От negeral
К Keu
Дата 18.01.2011 14:19:36
Рубрики 11-19 век;

Насколько я понимаю - обычная реализация права отъезда.

Приветствую


>Или этот поступок тянул свои корни из недавного удельного прошлого, когда переход боярина на службу другому князю был в порядке вещей? И соответственно еще не успел приобрести абсолютно негативной общественной оценки.

Именно.


Счастливо, Олег

От Alexus
К negeral (18.01.2011 14:19:36)
Дата 18.01.2011 14:30:27

ну ребята...

А самого Курбского читали? квалифицировать действия князя с помощью категории отъезда неправомерно. Как отметил датский историк Б. Норретрандерс (Norretranders B. The Shaping of Czardom under Ivan Groznyj. P. 67 – 68) сам Курбский никогда не акцентировал внимание на том, что он воспользовался правом отъезда. "Он говорил о вынужденном бегстве от казни, от царской опалы, но не писал, что в основе его побега лежит приверженность старинной боярской привилегии выбирать себе господина по своему усмотрению. На сходство поступка Курбского с данной привилегией указывает только слово, которым современники определяли его уход в Литву: «отъехал». Но для самого князя реализация права отъезда явно была не первостепенной. Главным для него было отстаивание принципа «права на жизнь», бегства от казни вместо того, чтобы ее смиренно принять. Отождествление некоторыми историками этого принципа с правом отъезда является искусственным."
Спор закрыт?

От Random
К Alexus (18.01.2011 14:30:27)
Дата 18.01.2011 14:51:42

Re: ну ребята...

>А самого Курбского читали? квалифицировать действия князя с помощью категории отъезда неправомерно. Как отметил датский историк Б. Норретрандерс (Norretranders B. The Shaping of Czardom under Ivan Groznyj. P. 67 – 68) сам Курбский никогда не акцентировал внимание на том, что он воспользовался правом отъезда.
Он акцентировал внимание на том, что это право было незаконно ограничено, и, как следствие, любой отъезд - есть бегство, независимо от мотивов:

"затворил еси царство русское, сиречь свободное естество человеческое, яко во адове твердыне; и кто бы из земли твоей поехал, по пророку, до чужих земель, яко Иисус Сирахов глаголет: ты называешь того изменником; а если изымают на пределе, и ты казнишь различными смертьми".
_______________________
Не бойся, если ты один. Бойся, если ты ноль.

От Alexus
К Random (18.01.2011 14:51:42)
Дата 18.01.2011 15:16:27

возращаясь к корневому посту

>Он акцентировал внимание на том, что это право было незаконно ограничено, и, как следствие, любой отъезд - есть бегство, независимо от мотивов

Курбский свой поступок не квалифицировал как отъезд. Он "бегун-хороняка" от возможных царских репрессий. а на форуме стали рассуждать, что воспользовался правом отъезда.

П.С. По поводу представлений об измене - см. еще списки исповедных книг и вопросников для исповеди 16-17 вв.

От Random
К Alexus (18.01.2011 15:16:27)
Дата 18.01.2011 15:33:30

Re: возращаясь к...

>>Он акцентировал внимание на том, что это право было незаконно ограничено, и, как следствие, любой отъезд - есть бегство, независимо от мотивов
>
>Курбский свой поступок не квалифицировал как отъезд. Он "бегун-хороняка" от возможных царских репрессий. а на форуме стали рассуждать, что воспользовался правом отъезда.

>П.С. По поводу представлений об измене - см. еще списки исповедных книг и вопросников для исповеди 16-17 вв.
Намекаете на положенный "духовный карантин" для "выездных"? Если да, то не в кассу по все той же причине: это религиозный аспект, а не национально-державный. Если нет, конкретизируйте пжл.
_______________________
Не бойся, если ты один. Бойся, если ты ноль.

От Random
К Random (18.01.2011 15:33:30)
Дата 18.01.2011 15:37:01

кстати, это ж Курбский Грозного так обзывал, хоронякой (-)