>Доводилось читать, что чукчи тех времен были своего рода сибирскими чеченами: грабежи соседей (в т.ч. ясачных, которых русские обязались защищать), отсутствие власти, с которой можно мирно договариваться...
>Еще вот тут статейка в тему:
> http://www.zaimka.ru/to_sun/chukchi.shtml
Автор статьи - Зуев - пишет тенденциозно. И язык соответствующий.
===Зуев А.С.
"Немирных чукчей искоренить вовсе"
Как бы ни хотелось верить в миф советской исторической науки о чуть ли не добровольном присоединении сибирских народов к России, он имеет мало общего с реальными историческими фактами. В ходе присоединения Сибири преобладало все же не "мирное" и "добровольное вхождение", а открытое завоевание, сопровождавшееся вооруженной борьбой русских с сибирскими "инородцами". При этом отчетливо видно, что степень сопротивления и ожесточенности аборигенов повышалась с запада на восток, обратно пропорционально уровню их социально-экономического развития. И наиболее бескомпромиссную борьбу с русскими вели как раз самые "дикие" племена – чукчи. Подчинение этих племен, растянувшееся со второй половины XVII века до второй половины XVIII, представляет собой одну из самых трагических и кровавых страниц истории колонизации Сибири. Коряков и ительменов, в конечном счете, удалось объясачить и привести в покорность. Чукчей же подчинить так и не удалось.
Кардинальный поворот в "чукотской политике" от войны к миру связан с именами сибирского губернатора Федора Ивановича Соймонова и назначенного в 1760 году анадырского командира подполковника Фридриха Христиановича Плениснера. Первый в донесении в сенат от 7 ноября 1760 года настаивал на том, "что надлежит отныне с теми чукоцкими и протчих разных и многих родов иноверцами бунтовщиками при склонении оных в российское подданство к платежам ясаков не столько военною и оружейною рукою поступать, сколько ласою, благодеянием и добрым с ними обхождением". Плениснер же, прибыв в январе 1763 года в Анадырск и освоившись с "местными обстоятельствами", вообще предложил ликвидировать Анадырскую партию и снести Анадырский острог. Его горячо поддержал Соймонов. Оба апеллировали к тому, что на Анадырскую партию затрачены огромные финансовые и материальные средства, тогда как отдача от деятельности партии фактически равна нулю (10).
Сенат согласился с закрытием Анадырской партии, признав, что она "бесполезна" и "народу тягостна". В сенатском докладе Екатерине II говорилось: "В разсуждении лехкомысленного и зверского их (аборигенов – А.З.) состояния, також и крайней неспособности положения мест, где они жительство имеют, никакой России надобности и пользы нет и в подданство их приводить нужды не было" (11). Тем самым вся предшествующая русская политика на Чукотке признавалась бессмысленной.
4 мая 1764 года появился императорский указ о закрытии Анадырской партии и ликвидации Анадырского острога. В 1765 году из Анадырска начался вывод солдат, казаков и гражданского населения (в Гижигинскую и Нижнеколымскую крепости). Он продолжался до 1771 года, когда крепостные укрепления Анадырска были разрушены. Форпост русской власти на северо-востоке Сибири, основанный еще в 1649 году Семеном Дежневым, перестал существовать. Ликвидация Анадырской партии не только свидетельствовала о прекращении боевых действий против чукчей, но и означала фактическое поражение России. Мощная в военном отношении держава, побеждавшая в то время Турцию, Швецию и Пруссию, не смогла сломить сопротивление маленького и "дикого" народа.
Отрицание военных методов не означало, однако, полного отказа российского правительства от подчинения Чукотки. Но цель уже пытались достигнуть исключительно мирным путем. 26 января 1776 года Екатерина II указала: приложить все усилия для принятия чукчей в подданство России. В марте 1778 года благодаря стараниям командира Гижигинской крепости капитана Тимофея Ивановича Шмалева и сибирского дворянина крещеного чукчи Николая Дауркина с "главным" чукотским тоеном Омулятом Хергынтовым был заключен договор о принятии чукчами русского подданства. Договор этот, однако, фактически не имел никакой силы, поскольку распространялся только на те стойбища, которые признавали авторитет Омулята (и до тех пор, пока признавали).
=======
тут я клал файл по Чукотке, от оттуда краткая резюмя по тем событиям. Можно развить
============
в царствование императрицы Екатерины Великой, Чукотка была
единственной областью Севера и Дальнего Востока Российской им-
перии, имевшей статус неполного присоединения к империи. Чукчи
и эскимосы - коренное население территории, платили лишь добро-
вольную подать мехами, которая засчитывалась им в обмен на то-
вары. Предысторией установления такого порядка управления был
эпизод, когда местные жители отомстили жестоко притеснявшему их
царскому офицеру Павлуцкому. Грозная императрица, сурово расп-
равившаяся с крупнейшим крестьянским восстанием в Центральной
России, не стала посылать карательные силы, чтобы усмирить
взбунтовавшийся народ. Она приняла мудрое решение: военно-адми-
нистративное управление территорией отменялось. Был ликвидиро-
ван Анадырский острог, основанный как форпост русского проник-
новения на Чукотку казаком Семеном Дежневым в 1649г. Были соз-
даны ярмарки для местных жителей, при этом наладился взаимо-
выгодный товарообмен.
Принятие присяги на подданство русскому царю главой чукчей -
Амравгургином и его поданными произошло в 1860-х годах. Последний
номинальный царь чукчей Тынако был отстранен от власти в 1930г.
Тогда же была создана административная чукотская автономия.
====
Описание как активист-комсомолец,он же геолог, в 1929г в одиночку прошедший глубннку Чукотки,взял власть у этого Тынако, у меня тоже есть. Очень красочно.
То же по 1860г.
Но без никакого кроваваго наслия над бедными чукчами. Был своеобразный расклад сил , и покупались в основном местные верхущки .
> Описание как активист-комсомолец,он же геолог, в 1929г в одиночку прошедший глубннку Чукотки,взял власть у этого Тынако, у меня тоже есть. Очень красочно.
Забавно было бы посмотреть. Значит, фильм "Начальник Чукотки" возник не на пустом месте )
>> Описание как активист-комсомолец,он же геолог, в 1929г в одиночку прошедший глубннку Чукотки,взял власть у этого Тынако, у меня тоже есть. Очень красочно.
>
>Забавно было бы посмотреть. Значит, фильм "Начальник Чукотки" возник не на пустом месте )
Книжки сейчас нет под рукой, по памяти -там речь идет о 1929-30 годах, а не о годах ГВ. Автор (фамилия кажется Дергачев или что-то такое)написал типа документал.биографического очерка. Путешествие практически одиночки, но с мандатом, и неоднократное, вдоль и поперек территории. С отправлением администраивных функций в том числе(установил Советскую власть).
Там много заковык. Чукчи(оленные)жили всегла безбедно, у них родовая структура , а парень искал классово близких(бедняков). А там при цене оленя 20р в среднем кажется 30-40 штук имел народ, а богачи - до 5 тыс. Но как-то он подошел верно, создал Совет. На курултае тамошнем, имевшем регулярно быть гле-то на Анюе (река на севере Ч.). Там отличные места, и пастбища.(Я там бывал рядом).
И вот приехал царь, но под ним уже базы не было, богатеи банковали, а молодежь ангажировали за Сов.власть. Классовая борьюа впрочем была слабой(но это еще не коллективизация). В книге есть сюжет о царской власти и о перепетиях отноршений чукчкй с Белым царем. Перечислены предыдущей тамошние тойоны. Там уже войн впомине не было, н перепетиии интересны. Похоже, власть-таки была и весьма установившаяся, с стабильной преемственностью. Царь Тынако впечатлил Дергачева , предъявив все полномочия от Белого царя, начиная с середины 19 века, весь комплект -грамоты, указы, медали и прочее. Все как в банке хранил. Еще его легко было отличить по огромного малахаю, очень красивому, и тоже неместному - специально подарили как знак отличия(местные все в кухлянках из шкур). Но комсомолец попросту послал царя на хер и ни один богатей по крупному не завозражал(хотя они суетились, умные были граждане).
Вообще представления о низкой культуре чукчей - сугубая лажа. Автор описывал напр встречи с кочевными небедными чукчами, которые уже поддались благам цивилизации(пить и кутить умели), но навыки имели вековые. Один , уже лет за 70, гуляка и выпивоха имел операционную собств. ситему картографии и письменности, видимо это наследие древней цивилизации(она там была в период 0 века - была статья "Чукотские Микены" в "Знание сила"в 2000г).