От elektronik
К SerB
Дата 19.02.2010 13:17:28
Рубрики WWII;

Re: В-2 и...

Горючее - это тоже оружие Победы Оно "ковалось" задолго до начала войны
Михаил ЯНОВИЧ
. А авиационный бензин "выпекался" с большими затратами и весьма примитивно - разгонкой на "вторичках" авиабензиновой фракции, предварительно отобранной прямой перегонкой. Щедрость тонны нефти исчерпывалась 35 кг авиабензинов, причем, высшей марки - Б-78 - был только каждый седьмой. Но и ему для достижения октанового числа 95, желанного истребителям, добавлялось 4 мл этиловой жидкости Р-9. Выход же автомобильного бензина в среднем составлял лишь 13,5%, его октановое число - около 60.
Требовалась качественная перестройка нефтеперерабатывающей промышленности, то есть увеличение глубины переработки сырья. И она осуществлялась. Но, к сожалению, отечественные технологии, в том числе крекинг, более-менее широко внедренный к 1937 г., не были достаточно эффективны, а начавшемуся в 1940 г. строительству установок по производству высокооктановых компонентов авиационных бензинов - алкилбензина и алкилбензола - помешала война. И факт, по понятным причинам не афишировавшийся даже среди специалистов, что в последние ее годы производство авиагорючего в СССР на две трети зависело от импортных высокооктановых компонентов

Добыча нефти в 40г порядка 30млн т.

От А.Погорилый
К elektronik (19.02.2010 13:17:28)
Дата 19.02.2010 13:38:56

Re: В-2 и...

>И факт, по понятным причинам не афишировавшийся даже среди специалистов, что в последние ее годы производство авиагорючего в СССР на две трети зависело от импортных высокооктановых компонентов

Тем не менее, и не сильно скрывавшийся.
Савицкий в мемуарах пишет, что сразу после окончания войны пришлось дефорсировать на более низкое октановое число двигатели Як-3, чтобы можно было вести тренировочные полеты. С прекращением ленд-лиза высокооктановый бензин сразу оказался в жутком дефиците.

А что авиабензин гораздо сильнее этилировали, чем автомобильный - в любой популярной литературе, относящейся к теме, можно было прочесть.

От elektronik
К А.Погорилый (19.02.2010 13:38:56)
Дата 19.02.2010 13:49:07

Re: В-2 и...

>Тем не менее, и не сильно скрывавшийся.

Я лишь процитировал статью. Если цифры не правильные-поправте, буду очень признателен, если же не нравиться расстановка акцентов, то с этим к автору.

От А.Погорилый
К elektronik (19.02.2010 13:49:07)
Дата 19.02.2010 13:53:35

Re: В-2 и...

>>Тем не менее, и не сильно скрывавшийся.
>
>Я лишь процитировал статью. Если цифры не правильные-поправте, буду очень признателен, если же не нравиться расстановка акцентов, то с этим к автору.

Да нет, я не возражаю.
Лишь отметил, что этот факт не держали в такой уж строгой тайне.

От elektronik
К А.Погорилый (19.02.2010 13:53:35)
Дата 19.02.2010 14:01:48

Re: В-2 и...


>Да нет, я не возражаю.
>Лишь отметил, что этот факт не держали в такой уж строгой тайне.
Правильно ли я понимаю, что в год производили порядка 1,5млн т авиационного бензина, идущего и для танков?

От badger
К elektronik (19.02.2010 14:01:48)
Дата 22.02.2010 03:32:24

Re: В-2 и...

>Правильно ли я понимаю, что в год производили порядка 1,5млн т авиационного бензина, идущего и для танков?

Танки кушали Б-70, которого было "хоть залейся", фигурально выражаясь...
Прямым потребителем его было только По-2 в ВОВ, вся новая авиация летала на бензине с ОЧ=95, который из базового Б-70 банальным добавлением ТЭС не получался. А вот с Б-74 и Б-78 базовыми, из которых уже можно было получить бензин с ОЧ=95 добавлением 3-4 кубов ТЭС на килограмм бензина была действительно большая Ж, в сравнении с Б-70.


Мобилизационным планом народного хозяйства на 1941 военный год было предусмотрено поставить НКО 174,5 тыс. т авиабензина Б-78. При наличии в неприкосновенных запасах НКО 56,9 тыс. т этого типа бензина обеспеченность годовой потребности составляла менее 22,5%. По другим типам бензинов потребность НКО планировалось обеспечить (с учетом использования наличных неприкосновенных запасов) по Б-74 на 28,6%, по Б-70 и РБ-70 — на 98,8%{297}. Но Б-70 и РБ-70 использовались в основном на устаревших типах самолетов, и основная доля потребностей по ним приходилась на учебные части и курсы усовершенствования.


Мелия Алексей Александрович
Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР

http://militera.lib.ru/research/melia_aa/10.html