От Хорёк
К All
Дата 21.02.2010 11:27:47
Рубрики WWII; Флот; ВВС; 1941;

Про нефть, Баку и Сталинград

Уважаемые, не подскажете как делились потоки нефти и нефтепродуктов с Бакинских месторождений с выходом немцев к Волге.
Порылся в интернете набрал разных сведений, но как они делятся в пропорции и на сколько они верны не понятно.
Как я понимаю транспортировка разбилась на следующие направления:
1) ж/д - построена ветка Кизляр-Астрахань и далее по ж/д на левом берегу Волги
2) Баржами и бочками на тросах до Гурьева и далее вверх по Уралу (до какой станции или завода?)
3) Баржами и бочками на тросах до Красноводска и далее по ж/д, а так же в бурдюках на верблюдах (ни кто ссылкой на фото не поделится?) опять до ж/д. Но попадалось мнение что пропускная способность ж/д через казахстан крайне низкая
4) ? по самой Волге ночью не пытались баржи проходить? Что стало с парком нефтеналивных судов оставшихся выше по течению они пытались пройти в Каспий или остались где-то у Нижнего Новгорода?

Буду рад ссылкам на обстоятельные материалы, может где всё в одну табличку собрано?

Кроме выше означеного, буду рад ссылкам на материалы о применение трубопроводов при форсировании Днепра, Днестра и иных случаев во время ВОВ.

От Николай Поникаров
К Хорёк (21.02.2010 11:27:47)
Дата 21.02.2010 13:58:11

Re: Про нефть,...

День добрый.
>Уважаемые, не подскажете как делились потоки нефти и нефтепродуктов с Бакинских месторождений с выходом немцев к Волге.

>Порылся в интернете набрал разных сведений, но как они делятся в пропорции и на сколько они верны не понятно.
>Как я понимаю транспортировка разбилась на следующие направления:
>1) ж/д - построена ветка Кизляр-Астрахань и далее по ж/д на левом берегу Волги

Да, ветка вступила в строй 4 августа 1942.

>2) Баржами и бочками на тросах до Гурьева и далее вверх по Уралу (до какой станции или завода?)
>3) Баржами и бочками на тросах до Красноводска и далее по ж/д,

Цистернами вплавь доставляли только в Красноводск. Оттуда по ж.д. огромным крюком, через Ашхабад-Ташкент в Куйбышев и Саратов на НПЗ.


>4) ? по самой Волге ночью не пытались баржи проходить?

Нет. Волга простреливалась, нефтеналивные баржи на буксире уничтожили бы сразу.

Перевозки по Волге возобновились лишь в навигацию 1943, и поначалу шли очень тяжело, т.к. до июня месяца немцы активно минировали фарватер с воздуха. Всего за навигацию перевезли 6 млн т - половину годовой добычи Баку.

> Что стало с парком нефтеналивных судов оставшихся выше по течению они пытались пройти в Каспий или остались где-то у Нижнего Новгорода?

БОльшая часть тоннажа осталась внизу. В конце навигации 1942 его с больши трудом перевели из Астрахани в Гурьев, а в начале 1943 вернули обратно.

С уважением, Николай.

От Хорёк
К Николай Поникаров (21.02.2010 13:58:11)
Дата 21.02.2010 16:05:17

Обстоятельный ответ, спасибо

а в каких долях примерно делилось между ж-д Астраханской, Средней Азией и Урал был задействован?
Как-то примерно 80% ж/д. остальное через Азию?
И делили например более дорогие светлые и их меньший объём через Азию, а сырую нефть по ж/д?
Или наоборот светлые сразу в бой до Сталинграда?

От Николай Поникаров
К Хорёк (21.02.2010 16:05:17)
Дата 21.02.2010 19:23:41

Не знаю точных цифр

День добрый.

Но в разное время по разному. Напр., навигация на Каспии (на Гурьев и Астрахань) продолжалась в 1942 до ноября включительно. В основном нефть доставлялась танкерами, а буксировка цистерн и нефтебаков - экзотика, вызванная нехваткой ж.д. цистерн в Средней Азии.

>И делили например более дорогие светлые и их меньший объём через Азию, а сырую нефть по ж/д?

Насколько я понимаю, в 1942 в Астрахань везли в первую очередь бензин и дизтопливо для фронта.

По 1942 сходу цифр не назову, но в 1943 в Баку переработано около 40% добытой нефти:
добыто 12.7 млн т
Получено: "795 тыс. тонн всех видов бензина, 3332 тыс. тонн лигроина, керосина, дизельного топлива, около 640 тыс. тонн солярки и флотского мазута и 420 тыс. тонн авиамасла и автола" (по Султанову).

С уважением, Николай.

От Николай Поникаров
К Николай Поникаров (21.02.2010 13:58:11)
Дата 21.02.2010 14:40:47

Да, еще построили керосинопровод Астрахань-Саратов (-)


От Виктор Крестинин
К Николай Поникаров (21.02.2010 13:58:11)
Дата 21.02.2010 14:05:19

Re: Про нефть,...


>Нет. Волга простреливалась, нефтеналивные баржи на буксире уничтожили бы сразу.

>Перевозки по Волге возобновились лишь в навигацию 1943, и поначалу шли очень тяжело, т.к. до июня месяца немцы активно минировали фарватер с воздуха. Всего за навигацию перевезли 6 млн т - половину годовой добычи Баку.

А что можно про это почитать? Про минирование и тральные работы.

От А.Никольский
К Виктор Крестинин (21.02.2010 14:05:19)
Дата 21.02.2010 14:15:45

Re: Про нефть,...

немного есть в мемуарах адмирала Пантелеева
http://militera.lib.ru/memo/russian/panteleev_ua/14.html

От dvzhuk
К Виктор Крестинин (21.02.2010 14:05:19)
Дата 21.02.2010 14:12:34

Re: Про нефть,...

>А что можно про это почитать? Про минирование и тральные работы.

Например:
И. И. Локтионов. Волжская флотилия в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1974.
Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1943. М.: Воениздат, 1993.


С уважением, Д.Ж.

От Николай Поникаров
К dvzhuk (21.02.2010 14:12:34)
Дата 21.02.2010 14:40:15

Re: Про нефть,...

День добрый.

>И. И. Локтионов. Волжская флотилия в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1974.
http://militera.lib.ru/h/loktionov/title.html

Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне
http://militera.lib.ru/h/rechnoy_transport_v_vov/index.html

Но тут не больше Локтионова.

С уважением, Николай.

От Белаш
К Николай Поникаров (21.02.2010 14:40:15)
Дата 21.02.2010 14:54:38

И еще в немецких мемуарах "Воздушный стрелок" Фрицше. Его над Волгой сбили. (-)


От Белаш
К Хорёк (21.02.2010 11:27:47)
Дата 21.02.2010 11:55:02

Re: Про нефть,...

Приветствую Вас!
>Кроме выше означеного, буду рад ссылкам на материалы о применение трубопроводов при форсировании Днепра, Днестра и иных случаев во время ВОВ.


Еще весной 1942 г. у группы ленинградских специалистов возникла мысль проложить по дну Ладожского озера трубопровод, который обеспечил бы город горючим. Это предложение было рассмотрено Военным советом Ленинградского фронта. 25 апреля 1942 г. Государственный Комитет Обороны одобрил детально разработанный план строительства трубопровода и принял решение о его немедленной постройке. Прокладка трубопровода велась в сложнейших условиях. К 16 июня 1942 г. героическими усилиями эпроновцев, воинских частей и рабочих сооружение нефтепровода было завершено; их руками было уложено почти 30 км труб, причем три четверти всей трассы пришлось прокладывать под водой Ладоги. 18 июня по трубопроводу поступил первый керосин. Неуязвимый для артиллерии и авиации, нефтепровод стал давать Ленинграду 300-350 т горючего в сутки, что позволило полностью удовлетворить нужды города в жидком топливе, а также освободить много цистерн, наливных судов и автомашин

http://militera.lib.ru/h/leningrad/07.html


Канатно-подвесная переправа преимущественно использовалась для перевозки боеприпасов. По ней для перекачки горючего проложили трубопровод. Это улучшало снабжение войск, но полностью задачу не решало. Выход был один — строить наплавной мост из имущества СП-19. Тем более что мост через гирло Днестровского лимана уже прекратил свою работу для фронта.

http://militera.lib.ru/h/zheleznodorozhnye_voyska_rossii/26.html

С уважением, Евгений Белаш

От Хорёк
К Белаш (21.02.2010 11:55:02)
Дата 21.02.2010 12:06:15

Спасибо

С питером всё как бы мало мало и так ясно.

18 июня по трубопроводу поступил первый керосин. Неуязвимый для артиллерии и авиации, нефтепровод стал давать Ленинграду 300-350 т горючего в сутки, что позволило полностью удовлетворить нужды города в жидком топливе, а также освободить много цистерн, наливных судов и автомашин

>
http://militera.lib.ru/h/leningrad/07.html

А за это большое спасибо:


>Канатно-подвесная переправа преимущественно использовалась для перевозки боеприпасов. По ней для перекачки горючего проложили трубопровод. Это улучшало снабжение войск, но полностью задачу не решало. Выход был один — строить наплавной мост из имущества СП-19. Тем более что мост через гирло Днестровского лимана уже прекратил свою работу для фронта.

> http://militera.lib.ru/h/zheleznodorozhnye_voyska_rossii/26.html

А про разделение потоков Бакинской нефти не попадалось?