От Vatson
К All
Дата 14.11.2001 12:56:37
Рубрики WWII; ВВС;

О подвиге Гастелло-Маслова

Ассалям вашему дому!
Моя корреспондентша нарыла "сенсацию" - вышла на человека, посвятившего жизнь этому случаю (на Ш как-то фамилия) и подготовила материал. Ссылку на дискуссию в вифе и статью в Известиях просьба не давать, я их чуть не наизусть выучил и даже дал коррше на сверку фактуры. Но есть один вопрос - в ее статье этот исследователь приводит слова местных, что один из летчиков выпрыгнул с парашютом с крыла самолета. По его словам, на СБ такой прыжок мог совершить только командир корабля, то есть сам Гастелло, бросив экипаж в неуправляемом самолете. А это кардинально меняет ситуацию. Без этой фразы - просто нормальное запутывание из-за отсутствия свидетелей, но никак не оспаривание мужества летчика. А с ней - фактическое обвинение в подлости и трусости. А мне не хотелось бы в погоне за "сенсацией" бросать такие обвинения. Так вот вопрос 1: на самом ли деле с крыла СБ может прыгнуть только командир? Вопрос 2: не имеет ли кто информации именно ПО ЭТОМУ событию (имею в виду прыжок с парашютом)?
Будьте здоровы!

От FVL1~01
К Vatson (14.11.2001 12:56:37)
Дата 15.11.2001 09:53:34

И на СБ и на ДБ-3 с крыла может прыгнуть только командир

И снова здравствуйте

но имеет ли это хоть какое то отношение и к подвигу Гастелло и к подвигу Маслова?

Понаписали разные всяких бамбуков.

Ну свидетель разве может точно и подробно увидеть прыгнули ли человек именно окинув фонарь и с крыла или это был стрелок вылезший откинув колпак турели и прыгнувший с фюзеляжа (допустим нижний люк ЛУ на ДБ поврежден).


Нет делают гллллубокие умозаключения

С уважением ФВЛ

От Eddie
К FVL1~01 (15.11.2001 09:53:34)
Дата 15.11.2001 13:17:24

Именно (+)

>И на СБ и на ДБ-3 с крыла может прыгнуть только командир
>Ну свидетель разве может точно и подробно увидеть прыгнули ли человек именно окинув фонарь и с крыла или это был стрелок вылезший откинув колпак турели и прыгнувший с фюзеляжа (допустим нижний люк ЛУ на ДБ поврежден).
Я сам с парашютом прыгал один раз (с Ан-2), и при этом плохо представляю, как можно прыгнуть с крыла с падающего бомбардировшика... Скорее всего, речь идет именно про стрелка.
И главное, уже надоели "разоблачатели" всех сортов. Нет так важо, смог ли Гастелло совершить свой "огненный" таран, он герой уже потому, что он пытался это сделать.
>С уважением ФВЛ
Взаимно, Андрей

От iggalp
К Eddie (15.11.2001 13:17:24)
Дата 15.11.2001 13:51:48

Re: Именно

>И главное, уже надоели "разоблачатели" всех сортов. Нет так важо, смог ли Гастелло совершить свой "огненный" таран, он герой уже потому, что он пытался это сделать.

Про это-то и речь, что утверждается, что Гастелло таран и не пытался делать. Маслов пытался, но упал в 180 метрах от дороги.

От Dinamik
К iggalp (15.11.2001 13:51:48)
Дата 16.11.2001 11:30:03

Re: Именно


>>И главное, уже надоели "разоблачатели" всех сортов. Нет так важо, смог ли Гастелло совершить свой "огненный" таран, он герой уже потому, что он пытался это сделать.
>
>Про это-то и речь, что утверждается, что Гастелло таран и не пытался делать. Маслов пытался, но упал в 180 метрах от дороги.

Дык кем утверждается-то? Кто доказал, что Гастелло и не пытался совершить огненный таран?

С уважением к сообществу

От Андю
К iggalp (15.11.2001 13:51:48)
Дата 15.11.2001 19:13:43

Вы извините, но (+)

Приветствую !

>>И главное, уже надоели "разоблачатели" всех сортов. Нет так важо, смог ли Гастелло совершить свой "огненный" таран, он герой уже потому, что он пытался это сделать.

>Про это-то и речь, что утверждается, что Гастелло таран и не пытался делать. Маслов пытался, но упал в 180 метрах от дороги.

это СОВСЕМ не важно, т.б. это выяснить сейчас со 100% уверенностью невозможно. То, что любую пропагандистскую машину зашкаливает, вещь, в общем то, известная. Однако, ГЛАВНОЕ, по-моему, -- выяснить или попытаться это сделать про экипаж Маслова, а вот что думал и пытался сделать каждый из экипажей Гастелло/Маслова, наверное, навсегда останется тайной.

Второе ГЛАВНОЕ -- они погибли, защищая Родину. Вопросы есть ? ИМХО, гарантированный минимум уважения и неприкосновенности им должен быть гарантирован.

А какашкозакидыватели и любители ЧУЖОГО грязного белья действительно таки порядком достали.

Всего хорошего, Андрей.

От iggalp
К Андю (15.11.2001 19:13:43)
Дата 15.11.2001 19:41:34

Re: Вы извините,...

>Приветствую !

>>>И главное, уже надоели "разоблачатели" всех сортов. Нет так важо, смог ли Гастелло совершить свой "огненный" таран, он герой уже потому, что он пытался это сделать.
>
>>Про это-то и речь, что утверждается, что Гастелло таран и не пытался делать. Маслов пытался, но упал в 180 метрах от дороги.
>
>это СОВСЕМ не важно, т.б. это выяснить сейчас со 100% уверенностью невозможно. То, что любую пропагандистскую машину зашкаливает, вещь, в общем то, известная. Однако, ГЛАВНОЕ, по-моему, -- выяснить или попытаться это сделать про экипаж Маслова, а вот что думал и пытался сделать каждый из экипажей Гастелло/Маслова, наверное, навсегда останется тайной.

>Второе ГЛАВНОЕ -- они погибли, защищая Родину. Вопросы есть ? ИМХО, гарантированный минимум уважения и неприкосновенности им должен быть гарантирован.

Вопросов в такой формулировки быть не может. Но так и надо писать - погиб за Родину - герой. А то предлагается-то - _"Нет так важо, смог ли Гастелло совершить свой "огненный" таран, он герой уже потому, что он пытался это сделать"_. То есть если пытался, то герой, а нет - то не гад конечно, но как все. Я так вопрос не ставил, хотя точка зрения вполне имеет право на существование (на ней вся и любая наградная система базируется). Кстати из-за этого подхода и споры ведутся Гастелло-Маслов, нечего прикидываться непонимающими

От Андю
К iggalp (15.11.2001 19:41:34)
Дата 15.11.2001 19:49:59

Ну так и вы не прикидывайтесь (+)

Приветствую !

Наградить уже, кого сочли нужным, наградили. По ошибке или нет -- дело второе. Есть желание выяснить про других -- выясняйте, будут другие находки -- обсудим, поспорим. НО ! ВСЕ виденные споры "на людях" про Гастелло/Матросова/Портнову и т.д. (да и даже здесь, на ВИФе) почему то вот выявляют крайнюю нигилистскую точку зрения по которой одних надо отмыть до БЕЛОГО, слепящего блеска, а других -- вымазать в грязи ДОЧЕРНА, чернее её самой.

Это и отталкивает и бесит. Вот так.

Всего хорошего, Андрей.

От iggalp
К Андю (15.11.2001 19:49:59)
Дата 15.11.2001 20:13:03

Мир черно-белым не бывает

>Наградить уже, кого сочли нужным, наградили. По ошибке или нет -- дело второе. Есть желание выяснить про других -- выясняйте, будут другие находки -- обсудим, поспорим. НО ! ВСЕ виденные споры "на людях" про Гастелло/Матросова/Портнову и т.д. (да и даже здесь, на ВИФе) почему то вот выявляют крайнюю нигилистскую точку зрения по которой одних надо отмыть до БЕЛОГО, слепящего блеска, а других -- вымазать в грязи ДОЧЕРНА, чернее её самой.

Я как раз не прикидываюсь и из Гастелло труса не делаю и грязи на него специально не ищу. Но и открытых писем в его защиту, как летчика совершившего таран (как это уже делалось группой видных товарищей), тоже не буду. А вот за Маслова ей-богу обидно. Ему же и Героя дали, как "повторившему подвиг". И когда его "мазали" (применим такой термин) десятки лет то почему-то вопросов не возникало в справедливости таких действий. И теперь любую попытку восстановить истину всегда кто-нибудь пытается обозвать очернением Гастелло, что явное передергивание (легкий вариант) или даже можно сказать откровенный сволочизм в лучших традициях совковой идеологии.

От Андю
К iggalp (15.11.2001 20:13:03)
Дата 15.11.2001 20:20:34

Вы таки не поняли (+)

Приветствую !

>>Наградить уже, кого сочли нужным, наградили. По ошибке или нет -- дело второе. Есть желание выяснить про других -- выясняйте, будут другие находки -- обсудим, поспорим. НО ! ВСЕ виденные споры "на людях" про Гастелло/Матросова/Портнову и т.д. (да и даже здесь, на ВИФе) почему то вот выявляют крайнюю нигилистскую точку зрения по которой одних надо отмыть до БЕЛОГО, слепящего блеска, а других -- вымазать в грязи ДОЧЕРНА, чернее её самой.

>Я как раз не прикидываюсь и из Гастелло труса не делаю и грязи на него специально не ищу. Но и открытых писем в его защиту, как летчика совершившего таран (как это уже делалось группой видных товарищей), тоже не буду. А вот за Маслова ей-богу обидно. Ему же и Героя дали, как "повторившему подвиг". И когда его "мазали" (применим такой термин) десятки лет то почему-то вопросов не возникало в справедливости таких действий. И теперь любую попытку восстановить истину всегда кто-нибудь пытается обозвать очернением Гастелло, что явное передергивание (легкий вариант) или даже можно сказать откровенный сволочизм в лучших традициях совковой идеологии.

Про "совковость" углубляться не стОит, а то не выберемся.

Я вам повторяю свое мнение -- "ищите и обрящите" (не про вас, а про тех, кто ищет). Только и всего. Куда проще ?! Без "прыжков с крыла", нытья про "совок", выворачивания давнишних обид и пр. Только и всего. И ИМЕННО -- "без черно-белости". Опять же потому, что "ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ". Опять непятно ?! Тогда извините меня, пожалуйста.

Всего хорошего, Андрей.

От iggalp
К Андю (15.11.2001 20:20:34)
Дата 15.11.2001 20:25:14

Отчего же не понятно? Вполне согласен (-)


От NetReader
К Vatson (14.11.2001 12:56:37)
Дата 15.11.2001 03:18:54

Re: О подвиге...

http://www.belarustoday.com/sn/view.html?archiv=160799&razdel=&p=11
http://www.belarustoday.com/sn/view.html?archiv=260799&razdel=&p=14

Грузится с трудом, поэтому дублирую текст тут:

" ГАСТЕЛЛО И КО: ГЕРОИ-КАМИКАДЗЕ

Июль. Героический месяц современной белорусской истории. Овеянный легендами, героико- патриотическими бравадами, "освободительными" дифирамбами. Месяц-герой, месяц- освободитель... О существовании бетонной стелы на искусственной возвышенности в окрестностях Радошковичей знает каждый непроизвольный носитель советских идей. Едва ли кому-то нужно повторять, что в соответствии с официальной, а посему единственной версией именно здесь экипаж под командованием капитана Гастелло направил пылающий самолет в скопление вражеской техники, внеся тем самым в ряды
противника "хаос, панику и замешательство". Идеологическая машина начала отсчет очков в пользу новоиспеченного героя. Посмертно.

ИГОРЬ КАРНЕЙ



КОМАНДИРОВКА НА СМЕРТЬ

Франц Гастыло перебрался в Москву задолго до революции - белорусская провинция уверенно загибалась в нищете. С трудом подыскав место на литейном заводе Московско-Казанской железной дороги, он смог кое-как обеспечивать семью. Постепенно трансформировалась на московский лад фамилия - из Гастыло в Гастелло. А в 1907 году в семействе случилось прибавление - родился сын Николай. Мальчик пошел по отцовским стопам, работал на заводе в Муроме. Позже Московским горкомом партии был направлен в авиацию. Одним словом, биография из разряда стандартных, по крайней мере, на промежуточных этапах - ничего героического. Да и был ли подвиг вообще - на сегодняшний день, как оказалось, вопрос достаточно
спорный.

КОЛЬЦО ВОЙНЫ

... Не найдя должного противостояния на границе, немецкие войска стремительно продвигались в глубь захваченной территории. Танковые соединения генералов Гудериана и Гота уже на седьмой день войны встретились северо-западнее Минска. Кольцо окружения вот-вот готово было замкнуться. Иосиф Сталин, более мечтавший о завоевательных походах, нежели об оборонительных отступлениях, к подобному развитию событий был явно не готов. "Остановить врага любой ценой", "... переломить ход войны", "... сражаться до последней капли крови...". Это были не напутственные слова. Это был приказ, оспаривать который было бессмысленно и бесполезно. В авангарде сопротивления (прежде всего по факту отсутствия альтернативы) выступили военные летчики. Главной ударной силой, способной разбросать вражеские танки на подступах к Минску, считался 207-й авиационный полк, дислоцировавшийся под Смоленском. 26 июня бомбить бронетанковые колонны противника под Радошковичами взлетела первая тройка самолетов, ведомая капитаном Гастелло...
Тихоходные бомбардировщики были идеальной мишенью для немецкой ПВО. И хотя без сопровождения штурмовиков и истребителей ДБ-3Ф вообще не имели права летать на боевые задания, в порядке экстренного исключения отступления от правил сделаны все-таки были. Есть сведения, что в один из дней в небе над Радошковичами было сбито 15 советских бомбардировщиков, экипажи которых практически были лишены шансов на спасение. Естественно, при таких "победах" недалеко было и до хандры. Главное политуправление как никогда остро нуждалось в героях, личностях-монументах.

КОНВЕЙЕРНЫЕ ГЕРОИ

Не звучи это так кощунственно, любой из советских солдат мог сказать: "На его месте мог бы быть я". Не в смысле горящего самолета, а в плане посмертной идолизации.
Отправным пунктом гастелловского идеологического бессмертия служат показания старшего лейтенанта Воробьева и лейтенанта Рыбаса, шедших за самолетом Гастелло до момента его прямого поражения. По утверждению поствоенных летописцев, "со слезами на глазах" бойцы рассказали, как командир отдал распоряжение возвращаться на базу, а сам развернулся и горящим факелом улетел в обратном направлении. Через некоторое время все услышали взрыв, и километрах в десяти еще долго был виден огненный столб. Несколько позже в наградном листе слова гастелловских соратников приобретают еще более экспрессивную окраску. Создается впечатление, что все экипажи "с любопытством" взирали на акт самосожжения. Огненный таран мгновенно становится примером ярчайшего героизма.
Все бы хорошо, если бы не некоторые нюансы. Старший лейтенант Воробьев, согласно послужному списку, прибыл в 20-й авиаполк 10 июля 1941 года - спустя почти две недели после гастелловского тарана. Возможно, этим объясняется отсутствие каких-либо рапортов, донесений и т.п. письменных отчетов, касающихся сбитого бомбардировщика ДБ-3Ф. Однако это никакой роли уже не играло. Накануне исторического радиообращения вождя народов к электорату (к 3 июля Сталин наконец-то понял, что имеет дело не с мелкой провокацией, а с самой настоящей войной) подобные акты самопожертвования были необходимы как воздух. Подвиг Гастелло начал усиленно тиражироваться в сознании масс, в большинстве своем совершенно игнорируя временные рамки. Свои тараны Гастелло осуществлял то 26-го, то 28 июня, а по версии "Красной звезды", и вообще 3 июля. Уже 25 июля Николаю Гастелло присваивается звание Герой Советского Союза. Кажется, не успел еще герой протаранить вражескую колонну, а "поэты и писатели вместе с народом сложили о славном экипаже и его командире песни и боевые рассказы". В свою очередь, наградной лист не имеет ничего общего с традиционным в таких случаях отчетом. Он весь пронизан патетикой и, что самое удивительное, существует в двух экземплярах - "с уточнениями и дополнениями".

БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

Спустя 10 лет после радошковичского тарана, в ознаменование героической даты зампредседателя Совмина БССР тов.Киселев отдает распоряжение секретарю ЦК КПБ тов.Гусарову (по ходатайству директора музея ВОВ) произвести более тщательное исследование места подвига и смерти Героя Советского Союза капитана Гастелло, осуществить раскопки могилы и сбор частей самолета. Представительная экспедиция в составе научных сотрудников, фотографа, специалистов авиадела и судмедэкспертов выдвинулась в Радошковичи для усиления и без того жирной точки над "i".
Долго ли, коротко ли корпели исследователи над расконсервацией
братской могилы, однако полученный накануне грядущего перезахоронения Гастелло результат оказался соизмерим разве что со столбняком. Никакого экипажа Гастелло в районе раскопок не было! По восстановленной надписи на документе, хранившемся в пластмассовом футлярчике, было установлено, что здесь покоится прах старшего лейтенанта Григория Реутова. Последующей проверкой все вопросы были сняты окончательно. Реутов, 1918 года рождения, проходил службу в должности воздушного стрелка-радиста в 42-й авиационной воздушной дивизии, и, по данным отдела по учету потерь Советской Армии, значился пропавшим без вести с 26.06.41 г. Благодаря этим данным было установлено, что вместе с ним на борту находились капитан Александр Маслов (командир экипажа), лейтенант Владимир Балашов и младший сержант Бахтурас Бейскабаев. Выполнявший 26 июня 1941 года боевое задание экипаж самолета ДБ-3Ф в полк уже не вернулся, и командование, не имея никаких сведений, посчитало летчиков без вести пропавшими. Агитаторы и политинформаторы были парализованы. Какой Маслов? Откуда? Где народный герой Гастелло? Впрочем, было слишком поздно менять идеалы. В школах штудировались литературные формы героического эпоса, именем Гастелло были названы сотни колхозов, улиц, пионерских дружин и т.п. Проще было повесить на неприятное открытие амбарный замок секретности. Мало того, в 1976 году на месте гибели экипажа Маслова был установлен величественный памятник... капитану Гастелло... Много позже удалось установить, что бомбардировщики капитана Маслова ушли в район Радошковичей двумя часами раньше самолетов Гастелло. Тем не менее и те, и другие оказались в самом эпицентре обстрела. Не исключено, что именно падающий самолет Маслова и привлек внимание коллег Гастелло, поскольку Маслов действительно предпринял попытку тарана. По некоторым оценкам, до шоссе и, следовательно, до главного скопления техники не хватило 180 м. Поэтому особого ущерба рухнувший самолет фашистам не причинил. Тем не менее российское руководство спустя 55 лет после прецедента адекватно отреагировало на всплывшие на поверхность истории новые сведения: указом президента Ельцина Александр Маслов посмертно удостоен звания Герой России. Все же остальные сломя голову бросились искать место падения самолета Гастелло.

ИМЕННОЙ СПИСОК

В 25 километрах от Радошковичей, среди труднопроходимых болот обосновалась деревня Мацки. За всю историю своего существования Мацки прославились, пожалуй, лишь тем, что 26 июня 1941 года прямо на огород одного из жителей приземлился катапультировавшийся из горящего самолета советский летчик. Самолет, к слову, рухнул неподалеку в болото. Свидетель этого момента, один из героев кинодокументального расследования
режиссера Анатолия Алая "Два капитана" (на тот момент ему было 15 лет), отчетливо помнит, что тотчас к дому подкатила немецкая штабная машина, летчика нейтрализовали и увезли в неизвестном направлении. На этом следы пилота теряются.
Анатолию Алаю, предпринимающему энергичные действия по "бомбардировке" архивов, удалось- таки обнаружить очень любопытный документ, чудом уцелевший после тотального истребления всего, что могло бы скомпрометировать имя Гастелло. В руки Анатолия Ивановича попал порядком потрепанный именной список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиационной дивизии с 22.06. по 28.06.41 г. Под №3 в числе прочих значится экипаж 207-го полка в составе командира эскадрильи капитана Гастелло, стрелков-бомбардиров лейтенантов Бурденюка и Скоробогатова и воздушного стрелка-радиста младшего сержанта Калинина. Ничего особенного, если бы не "примечание". "Один человек из состава экипажа выпрыгнул с парашютом из горящего самолета. Кто - неизвестно". Однако из-за технических особенностей строения самолета десантироваться в обход командира даже при желании не мог никто. Иными словами, только Гастелло, став на крыло, мог выпрыгнуть из горящей машины и приземлиться на огороде Агейчиков. Остальным "пассажирам" ДБ-3Ф времени на сборы уже не оставалось.
Свидетели утверждают, что в районе Мацков был сбит только один самолет (а не 15, как в Радошковичах), и поэтому ошибки
быть не может. Спустя некоторое время после войны среди развалившегося корпуса самолета были обнаружены вещдоки - смертный медальон Калинина и письмо с фамилией Скоробогатова. Идентифицировать труп Гастелло не удалось.

СМЕРТЬ ИЛИ ПЛЕН?

Около года назад в узких кругах обнаружилась маленькая заметка, напечатанная в одной из лондонских газет, где сообщалось о смерти в Англии мистера Гастелло. Мало кто поверил, что, прожив инкогнито за границей, в 90 лет отошел в мир иной тот самый Герой.
Мог ли командир оставить обреченный на гибель экипаж? Никто не может сказать однозначно, но подобный опыт у Гастелло уже был.

ГАСТЕЛЛО И САМУРАИ

В начале 70-х исследователь огненных таранов Б.Васильев обнаружил в архивах подписанное Жуковым представление к высшей награде воинов, отличившихся в боях против японцев на Халхин-Голе. Значилась здесь и фамилия военкома бомбардировочного полка Михаила Ююкина, который, как оказалось, был первым "воздушным наставником" Гастелло. Еще позже стало известно, что в последнем для Ююкина бою участвовал и его ученик. Попав в заградительный огонь, самолет мгновенно загорелся. Командир приказал экипажу покинуть машину, а сам, тяжело раненный, протаранил японский дзот.
Правда, Ююкина так и не наградили, поскольку члены экипажа спаслись, приземлившись на вражеской территории. Продолжая логическую цепочку, нельзя было представлять к высшей награде кого бы то ни было из состава экипажа Гастелло, стопроцентно зная, что кто-то из летчиков попал в руки фашистов. Тем более если пленником оказался сам Гастелло. В своих мемуарах маршал авиации Скрипко вспоминает, что будучи командиром дальнебомбардировочного корпуса, зная о штабном документе, подписал представления о награде, не имея на это никакого морального права. Ситуация иного выбора не оставляла - о подвиге Гастелло знала уже вся страна.

ГЕРОИ-КАМИКАДЗЕ

Если верить фронтовым сводкам, огненные тараны стали едва ли не нормой жизни. "Почин" Гастелло поддержан безоговорочно: крутое пике в скопление противника, по сообщениям Советского информбюро, становится показателем массового героизма советских летчиков. Правда, "героев" за неудачное приземление получали единицы - негоже стимулировать массовый падеж авиации.
Бомбардировщики ДБ-3Ф, не способные разогнаться быстрее нынешних наземных авто, были обречены на лавры посмертных героев исходя уже из своего конструкторского несовершенства.
Понимая, что выполнение боевого задания зависит не только от навыков военных пилотов, но и от расторопности вражеской артиллерии, командование авиации в ряде случаев спускает дикие по своей сути приказы - заправлять бомбардировщики только в одну сторону боевого маршрута. Целые экипажи автоматически становятся смертниками: отказ от выполнения приказа и вылет на задание предполагали одинаковый финал. В этом контексте безальтернативные поступки военных летчиков, в том числе и экипажа Николая Гастелло, заслуживают самых героических эпитетов. Но культивация дутых подвигов перечеркнула на корню многие действительно благие деяния...

(Окончание в следующем номере.)
(Окончание. Начало в №27.)

Виктор Гастелло, военный журналист, сын овеянного легендами героя, всю свою сознательную жизнь занимается сбором фактического материала об отце. В отличие от других исследователей "гастелловского феномена", для него открыты многие двери законспирированных архивных учреждений. Анатолий Алай, впервые экранизировавший одну из версий подвига, неоднократно призывал Виктора Гастелло объединиться в деле совместного поиска истины - какой бы по своей сути она ни оказалась. Однако ничего, кроме заверений рассказать, написать, помочь, Анатолий Иванович пока не получил.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРХИВ

Федеральный архив во Фрайбурге - новое направление поисков следов экипажа Гастелло. Именно здесь сосредоточены документальные данные на всех солдат, воевавших под знаменами рейха. С истинно немецкой пунктуальностью архивариусы фиксировали все: от персонального состава соединений до каждого сбитого советского самолета. Однако главная ценность архива в том, что во Фрайбурге хранятся аэрофотосъемки всех "огненных таранов" советской авиации. Не исключено, что разгадка одной из самых интересных загадок второй мировой войны находится именно здесь - в главном архиве Германии. А в ознаменование 58-й годовщины огненного тарана общественность в очередной раз оказалась перед дилеммой: верить - не верить?
... Не исключено, что останки Николая Гастелло до сих пор покоятся в болоте у деревни Мацки и при соответствующем желании их могут обнаружить разномастные следопыты. Его тело не было идентифицировано среди обгоревших трупов летчиков, найденных в этих местах после войны. Но пока исследования будут целенаправленно гаситься, первый Герой не найдет покоя даже в могиле.

ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ

Парадоксально, но большинство Героев Советского Союза получили свои звания посмертно, то есть на основании свидетельских показаний очевидцев. Более двухсот Героев пропали без вести, и их судьба так и осталась неизвестна. Биографии некоторых военных кумиров строились на исключительности героической личности. Так, упоминая имя Гастелло, советские идеологи считали своим долгом напомнить, что отец Николая Францевича переносил бревно с вождем мирового пролетариата на первом коммунистическом субботнике.
Гастелло не виноват, что стал идолом советской пропаганды. Равно как не виноват Маслов, на 55 лет канувший в безвестность.
Два капитана, два боевых друга, две трагические развязки с такими разные финалами... Михей Николай Тихонович, преподаватель, руководитель музея боевой славы СШ №104 г.Минска. Более 30 лет занимается поисковой работой. Собрал обширный материал по фактам гибели Гастелло, Маслова, десяткам других летчиков.
"Противопоставление Гастелло и Маслова несправедливо. Они оба совершили подвиги! И Гастелло, и Маслов знали, что рано или поздно их тяжеловесные самолеты будут сбиты! Разве это не показатель героизма? Потери были огромные. За первый месяц войны для пополнения взамен сбитой техники в 207-й полк прибыло 47 самолетов. Из 27 бомбардировщиков, вылетавших бомбить вражескую бронетехнику летом 1941 года, в район Радошковичей вернулся только один! Пятого июля остатки практически начисто разбитого 207-го авиаполка перебрасываются под Орел, а в сентябре полк расформирован. Из 148 членов экипажей 207-го авиаполка установлены места гибели только 12! Так что героями были все военные летчики. Разговор, скорее, о другом. Почему вплоть до 1951 года Маслов числился пропавшим без вести? Потому что предполагаемое место гибели Гастелло никто не исследовал, будучи уверенным, что именно здесь находятся останки героического экипажа. То, что в могиле Гастелло оказался Маслов, было шоком. Сразу возник вопрос: а где, собственно, погиб Гастелло? Пропал без вести? То, что в мацковском болоте нашли отрывок письма Скоробогатова, члена экипажа Гастелло, - еще не доказательство. Нужно искать более весомые аргументы. По моему мнению, спектр поисков нужно существенно расширить. В Радошковичах в прошлом году нашли летчиков, перезахоронили на гражданском кладбище, вроде бы даже известны их фамилии, но местные власти все держат в тайне. Зачем недосказанность? Ее и так более чем достаточно. Чем руководствовалось командование, присваивая Героя Советского Союза только Гастелло, а не всему экипажу? Почему Ельцин своим приказом присвоил Героя Российской Федерации всему экипажу Маслова, а президент Назарбаев к тому же продублировал приказ в отношении Бейскбаева? И почему бы экипажу Маслова не занять свое место в главном зале боевой славы республики? Поиск новых поворотов в развенчании кого бы то ни было нужно заканчивать. Точка - раз и навсегда". Гурная Ирина Александровна, дочь Александра Маслова. С 1956 года живет и работает в Минске. "Для меня отец всегда был героем. Я с детства мечтала летать, как он, прыгала с парашютом. Я хотела быть во всем на него похожей, хотя практически его не помню. До 1951 года он считался пропавшим без вести. Мама рассказывала, что с семьей Гастелло они были очень дружны, особенно когда жили в Ростове. Они были воспитаны совершенно на других принципах, и то, что отец говорил: "В руки живым не сдамся", - это не дешевая патетика. Люди верили в идеалы. Никто не хотел погибать, но плен иногда воспринимался хуже смерти. Поэтому я негативно отношусь к тому ажиотажу, который возник и вокруг моего отца в том числе. Молодежи это неинтересно. Старикам от осознания развенчания культа Гастелло больно. Кумиры падают один за другим. Для тех, кто боготворил Гастелло, наступило разочарование. Кто ничего не знал, тому новые факты до лампочки. У нас и без того полно безыдейщины. Но я считаю, что памятник в Радошковичах нужно обобщить. Пусть это будет неперсонифицированная память обо всех летчиках, погибших во время войны. В большинстве своем они осознанно летели на смерть и заслуживают одинаково высоких почестей".
Разговорить еще одно заинтересованное лицо, Виктора Гастелло, не удается практически никому. Сын прославленного героя много времени проводит в архивах, но, как заметили посторонние статисты, никогда не участвует в мероприятиях, посвященных памяти своего отца. Неужели он знает нечто такое, что могло бы скомпрометировать имя одного из первых Героев Советского Союза?
Режиссер Анатолий Алай, впервые экранизировавший тему Гастелло, намерен свести Виктора Гастелло и Ирину Гурную во втором фильме (хотя по цензурным соображениям до зрителя не дошла еще и предыдущая серия). Он пишет: "... Приступая к созданию фильма "Два капитана" ("Гастелло"), я не ставил перед
собой цель, ухватившись за "жареный" факт, очернить сталинского сокола - Николая Гастелло. Как художник, вижу свой гражданский долг в том, чтобы очистить имя фронтовика от разъедающей сознание людей политической ржавчины, снять с героя войны насквозь прогнивший мифологический мундир, который еще в первые месяцы войны неумело натянули на него идеологические работники. Я хочу продолжить кинопоиск. Убежден: Гастелло не предатель, не изменник Родины. Я попытаюсь доказать это во втором фильме. "Гастелло. Версия-2", который явится логическим продолжением картины "Два капитана" ("Гастелло"). Основными героями нового фильма будут мои сверстники, дети пропавших без вести отцов, сын Гастелло и дочь Маслова".

Жизнь продолжается. "Истина где-то рядом"."

От Dinamik
К NetReader (15.11.2001 03:18:54)
Дата 15.11.2001 17:19:18

Re: О подвиге...

>В своих мемуарах маршал авиации Скрипко вспоминает, что будучи командиром дальнебомбардировочного корпуса, зная о штабном документе, подписал представления о награде, не имея на это никакого морального права. Ситуация иного выбора не оставляла - о подвиге Гастелло знала уже вся страна.

Очень странно такое слышать. Дело в том, что в секции "Авиация" Военно-Научного общества в этом году разбирался подвиг Гастелло. Так вот ветеран, делавший доклад о Гастелло говорил о Скрипко совершенно другие слова. Мол дотошный был мужик (бывший его начальник), и очень долго всех расспрашивал что и как. Если он подписал какую-то бумажку, то нес за нее ответственность по полной программе. В подвиге Гастелло уверен на все сто.

С уважением к сообществу

От Поручик Баранов
К Dinamik (15.11.2001 17:19:18)
Дата 15.11.2001 17:40:26

Re: О подвиге...

Добрый день!

>>В своих мемуарах маршал авиации Скрипко вспоминает, что будучи командиром дальнебомбардировочного корпуса, зная о штабном документе, подписал представления о награде, не имея на это никакого морального права. Ситуация иного выбора не оставляла - о подвиге Гастелло знала уже вся страна.
>
>Очень странно такое слышать. Дело в том, что в секции "Авиация" Военно-Научного общества в этом году разбирался подвиг Гастелло. Так вот ветеран, делавший доклад о Гастелло говорил о Скрипко совершенно другие слова. Мол дотошный был мужик (бывший его начальник), и очень долго всех расспрашивал что и как. Если он подписал какую-то бумажку, то нес за нее ответственность по полной программе. В подвиге Гастелло уверен на все сто.

К сожалению, факты не на его стороне. Строго говоря, ПОДВИГА советских летчиков никто не отменил. А вот огненного тарана экипажа Гастелло не было.

С уважением, Поручик

От Dinamik
К Поручик Баранов (15.11.2001 17:40:26)
Дата 15.11.2001 17:45:17

Re: О подвиге...

>К сожалению, факты не на его стороне.

Давайте факты.

С уважением к сообществу

От Поручик Баранов
К Dinamik (15.11.2001 17:45:17)
Дата 15.11.2001 17:51:45

Re: О подвиге...

Добрый день!

>>К сожалению, факты не на его стороне.
>
>Давайте факты.

Да факты, собственно, приведены неоднократно - результаты эксгумации, свидетельские показания.

С уважением, Поручик

От Dinamik
К Поручик Баранов (15.11.2001 17:51:45)
Дата 15.11.2001 17:58:26

Re: О подвиге...

>>>К сожалению, факты не на его стороне.
>>
>>Давайте факты.
>
>Да факты, собственно, приведены неоднократно - результаты эксгумации, свидетельские показания.

Ну то что пишут в газетах типа МК не особо верится. Хотелось бы поконкретнее и посолиднее источник.
Результаты эксгумации? Тут царя "эксгумировали" и до сих пор сомневаются он ли похоронен или нет.
Свидетели? Т.е. тогдашним свидетелям не верим, а нынешним, спустя 60 лет поверим?

С уважением к сообществу

От Поручик Баранов
К Dinamik (15.11.2001 17:58:26)
Дата 15.11.2001 18:12:50

Re: О подвиге...

Добрый день!

>Ну то что пишут в газетах типа МК не особо верится. Хотелось бы поконкретнее и посолиднее источник.
>Результаты эксгумации? Тут царя "эксгумировали" и до сих пор сомневаются он ли похоронен или нет.
>Свидетели? Т.е. тогдашним свидетелям не верим, а нынешним, спустя 60 лет поверим?

Следствие вела военная прокуратура, при вскрытии могилы обнаружены документы членов экипажа Маслова. Сомнений быть не может.

А писали об этом "Известия" - ИМХО вполне солидное издание.

С уважением, Поручик

От Dinamik
К Поручик Баранов (15.11.2001 18:12:50)
Дата 15.11.2001 18:45:32

Re: О подвиге...

>Следствие вела военная прокуратура, при вскрытии могилы обнаружены документы членов экипажа Маслова. Сомнений быть не может.
>А писали об этом "Известия" - ИМХО вполне солидное издание.

А разве подвиг Маслова отменяет подвиг Гастелло?


С уважением к сообществу

От Поручик Баранов
К Dinamik (15.11.2001 18:45:32)
Дата 15.11.2001 18:55:03

Никто и ничего не отменяет

Добрый день!

>А разве подвиг Маслова отменяет подвиг Гастелло?

Но экипаж Гастелло не совершал огненного тарана, его бомбардировщик упал в лесу в 4 км от дороги.

С уважением, Поручик

От Dinamik
К Поручик Баранов (15.11.2001 18:55:03)
Дата 15.11.2001 19:05:08

Re: Никто и...

>>А разве подвиг Маслова отменяет подвиг Гастелло?
>
>Но экипаж Гастелло не совершал огненного тарана, его бомбардировщик упал в лесу в 4 км от дороги.

А тут пишут, что до сих пор его (Гастелло) не нашли.

С уважением к сообществу

От iggalp
К Dinamik (15.11.2001 19:05:08)
Дата 15.11.2001 19:44:08

Бомбардировщик-то нашли

А про Гастелло Поручик и не писал

От Dinamik
К iggalp (15.11.2001 19:44:08)
Дата 16.11.2001 09:51:10

Re: Бомбардировщик-то нашли

Я бы хотел все-таки увидеть документы, а не газетно-интернетовские сплетни.


С уважением к сообществу

От Поручик Баранов
К Dinamik (16.11.2001 09:51:10)
Дата 16.11.2001 10:29:20

Поезжайте в архив, номера фондов я дам

Добрый день!

>Я бы хотел все-таки увидеть документы, а не газетно-интернетовские сплетни.

Это не сплетни, если вас это так задевает - убедитесь сами.

С уважением, Поручик

От Dinamik
К Поручик Баранов (16.11.2001 10:29:20)
Дата 16.11.2001 11:26:14

Re: Поезжайте в архив,

>>Я бы хотел все-таки увидеть документы, а не газетно-интернетовские сплетни.
>
>Это не сплетни, если вас это так задевает - убедитесь сами.

Вы сами видели этот документ? И что, там сказано, мол Гастелло никакого огненного тарана не совершал?
Или просто написано, что обнаружили его бомбардировщик там-то и там-то, а самого Гастелло не обнаружили?

С уважением к сообществу

От Поручик Баранов
К Dinamik (16.11.2001 11:26:14)
Дата 16.11.2001 11:51:39

Re: Поезжайте в...

Добрый день!

>Вы сами видели этот документ? И что, там сказано, мол Гастелло никакого огненного тарана не совершал?

Документ на то и документ, что в нем перечисляются факты, а выводы предоставлено делать исследователям.

>Или просто написано, что обнаружили его бомбардировщик там-то и там-то, а самого Гастелло не обнаружили?

Да, так примерно и написано. И еще там протокол эксгумации.

С уважением, Поручик

От Vatson
К NetReader (15.11.2001 03:18:54)
Дата 15.11.2001 11:19:58

Доктор, а откуда у вас такие картинки? Специально ищете грязь? (-)


От iggalp
К Vatson (15.11.2001 11:19:58)
Дата 15.11.2001 11:43:53

Re: Доктор, а...

Грязь, имхо, это когда сорок лет знают, что подвиг совершил экипаж Маслова, но умышленно этот факт скрывают. Если еще и правду пишут про тяжелое положение семьи Маслова (во что оччено верится) после войны - то вдвойне.

От И. Кошкин
К NetReader (15.11.2001 03:18:54)
Дата 15.11.2001 09:08:28

Мда-а-а... Педарасты косят траву для козлов... Козлы хрумкают... (-)


От Дмитрий Козырев
К Vatson (14.11.2001 12:56:37)
Дата 14.11.2001 13:31:45

Из обсуждения в Курилке.

>в ее статье этот исследователь приводит слова местных, что один из летчиков выпрыгнул с парашютом с крыла самолета.

представляется маловероятным, что наблюдателель с земли мог уверенно оценить, что прыжок был произведен именно с крыла.
Вообще рассмотреть выпрыгнувшего летчика до того как раскрылся парашют.

С уважением

От Влад Антипов
К Vatson (14.11.2001 12:56:37)
Дата 14.11.2001 13:24:11

Re: О подвиге...


и все же помоему это был Ил-4
а точнее у самолета были движки воздушного охлаждения.

От iggalp
К Vatson (14.11.2001 12:56:37)
Дата 14.11.2001 13:09:33

А МК не читали? (-)


От Vatson
К iggalp (14.11.2001 13:09:33)
Дата 14.11.2001 13:31:11

Не, не читал. И, честно говря, не очень хочу (-)


От iggalp
К Vatson (14.11.2001 13:31:11)
Дата 14.11.2001 13:43:40

Там аккурат по всей видимости все со слов Вашего источника и излагалось (-)


От Vatson
К iggalp (14.11.2001 13:43:40)
Дата 14.11.2001 13:48:55

Вот именно такой одностоорнности я у себя и не хочу допустить :о)) (-)


От Vasiliy
К Vatson (14.11.2001 13:31:11)
Дата 14.11.2001 13:34:13

Что он, Эвенджера не видел?;) (-)


От Дмитрий Козырев
К Vatson (14.11.2001 12:56:37)
Дата 14.11.2001 13:07:07

А почему СБ

>По его словам, на СБ такой прыжок мог совершить только командир корабля,

речь то вроде шла про ДБ-3 (Ф?) - Ил-4

Я не прав?

С уважением

От Dinamik
К Дмитрий Козырев (14.11.2001 13:07:07)
Дата 14.11.2001 14:39:16

Именно, что ДБ-3Ф (-)

>Я не прав?

прав

С уважением к сообществу

От Vatson
К Дмитрий Козырев (14.11.2001 13:07:07)
Дата 14.11.2001 13:30:42

Фиг знает (+)

Ассалям вашему дому!
Щас перечитал все, что у меня есть про Гастелло - нигде не нашел вообще упоминаний про модель самолета. С чего взял, что это СБ - сам не пойму. Дальше - ваще путаница: у Поляновского (автор Известинского материала) есть упоминание о выбросившемся с парашютом летчике (не командире!) из "утреннего" экипажа Маслова, который разбился из-за малой высоты. У Харитонова (того, который на Ш :о)) - о парашютисте из экипажа Гастелло. Дальше самое интересное - 97-й год, белорусская съемочная группа работает по этой загадке. Место, где нашли мертвого летчика на стропах (значит, открылся парашют!), в карманах которого письмо жене на имя Скоробогатовой (Скоробогатый - стрелок из экипажа Гастелло!) Так Масловский это член экипажа или Гастелловский? Разбился или убили в воздухе? И дальше ваще все запутывающие кадры - командующий ВВС СССР г/п-к Решетников заявляет, что с крыла мог прыгнуть только пилот! Так, блин, кого же нашли? Кто прыгал?
>>По его словам, на СБ такой прыжок мог совершить только командир корабля,
>
>речь то вроде шла про ДБ-3 (Ф?) - Ил-4

>Я не прав?

>С уважением
Будьте здоровы!

От Лёша Волков
К Vatson (14.11.2001 13:30:42)
Дата 14.11.2001 21:45:56

Re: Фиг знает


>Ассалям вашему дому!
>Щас перечитал все, что у меня есть про Гастелло - нигде не нашел вообще упоминаний про модель самолета.

В "Конструкторе Ильюшине" Понамарёва есть. Достаточно подробно. Именно ДБ-3Ф.

От iggalp
К Vatson (14.11.2001 13:30:42)
Дата 14.11.2001 13:50:55

Книга из серии Подвиг дома

но помнится, что в последнем вылете из постоянного экипажа Гастелло вообще никого не было. Официальная версия приводит даже обоснования этого. Думается, специально могли за уши подтягивать масловский экипаж к Гастелло, ведь после войны тела летчиков нашли.

От iggalp
К iggalp (14.11.2001 13:50:55)
Дата 15.11.2001 01:26:08

Посмотрел

Летал Гастелло на ДБ-3 как уже говорили (до этого на ТБ-3)
Штурманом в тот вылет значится А.А.Бурденок, с Гастелло постоянно не летал.
В роли стрелка официально выступил адьютант эскадрильи л-т Г.Н.Скоробогатый (типа штатный люковый стрелок экипажа Гастелло С.Елин не смог вылететь из-за ранения), который сам напросился на вылет. Вообще-то обычно Скоробогатый летал штурманом в экипаже ст. л-та Коновалова.
Стрелком-радистом вылетел ст. с-т А.А.Калинин