От Taras~Ural
К Banzay
Дата 30.11.2001 14:30:43
Рубрики WWII; ВВС;

Ла 5 и И-185 между собой никак не конкуренты (+)

Опытный одноместный истребитель Поликарпов И-180-1, созданный на базе модели И-16 имел сходное с ней хвостовое оперение и заднюю часть фюзеляжа и сохранил компоновку с открытой кабиной. Звездообразный двигатель М987А мощностью 708 кВт (950 л.с.), расположенный под капотом с длинной хордой, позволял И-180-1 развивать максимальную скорость 557 км/час (346 миль/час). Пилотируемый Валерием Чкаловым, он совершил первый полет 15 декабря 1938г., завершившийся катастрофой и гибелью Чкалова. Второй опытный самолет И-180-2 имел двигатель М-87Б и поднялся в воздух в марте 1939г. После него появился опытный самолет И-180-3, который имел усовершенствованную конструкцию и более мощный двигатель М-88Р мощностью 746 кВт (1000 л.с.). Была заказана серия из 10 истребителей И-180С на базе модели И-180-3, с улучшенными обводами фюзеляжа, закрытой кабиной пилота и крылом измененной конструкции. Первые три самолета были завершены к декабрю 1939г. и участвовали в параде 1 Мая 1940г. Самолет И-180С имел размах крыла 10,1 м (33 фута 1,75 дюйма), максимальный взлетный вес 2675 кг (5897 фунтов) и максимальную скорость на высоте 7100 м (23295 футов) 585 км/час (364 миль/час). Он был модифицирован в модель И-185 с новым крылом с профилем NACA 230 с разрезными закрылками и предкрылками, а также убирающимся шасси с хвостовым колесом. Самолет И-185Р(02), известный как И-188, или И-185М-90, совершил полет 10 февраля 1942г. со звездообразным двигателем М-71 мощностью 1491 кВт (2000 л.с.); его максимальная скорость на высоте 6100 м (20015 футов) достигла величины в 680 км/час (423 миль/час). Проблемы с двигателем М-71 привели к созданию опытного самолета И-185РM(03), или И-187, с менее мощным двигателем М-82А мощностью 992 кВт (1330 л.с.). Во время испытаний в апреле 1942г. он развил максимальную скорость 615 км/час (382 миль/час). К нему присоединился вариант И-185Р(02) с доработанным двигателем М-71. Оба самолета были вооружены тремя установленными в носовой части 20-мм пушками ШВАК. Опытный самолет И-185Р(04) с двигателем М-71 присоединился к программе испытаний в ноябре 1942г., когда разрабатывались планы массового производства истребителя И-185 и двигателей М-71. Однако проблемы с двигателем давали себя знать: 16 декабря 1942г. самолет И-185Р(04) совершил успешную вынужденную посадку, а 5 апреля 1943г. летчик-испытатель В. А. Степанченко погиб, когда двигатель И-185Е отказал снова. Производство было прекращено в пользу появившихся к тому времени истребителей Ла-7 и Як-9, имевших аналогичные с И-185 характеристики.
http://www.cofe.ru/Avia/P/P-126.htm

Не удовлетворившись летными свойствами И-17, Поликарпов вернулся к разработке истребителя на основе И-16. К этому времени уже появились мощные двухрядные двигатели воздушного охлаждения. Разработка получила наименование И-185. Новый истребитель И-185 конструкторское бюро Поликарпова создало до начала войны. Еще не полностью доведенная машина показала скорость 680 км/ч - примерно на 100 километров выше, чем у любого истребителя люфтваффе. После длительных испытаний стало ясно, что И-185-лучший истребитель а мире. Причем подчеркивалось, что возможности конструкции полностью не исчерпаны и ее можно еще улучшить. К такому же выводу пришли летчики, проверившие самолет в боевых условиях на Калининском фронте. Они писали, что И-185 обладает подавляющим превосходством над любым истребителем того времени.



Мощный двигатель давал машине большие преимущества даже по сравнению с легкими истребителями с двигателем жидкостного охлаждения (удельная мощность примерно в 1,5 раза больше, чем у Як-1). Она отличалась исключительной маневренностью, особенно на вертикалях.

Но по причинам, не зависящим от КБ, самолет в серию попасть не успел. Между тем в начале войны моторостроительные заводы производили 40% двигателей с воздушным охлаждением, предназначенных для установки в основном на И-185. Задержка с выпуском истребителя привела к тому, что авиационных моторов не хватало, а двигатели с воздушным охлаждением шли на склад.

Чтобы как-то выйти из создавшегося положения, Наркомат авиационной промышленности предложил Н. Н. Поликарпову передать чертежи силовой установки И-185 конструкторским бюро А. С. Лавочкина, А. И. Микояна, А. С. Яковлева. В конце 1942 года ими на основе уже выпускавшихся машин были созданы три истребителя. Истребитель КБ Микояна МиГ-9 оказался тяжелым, Яковлев поставил полученный двигатель на Як-7. В целом машина была удачной, но самолет требовал доводки. Лавочкин установил двигатель на уже снятый с производства ЛаГГ-З. Истребитель получил индекс ЛаГГ-5, впоследствии Ла-5. С учетом перегруженности заводов, выпускавших "яки", было принято решение приступить к выпуску ЛаГГ-5. Этот истребитель в отличие от И-185 не был спроектирован специально под двигатель с воздушным охлаждением, поэтому он не развивал большой скорости и имел меньшую бомбовую нагрузку. Лучшими характеристиками отличался истребитель Ла-5ФН, с мотором, имевшим непосредственный вспрыск топлива. При такой же горизонтальной скорости, как истребители люфтваффе Ме-109 и ФВ-190, он превосходил их в вертикальном маневре. Ла-7 имел лучшую аэродинамику и смог достичь скорости 680 км/ч. Он стал одним из основных наших истребителей.
http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/PAPERS/HISTORY/WAR.01/AIRWAR.HTM

В начале января 1938 его КБ переехало сюда с завода №84. К концу 1938 г. был построен истребитель И-180 - развитие И-16 с двигателем М-87.;


Рис.2 УТС У-2(По-2)
Но гибель на нем В.П.Чкалова в первом же испытательном полете вновь ввергло Поликарпова в опалу. Были арестованы его заместитель - ведущий конструктор Д.Томашевич, директор завода № 156 Усачев и др. Самого Поликарпова от ареста спасло только то, что он отказался подписать акт готовности самолета к первому полету и ходатайство Байдукова. В мае 1939 работы по И-180 были переданы на Государственного авиазавода № 1. Сюда же перевели и КБ, а Поликарпов стал техническим директором и главный конструктором завода. Параллельно со скоростным И-180 Поликарпов продолжил и линию маневренных бипланов - И-190 (1939), И-195 (проект 1940). В 1939 г. Поликарпов выехал в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер Петр Дементьев (будущий министр авиационной промышленности) выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел, а по сути - новое КБ, под руководством Артема Микояна.

Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию. Поликарпов в качестве утешения получил премию за проектирование истребителя И-200 и... остался без многих опытных конструкторских кадров, без собственных помещений и, тем более, без производственной базы. На первых порах его приютил испытательный ангар ЦАГИ. Затем под Поликарпова в старом ангаре на окраине Ходынки был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ. На территории этого завода в настоящее время находится ОКБ и опытный завод им. П.Сухого.



Рис.3 Истребитель И-153
В 1938-44 Поликарпов сконструировал ряд опытных военных самолётов: ТИС, ВИТ, СПБ, НБ и др. 11 января 1941 взлетел И-185 - первый отечественный истребитель по требованиям 1940 г. с двигателем воздушного охлаждения. В 1942 г. он прошел госиспытания и войсковые испытания на Калининском фронте. По оценке НИИ ВВС самолет превосходил все отечественные и немецкие серийные истребители. Недоведенность двигателя М-71, катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель В.А.Степанчонок, и отсутствие завода не позволили запустить самолет в серию. Вокруг Поликарпова складывалась нездоровая атмосфера. Началась травля конструктора, работы тормозились, его обвиняли в консерватизме. Так продолжалось до 1942 г., когда Сталин взял Поликарпова под свою защиту. Но в 1944 г. его не стало.

Мне кажется причины все таки в личности поликарпова как человека. В этом смысле очень показательна судьба его разработки И-200 (МиГ-1...3) Атмосфера в коллективе КБ, по существу его рзгром, все серьезно ждали когда Поликарпова арестуют как врага народа. Кому то он очень мешал или был неприятен.