От Вомбат
К All
Дата 23.02.2010 08:28:30
Рубрики Прочее; Современность; Танки;

Заземление ББТ вообще и Шилок в частности.

На поздних модификациях Шилок в комплект ЗИП начинает входить некий металлический кол

[144K]



Клемма и кусок провода как бы намекают, что он предназначается для заземления машины. Тем не менее, в технических описаниях и руководствах по Шилкам нигде явно не упоминается необходимость заземлить установку. Возникают вопросы:
1. Для чего действительно применяется этот кол?
2. Танки вообще заземляют?:) Насколько я слышал удар молнии, например, в машину или в самолет не приводит к каким-то катастрофическим последствиям для пассажиров и оборудования - заряд просто обходит по внешней металлической оболочке и уходит в землю. С ББТ так же?
3. Если необходимость заземления связана с наличием РЛС, то как заземляют (и заземляют ли вообще) прочие подижные РЛС - Тунгуска, Тор и т.д. Если их заземляют то как это делатся на стоянке и особенно на марше.
4. Насколько часто наблюдаются удары молний в скопления ББТ? Это ж сколько железа то едет сразу и вместе, да еще с антеннами высоченными. Есть ли какие-либо предписания по технике безопасности на этот счет?

От Estel
К Вомбат (23.02.2010 08:28:30)
Дата 23.02.2010 16:45:31

Re: Заземление ББТ...

>Насколько я слышал удар молнии, например, в машину или в самолет не приводит к каким-то катастрофическим последствиям для пассажиров и оборудования - заряд просто обходит по внешней металлической оболочке и уходит в землю. С ББТ так же?

Молния уходящая через самолёт в землю это таки да. Это сильно. Пассажиров конечно током не бьёт, но электроника вылетает на раз.

От Вомбат
К Estel (23.02.2010 16:45:31)
Дата 23.02.2010 16:56:41

Re: Заземление ББТ...

>>Насколько я слышал удар молнии, например, в машину или в самолет не приводит к каким-то катастрофическим последствиям для пассажиров и оборудования - заряд просто обходит по внешней металлической оболочке и уходит в землю. С ББТ так же?
>
>Молния уходящая через самолёт в землю это таки да. Это сильно. Пассажиров конечно током не бьёт, но электроника вылетает на раз.

По дискавери показывали передачу про молнии с реальными съемками как в 747 на взлете попадает молния - летел-попала-полетел дальше. Там же приводили статистику что в среднем ежегодно каждый лайнер молния бьет дважды. Я как бы сомневаюсь в вылетающей на раз электронике.

От Геннадий Нечаев
К Вомбат (23.02.2010 16:56:41)
Дата 23.02.2010 17:51:10

Re: Там серьезные меры грозозащиты

Ave!
>По дискавери показывали передачу про молнии с реальными съемками как в 747 на взлете попадает молния - летел-попала-полетел дальше. Там же приводили статистику что в среднем ежегодно каждый лайнер молния бьет дважды. Я как бы сомневаюсь в вылетающей на раз электронике.

Всякие стекатели, разрядники, быстродействующие автоматы защиты сети. Но тут всяко бывает, раз на раз. Ну а лететь и сесть он может и без целой кучи не критических систем.

Там, где мы бывали - нам танков не давали.

От Митрофанище
К Вомбат (23.02.2010 08:28:30)
Дата 23.02.2010 11:31:40

Re: Заземление ББТ...

При работе (РР, ремонте и т.п.) с РПК - обязательно.

От Вомбат
К Митрофанище (23.02.2010 11:31:40)
Дата 23.02.2010 11:48:20

Re: Заземление ББТ...

>При работе (РР, ремонте и т.п.) с РПК - обязательно.

РР - это?

> обязательно.

Странно, что в доступной документации это не отражено. Например в "Устройство и эксплуатация ЗСУ-23-4М" в разделе "Техника безопасности при работе с РПК" про заземление ни слова. Непонятно так же заземляли ли ранние модификации Шилок.

От Митрофанище
К Вомбат (23.02.2010 11:48:20)
Дата 24.02.2010 11:38:38

Re: Заземление ББТ...

Не должно быть пропущено. Постараюсь узнать (уже ком вопросов).

Но точно знаю, что при регламенте, ремонте, обучении, а при работе от внешнего источника - так 200%.

От Геннадий Нечаев
К Вомбат (23.02.2010 11:48:20)
Дата 23.02.2010 12:48:49

Re: Заземление ББТ...

Ave!
>>При работе (РР, ремонте и т.п.) с РПК - обязательно.
>
>РР - это?

>> обязательно.
>
>Странно, что в доступной документации это не отражено. Например в "Устройство и эксплуатация ЗСУ-23-4М" в разделе "Техника безопасности при работе с РПК" про заземление ни слова. Непонятно так же заземляли ли ранние модификации Шилок.

Вообще это в других правилах - "ПУЭ и ПТБ электроустановок" наверное или в каких-то более универсальных должно быть, ну тиап "производства электросварочных работ". Там точно есть такое требование о заземлении объекта "физической" эемлей.

Там, где мы бывали - нам танков не давали.

От Вомбат
К Геннадий Нечаев (23.02.2010 12:48:49)
Дата 23.02.2010 13:09:46

Re: Заземление ББТ...

>Вообще это в других правилах - "ПУЭ и ПТБ электроустановок" наверное или в каких-то более универсальных должно быть, ну тиап "производства электросварочных работ". Там точно есть такое требование о заземлении объекта "физической" эемлей.

Ну, вот они там не забыли упомянуть, например, что инструмент должен быть изолированным и что работать надо одной рукой при включенном оборудовании. А про колышек заземления таинственно умолчали. А он в комплект машин уже как бы не 35 лет на момент издания входит (2005 года книжка).

От Геннадий Нечаев
К Вомбат (23.02.2010 13:09:46)
Дата 23.02.2010 14:34:37

Re: Заземление ББТ...

Ave!
>
>Ну, вот они там не забыли упомянуть, например, что инструмент должен быть изолированным и что работать надо одной рукой при включенном оборудовании. А про колышек заземления таинственно умолчали. А он в комплект машин уже как бы не 35 лет на момент издания входит (2005 года книжка).

Да черт их знает. Есть же ПТБ "общего" назначения, где этот момент отражен, и сварщик, например, о нем знает, а мехводу, скажем - нафиг ненужно. Ну и запотех ПТБ учил (теоретически) и сдает по ним зачет раз в два года ))). А вообще, см выше - штука явно не лишняя. Есть - и есть себе.

Там, где мы бывали - нам танков не давали.

От Митрофанище
К Вомбат (23.02.2010 11:48:20)
Дата 23.02.2010 12:31:19

Re: Заземление ББТ...

Регламентные работы

А ёбом токнуть не хило может.

От Alexeich
К Митрофанище (23.02.2010 12:31:19)
Дата 24.02.2010 11:20:19

Re: Заземление ББТ...

>Регламентные работы

Для снятия статики у машин находящизся на хранении тоже приходилось применять всякие домодельные прилады. Меня раз так двинуло статическим электричеством, когда залезал на самоход, что свалился на бетонный пол ангара, как ничего не поломал - чудо. В нашем полчке рядом с некоторым машинами был предусмотрительно забитая в грунт перед бетонированием трубка, к которой приконтачивался при необходимости провод - голь на выдумки хитра.

От Вомбат
К Митрофанище (23.02.2010 12:31:19)
Дата 23.02.2010 12:41:05

Re: Заземление ББТ...

>Регламентные работы

Понял. Спасибо.

От Strannic
К Вомбат (23.02.2010 08:28:30)
Дата 23.02.2010 08:49:43

Скорее всего просто для снятия статического заряда.

>Насколько я слышал удар молнии, например, в машину или в самолет не приводит к каким-то катастрофическим последствиям для пассажиров и оборудования - заряд просто обходит по внешней металлической оболочке и уходит в землю. С ББТ так же?

Э...
Мне понятно как в случае танка (гусеничной техники) заряд уйдёт в землю, но как он уйдёт через резину покрышек?

От Вомбат
К Strannic (23.02.2010 08:49:43)
Дата 23.02.2010 08:58:22

Re: Скорее всего...

> Скорее всего просто для снятия статического заряда.

Статического заряда чего? (Я электротехнику учил давным давно и могу задавать идиотские вопросы.)

>Э...
>Мне понятно как в случае танка (гусеничной техники) заряд уйдёт в землю, но как он уйдёт через резину покрышек?

Ну у танка тоже типа есть резиновые бандажи на катках :) У самолетов в полете, например, просто проходит по внешней общивке и прошибает дальше вниз до земли.

От Геннадий Нечаев
К Вомбат (23.02.2010 08:58:22)
Дата 23.02.2010 10:14:46

Re: Нри попадании молнии танку ничерта не будет, экипажу - подавно. Если повезет

Ave!
Был же опыт по телеку, в "Мозголомах" что ли: сажали мужика в машину а машину - в высоковольтную лабораторию загоняли, под разрядник. Действует ровно как высоковольтный изолирующий костюм.

Но! Это только в тех случаях, когда все основные части машины имеют надежный электрический контакт друг с другом, иначе части окадутся под разным напряжением (из-за падения напряжения на хреновом контакте) что может вызвать искрение внутри машины и даже локальные пробои между частями с разным потенциалом. А это плохо, как для экипажа, так и для оборудлвания: или убьет кого, или что вынесет. Ну и близ топливных баков искры - не кузяво. В том опыте как раз бензин сливали.

>> Скорее всего просто для снятия статического заряда.
>
>Статического заряда чего? (Я электротехнику учил давным давно и могу задавать идиотские вопросы.)

На сухой почве с высоким удельным сопротивлением на корпусе танка реально может скопиться приличный заряд, например в горной местности (знаю, не воюют в грах танки, но просто пример): выехал с перевала, где попал в тучку с зарядом, спустился в долину, где почва скальная - вуаля! Ну или другой вариант: песчаная/пылевая буря: пылинки тоже заряд несут, да снегопад тот же (видел как со снижения антенны летят искры по полметра при этом - на антенне "прямой провод" длинной 40 метров набегает до 10 киловольт за час, измеряли). Убить не убьет, но будет долго и нудно стекать, давая колоссальный радиочастотный треск по всем диапазонам.

Вот ради этого думаю - уберечь аппаратуру от помех. Сама радиоаппаратура танка в "земле" думаю, для работы не нуждается - там конструкция сама по себе, размерами своими обеспечивает достаточную емкость для любой антенны.

>>Э...
>>Мне понятно как в случае танка (гусеничной техники) заряд уйдёт в землю, но как он уйдёт через резину покрышек?

Та Боже-ж мой! Цепи видели на бензовозах? От рамы по земле волочатся? Ну вот... Там вообще все хитро придумано: погуглите "электрозащита автомобилей".

>
>Ну у танка тоже типа есть резиновые бандажи на катках :) У самолетов в полете, например, просто проходит по внешней общивке и прошибает дальше вниз до земли.

Вынося, если не повезет, часть аппаратуры. Для маленького истребителя не особо актуально, а для "длинномера" вроде В747 могут быть проблемы, в виде приличной остаточной разности потенциалов между крайними точками планера, что чревато пробоями через корпус/электропроводку. Если мерами грозозащиты пренебрегли - очень неприятно, конкретные примеры есть (искать, простите, лень в праздник).

Там, где мы бывали - нам танков не давали.

От Вомбат
К Геннадий Нечаев (23.02.2010 10:14:46)
Дата 23.02.2010 11:39:25

Re: Нри попадании...

> Вот ради этого думаю - уберечь аппаратуру от помех.

Т.е. пока ехали - помехи нам не мешали цели онаруживать, а как только остановились сразу стали мешать?

> (искать, простите, лень в праздник)

Ю а велкам. Тем более, что я вообще об этом не спрашивал.

От Геннадий Нечаев
К Вомбат (23.02.2010 11:39:25)
Дата 23.02.2010 12:39:23

Re: Нри попадании...

Ave!
>> Вот ради этого думаю - уберечь аппаратуру от помех.
>
>Т.е. пока ехали - помехи нам не мешали цели онаруживать, а как только остановились сразу стали мешать?

Я в основном про аппаратуру связи, где много кое-что понимаю, в отличие от аппаратуры обнаружения, тем более, что в движении не вся аппаратура обнаружения задействована, наверное - я просто не в курсе.
Скажем, станциям ближней связи на УКВ с частотной модуляцией такие разряды не сильно мешают: для связи с ближними корреспондентами. А при необходимости "докричаться" до более удаленного корреспондента, когда сигнал слабее - таки да, проблема. Тут особенности частотной модуляции: ближний мощный частотно-модулированный сигнал эффективно амплитудные помехи давит, особенно короткие импульсные - типо единичного разряда. А при слабом отношении сигнал/шум картина иная, тут много зависит от характеристик приемного тракта, типа преобразователя, вида модуляции и прочая. Но в любом случае, уровень местных помех должен быть максимально снижен.
Вот не знаю, применяют ли у нас еще на танках дальнюю связь на КВ с амплитудной модуляцией - там вообще треск может сделать радиообмен невозможным. Однополосным станциям тоже мешает, хоть меньше - неприятные шипящие свисты появляются.
Так что - да, пока ехали - не мешало с соседними машинами говорить. А приехали - на максимальную дальность может помешать, и здорово.
И потом - от качества заземления зависит "эффективная высота антенны", следовательно - дальность связи. Хоть танк и хорошая "земля", но на максимальную дальность возможно иногда надо колышек забить.

Там, где мы бывали - нам танков не давали.