От Офф-Топик
К Офф-Топик
Дата 30.11.2001 04:41:29
Рубрики Прочее;

История спецмилиции-2 (Питер)

Санкт-Петербургские Ведомости No 96(2486), 30 мая 2001

--------------------------------------------------------------------------------

С "красной книжкой" _ на большую дорогу
Когда-то ушлые люди выходили на промысел с кистенем, теперь для этого достаточно фальшивого удостоверения сотрудника милиции Через границы _ к грабителям Чешский водитель-дальнобойщик Мнекота Милан от возмущения буквально трясся. Ехал он из городка Градец Кралове с грузом фотоматериалов.

В качестве экспедитора груз сопровождал русский парень, представитель солидной питерской фирмы. Четыре дня были в дороге, проехали несколько стран, вместе ели и пили. А когда прибыли в Питер, на какой-то глухой улочке экспедитор попросил Милана выйти.

Тут же подкатила легковая машина, из нее выскочили четверо парней. Сказали, что они из милиции, а потом повалили чеха на землю и стали избивать. При этом угрожали пистолетом и обещали в случае сопротивления вообще убить. Не успевшему прийти в себя Милану надвинули на глаза шапку, надели наручники и сделали в ногу какую-то инъекцию, от которой он потерял сознание.

Очнулся лишь через несколько часов, в чужой машине, откуда вскоре был высажен в совершенно незнакомом ему месте, без всяких документов.

Грузовик с прицепом и всем содержимым на сумму более полумиллиона немецких марок, разумеется, исчез.

Перед сотрудниками отдела грузоперевозок управления спецмилиции задача стояла, казалось бы, почти неразрешимая. Ни свидетелей, ни улик _ только до смерти перепуганный потерпевший, лопочущий по-чешски.

Связались с консульством Чехии, там навели справки о фирме-грузоотправителе и подтвердили: да, действительно, 28 января 1999 года указанный автомобиль с грузом фотоматериалов (предварительно, кстати, не оплаченным) выехал в Санкт-Петербург. Документы экспедитора никаких сомнений не вызвали. Оперативники попробовали найти в Питере фирму-грузополучатель, и оказалось, что таковой... нет в природе.

Пропавший грузовик "ЛиАЗ" с прицепом и чешскими номерами объявили в розыск. Его (разумеется, без груза) нашли через два дня сами же сотрудники управления, проезжавшие по Витебскому проспекту. Чисто случайно _ просто там пролегал их обычный маршрут на Московскую трассу.

Грузовик стоял на самом видном месте, в двух шагах от здания "Совтрансавто". Мимо сновали машины и ГИБДД, и патрульно-постовой службы, и "территориалов", но, несмотря на розыскную ориентировку, на этот весьма приметный объект никто внимания не обращал.

Неизвестные грабители, проявив столь вопиющую беспечность, как выяснилось, оказали милиции услугу неоценимую. При тщательном осмотре кабины были обнаружены многочисленные отпечатки пальцев. Они, как известно, сохраняются лишь около недели, и если бы автомобиль спрятали получше, поиски его наверняка бы затянулись, и этой тоненькой ниточки к тому времени, скорее всего, уже могло не быть...

Отпечатки отправили для сличения в милицейскую дактилоскопическую базу данных. И вскоре выяснилось, что принадлежат они некоему Виталию Малиновскому, 1977 года рождения, ранее судимому за грабеж и ношение холодного оружия. Через паспортный стол получили его фотографию, предъявили потерпевшему для опознания. "Он самый!" _ уверенно заявил чех.

По дороге в Питер, сообщил Милан, "экспедитор" часто звонил кудато по мобильному телефону. Оперативники "прошли" по маршруту следования грузовика Милана и, сопоставив время и место возможных звонков с базой данных телефонной сети, вычислили номер трубки Малиновского. А номер, по которому он звонил, безошибочно привел оперативников к квартире его родителей.

За квартирой установили наблюдение. Через какое-то время там появился и Малиновский. Но задерживать его смысла не имело _ в цепочке доказательств еще не хватало многих звеньев.

Виталик, сматывайся!

Кропотливая оперативная работа дала свои плоды. В один прекрасный день в руках сыщиков оказался пакет, который мать Малиновского попыталась спрятать у своей знакомой в Сертолове. В пакете лежали два удостоверения сотрудников милиции и увесистая пачка долларов. На одном удостоверении красовалась фотография Малиновского. Разумеется, фамилия в "корочках" была не его. Лицо другого "милиционера" оперативникам было неизвестно.

"Корочки" были явной липой даже на первый взгляд. Чего стоила, к примеру, несуществующая в природе должность "оперуполномоченный угрозыска УБЭП". Но на непосвященных людей, судя по всему, "документы"

производили впечатление неотразимое...

Надо сказать, что к преступлениям, совершенным мнимыми коллегами, в милиции отношение особое. Каждый такой случай тщательно анализируется, сопоставляется с аналогичными, приметы "милиционеров" рассылаются по всей России. И эта работа то и дело дает свои плоды. Так получилось и в данном случае.

Просматривая базу данных "милицейских" преступлений, сыщики из спецмилиции обратили внимание на недавнюю серию ограблений валютчиков в Петроградском районе. К людям, промышлявшим нелегальным обменом валюты, подходили двое "сотрудников милиции", отводили их в укромное место, потом надевали наручники, избивали и отнимали деньги и документы.

Один раз, правда, у них случился прокол: двое потерпевших заподозрили неладное и оказали активное сопротивление. Завязалась драка, в результате которой "милиционеры" обратились в бегство. Один из них бросился в стоящую рядом машину, но она не завелась, и ему пришлось оставить ее, скрывшись в толпе. Вызванная милиция обнаружила в машине водительские документы на имя некоего Дмитрия Львовича Гагарина, в котором потерпевшие узнали одного из "милиционеров". Оперативники, расследовавшие "чешский эпизод", показали этим людям удостоверения, найденные в Сертолове. И их подозрения подтвердились: вторым "милиционером"

оказался Малиновский.

Опознал подельников и еще один потерпевший _ водитель-экспедитор грузовика "МАЗ-54323" с прицепом, принадлежащего ЗАО "Газтехснаб Торговый дом". Судя по его заявлению, Малиновский в компании с Гагариным и несколькими неизвестными ему людьми в поселке Шушары 3 марта 1999 года (на следующий день после нападения на чеха!) уговорили его отвезти некий груз в Москву. А назавтра, когда он прибыл за грузом на улицу Софийскую, Гагарин предъявил ему милицейские "корочки" и потребовал отдать документы на машину и ключи от нее. Потом его пересадили в "восьмерку" и в течение часа катали по городу. За это время "МАЗ" бесследно исчез.

Помимо всего прочего, за лжемилиционерами, как оказалось, тянулся шлейф других прегрешений. Гагарин, к примеру, аж с 1995 года находился в розыске за квартирное мошенничество. Судя по материалам следствия, он с сообщниками продал чужую квартиру по поддельной доверенности. Малиновский же с сообщником (на тот момент неизвестным), если верить хозяйке, у которой они снимали квартиру, банальнейшим образом эту квартиру обокрали, не погнушавшись ни заварным чайником, ни комплектом постельного белья, ни вешалкой из рога лося стоимостью 150 рублей. И это как раз в тот период, когда разрабатывалась и совершалась изощренная "чешская операция", которая должна была принести сотни тысяч долларов!

Круг, однако, сужался. Оперативникам удалось вычислить квартиру, где скрывались Малиновский и Гагарин. Стандартная точечная девятиэтажка в Выборгском районе. Мощная железная дверь. По имеющейся информации, "герои" _ там. Но как их оттуда извлечь? Взлом такой двери _ дело непростое и небыстрое, действия задерживаемых в это время могут быть непредсказуемыми... Оперативники с лестничной площадки связались по мобильнику с начальником отдела Александром Ивановиче Тимошенко.

_ Стойте на месте, сейчас что-нибудь придумаем, _ сказал он.

Через несколько минут в квартире раздался телефонный звонок, потом послышался шум, топот ног. Вскоре дверь отворилась, и на пороге показались Малиновский и Гагарин с огромными баулами в руках. Разумеется, в следующую же секунду оба лежали на полу, закованные в наручники.

Как потом оказалось, Тимошенко поступил гениально просто. Он набрал номер телефона Малиновского и попросил одну из сотрудниц управления сказать в трубку единственную фразу: "Виталик, сматывайся, к вам менты выехали!" Понятное дело, в таких случаях не до объяснений. Подельники второпях похватали свои вещи и бросились к дверям...

Круг замкнулся. Вопросы остались На Захарьевской, 19, в помещении управления, задержанных развели по разным кабинетам и предъявили им часть добытых доказательств. Гагарин, при котором были найдены фальшивые милицейские "корочки", выглядел измученным _ видно, сказались несколько лет "бегов". Показания он начал давать почти сразу. Малиновский, ошеломленный выложенными на стол удостоверениями, которые он "надежно" спрятал у матери, дал показания по эпизоду с чехом. (Впоследствии, правда, он от них отказался _ мол, свидетелей нет, докажите, если сможете...) Картина похождений лжемилиционеров, таким образом, приобретала вполне конкретные очертания. Тем не менее вопросов было еще предостаточно. К примеру, оставался неизвестным владелец второго "сертоловского" удостоверения. Но на одном из обысков в числе прочих документов оперативники обнаружили доверенность на вождение машины, выписанную на некоего Владимира Владимировича Конюхова. Подняли картотеку паспортной службы, взглянули на фотографию _ точно он.

Конюхов оказался жителем Волхова. Оперативники связались с тамошним УБОПом, и выяснилось, что борцам с организованной преступностью этот человек прекрасно знаком. До недавнего времени, по их сведениям, был он "бригадиром" одной из местных преступных группировок, но потом его разжаловали за пристрастие к наркотикам. На тот момент Конюхов уже находился на подписке о невыезде, обвиняемый в разбое и вымогательстве. С сотрудниками УБОПа он предпочитал не ссориться и послушно являлся на беседы. Пригласив его в очередной раз, волховские милиционеры позвонили в Питер: "Приезжайте, клиент на месте".

Пока машина с оперативниками неслась в Волхов, Конюхова "занимали" разговорами. А когда в кабинет вошли незнакомые люди и сказали: "Володя у вас? Мы его забираем с собой", _ он ничего не понял и послушно сел в машину. По пути, поняв, куда и зачем его везут, Конюхов начал "изливать душу". Поведал и о том, как, используя фальшивые "корочки", они с Малиновским грабили и избивали валютчиков. И о том, как обчистили квартиру доверчивой хозяйки (вот он, ранее неизвестный сообщник!) и даже наговорили по ее телефону больше чем на тысячу рублей с разными городами и странами.

Стал известен оперативникам и новый эпизод _ осенью 1998 года задержанный в компании с друзьями умыкнул у некоего гражданина автомобиль "Мерседес-280 SE" под предлогом ремонта. Подельником Конюхова тогда был его земляк Александр Котов. Вскоре арестовали и его. Милицейских "корочек", у него, правда, не нашли, зато обнаружили фальшивый паспорт на чужое имя, которым он, как стало известно следствию, с успехом пользовался _ то снимая квартиру, то предъявляя его сотрудникам ГИБДД, останавливавшим его "Мерседес" за нарушение правил дорожного движения.

Последним был арестован обвиняемый в изготовлении фальшивых "корочек" Владимир Гольдберг. Тихий, мирный человек, увидев настоящих милиционеров, он сразу же поспешил во всем сознаться. На своем "рабочем месте" в помещении дома на Казанской, и расположенном в подвале этого же здания компьютерном клубе продемонстрировал применяемую аппаратуру, подробно рассказал о технологии подделок. Оказалось, что он может изготовить не только милицейские "корочки", но, к примеру, печати, вузовский диплом, аттестат об окончании средней школы и даже табель успеваемости. Не отрицает Гольдберг, что именно он изготовил Малиновскому фальшивый загранпаспорт, с которым тот предпринял то самое путешествие в Чехию...

Сегодня следствие закончено, "герои" ожидают суда. Увы, история с разграбленной чешской машиной, давшая толчок этому делу, так до конца и не прояснилась. Ни о заказчиках, ни о сообщниках Малиновский не говорит ни слова. Груз же как в воду канул. Все попытки найти его след в сети торговли фотоматериалами или фотолабораториях успехом не увенчались. Либо украденное очень грамотно легализовали, либо... его вообще не было. Такое тоже возможно _ ведь фирма-грузоотправитель получила за пропавший груз страховку. Не исключено, что машина везла лишь красиво оформленную "куклу", ограбление было инсценировкой, авторы которой и поделили с исполнителями компенсацию "ущерба".

Михаил РУТМАН


От Офф-Топик
К Офф-Топик (30.11.2001 04:41:29)
Дата 30.11.2001 04:42:02

спецмилиция-3

В Стокгольм — на белом теплоходе обещал отправить наивных граждан человек, дважды судимый за мошенничество





Доверчивость наших соотечественников поистине достойна изумления. В камере «Крестов» сейчас ожидает суда некто Михаил Семенович Порошин. Обвиняется он в том, что за немалые деньги «трудоустраивал» людей на паром «Санкт-Петербург — Стокгольм». Прелесть этой ситуации заключается в том, что уже почти десять лет как парома этого не существует в природе. Работавшее на «шведской линии» судно «Ильич» давно продано за долги.

Когда оперативники 7-го отдела УУР ГУВД получили несколько заявлений о невыполняющем своих обещаний «благодетеле», они первым делом навели о нем справки. И убедились, что имеют дело с профессионалом-мошенником. К тому моменту Михаил Семенович уже имел две судимости и успел отсидеть 16 лет. Специализировался он именно на «трудоустройстве». Последний срок, к примеру, получил за «оформление на работу» в гостиницу «Пулковская». А выйдя на свободу в 1992 году, решил переключиться на «морскую тему».

Что касается умения очаровывать людей, тот тут Михаилу Семеновичу, похоже, равных просто не было. Одна внешность чего стоила: вальяжный, с благородной сединой, слегка полнеющий джентльмен. Ездит на красивом «БМВ», одет с иголочки, в дорогих очках и с сотовым телефоном в руке. У заднего стекла — капитанская фуражка, на плечиках в салоне — гражданская морская форма. Любил притормозить перед красивой девушкой, завести беседу. Собеседник он был остроумный и легкий, умел вовремя сделать комплимент, блеснуть эрудицией. Между прочим, сообщал, что он — немалая фигура в Балтийском морском пароходстве, является соучредителем крупной российско-шведской компании. Характерно, что за годы его «работы» подтвердить это каким-либо документом необходимости ни разу не возникло...

Разговор со случайным собеседником (а кроме девушек в машине Порошина иногда оказывались люди, которых он просто любезно соглашался подвезти) как-то невзначай заходил об обширных связях и разнообразных возможностях Михаила Семеновича. И тогда у разомлевшего от рассказов о сказочной жизни человека «сама собой» рождалась мысль самому попроситься в эту сказку.

Порошин к просьбе относился серьезно, проявлял участие. Каждому просившему предлагал работу «по душе» на борту роскошного парома — разумеется, с очень приличным жалованьем. «Устраивал» людей матросами, барменами, стюардами, горничными. Были у него «в запасе» места врача, медсестры и даже мясника. Подробно объяснял людям, какие нужны документы — характеристики, справки и прочее. Давал свой адрес, номер «трубки» и... объяснял, что для «подхода» к важным людям нужна небольшая предоплата. Цифры назывались разные — в уголовном деле фигурируют суммы от 400 до 1600 долларов, которые наши доверчивые сограждане безропотно Порошину вручали.

Дальше, естественно, начиналось то, что в блатном мире называется «динамо». Михаил Семенович звонил «осчастливленному» им клиенту и огорченно сообщал, что произошла неожиданная задержка, пока ничего не получается, но как только, так сразу... Некоторых женщин он даже навещал у них на квартирах, успокаивал как мог... Когда процесс вождения за нос затягивался и человек начинал беспокоиться, «благодетель» неожиданно исчезал из его поля зрения — на звонки не отвечал, дома не появлялся. Как выяснилось, в таких случаях Михаил Семенович «отлеживался» у своей сожительницы.

С годами число людей, жаждущих встретиться с ним и вернуть свои деньги, стало исчисляться десятками. Некоторых Порошин уже и сам, вероятно, не помнил. Правда, кое-кому удавалось «достать» его, и тогда часть денег приходилось возвращать. Но Михаил Семенович особенно не огорчался — в клиентах, судя по всему, он недостатка не испытывал. В уголовном деле фигурируют даже иногородние — к примеру, из Ленинградской и Мурманской областей.

Задержали его без особых хлопот — при получении меченых купюр от одного из заявителей. При нем нашли газовый пистолет и... удостоверение дружинника ГИБДД (которое, видимо, и помогало ему на досуге, отвлекаясь от «морской темы», «оформлять» людям водительские права). Каких-либо документов о каком-либо специальном образовании или о причастности его к БМП ни при нем, ни у него дома обнаружить не удалось.

Следствие длилось почти год. За это время начинавшие дело оперативники перешли из УУР в 10-й отдел управления спецмилиции ГУВД. В процессе следствия число вменяемых Порошину эпизодов приблизилось к пяти десяткам. Что-то он признал частично, что-то полностью. Как и во всех делах по «мошеннической» статье, главная трудность здесь — доказательство преступного умысла. «Деньги мне давали добровольно, — заявляет Порошин. — Я непременно бы их вернул». Но ответить на вопрос, зачем кормил людей несбыточными обещаниями, выдавая себя за того, кем никогда не являлся, ему пока убедительно не удается. Впрочем, чем черт не шутит — может, на суде как-нибудь вывернется. Снова появится на улицах на своем шикарном «БМВ»... Куда он тогда будет «трудоустраивать» доверчивых людей, которых у нас, оказывается, все еще немерено?

Михаил Рутман

От Офф-Топик
К Офф-Топик (30.11.2001 04:42:02)
Дата 30.11.2001 04:44:33

Украинской ...

Самая секретная милиция

В мае 1948 года она была создана по инициативе и под личным руководством Лаврентия Берии


ятьдесят третью годовщину со дня своего создания отметила специальная милиция при УМВД Украины в Одесской области. Одесские журналисты впервые познакомились с работой этого подразделения в рамках очередного заседания пресс-клуба «Право».

В конце 40-х годов создание специальной милиции в Советском Союзе было обусловлено необходимостью недопустить утечку секретной информации из особо важных объектов военно-промышленного комплекса. Тем более, что в ту неспокойную пору создавалась отечественная атомная бомба. На протяжении нескольких десятилетий сотрудники спецмилиции добросовестно охраняли военные заводы, сопровождали специальные грузы, обеспечивали секретность в реализации оборонных и космических программ.

Аналогичные функции сохранились и у спецмилиции Украины. Сегодня в стране более трехсот объектов, которые обслуживает это подразделение. В Одесской области таких объектов 13. Среди них четыре научно-исследовательских института, две воинские части, четыре учреждения связи (в том числе областная дирекция АО «Укртелеком»), одесские припортовый и нефтеперерабатывающий заводы, а также Майское месторождение золота (из-за нехватки средств оно законсервировано, но находится под постоянным наблюдением).

— При всех вышеупомянутых функциях специальная милиция входит в криминальный блок МВД Украины, и поэтому сегодня главная ее задача — оперативно-розыскная деятельность, — говорит начальник отдела спецмилиции при УМВД Украины в Одесской области Олег Лиходько. — В составе подразделения есть сотрудники самых различных служб. Более того, на одном из секретных объектов наш сотрудник одновременно является старшим оперуполномоченным уголовного розыска, старшим оперуполномоченным службы по борьбе с экономическими преступлениями и старшим госавтоинспектором. В милиции такого больше нет нигде.

Впрочем, такая универсальность отнюдь не мешает спецмилиции (раскрою военную тайну: штатная численность отдела — 22 человека) справляться со своими обязанностями. В этом году, например, в Одесской области на охраняемых объектах было зарегистрировано всего с десяток преступлений (в основном мелкие кражи), из которых только одно пока остается нераскрытым. Как говорят сами сотрудники спецмилиции, жизнь все-таки более спокойная, если все спокойно на объектах особой важности.


Чужие здесь не ходят

Спецмилиция Украины: зачем она нужна и чем занимается

Александр ВИКТОРОВ
"Кіевскій Телеграфъ"

Во время активных поисков затонувшего атомохода "Курск", широко транслировавшихся по телевидению, возможно, вы обратили внимание на барражировавшие над заданным районом вертолеты. Не следует думать, что их пилоты до рези в глазах всматривались в многометровую толщу воды — профессионалы понимали, что это бесполезно.

Дело здесь в другом: на геликоптерах были установлены поисковые комплексы "Осьминог", реально помогающие отыскать субмарину. Изготавливаются эти комплексы в Киеве, на засекреченном до сих пор заводе "Радар". Режим секретности предполагает, что любой человек, ступивший на территорию предприятия, должен иметь соответствующий допуск. Даже участковый или опер угрозыска, обслуживающие прилегающий район, на завод не попадут. Тут действуют специальные правила и специальные служители закона. Так они и называются — сотрудники подразделений спецмилиции Украины.

Милиция как милиция. Только особая...

Киевский завод "Радар" — одно из трех с лишним сотен предприятий Украины, "прикрывающихся" подразделениями спецмилиции (до развала Союза эта служба именовалась "четверкой", по номеру управления, и ветераны до сих пор по старой памяти так ее называют). Спецмилиция не отвечает за охрану объектов или за соблюдение режима секретности на них. Для выполнения этих функций есть другие службы (хотя, конечно, в случае необходимости спецмилицию могут привлечь для оказания помощи в тех или иных мероприятиях). Подчиненные начальника Отдела спецмилиции МВД Украины полковника Виктора Петченко решают те же задачи, что и коллеги из территориальных подразделений. Они осуществляют профилактику, выявляют и раскрывают преступления, прогнозируют развитие и изменение криминогенной ситуации, осуществляют охрану спецгрузов и т. д. Среди них есть участковые и оперативники разных направлений, есть сотрудники разрешительной системы и милиционеры патрульно-постовой службы, есть те, кто занимается делами несовершеннолетних, есть следователи... В Киеве, Харькове и Крыму есть даже ГАИ, разумеется, с приставкой "спец". Зачем нужно это дублирование территориалов, думается, понятно. Ведь если на том же "Радаре" или АЭС случится хотя бы рядовое преступление, туда без допуска для разбирательства просто не пустят даже высокого чина.

Особый род деятельности — охрана спецгрузов. Раньше для этих целей привлекали и другие подразделения МВД, но все же некоторая межведомственность тормозила дело. А есть производства, требующие бесперебойных поставок прямо с одного конвейера на другой с поминутной точностью. И накопление комплектующих тут не позволяется... Спецмилиция успешно справляется с этой задачей.

Кража металла и тут "достала"

По словам Виктора Петченко, большая часть совершаемых на режимных объектах преступлений не связана с этой самой режимностью, а носит обычный корыстный характер. То есть, проще говоря, не секреты крадут, а материальные ценности, которые плохо лежат. Или даже хорошо лежат, но слишком соблазнительны для воров. "Достают" и лидируют здесь кражи оборудования и кабельной продукции на предмет сдачи этого добра в металлолом. Читатели, наверное, помнят недавний шумный скандал, когда сотрудник Хмельницкой АЭС принялся вырубать кусок контрольного кабеля длиной в 150 метров и чуть не вывел из строя ядерный энергоблок. Слава Богу, схватили его вовремя... На той же АЭС сотрудники спецмилиции раскрыли преступную группу, которая на протяжении 1999 года похитила со строительства третьего энергоблока оборудование на четверть миллиона. И так далее.

"На Хмельницкой АЭС за последнее время трижды менялся директор, — напомнил Виктор Петченко. — Причем дважды — по представлению спецмилиции, которая не может мириться с безобразиями на станции. Нам удалось убедить в необходимости таких шагов прокурора. А затем с выводами правоохранителей согласилась и комиссия "Энергоатома".

В Украине есть 4 предприятия, имеющие прямое отношение к изготовлению взрывчатых веществ. На одном из них в процессе разукомплектования устаревшего вооружения исчезло несколько десятков трассирующих снарядов.

Пока руководство ломало голову, кому в округе могли понадобиться такие серьезные боеприпасы, сыщики спецмилиции вышли на след. Оказалось, что местная криминальная группировка заказала кое-кому на заводе добыть партию патронов. Однако подходящих не нашлось, тогда ворюги на всякий случай прихватили снаряды. Мафиози от них, естественно, отказались, и незадачливые продавцы стали предлагать боеприпасы чуть ли не первому встречному на рынке. Понятно, что при этом "засветились", и хотя успели перед задержанием затопить снаряды в речке, потом пришлось их оттуда доставать — все до единого.

...У спецмилиционеров нет какой-то особой формы. Особые у них — только обязанности.

вверх



Таможня — это контроль и учет

Эксперимент на Надвирнянском нефтеперерабатывающем заводе буксует

Павел ТОКОВОЙ
специально для "КТ"

Эксперимент на Надвирнянском нефтеперерабатывающем заводе обещал стать поворотом в обеспечении эффективного контроля на рынке нефтепродуктов и отработкой технологии таможенного оформления, хорошо зарекомендовавшей себя в развитых странах.

Суть эксперимента проста: территория завода временно исключается из таможенной территории Украины, а таможенная граница и зона соответствующего контроля располагаются в местах слива готовых продуктов переработки. При этом сырая нефть в таможенном отношении не документируется, оформлению подлежат лишь готовые продукты переработки. По подобному принципу работает подавляющее большинство нефтеперерабатывающих заводов в Европе и мире. По инициативе Государственной таможенной службы Украины такой эксперимент решено было провести на Надвирнянском НПЗ в Ивано-Франковской области. Об этом в начале текущего года заявил председатель Государственной таможенной службы Юрий Соловков. Однако до сих пор проведение эксперимента практически невозможно из-за позиции, которую заняло руководство завода. Подробнее о причинах сложившейся ситуации мы попросили рассказать главного таможенника Украины Юрия Соловкова.

— Руководство Надвирнянского НПЗ, к сожалению, не выполняет распоряжение Кабмина. Таможенников не допускают к счетчикам и другим приборам, с помощью которых можно контролировать поступление нефти и выход готовых нефтепродуктов. Эксперимент фактически заблокирован, о чем мой заместитель Игорь Соболь уже докладывал вице-премьер-министру Украины Юлии Тимошенко. Идея эксперимента, напомню, возникла не просто так. Все таможенники Европы контролируют нефтепродукты, исходя из их реализации. Нефть поступает на завод, а продукты ее переработки не могут оттуда выйти без таможенного оформления. Это дает возможность осуществлять наиболее полный и прозрачный контроль в этом сегменте энергорынка. В развитых странах не контролируют сырую нефть: ведь потребитель нуждается не в нефтяном сырье, а в продуктах его переработки. В Украине же по-прежнему на нефтеперерабатывающих заводах декларируется сырая нефть, а уже потом нам подают расчеты, сколько из этого сырья вышло готовой продукции по номенклатуре. Контролировать, тем более оперативно, таким образом очень непросто (уйма бумаг, огромный объем работы, задействованы десятки людей — как таможенников, так и специалистов завода). Государственная таможенная служба предложила схему, отработанную Всемирной таможенной организацией и успешно работающую в странах Запада. Она дает возможность быстро и с большой точностью проконтролировать выход готовых продуктов переработки, обеспечивает равное использование импортированных и произведенных в Украине нефтепродуктов. Поскольку ввезенные нефтепродукты облагаются таможенными пошлинами и сборами, а переработанные внутри страны — нет, такой подход позволяет лучше загружать украинские нефтеперерабатывающие заводы.

— Не так давно прошла информация, что до конца текущего года все газохранилища Украины будут взяты под контроль Государственной таможенной службы. Какова судьба этой инициативы, и как это осуществляется на практике?

— Мы давно уже работаем с НАК "Нефтегаз Украины" по передаче под таможенный контроль всех газохранилищ. Я думаю, что это задание мы выполним, поскольку с НАК налажено нормальное сотрудничество. Есть только одна проблема: необходимо установить счетчики, передать их таможенным органам, как это было предусмотрено решением правительства. Причем нужно передать их Гостаможслужбе под пломбирование. Только тогда мы сможем гарантировать постоянный контроль входа и выхода газа с территории Украины.

Что касается магистральных трубопроводов, то здесь оптимизма поменьше. Сегодня на стратегических участках границы (Беларусь, Россия, Молдова) Украина не имеет своих счетчиков газа. Как вычислить "газовые" платежи без достоверных данных о том, сколько газа заходит на территорию Украины, а сколько выходит? Все это подлежит строгому контролю и учету. Особенно это касается такой стратегической отрасли, как энергорынок.

вверх



Контрабандные итоги

Мука и сахар дополнили привычный ассортимент незаконно ввозимых товаров

Глеб КРАВЦОВ
специально для "КТ"

За девять месяцев текущего года Государственной таможенной службой заведено 62 294 дела о нарушении таможенных правил на сумму 718 млн. грн., что в два раза больше аналогичного периода минувшего года. Об этом на прошлой неделе заявил начальник управления Гостаможслужбы по организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил Геннадий Швыдков.

По популярности выявленные случаи нарушений расположились в следующем порядке: продовольственные и промышленные товары — 75 млн. грн., автомобили — 18 млн. грн., иностранная валюта — 16 млн. грн., спирт и алкогольные изделия — около 8 млн. грн., табачные изделия — 4 млн. грн.

По утверждению Швыдкова и его зама Виталия Щербаня, причины практической неистребимости контрабанды — в проблемности перекрытия нелегальных каналов ввоза-вывоза товаров внетаможенного контроля, то есть через объездные дороги, речные переправы и лесные просеки на границах с Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Молдовой. Но служба борется. За восемь месяцев текущего года подразделениями таможенной стражи проведено 1 602 специальные операции по выявлению, предупреждению и прекращению контрабанды как при перемещении товаров и предметов через государственную границу, так и на таможенной территории Украины. По результатам этой работы составлено 5 648 протоколов о нарушении таможенных правил, задержано товаров и валюты на общую сумму более 32 млн. грн. (оценка предварительная).

В качестве классического примера такой деятельности подразделений по борьбе с контрабандой руководящие таможенники считают перекрытие канала контрабандного поступления в Украину алкогольных изделий контейнерными партиями через порт Мариуполя. Доказательством тому, считают в Гостаможслужбе, вполне может быть уменьшение числа выявленных нарушений. Так, с 1997 по 1998 год Мариупольской таможней было задержано 110 контрабандных контейнеров с ликеро-водочными изделиями, а уже в 1999 году лишь два контейнера.

Однако параллельно с совершенствованием работы таможенников не сидели сложа руки и господа контрабандисты. По словам Швыдкова, товарищи, незаконно провозящие товар через таможенные границы Украины, тоже проявили фантазию. Так, если сначала основным способом контрабанды было сокрытие товаров от таможенного контроля (за несколькими рядами заявленного груза), то в дальнейшем, скажем, алкогольные изделия направлялись по адресам несуществующих фирм. А уже сегодня самым распространенным методом незаконного ввоза таможенники называют использование реквизитов реальных фирм и предприятий, то есть груз отправляется по адресам существующих организаций, однако потом выясняется, что официально заявленные конторы провозимых грузов не ждали и контрактов на их поставку не заключали.

В то же время объективные таможенники не скрывают, что напряженным остается украинско-молдавский участок границы. В течение восьми месяцев текущего года здесь выявлено 336 случаев незаконного перемещения табачных изделий на сумму более 583 тыс. грн. (Контрабандная схема в данном случае проста: сигареты вывозятся в Приднестровье, взимающее небольшие таможенные пошлины, а уже потом под видом транзитного товара либо в обход пропускных таможенных пунктов возвращаются в Украину.) Контрабандный алкоголь, а его на этом участке выявляют до 70% от всего незаконно ввезенного, попадает в страну по такой же схеме.

Кстати, в последнее время контрабандисты расширили ассортимент незаконно перемещаемых товаров: начали "работать" с сахаром и мукой. Только в первом квартале текущего года в результате оперативных таможенных мероприятий было изъято около 500 т сахара.

Итак, украинские таможенники, на практике доказавшие свою профпригодность и небывалую работоспособность, совершенно уверены, что, по большому счету, могут вступить с контрабандистами в равный бой. Правда, для этого специалистам таможни, по их же словам, не хватает главного: четкости законодательной базы (ждут принятия Таможенного кодекса) и взаимодействия с правоохранительными органами (поэтому надеются на предоставление им права на самостоятельную оперативно-розыскную деятельность).

Варяги-ворюги
Криминальные приключения иностранцев в Питере

Сейчас иностранная речь все чаще слышится на улицах, в барах и ресторанах, театрах и музеях. Даже на рынках русские лица среди продавцов встречаются нечасто. Казалось бы, радоваться надо - ведь залетные гости приносят нам деньги. Но, как выясняется, иностранцы приезжают в Питер не только отдохнуть или подзаработать - они не прочь похулиганить в Северной столице... И что любопытно, каждой национальности свойственны определенные преступления. Некоторые финны, например, занимаются контрабандой, среди вьетнамцев есть любители подделывать документы, часть африканцев слывет жуликами... Однако пальму первенства по числу правонарушителей держат граждане бывшего Союза...
Таджикские наркобароны

Полтора года назад в спецмилиции (управление в ГУВД, которое занимается преступлениями иностранных гостей и их защитой) был создан особый отдел “по разоблачению зарубежных наркоторговцев”.
Основные поставщики героина - таджики, поскольку наркотики везут из Афганистана именно через таджикскую границу. Некоторые, еще неопытные, доставляют наркотик в специальных тайниках в бензобаках грузовиков. Даже беженцы не брезгуют прихватить с собой героин - упаковывают в презерватив и глотают, а таджикские женщины прячут пакетики в интимных местах. Но серьезные дельцы за большими партиями героина отправляют курьеров - русских девочек, которые не вызывают подозрений на таможне.
- Выйти на таджиков очень трудно, - рассказывает оперативник Николай Т. - Они специализируются на крупных партиях, а дальше тянется цепочка распространителей - русских, азербайджанцев. Хотя недавно мы задержали одного таджика с очень большим грузом - 2,5 кг.
При “отлове” таджикских дельцов случаются и курьезные ситуации. У героиновых королей квартиры оснащены хорошей техникой, при входе - видеокамеры последних моделей. Как рассказал Николай, однажды, отслеживая крупного дельца, ему с товарищем пришлось прятаться за мусоропроводом, чтобы не быть замеченными. А тут уборщица подметает лестницу... Молодые люди, прижавшись друг к другу, затаились. Но, как назло, женщина завернула в закуток... И тут же выскочила, оглашая подъезд криком: “Опять голубые...” Операцию пришлось отложить.