От Олег...
К All
Дата 02.11.2001 11:30:26
Рубрики Танки;

Т-40 И Т-50: ПОСЛЕДНИЕ ПРЕДВОЕННЫЕ...

Т-40 И Т-50: ПОСЛЕДНИЕ ПРЕДВОЕННЫЕ...
Подсчитывая силы Германии и СССР накануне Великой Отечественной войны, советские историки десятилетиями твердили, что Красная армия имела лишь 1680 "танков новых типов". Наиболее добросовестные иногда поясняли, что имеет виду Т-34 и КВ, но вот о других НОВЫХ советских танках (так же как и о количестве более старых, но вполне еще боеспособных машин) не упоминает никто. А ведь Т-34 м КВ выли только частью СИСТЕМЫ вооружения танковых войск, сложившейся РККА уже к средине 30-х годов.
Система включала пять основных классов танков:
- I-разведывательный,
- II-непосредственной поддержки пехоты,
- III-бысроходный крейсерский,
- IV-огневой поддержи и
- V-качестеенного усиления.
Первоначально это были Т37/38 (I), Т-26 (II), БТ-5/БТ-7 (III), Т-28 (IV) и T-35 (V), но уже через два-три года им на смену стаям появляться новые. Первый был БТ-7М, серийный выпуск которого начался в 1939 г., затем Т-34 и КВ заменили соответственно Т-28 и Т-35. Появилась замена и для машин первых двух классов — танки Т-40 и Т-50.
Еще в 1938 г. конструкторская группа Н.А. Астрова, создавшая ранее плавающие танки Т-37 и Т-38, получила задание на проектирование нового малого разведывательного танка Т-30 в двух вариантах — плавающем и "сухопутном". Плавающий Т-30А прошел испытания в первой половине 1939 года и, после некоторых доработок, был принят на вооружения Красной армии 19.12.1939 под обозначением Т-40. Неплавающий прототип Т-30Б послужил в дальнейшем основой для создания легкого танка Т-60.
В сравнении с Т-37 и Т-38 новый плавающий танк представим значительный шаг вперед. Более толстые броневые листы корпуса (6-14 мм) наклонены под значительными углами, а соединение привалилось не только на заклепках, но и частично при помощи сварки. Как и на прежних легких танках, в конструкции использован ряд автомобильных агрегатов, включая бензиновый мотор ГАЗ-202 (мощность 85 л.с.), сцепление и коробку передач от грузовика ЗИС-5. На плаву в передней части корпуса откидывался щиток-волноотражатель, а движение по воде обеспечивал гребной винт, помещенный вместе с двойным рулем в нишу кормовой части корпуса. На первых экземплярах использовались опорные катки от танка Т-38 (со спицами), затем их заменили новыми - дисковыми с обрезиненным ободом. Радиостанции устанавливались только на командирских машинах.
Разведывательный плавающий танк Т 40 (вып. 1941)
Реактивная установка БМ-8-24
Вооружение танка — крупнокалиберный пулемет ДШК и спаренный с ним ДТ (боезапас соответственно 550 и 2016 патронов), размещалось в поворотной башне. Его более-менее хватало для разведки, но с началом войны Т-40 использовался в основном для поддержки пехоты. Поэтому вооружение нескольких экземпляров дополнили автоматическим танковым огнеметом АТО-41. Его ствол был неподвижно закреплен в лобовом листе корпуса, из которого лишь немного выступал, а наводка на цель производилась поворотом танка. Бак со 100 литрами зажигательной смеси, находившийся внутри корпуса танка, позволял производить до 10 выстрелов продолжительностью по 1 секунде на дальность до 100 метров. Возможно, танки с огнемётом получили обозначение ОТ-40, хотя точных данных на этот счет нет. Осенью 1941 г. на базе Т-40 создали пусковые установки для реактивных снарядов М-13 и М-8. Первая из них оказалась слишком громоздкой и в серию не пошла, вторая принята на вооружение под обозначением БМ-8-24.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Т-40:
экипаж — 2 человека;
боевой вес — 5900 кг;
размеры:
длина — 4110 мм,
ширина — 2330 мм,
высота — 1950 мм,
клиренс — 340 мм,
максимальная скорость:
по шоссе — 44 км/ч,
по воде — 3 км/ч;
дальность хода по шоссе — 220 км (при запасе горючего 200 литров);
преодолеваемые препятствия:
подъем — 34 градуса,
стенка — 70 см,
ров — 185 см;
удельное давление на грунт — 0,46 кг/см2.
Производство Т-40 развернулось на Московском автомобильном заводе. До конца 1940 г. выпущен 41 танк, а первой половине 1941 г. — еще 181, а после начала войны всего восемь (затем в серию запущен более мощный Т-60).
Прототипы нового танка непосредственной поддержки пехоты разрабатывались с 1939 г. одновременно на двух ленинградских заводах - имени Ворошилова (под руководством С.А. Гинзбурга и А.С. Троянова), и Кировском (в конструкторском бюро Х.Я. Котина). Поскольку они предназначались для замены Т-26, то и получили обозначения Т-126 и Т-127 соответственно. Первый из них в основном повторял внешние формы Т-34, а второй являлся (разумеется!) уменьшенной копией КВ. Интересно, что "мини-КВ" полупился на 700 кг легче "маленького Т-34" правда и вооружен Т-127 был 45-мм пушкой и одним пулеметом ДТ против такой же пушки и двух пулеметов на Т-126.
По результатам испытаний более удачным признали Т-126. На его основе, с использованием некоторых узлов от Т-127, конструктора завода им. Ворошилова разработали серийный вариант танка, успешно прошедший испытания в конце 1940 г. и принятый на вооружение в апреле 1941 г. под обозначением Т-50. Первоначальная конструкция была облегчена почти на полтонны, хотя для этого пришлось отказаться от пулемета в лобовой части корпуса и уменьшить боезапас.
Корпус и башня танка цельносварные, с большими углами наклона бронелистов, толщина которых в лобовой части и по бокам доходила до 35 мм, а сзади и снизу уменьшена до 15 мм. В задней части корпуса размещался 6-цилиндровый дизель В-4 мощностью 300 л.с. ("Половинка" В-2. Прим. Т.О.). Ходовая часть - по типу танка КВ, с индивидуальной торсионной подвеской катков, имеющих внутреннюю резиновую амортизацию. Зубчатые венцы ведущих колес выполнены съемными. Для облегчения танка многие детали делались с многочисленными дополнительными отверстиями. В башне установлена стандартная 45-мм танковая пушка и спаренный с ней пулемет ДТ (боезапас 150 снарядов и 4000 патронов), здесь же размещались три члена экипажа — командир, наводчик и заряжающий. Командирская башенка обеспечивала круговой обзор через 8 приборов наблюдения, прикрываемых бронезаслонками. Водитель, сидевший в передней части корпуса, имел один прибор наблюдения и небольшой смотровой лючок с бронезаслонкой, размещенный на крышке входного люка. Справа от водителя находилась радиостанция типа 71-ТК-З.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Т-50:
экипаж — 4 человека;
боевой вес — 14 тонн;
размеры:
длина 5200,
ширина 2470,
высота 2160,
клиренс 350 мм,
максимальная скорость 60 км/ч;
дальность хода 220 км (при запасе горючего 350 литров),
преодолеваемые препятствия:
подъем 35 градусов,
стенка 70 см, ров 220 см,
глубина брода 110 см,
удельное давление на грунт 0,58кг/см2.
До начала войны завод ин. Ворошилова успел выпустить всего несколько штук Т-50. Уже на третий день войны вышло специальное постановление правительства "Об увеличении выпуска танков КВ, Т-34 и Т-50", но начавшаяся эвакуация завода в Омск помешала производству Т-50. На новом месте завод перешел на выпуск Т-34, а в Ленинграде удалось лишь завершить сборку тех Т-50, которые были заложены еще до войны. Общее количество выпущенных Т-50 составило 63 единицы. Все они, вместе с опытным Т-127, использовались при обороне Ленинграда - на Карельском участке фронта - до 1943 г. В 1942 г. бронирование башен и лобовой части корпуса оставшихся в строю машин было усилено листами толщиной 15-20 мм, приклепанными поверх основной брони (Скорей всего, это сделали уже финны на трофейном Т-50. Прим. Т.О.). Несколько Т-50 были захвачены финскими войсками, один из них был передан для испытаний Германии, а еще, по крайней мере, один Финны восстановили и использовали в боях против Красной Армии.
ОТ РЕДАКЦИИ: Этот материал был уже подготовлен к печати, когда мы получили журнал "Танкомастер" N 1/2 за 1992 г. с аналогичной статьей о танке Т-50. Чертежи те же самые, из чешского журнала Modelar 4/1985, а вот в текстах большие расхождения. Кто же прав? Прикиньте сами: правдоподобны ли, к примеру, сведения "ТАМ" о серийном выпуске Т-50 в Омске. Как же они потом попали, почти полном составе, обратно в блокированный Ленинград? Еще пример —расхождения в весовых данных: по Шпаковскому получается, что 14-тонный Кировский танк был легче 17-тонного Ворошиловского на 700 кг. Ну и наконец, пересчитайте-ка смотровые приборы на командирской башенке и сравните с напечатанными "ТАМ" и здесь.


От М.Свирин
К Олег... (02.11.2001 11:30:26)
Дата 04.11.2001 18:19:35

С какого это фига Т-50 предвоенный?

Приветствие

Его производство планоровалось (и началось) с июля 1941, Так что Т-50 - военный :)))

Подпись

От DM
К М.Свирин (04.11.2001 18:19:35)
Дата 04.11.2001 22:45:49

Игра слов :с)

>Его производство планоровалось (и началось) с июля 1941, Так что Т-50 - военный :)))

Если бы его производство наметили на июль 45-го он стал бы послевоенным?
Заложенные идеи - довоенные - это главное. Причинно-следственная связь, блин...

С уважением.

От М.Свирин
К DM (04.11.2001 22:45:49)
Дата 05.11.2001 01:08:59

Так Т-44 военный, или послевоенный? :)) (-)


От Чобиток Василий
К М.Свирин (05.11.2001 01:08:59)
Дата 05.11.2001 09:46:23

У меня он в разделе WWII :) (-)


От FVL1~01
К М.Свирин (05.11.2001 01:08:59)
Дата 05.11.2001 01:12:28

А так же наш или американский ?. (-)


От Cliver
К Олег... (02.11.2001 11:30:26)
Дата 02.11.2001 14:57:49

Кстати, а зачем в Т-38 двойное управление? (-)


От М.Свирин
К Cliver (02.11.2001 14:57:49)
Дата 02.11.2001 15:19:29

Только в Т-38М. На серийных Т-38 было одинарное. (-)


От Cliver
К М.Свирин (02.11.2001 15:19:29)
Дата 02.11.2001 19:21:42

В Кубинке Т-38 с двойным. А ЗАЧЕМ? (-)


От М.Свирин
К Cliver (02.11.2001 19:21:42)
Дата 03.11.2001 02:30:35

В Кубинке НЕТ Т-38. ВООБЩЕ! (-)


От Cliver
К М.Свирин (03.11.2001 02:30:35)
Дата 03.11.2001 02:32:52

Да ну? А что тогда стоит в павильоне легких танков? Я там сидел внутри... (-)


От М.Свирин
К Cliver (03.11.2001 02:32:52)
Дата 03.11.2001 02:40:52

Учите матчасть :))

Приветствие

Т-38 есть только в ЦМВС (причем Т-38Ш) и музее АЗЛК.
А в Кубинке есть один из вариантов Т-37А.

Подпись

От Cliver
К М.Свирин (03.11.2001 02:40:52)
Дата 03.11.2001 02:45:17

А, понял. А в ней зачем двойное управление :))) (-)


От М.Свирин
К Cliver (03.11.2001 02:45:17)
Дата 03.11.2001 02:52:18

За тем же, зачем и в Т-38 поставить пытались.

Приветствие

Во-первых, для упрощения обьучения вождения (это серьезно!), во-вторых для возможности командиром увести танк с поля боя при ранении/смерти водителя, так как танк предполагался разведывательно-связным.

Кстати, не на всех Т-37 двойное управление было. Кстати, ты меня этим зацикавил.

Подпись

От М.Свирин
К М.Свирин (03.11.2001 02:52:18)
Дата 03.11.2001 02:52:57

Кстати, где-то в сети валяется моя статья про Т-38М. Там это есть. (-)


От Arcticfox
К Олег... (02.11.2001 11:30:26)
Дата 02.11.2001 12:10:35

Издание, автор? (-)


От Олег...
К Arcticfox (02.11.2001 12:10:35)
Дата 02.11.2001 14:14:10

Это из очень старого журнала ч/б...

Добрый день!

Где-то года 1992-го примерно...
Ни автора, на названия журнала не сохранилось...
А это нашел на диске у себя - щаз разбирал тут...

http://fortress.hut.ru/

От Исаев Алексей
К Олег... (02.11.2001 14:14:10)
Дата 02.11.2001 18:45:05

На Моделист похоже (-)


От Сергей Зыков
К Исаев Алексей (02.11.2001 18:45:05)
Дата 03.11.2001 03:25:37

Не-а. Это из "Моделедрома" (+)

Уфимский журнал. Вроде 2 номера смогли издать. Авторы - Вячеслав Морозов и Сергей Усков. Сотрудники Уфимского авиаинститута. Их статью по Ледоколу, того же периода я грузил в копилку недавно для Вадима Жилина.
Во втором номере они уже начали с дядей Мишей (Свириным) препираться по поводу подвески итальянских танков :))) Или наоборот, дядя Миша им попенял за публикацию по итальянцам во 2-м номере? Надо посмотреть...