжение явилось базовым для дальнейших разработок.
1961 Разработка комплекта кислородного прибора КП-52М, положившего начало новому поколению авиационных кислородных приборов. По настоящее время КП-52М остается основным комплектом, которым оснащено большинство самолетов истребительно-бомбардировочной авиации.
1961 Создание кислородного оборудования для первого полета человека в космос, совершенного Ю. Гагариным на корабле “Восток”. Это же оборудование использовалось в последующих полетах космонавтов Г. Титова, В. Терешковой, А. Николаева и др.
1965 Создание автономной системы обеспечения жизнедеятельности космонавта в скафандре для первого выхода человека в открытый космос (А. Леонов “Восход-2”).
1967 Разработка кислородного изолирующего противогаза КИП-8, эксплуатирующегося по настоящее время.
1972 Создание глубоководного водолазного снаряжения СВГ-200 с глубиной применения до 200м и временем пребывания до 5 часов (аппарат ИДА-72). Снаряжение успешно эксплуатируется в ВМФ.
1982 Участие в создании кислородного прибора для альпинистов, применявшегося в первой отечественной экспедиции на Эверест.
1985 Разработка кислородного оборудования для космического корабля “Буран”.
1986 Завершение летных испытаний и передача в серийное производство аппаратуры КДА-15, позволившей максимально использовать летные возможности высокоманевренных истребителей типа МиГ-29 и Су-27.
1987 Завершение цикла работ по созданию аппаратуры для сверхзвукового стратегического бомбардировщика, на котором для защиты экипажа используются авиационные скафандры.
1992 Разработка глубоководного водолазного снаряжения СВГ-1 для выполнения водолазных работ на глубине до 500м методом длительного пребывания.
1997 Создание системы ССВОС-2 для обеспечения тренировок космонавтов в условиях имитации космической невесомости в гидросреде.
1998 Модернизация дожимающего компрессора ВКП-300. Разработка редуктора для водолазных барокамер ВДС 330/25. Модернизация комплекта для искусственной вентиляции легких ДП-11. Создание совместно с фирмой "PROTECTOR TECHNOLOGIES GROUP" (Великобритания) дыхательных аппаратов для пожарных АП-98 и АП-98-7К.
1999 Разработка водолазных редукторов ВДС-232/25 и ВДС-232/25-1. Создание совместно с фирмой "PROTECTOR TECHNOLOGIES GROUP" (Великобритания) шлангового дыхательного аппарата ДША-99. Участие в разработке бортовой кислорододобывающей установки (БКДУ) для различных типов самолетов.
2000 Создание дыхательного аппарата для пожарных АП-2000 и маски ПМ-2000. Создание водолазного шлангового дыхательного аппарата ШАП-2000. Создание дыхательного аппарата для спасателей АП-96М. Разработка редуктора ВР-350 для подачи сжатого воздуха к пневмодвигателям установки спасения космонавта (УСК) по заказу NASA. Разработка стенда для испытаний различных типов дыхательных аппаратов по заказу ВМФ России.
2001 Разработка дыхательного аппарата "СЕВЕР" для особо низких температур по заказу Главного управления государственной противопожарной службы МВД России. Разработка прибора "ТЕСТЕР" для контроля параметров дыхательных аппаратов по заказу Главного управления государственной противопожарной службы МВД России. Разработка шлангового дыхательного аппарата ШДА-М по заказу ВМФ России. Разработка комплектов кислородно-дыхательной аппаратуры КДА-129 и КДА-130 для работы от бортовой кислорододобывающей установки (БКДУ) на различных типах самолетов.