(а это тетенька забавно переделала первый текст и, вероятно, срубила гонорар)
Каждое утро в Москве к обычным автодорожным пробкам прибавляются еще и
"путинские" - заторы, созданные едущим на работу в Кремль президентом России и
его свитой. Начиная с девяти часов утра блокируется все движение на
Рублево-Успенском шоссе, Кутузовском проспекте и Новом Арбате. Именно по этим
улицам проносится президентский кортеж, напоминая эффектный кадр из какого-то
западного кино-шоу-детектива. И глядя на несущиеся строго по струнке
внушительные иномарки, щедро оснащенные всевозможными проблесковыми огнями и
оглушительными сиренами, понимаешь, насколько ничтожен перед властью простой
смертный, скромно застрявший в пробке на своих стареньких "Жигулях" и безнадежно
опоздавший на работу. Главное, вершитель судьбы страны прибыл вовремя.
Вообще всеми вопросами, касающимися передвижения Первого в стране лица, ведает
располагающаяся в Кремле Федеральная служба охраны (ФСО). Отлаженный десятками
лет механизм ее работы обязан обеспечить безопасность президенту в любых
условиях, будь тот в салоне своего бронированного лимузина за высокими
кремлевскими стенами или за штурвалом военного истребителя в "горячей точке".
В число всех прочих эксклюзивных благ, доставшихся Владимиру Путину в нагрузку к
власти, входят личный автотранспорт и три подмосковные резиденции: "Горки-9",
"Русь" и "Барвиха". Первая - самая большая, но она пока занята пенсионером
Ельциным. Однако Путин не в обиде. Он вполне комфортно себя чувствует в
"Барвихе", куда чаще всего предпочитает возвращаться после державных трудовых
будней.
В среднем дорога из дома на работу, то бишь от "Барвихи" до Кремля, занимает у
Владимира Владимировича 15 минут. Движение начинается с условного сигнала,
подающегося по рации начальником охраны. Тут же сотрудники ФСО занимают свои
контрольные места на протяжении всего маршрута президента. Их задача - бдительно
следить за оперативной обстановкой вокруг. Транспортный поток к этому времени
уже задержан. По правилам сотрудники ГИБДД могут задерживать транспорт не более
чем за 15 секунд до появления кортежа. Однако наши дорожные служивые настолько
ревностно рвутся исполнять приказы начальства, что усердно тормозят движение за
полчаса до проезда президента. Мало ли что.
Первыми по маршруту движения кортежа выезжают две так называемые разгонные
машины. Первая - машина ГИБДД, которая расчищает дорогу, прижимая транспорт к
обочине. Далее обычно мчится патрульная "Волга". Она контролирует работу первой
машины, проверяя оперативную обстановку непосредственно на дороге.
Далее по бокам спереди и сзади, прикрывая машину президента, несутся по два
джипа с телохранителями - "личкой". В одном из них, так называемом "ежике",
располагаются средства спецсвязи, в другом - "кнопка" - офицер, отвечающий за
ядерный чемоданчик. Замыкает кортеж снова автомобиль ГИБДД. В ельцинские времена
кавалькаду сопровождал еще и реанимационный автомобиль, который заботливая
охрана окрестила катафалком.
Кстати, именно при Ельцине "личку" президента усадили на немецкие джипы Mercedes
Gelaenewagen, из которых сейчас в основном и состоит путинская кавалькада. А
тогда моду на них ввел начальник управления охраны Барсуков, который достал для
Ельцина армейский джип Mercedes.
Новый внедорожник оказался самым настоящим мини-броневиком. Задняя его часть
оборудована станками для пулеметов и автоматов, из которых при надобности можно
смело палить прямо из салона машины, так как стекла в ней автоматически
откидываются, причем в считанные секунды. А для удобства все сиденья внутри
поворачиваются на 360°.
В торжественных же случаях к этим чопорным джипам с охраной прибавляется еще и
элегантный почетный эскорт из 11 мотоциклистов, восседающих на новеньких
блестящих мотоциклах БМВ и облаченных в парадные белые краги. Однако клин
мотоциклистов в правительственном кортеже выполняет не только декоративные, но и
охранные функции. Каждый офицер из этого подразделения - профессиональный
мотогонщик, классный каскадер и отличный стрелок. Не задумываясь, он, наравне с
"личкой" рискуя жизнью, может выполнить любой приказ. Правда, рисковать
непосредственно на дороге, эскортируя Первое лицо, русским мотовитязям за всю
историю подразделения пока не приходилось. Зато на учебных тренировках риска
более чем достаточно. Совершенствуя технику вождения, гонщики часами на
предельной скорости накручивают по льду змейки и повороты, причем на мотоциклах
с нешипованной резиной. Потом с мотоциклов пересаживаются на санки, привязанные
к тренировочному правительственному лимузину. Машина разгоняется до 100 - 120
км/ч, и на всем ходу мотоциклист встает в полный рост и кувыркается головой
вперед. Отработка этого трюка позволяет мотоциклисту выжить, если вдруг ему на
трассе придется в лоб столкнуться, к примеру, со встречной машиной.
Не менее головокружительные трюки выполняют и водители автомобилей
правительственного кортежа. Шоферы каждый год накатывают десятки километров по
льду, сдают специально установленные нормативы по вождению и по скоростному
кручению руля в разные стороны. И хотя на тренировках отрабатываются
всевозможные самые неожиданные ситуации на дороге так, чтобы при случае с
наименьшим ущербом суметь устранить любое препятствие, угрозу на пути
президента, в реальности практика показывает, что прецеденты на дороге
путинского кортежа обходятся сопровождению довольно дорого.
Так, в конце августа прошлого года во время поездки Путина в Самарскую область
на дороге погиб водитель одного из сопровождавших президентский кортеж джипов -
прапорщик Валерий Бартенев, а сидящий в тот момент рядом пассажир, подполковник
ФСБ А.Гадаев, с тяжелыми травмами попал в реанимацию. Трагедия случилась на 64-м
км трассы Самара - Безенчук, когда вся правительственная колонна направлялась в
самарский аэропорт. Ехали достаточно медленно - 80 км/ч вместо обычных 140-150
км/ч. И хотя кортеж двигался со всеми включенными спецсигналами, из-за стоящего
на встречной обочине грузовика вдруг выскочил жигуль - "девятка" и оказался
прямо по курсу эфэсбэшного джипа. По всем правилам водитель джипа должен был
выехать вперед и просто снести с дороги "объект". Однако в последний момент джип
вдруг резко свернул в сторону и свалился с двухметрового обрыва. Специалисты
предполагают, что водитель не пошел на таран только потому, что за секунду до
столкновения успел разглядеть за рулем машины молодую женщину и ее маленького
ребенка на заднем сиденье.
Вскоре после этого на Путина опять наехали. На сей раз ЧП произошло уже в
Москве, наделало в сентябре прошлого года много шуму и едва не стоило жизни
путинскому сопровождению. Виновником происшествия снова стал "девятый" жигуль,
который на Кутузовском проспекте умудрился догнать несущуюся в сторону Барвихи
президентскую кавалькаду и приблизиться к главной машине. Как известно, попытки
охранников остановить "девятку" закончились тогда столкновением, в результате
которого один из тяжелых, бронированных джипов охраны кувыркнулся "через
голову", а легкий маленький жигуленок только слегка помялся. Сей факт говорит о
недостаточно профессиональных действиях водителя охраны. Все должно было быть
наоборот.
Как сказалось на демократизации российского общества появление на политическом
олимпе
Владимира Путина, - на то есть разные мнения. Однако то, что это появление
демократизировало состав автоколонн в кремлевском Гараже особого назначения, где
находит свое пристанище весь правительственный автотранспорт, это явно и
однозначно. Именно с новым российским лидером в Кремле появилась мода вместо
лимузинов в президентском кортеже использовать микроавтобус. Демократично и
удобно, можно продолжать совещания прямо на ходу, не вылезая из машины, как это
было год назад с Тони Блэром. Хотя вполне возможно, что микроавтобусы - не
только прихоть Владимира Владимировича, но и замысловатые требования ФСО.
Кстати, к требованиям своей охраны сам Путин прислушивается, но все же последние
решения всегда предпочитает принимать сам. "Если слушать все, что они (охрана. -
Прим. М.С.) говорят, - скапризничал как-то президент перед журналистами, - то не
нужно вообще никуда выходить, а сидеть на одном месте, и все".
Таким образом, большая политика на одном месте не высиживается, считает Путин и
забирается в такие захолустные уголки, где до сих пор не ступала нога ни одного
российского лидера. Слава Богу, что здоровье и выносливость, которыми Путин
выгодно отличается от своего предшественника, могут ему позволить подобные
путешествия, а также избавить окружение от дополнительной головной боли. Так,
Путину практически никогда не готовят специального пристанища, как, к примеру,
Ельцину, которому из-за роста часто приходилось удлинять кровать в гостиничных
апартаментах. К тому же Путин более неприхотлив в еде: часто за державными
делами может обходиться без обеда, предпочитая сгрызть вместо одного пару яблок.
Тем и сыт.
Вообще каждый путинский вояж куда бы то ни было по натиску напоминает боевую
операцию спецназа. В отличие от своих предшественников Путин окружает себя
буквально тройным кольцом охраны. Его сопровождают снайперы, автоматчики и даже
гранатометчики. Непосредственно у тела круглосуточно, сменяя друг друга,
находятся несколько десятков человек. А всего на безопасность Первого лица в
стране работает около 700 человек. Все же сотрудники ФСО говорят, что угроза
жизни государственного лидера существует почти всегда, и если она сейчас не
исходит от конкретной террористической организации, то непременно от разного
рода психопатов.
За всю недолгую историю президентства Путина его всерьез и официально уже успели
"заказать" трижды и каждый раз пресловутые чеченские боевики. Сначала Шамиль
Басаев, второй раз реальная угроза над головой Путина нависла во время похорон
Анатолия Собчака в Санкт-Петербурге и исходила все от тех же главарей чеченских
боевиков. И, наконец, в третий раз тучи над президентом сгустились во время
прошлогоднего саммита руководителей стран СНГ в Ялте.
Вообще в последнее время ФСО как будто бравирует сообщениями о готовящихся
покушениях на президента. Раньше подобная информация держалась в секрете от
эмоционального общественного мнения. Но, видимо, теперь считается, что
психологически такие заявления идут на пользу имиджу президента, увеличивая вес
его личности в глазах общественности. В политике пустяков не бывает.
Не бывает пустяков и в работе сотрудников ФСО. Все высокие визиты планируются,
как правило, за несколько месяцев. Загодя выезжают на место будущего визита и
сотрудники президентской охраны. Совместно с местными спецслужбами они
осматривают местность, разрабатывают маршруты, предусматривают всякие
неожиданности. В том числе и переменчивое, как ветер, настроение своего
высокопоставленного подопечного, который вместо своего лимузина для передвижения
вдруг вздумает воспользоваться боевым истребителем или подводной лодкой.
Для дальнобойных вояжей российскому лидеру полагается специально построенный в
1997 году самолет ИЛ-96-300, который представляет собой настоящую летающую
резиденцию. На его борту размещается до 14 тонн спецоборудования, которое
позволяет президенту при необходимости осуществлять деятельность Верховного
главнокомандующего и связываться с любой точкой земного шара: Ельцин в свое
время очень любил этот лайнер и предпочитал летать именно на нем, чем в свое
время изрядно попортил нервы работникам в разных аэропортах. Поскольку самолет
достаточно тяжел, не каждый аэропорт был способен принять такую махину.
Вынуждены были предварительно в пунктах назначения проводить специальные
испытания полос на прочность. Обкатывали и сажали подобный самолет. Думается,
именно по причине громоздкости сегодня, при новом хозяине, ИЛу-96 пока не
находится работы. Путин вместо одного большого самолета предпочел использовать
два маленьких и вместе со всей своей ратью переместился на два специальных
ТУ-154.
Также, если что, под рукой у главы государства всегда наготове несколько
вертолетов, специальный поезд и морской теплоход "Россия".