От 699622
К All
Дата 12.06.2010 08:49:12
Рубрики WWII; Фортификация; 1917-1939;

Дорожное полотно на автодорогах в 30-40-егг в СССР - был ли асфальт ?

"Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но..."

Встречал неоднократно такую точку зрения, что автомагистрали в СССР в 30-е - 40-е гг не имели асфальтированного или даже гудронного дорожного полотна, а были "грунтовыми". Т.е., к примеру, выезжая из Москвы в Смоленск асфальт заканчивался где-то за Москвой и начинался уже в Смоленске.
Правда это или нет?
На картах такие магистрали были изображены толстыми линиями, т.е. та же автодорога Москва-Смоленск была показана как вполне себе магистраль. Но это может ничего не значить...

"..но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство!" А.С. Пушкин

От Александр Буйлов
К 699622 (12.06.2010 08:49:12)
Дата 15.06.2010 12:08:53

Вопрос в тему по Киевскому шоссе.

Никто не знает, в каком состоянии оно находилось к осени 41 года? Интересует участок Калужской и московской областей.
На картах конца 30-х годов эти участки показаны как строящиеся, интересует возможность его использования в ходе Битвы за Москву.

От Polyarnik
К 699622 (12.06.2010 08:49:12)
Дата 13.06.2010 18:22:14

Михаил Тимофеевич когда сталинскую премию получил

купил автомобиль "Победа", и по дорогам до ижевска добраться на смог, пришлось говорят часть пути делать по ж/д

От Salegor
К Polyarnik (13.06.2010 18:22:14)
Дата 15.06.2010 11:45:38

в конце 70-х от Ижевска до Казани грунтовка еще была(-)


От neuro
К 699622 (12.06.2010 08:49:12)
Дата 13.06.2010 15:27:06

Re: Дорожное полотно на автодорогах в 30-40-егг Или Пушкин - наше все

>"Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но..."

>Встречал неоднократно такую точку зрения, что автомагистрали в СССР в 30-е - 40-е гг не имели асфальтированного или даже гудронного дорожного полотна, а были "грунтовыми".
>"..но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство!" А.С. Пушкин

Пушкин знал все, и описал :-) :

Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги верно
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.

Теперь у нас дороги плохи (42),
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Меж тем, как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы,
Благословляя колеи
И рвы отеческой земли.
...
Дороги наши -- сад для глаз:
Деревья, с дерном вал, канавы;
Работы много, много славы,
Да жаль, проезда нет подчас.
С деревьев, на часах стоящих,
Проезжим мало барыша;
Дорога, скажешь, хороша --
И вспомнишь стих: для проходящих!
Свободна русская езда
В двух только случаях: когда
Наш Мак-Адам или Мак-Ева
Зима свершит, треща от гнева,
Опустошительный набег,
Путь окует чугуном льдистым,
И запорошит ранний снег
Следы ее песком пушистым.

Курсовую в стихах о дорогах Александр Сергеевич сдал.
Он упомянул про шоссе, то есть шоссированную дорогу (дорогу с утрамбованным твердым покрытием), упомянул основные элементы такой дороги: канавы - сирчеь дренажные траншеи, насыпь, упомянул про способ ремонта - россиский молоток, упомянул автора - Мак-Адама. Так же он не забыл, что европейские "легкие дороги" у нас себя чувствуют не очень.
Мак-Адамс первым стандартизировал устройство дороги. И его идеи в России приняли сразу, без парламенских слушаний. Основание дороги составлял слой гранитных или бутовых камней со щебенкой, затем слой песчано-щебеночной смеси, затем покровный слой, каковой был различным, от утрамбованой гравийно-щебеночной смеси, до гравийно-земляной. К сожалению, после обильных осенних дождей и длительных зимних морозов дорога разрушалась. Поэтому, у нас кроме "легких" применяли "тяжелые" дороги, с двумя слоями положки, примающей и распределяющей нагрузку, с усиленым песчано-щебеночным слоем и так далее. Кроме того, имелись многочисленные "грейдерки", без каменной положки, с верхним песчано-гарвыйным или земле-щебеночным слоем. Таковы многие межколхозные дороги и они были хороши, пока были строгсти. А ныне, грейдер по веснее ее не ровняет, по дороге пускают тяжелую технику, каковая в дожди делает коли. Именно с это проблемой и сталкивались все в войну, когда достаточная приличная дорога во время дождя после прохода всего одной колонны автомобилей или не дай бог тратора либо танка станвится непроезжей.
Такие вот "грунтовки" были в СССР. Речь идет именно про официально признанные дороги, а не про то, что каждую весну стихийно появляется меж полей и перелесков. Массовое строительство межколхозных дорог развернуось в 30ые годы, и это стало дорожной революцией, после их появления доехать на основном транспорте - телегах было возможно в любой время, а нечастые тогда автомобили их не разбивали. Но, тогда дороги обслуживались, существовали "конные грейдеры", первые механизированные грейдеры в виде прицепов к такторам. При регулярной обслуживании эти дороги неплохи. Меньшая часть дорог покрывалась "брусчаткой", "плашками", и такие дороги я застал еще в 70ые.
С уважением, Рига Ю. В.




От neuro
К 699622 (12.06.2010 08:49:12)
Дата 13.06.2010 14:51:58

Re: Дорожное полотно в 30-40-егг или Пушкин Н (-)


От 699622
К 699622 (12.06.2010 08:49:12)
Дата 12.06.2010 23:16:42

Спасибо всем ответившим (-)

"

От Паршев
К 699622 (12.06.2010 08:49:12)
Дата 12.06.2010 22:11:31

Про беспризорников читали?

которые ночевали в асфальтовыъх котлах?
Нефть у нас перерабатывали и до революции, улицы значит асфальтировали в 20-х годах - так что не редкость видимо.

От Николай Поникаров
К Паршев (12.06.2010 22:11:31)
Дата 12.06.2010 22:42:57

"Асфальтовые" котлы нужны и для деревянной мостовой

День добрый.

Деревянные торцы (шашки) сверху заливали битумом.

С уважением, Николай.

От digger
К Николай Поникаров (12.06.2010 22:42:57)
Дата 12.06.2010 23:37:05

Re: "Асфальтовые" котлы...

Торцы:
Вот,картинку нашел,внизу
http://vivovoco.rsl.ru/VV/GRANIN/PAGE01/PAGE01.HTM

От Паршев
К Николай Поникаров (12.06.2010 22:42:57)
Дата 12.06.2010 23:20:32

Re: "Асфальтовые" котлы...

Торцовых мостовых по-моему в других местах не было. Но в Питере хватало и асфальта, с 19 века.
А вот в других городах массово центральные улицы стали асфальтироваться в конце 30-х - так что действительно асфальтированных дорог между городами видимо не было к войне.

От tsa
К 699622 (12.06.2010 08:49:12)
Дата 12.06.2010 12:34:48

Был, но мало.

Здравствуйте !

Мостить асфальтом улицы в Москве и Питере начали ещё в 70-х годах XIX века.
Но в 30-40-е в СССР самым распространенным типом "цивильного" шоссе было гравийное. Мощение булыжником и каменными плитами дороже, а грунтовку размывает и развозит в дожди.

С уважением, tsa.

От Alex Bullet
К tsa (12.06.2010 12:34:48)
Дата 12.06.2010 16:16:22

Re: Был, но...

Полтаблетки - от головы, полтаблетки - от задницы. И смотри, не перепутай.
>Здравствуйте !

>Мостить асфальтом улицы в Москве и Питере начали ещё в 70-х годах XIX века.

Только пешеходные дорожки. Проезжая часть оставалась булыжной и брусчаточной даже на Невском.

С уважением, Александр.

От yav
К Alex Bullet (12.06.2010 16:16:22)
Дата 12.06.2010 19:08:44

На Невском еще в 20-е годы было мощение деревянными торцами....


>
>>Мостить асфальтом улицы в Москве и Питере начали ещё в 70-х годах XIX века.
>
>Только пешеходные дорожки. Проезжая часть оставалась булыжной и брусчаточной даже на Невском.

>С уважением, Александр.

Смотрите фото наводнения 1924 года.

От Alex Bullet
К yav (12.06.2010 19:08:44)
Дата 13.06.2010 02:26:42

Как ни странно, асфальт на Невском ввели раньше, чем торцовую мостовую. (-)


От Alex Bullet
К Alex Bullet (13.06.2010 02:26:42)
Дата 13.06.2010 03:17:04

Re: Как ни...

Полтаблетки - от головы, полтаблетки - от задницы. И смотри, не перепутай.


[56K]



[45K]



Светлые блестящие от дождя полосы - это асфальтовые пешеходные дорожки. На Невском они были еще из известняковых плит. А на Б.Конюшенной - точно асфальтовые.


[62K]



А тут хорошо видно соотношение между торцами и булыжником.

С уважением, Александр.

От vladvitkam
К 699622 (12.06.2010 08:49:12)
Дата 12.06.2010 11:07:41

Re: за весь СССР не скажу, но в Белоруссии +

дороги в укрепрайонах были в основном с грунтовым (укатанным) и булыжным покрытием

местные дороги, имеющим военное значение, приводились к требованиям по пропуску тяжелой техники. Например уже в середине 20-х годов - на 7 тонн веса системы

таких дорог в Белоруссии по требованию округа на то время должно было быть не менее 20 фронтального направления + позиционные ответвления + 3 (насколько помню) эшелона рокад

шоссе имели укатанное щебеночное покрытие
это все 20-30 годы

где-то в мемуарах попадалось, что на 1941 новое шоссе Брест-Москва в районе Минска было уже асфальтировано

кстати, главным (похоже, единственным) шоссе фронтального направления в Белоруссии в 20-30 годы было Слуцкое, а не Минское

смена приоритетов - это незадолго до войны

От Alex Bullet
К vladvitkam (12.06.2010 11:07:41)
Дата 12.06.2010 16:18:54

Re: за весь...

Полтаблетки - от головы, полтаблетки - от задницы. И смотри, не перепутай.
>дороги в укрепрайонах были в основном с грунтовым (укатанным) и булыжным покрытием

Кстати, еще в 1982 г. ездил из Витебска в Докшицы через Вилейку - так всю душу вытряхивало. Булыжник, казалось, форевер.

С уважением, Александр.

От ДС
К vladvitkam (12.06.2010 11:07:41)
Дата 12.06.2010 11:47:52

Re: за весь...

Ещё в 1959-60 гг дорога Киев-Коростень (украинское Полесье) была булыжной с двумя асфальтированными колеями.
С уважением.

От kegres
К 699622 (12.06.2010 08:49:12)
Дата 12.06.2010 10:33:30

асфальт

>Встречал неоднократно такую точку зрения, что автомагистрали в СССР в 30-е - 40-е гг не имели асфальтированного или даже гудронного дорожного полотна, а были "грунтовыми"

Думаю, что в основном так и было. Насколько помню, единственная действительно асфальто-бетонная дорога - Минское шоссе. В том смысле, что твёрдое покрытие должно быть на всём протяжении (хотя слышал что асфальт успели положить только до 140го км от Москвы).
На этой дороге ставились автомобильные рекорды скорости машиной Зис-спорт. И то, пришлось искать действительно ровный участок, который нашли только на 40-45м километрах.
В основном, дороги (магистрали) хоть и имели кюветы, слоёный пирог и поднятое полотно, но покрывались гравием с гудроном.
Да их и строить начали собственно после 34го года. Где там успеть то? На этом этапе решался вопрос всесезонной пригодности дорог для грузового транспорта.

Ну и в сотнях км. от столицы - банально не хватало стройматериалов. Поэтому напр. в Костромской области дорогу покрывали деревянными плашками 20Х20 см (цил. спилами стволов тв. древесины)



От nnn
К kegres (12.06.2010 10:33:30)
Дата 12.06.2010 15:16:58

а это когда, деревшками дороги крыли ? (-)


От kegres
К nnn (12.06.2010 15:16:58)
Дата 12.06.2010 15:49:30

Ну и в 30е тоже


и пару столетий до. Традиция себя оправдавшая.

Никого же не удивляют десятилетиями служащщие лиственничные шпалы. Почему бы из них и автодороги не строить?
Правда шпалы делают станки, а плашки простая пилорама.
Был даже дневной норматив для бригады - укладка, с подсыпкой и трамбовкой участка двухколейной дороги(метров 6-7 шириной)и 20м длиной.

От Митрофанище
К kegres (12.06.2010 15:49:30)
Дата 12.06.2010 15:52:39

Тысячелетие т.н.


>и пару столетий до. Традиция себя оправдавшая.

>Никого же не удивляют десятилетиями служащщие лиственничные шпалы. Почему бы из них и автодороги не строить?
>Правда шпалы делают станки, а плашки простая пилорама.
>Был даже дневной норматив для бригады - укладка, с подсыпкой и трамбовкой участка двухколейной дороги(метров 6-7 шириной)и 20м длиной.


Но и плашки иногда пропитывали креозотом(?), как и шпалы.

От Митрофанище
К nnn (12.06.2010 15:16:58)
Дата 12.06.2010 15:43:02

Re: а это...

Ещё в старинном Новгороде.
)))

А так, если серьёзно, - до войны было распостранено.
Как и деревянные мостки - тротуары.

От nnn
К Митрофанище (12.06.2010 15:43:02)
Дата 14.06.2010 11:46:06

а когда в СССР, это ЕЩЕ использовали ?

>Ещё в старинном Новгороде.
>)))

>А так, если серьёзно, - до войны было распостранено.
>Как и деревянные мостки - тротуары.

Правда и сейчас может где то и пользуют....

От vladvitkam
К Митрофанище (12.06.2010 15:43:02)
Дата 12.06.2010 18:57:49

Re: кстати, у нас в Борисове до гражданской войны +


>Как и деревянные мостки - тротуары.

были деревянные тротуары

но как спалили то ли под немцами, то ли под поляками, так больше и не восстанавливали :(

От Бурлак
К vladvitkam (12.06.2010 18:57:49)
Дата 12.06.2010 19:49:57

Re: кстати, у...

Дело - табак!

>>Как и деревянные мостки - тротуары.
>
>были деревянные тротуары

>но как спалили то ли под немцами, то ли под поляками, так больше и не восстанавливали :(

Отец рассказывал, что в Вологде до и во время войны тоже были деревянные тротуары. Сейчас не знаю.

Вообще где-то встречал, что в малых городах России такое было не редко.

От Николай Поникаров
К Бурлак (12.06.2010 19:49:57)
Дата 12.06.2010 22:27:51

Re: кстати, у...

День добрый.

>Отец рассказывал, что в Вологде до и во время войны тоже были деревянные тротуары. Сейчас не знаю.

И сейчас по окраинам остались.

>Вообще где-то встречал, что в малых городах России такое было не редко.

И сейчас не редко.

Но деревянные тротуары устроены совсем не так, как мостовая. Тротуар - продольные доски, опирающиеся на лаги из бревнышек, которые лежат на земле. Мостовая - это шестигранные отрезки бревен ("шашки" или "торцы"), установленные вертикально.

Невский проспект, 1890:
http://data3.gallery.ru/albums/gallery/3164--6829640-m750x740.jpg



С уважением, Николай.

От Тезка
К kegres (12.06.2010 10:33:30)
Дата 12.06.2010 12:00:11

Re: асфальт

>Ну и в сотнях км. от столицы - банально не хватало стройматериалов. Поэтому напр. в Костромской области дорогу покрывали деревянными плашками 20Х20 см (цил. спилами стволов тв. древесины)

Под Ленинградом использовали гранитные блоки. По южному берегу Финского залива шла т.н "молотовская дорога", мощенная обтесанным гранитом