Извиняюсь, но не подскажет ли глубокоуважаемый all серому анархии.
Приветствую
Есть ли в истории какая-нибудь дата (или датЫ) с которых начиналась т.н. Великая Депрессия (20-хх - 30-хх годов).
С уважением, Коля-Анархия.
В 1926-1928 гг. экономика США была на подъеме. Национальный доход возрос с 32 млрд долл. в 1913 г. до 89,7 млрд долл. в 1927 г., или в 2,8 раза (в сопоставимых ценах - в 1,7 раза). Повышалась рентабельность производства, увеличивались дивиденды, а в результате росли и курсы акций. Так, средняя цена акций АТТ увеличилась (максимальное значение) со 151 долл. в 1926 г. до 185,5 долл. в 1927 г., General Electric - с 95,5 до 146,6 долл., Steel Corporation - с 130,75 до 141,25 долл. и т.д.
Быстро расширялся рынок ценных бумаг. В 20-е годы стоимость выпущенных ценных бумаг составила 50 млрд долл. Однако вырученные деньги в меньшей мере шли на развитие производства, в большей - на покупку других ценных бумаг. Половина эмитированных ценных бумаг при этом ничем не была обеспечена.
Инвесторы предпочитали вкладывать деньги не в производство, а в ценные бумаги, приобретая их на вторичном рынке (деньги на вторичном рынке ценных бумаг перемещаются от одного портфельного инвестора к другому и не направляются в производственную сферу). Для покупки ценных бумаг они брали кредиты в банках, которые использовали в качестве кредитных ресурсов, кроме собственных средств, денежные вклады граждан, временно свободные средства компаний, кредиты Федеральной резервной системы. Росту объемов кредитования портфельных инвесторов способствовали низкие проценты, взимаемые банками. Учетная ставка, на которую ориентировались банки устанавливая свои проценты, была самой низкой среди развитых стран - 3,5-4% в 1926-1927 гг. (в Великобритании - 4,5-5%, Германии - 5 - 8%, во Франции - 5 - 7,5%). Да и сами коммерческие банки все больше увлекались куплей-продажей ценных бумаг, которая давала им больший доход, чем кредитование хозяйства.
Эмитенты, владельцы ценных бумаг, охотно продавали их в кредит (маржевые сделки). 40% всех инвесторов покупали акции в кредит под незначительное маржевое обеспечение. В результате произошел инвестиционный "перегрев". Федеральная резервная система не догадалась вовремя "поставить плотины" на пути растущих финансовых потоков вторичного рынка ценных бумаг, направить деньги в производственную сферу.
Обескровленные и потерявшие заказы предприятия начали свертывать производство; курсы акций, резко оторвавшиеся от номинала, стали падать. Коммерческие банки потребовали возврата ссуд, и владельцы ценных бумаг стали продавать их, чтобы погасить кредит. Поскольку покупателей не было, падение курсов приняло лавинообразный характер. 24 октября 1929 г. на Нью-Йоркской фондовой бирже произошел резкий спад курсов акций. В этот день и затем в течение четырех последовательных торговых сессий цена многих популярных акций упала на 100 пунктов и ниже. С 1929 по 1932 г. курс акций Radio Corporation уменьшился в 33 раза, New-York Central - в 51, Krysler - в 27, General Motors - почти в 80, General Electric - в 11, United Steel - в 17 раз.
Владельцы акций не смогли возвратить кредит, следовательно, предприятия потеряли свои деньги на банковских счетах, а граждане - сбережения в банках. Разорились 32 тыс. частных компаний. Сокращение спроса обусловило падение цен (за 1929-1933 гг. суммарное снижение составило около 25%), при этом цены на инвестиционные товары и товары длительного пользования упали в меньшей степени, чем на товары кратковременного пользования.
Объем ВНП в текущих ценах за 1929-1933 гг. снизился почти в 1,9 раза, причем производство инвестиционных товаров и товаров длительного пользования уменьшилось более значительно, чем продукции кратковременного пользования.
Спад капиталовложений был большим, чем спад ВНП (табл. 1). При уменьшении личных доходов на 45% граждане могли покупать в основном лишь товары кратковременного пользования. Предприятия резко уменьшили капиталовложения, так как упал спрос на их продукцию, простаивали производственные мощности, не было денег.
Число полностью безработных достигло в 1933 г. 12,8 млн человек, или 25% общей численности занятых.
ВИКТОР ОСТАПЕНКО
кандидат экономических наук, заместитель директора
Научно-исследовательского финансового института
Министерства финансов РФ