Как соотносятся множества талибов и ваххабитов?
Одно из них подмножество другого (какое)? Пересекаются или не пересекаются? Не имеют ничего общего? Одно и то же?
Мое ничтожное мнение - ноги у них растут из одного и того же места. А точную разницу нужно проверять попунктно - по толкованию основ корана и шариата.
Вот вам занятная статья из (...моих...) архивов. С ув., Мазут
Независимая Газета 01.09.99 "КОНФЛИКТ"
Константин Поляков
Константин Иванович Поляков кандидат исторических наук
ПУТИ И КAПКAНЫ "ИСЛAМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ"
С чем сталкивается Российское общество на Кавказе?
1. "НОВAЯ ИСЛAМИЗAЦИЯ"
2. ХAЛИФAТ В РОССИИ?
3. "ИСЛAМСКИЙ ПОРЯДОК"
4. КТО ВЕДЕТ "ДЖИХAД" В РОССИИ
5. О ВAХХAБИЗМЕ ПОКA ГОВОРИТЬ РAНО
6. ПОЛИТИЗAЦИЯ ИСЛAМA НAКAНУНЕ ВЫБОРОВ
7. ВОПРОС ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Source photo by Natalia Preobrazhenskaya, Nezavisimaya Gazeta, Russia
В ХОДЕ повторного в XX веке развития капитализма в России сложилась общественная система, в которой по-новому проявилась традиционно свойственная нашей стране многоконфессиональность. Переходный характер экономики предопределил обострение всех скрытых ранее социальных противоречий, добавив к ним новые, которые многим кажутся уже неразрешимыми с позиций светского общества.
Для создания нового социально-экономического строя в России в качестве образца была взята модель, утвердившаяся в США, с сопутствующим ей идеологическим, морально-нравственным и культурно-ценностным обеспечением. По мере ее внедрения выявилась не только несовместимость основных положений этой модели с реально существующими укладами постсоветской экономики, но и неготовность значительной части населения к быстрому усвоению идеализируемого на первом этапе иностранного духовного опыта.
В этих условиях представители практически любого фундаменталистского движения в России (в том числе связывающего себя с религиозной конфессией) получили возможность приобретать новых сторонников, основываясь на той или иной идее Золотого века, всегда привлекательной для людей. Приверженцы возрождения "истинного" ислама в качестве исторического прецедента указывают на раннеисламское общество времен Пророка Мухаммада, когда среди мусульман царила "социальная справедливость", равенство всех правоверных независимо от их материального или этнического положения.
На сегодняшний день в нашей стране складываются все предпосылки для распространения среди российских мусульман идеологии исламского фундаментализма. Речь идет главным образом о программных положениях и взглядах сторонников движений "ваххабитов", "Братьев-мусульман", палестинской организации "ХАМАС", приверженцев идей иранской революции 1979 г.
"НОВАЯ ИСЛАМИЗАЦИЯ"
Проблема так называемой "новой исламизации" районов, на территории которых в России традиционно распространена мусульманская религия, возникла как продолжение очередного "мусульманского ренессанса", за которым до недавнего времени с тревогой наблюдали лишь страны Западной Европы и США. Сегодня уже видны признаки превращения очередной волны возрождения ислама в России в немаловажный по своим последствиям фактор мировой политики.
Структурная и идеологическая ликвидация советской "империи зла" принесла ее историческим оппонентам целый комплекс во многом неожиданных для них проблем. Это обстоятельство, вероятно, потребует переоценки результатов победы в холодной войне, к которым победители, как оказалось, не были готовы. Последнее становится отчетливо заметным, если проанализировать, каким именно образом внешнеполитические органы стран бывшего "вероятного противника" пытаются выстроить новую политику в отношении "исламского фактора", который с уходом в историю Советского Союза вдруг стал неуправляемым, а прежние союзники из числа "консервативных мусульманских режимов" превратились в соперников в деле духовной и идеологической приватизации постсоветского пространства.
Попытки некоторых западных стран переключить внимание исламских радикальных фундаменталистов на Россию и связанная с этим тенденция к их участию в контроле над ходом "новой исламизации" российских регионов не могут не вызывать озабоченности. Это объясняется еще и тем, что почти весь западный (за исключением, пожалуй, Великобритании) прежний опыт взаимодействия с исламским миром доказывает негодность выбранных подходов, вытекающих в конечном счете прежде всего из философии национального эгоцентризма.
Российский же менталитет в очередной раз доказал свою наполовину азиатскую направленность - католицизм, протестантство, евангелизм и другие конфессии распространились в России ровно настолько, насколько оказалось в нашей стране на данный период времени лиц, способных в силу своего социально-экономического положения воспринять религиозные ценности, свойственные западному обществу.
Ситуация с исламом в России складывается иначе. Районы традиционного распространения мусульманской религии оказались в зоне действия новой волны исламских миссионеров, выходцев из практически всех стран, население которых исповедует эту религию. Ислам, как выяснилось, не только не утратил своего духовного потенциала, но, как это было в период арабских завоеваний VII-IX веков, снова приобрел тенденцию к распространению в мировом масштабе. Многие его проповедники выступают под лозунгами борцов за "чистоту ислама", "возвращения к праведным временам Халифата", "создания общеисламского государства", основанного на положениях Корана и Сунны.
Отечественные исследователи еще в доперестроечные времена дали свою оценку общим причинам роста фундаменталистских тенденций в странах Востока. Среди них указывалось, в частности, на более быстрый процесс политизации людей по сравнению с темпами социально-экономического развития в странах распространения ислама; неверное отождествление ислама с борьбой за национальные интересы, свойственное многим участникам национально-освободительного движения; крах идиллических представлений о возможности преобразования бывшего колониального или полуколониального общества на основе западных образцов и др.
Так, успешное распространение идей известного движения "Братья-мусульмане" в Египте было обусловлено реакцией египетского общества на привнесение западных моделей капиталистического развития и их столкновение с нарождающимся местным капиталистическим укладом экономики. Конкретные социально-экономические и политические условия в Египте периода правления Анвара Садата (на который приходится бурный рост использовавших методы политического террора радикальных организаций, связывающих себя с исламом) сводились к усилившемуся американскому присутствию в стране, краху надежд людей в связи с проводившейся правительством ЋлиберализациейЛ экономики, катастрофическому росту имущественного неравенства, падению межарабского и международного авторитета страны.
ХАЛИФАТ В РОССИИ?
Рассматривая, например, пока еще гипотетическую возможность включения России в сферу влияния такого фундаменталистского движения, как "Братья-мусульмане", а также их предполагаемое место на будущей политико-конфессиональной палитре российского общества, не следует забывать одно важное обстоятельство. Выйдя в 40-50-е годы за границы Египта и распространившись на территории других стран, "мусульманское братство" подорвало (частично - через ассимиляцию) идейные позиции многих местных традиционалистских и фундаменталистских исламских течений. Однако этот процесс хотя и способствовал приданию деятельности "Братьев-мусульман" в других странах национального колорита, но не смог изменить радикальную окраску их методов. Правда, в случае прихода фундаменталистов к власти со временем иногда отмечается известная эволюция их взглядов под воздействием требований политической целесообразности.
В России масштабы предполагаемого распространения идеологии "Братьев-мусульман" будут зависеть главным образом не от объема помощи и поддержки единомышленников из-за рубежа. Вопрос в том, насколько радикальный исламизм "Братьев" сможет удовлетворить не духовные (этот период, кажется, уже заканчивается), а социально-экономические и перерастающие в них политические интересы мусульманских общин как существующих, так и формирующихся в процессе "новой исламизации".
В конечном счете конкретные материальные условия жизни населения определяют морально-психологический фактор, который может способствовать влиянию в России идей, созвучных основным положениям исламского фундаментализма. С одной стороны, результатом кризиса на постсоветском пространстве официальной коммунистической идеологии (вслед за разрушением социалистического общественного и экономического строя) стало на первом этапе распространение различного рода религиозно-нравственных концепций и псевдоконцепций, главным образом привнесенных извне. С другой стороны, постепенно развивающиеся процессы демодернизации в России вызвали в целом примитивизацию сферы духовных потребностей населения с сопутствующим ей сужением возможностей для поиска вариантов морально-нравственных ориентиров и, как одним из следствий, склонностью части людей к радикальному решению проблем.
Напряженная социально-политическая ситуация, связанная с проблемами Чечни, Дагестана и соседством других горячих точек в странах СНГ, большое количество беженцев, экономическая миграция, безработица, резкая имущественная дифференциация населения и т.п. пока не позволяют предположить сколько-нибудь существенного улучшения положения в обозримой перспективе. Это порождает у части населения иллюзии относительно возможности стабилизации не в ходе дальнейшего продолжения курса реформ, ориентированных на формационную перестройку, а с инстинктивно ощущаемой возможностью самосохранения на путях традиционализма и фундаментализма. В этих условиях фундаменталистская концепция исламского государственного и общественного устройства начинает казаться особенно привлекательной благодаря своей простоте и доступности в плане практической реализации.
"ИСЛАМСКИЙ ПОРЯДОК"
Во-первых, в сознании людей, составляющих социальную базу исламского фундаментализма в России, "исламский порядок" ассоциируется с прекращением правового беспредела. Федеральное законодательство во многих случаях, главным образом в Северокавказском регионе, не действует. Традиционное право, так называемые горские законы и обычаи (адат), по большей части не может в долговременной перспективе отвечать потребностям современного общества, а также не подходит для многонациональных регионов. В этом случае шариат как правовая основа жизни общества выглядит более универсальным, его нормы просты и понятны, все положения достаточно строго регламентированы, а главное - выгодно отличаются от законов, принимаемых в Центре или устанавливаемых там же неких "правил игры", приоритет которых над законодательством постепенно внедряется в сознание граждан, в том числе и не без участия СМИ. И наконец, шариат - это вечные, непреходящие законы, установленные Богом, то есть имеющие божественное, а не человеческое происхождение. Человек же суть греховен, склонен к ошибкам, дурным поступкам, и поэтому его законотворческая деятельность неправомерна.
Во-вторых, ислам рассматривает всех мусульман как единую общину (умму) без различия по этническому признаку. В условиях, когда национальная принадлежность человека в силу известных причин стала предметом пристального изучения на предмет его идентификации (и самоидентификации), исламский путь кажется нерусскому населению единственным оставшимся вариантом ликвидации межнациональных конфликтов или этнической дискриминации.
В-третьих, система исламской демократии предполагает, что власть над людьми находится у Бога, а не в руках людей. Руководить, то есть выполнять распорядительные, административно-управленческие функции может избираемый всей мусульманской уммой человек, наиболее достойный и способный принимать решения, следуя Корану и Сунне. Он остается на своем посту до тех пор, пока его деятельность и поступки отвечают самым строгим требованиям мусульманской морали. Однако экспертное заключение о "служебном соответствии" (если можно так выразиться) правителя-халифа выносится группой наиболее сведущих в богословско-правовых вопросах специалистов (улемов).
В-четвертых, в социально-экономической сфере ислам предлагает Ћсоциальную справедливостьЛ, которая достигается четкой системой налогообложения, Поступления от нее идут на благо все той же мусульманской общины и к тому же "прозрачны" с точки зрения осуществления контроля. Главным налогом при этом является налог в пользу бедных. Такой порядок, по мнению части электората, выгодно отличается от предлагаемых сторонниками западных моделей демократии вариантов развития. Тем более что, как утверждают иногда сами идеологи либерализма, переходный период к истинной демократии потребует, может быть, не один десяток лет, тогда как все проблемы могут быть решены сразу и в интересах всех людей, стоит лишь ввести шариат и установить исламскую форму правления.
На примеры, свидетельствующие о недостижимости полной социальной гармонии практически во всех обществах, где официально введен шариат как основа правления, сторонники возрождения "истинного" ислама возражают, что в этих обществах либо мусульмане погрязли в грехе, ереси, новшествах (бида'а) и поэтому не могут считаться правоверными, рассчитывать на положительное решение жизненных проблем, либо правители в этих странах неправильно применяют положения Корана и Сунны на практике.
КТО ВЕДЕТ "ДЖИХАД" В РОССИИ?
В отечественных средствах массовой информации продолжает активно разрабатываться тема угрозы России со стороны одного из радикальных движений - ваххабизма. Ваххабитам стали (или вскоре будут) приписывать практически все вооруженные вылазки боевиков, использующих исламские лозунги при проведении экстремистских акций. Нельзя исключить, что подозрительно быстрое распространение на уровне массового сознания российских граждан термина "ваххабиты" применительно к тем или иным вооруженным группировкам на Северном Кавказе происходит не случайно. Дело в том, что попытки представить боевиков носителями ваххабизма - учения, лежащего в основе государственной идеологии одного из признанных мировых исламских лидеров Саудовской Аравии, чреваты не только охлаждением налаживаюшихся российско-саудовских отношений, но и способны спровоцировать новый виток усиления межконфессиональных противоречий среди населения России.
Давая оценку тем или иным проявлениям деятельности ваххабитов, в том числе на территории России и стран СНГ, следует иметь в виду, что ваххабизм - это религиозно-политическое реформаторское движение в суннитском исламе, возникшее в Центральной Аравии в конце XVIII века на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (1703-1787), проповедовавшего строжайшее соблюдение принципа единобожия (отсюда их самоназвание - "муваххидун"), отказ от поклонения святым местам, очищение ислама от поздних наслоении и нововведении, дервишества (суфийских орденов), различного рода доисламских культов, а также против посредников-духовников во взаимоотношениях правоверных с Богом. Одним из главных положений ваххабизма является идея о "священной войне" ("джихаде") против многобожников и мусульман, отступивших от изначального, "истинного" ислама. Первые ваххабиты, как и их современные последователи, придерживались суровой простоты нравов, резко выступали против стяжательства и роскоши.
Практика применения принципов ваххабизма в различных исламских регионах мира показала, что наибольшего успеха это движение достигало в тех случаях, когда выступало в качестве реакции на кризис местных исламских институтов, неспособных выполнять интегрирующую социальную функцию. Почти в любой исламской стране объективно существует целый комплекс религиозных проблем, критика которых при известных условиях позволяет борцам за чистоту ислама завоевывать значительное числo сторонников. В частности, в странах, где официальной религией провозглашен ислам, вопрос взаимоотношений между исламом и домусульманскими традиционными верованиями сложнее, чем обычно представляется мусульманскими богословами или государственными органами по делам религии. В подавляющем большинстве районов традиционного распространения мусульманства местное население в той или иной степени сохранило в трансформированном виде некоторые доисламские обычаи и традиции, которые воспринимаются населением уже как "исламские". Именно они являются в первую очередь объектом критики "муваххидунов", стремящихся к очищению ислама от любых проявлений ереси, угрожающей целостности монотеистической религиозной системы. Это относится, в частности, к существующему культу поклонения святым местам, включая места захоронений шейхов, имамов, дервишей и др., причисляемых населением к святым угодникам местного значения.
О ВАХХАБИЗМЕ ГОВОРИТЬ ПОКА РАНО
В настоящее время еще рано говорить о широком распространении идей ваххабизма на территории России. Вместе с тем в контексте общих процессов "новой исламизации" отдельных российских регионов, нельзя пройти мимо усиливающихся попыток некоторых политических сил разыграть карту ваххабизма, запугивая общественное мнение угрозой новой волны экстремизма и оказывая тем самым давление на российскую политическую элиту. В связи с прогнозируемой "политизацией" ислама в России уместно обратить внимание на имеющиеся различия между истинными сторонниками ваххабитских идей и теми радикально настроенными элементами, которые, выступая от имени ваххабитов, преследуют конкретные политические (если не просто экономические) цели, а также теми умеренными исламистами, которых усиленно заставляют поверить в то, что только ваххабитский путь в его радикальном исполнении способен привести к решению острых социально-экономических и политических проблем, В этом случае искусственно фальсифицируются основные положения ваххабизма, выдвигаются на первый план идеи ЋджихадаЛ в их наиболее непримиримой форме.
Среди приверженцев идей фундаментализма, связывающего себя с исламом, в России не может не вызывать обеспокоенность активность чеченских, дагестанских и других так называемых ваххабитов, продолжающих осуществлять в отношении соседних республик политику, направленную на поддержку сепаратистских настроений и выступлений против федеральных и региональных политических структур под лозунгами отделения от России и создания в том или ином виде "кавказской исламской конфедерации", "федерального государства вайнахов" и т.п. В прошлом году; например, ваххабиты снова заявили о себе, выдавая попытку жителей нескольких сел добиться относительной стабильности и безопасности на своей ограниченной территории, за введение некой "исламской автономии" в Буйнакском районе Дагестана. Судя по всему, в этих регионах мы имеем дело с политическими силами, пытающимися эксплуатировать настроения значительной части населения в интересах решения своих эгоистических задач в борьбе за власть. Лозунги ваххабизма как наиболее отвечающие настроениям верующего населения, связывающего свои надежды на возможное улучшение положения с установлением исламской формы правления, используются этими силами в качестве прикрытия для своих амбициозных устремлений.
Наступление афганских "талибов" ослабило на время позиции исламских фундаменталистов в России. Это было связано с изменением общественного мнения в России, напуганного средствами массовой информации в отношении возможной опасности со стороны зарубежных фундаменталистов. Однако сегодня предпосылки возможного усиления влияния фундаменталистов в российском обществе объективно умножаются по мере обострения социальной и экономической ситуации и сопутствующим увеличением числа ущемленных в материальном отношении граждан в регионах страны с преобладающим мусульманским населением. Вероятно, идеи ваххабизма (шире - исламского фундаментализма) и дальше будут пользоваться симпатиями населения. Причем не исключается, что разные категории электората будут вкладывать (необязательно недобросовестно) в понятие ваххабизма разные значения. Кроме того, естественное стремление к установлению порядка, в данном случае исламского, даже если движение так называемых ваххабитов пойдет на спад, неизбежно будет вызывать к жизни новые радикальные движения под исламскими лозунгами. Достаточно вспомнить, например, такое движение, как махдизм. Вера в приход махди (букв. "ведомый Богом") нового мессии, который, наконец, установит (восстановит) равенство и справедливость, вернет божественные законоустановления, теоретически также может стать основой какого-нибудь нового исламского протестного движения.
"ПОЛИТИЗАЦИЯ" ИСЛАМА НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ
Актуальность темы предстоящих парламентских выборов в Российской Федерации напоминает о возможности обратиться к практике участия зарубежных политических объединений исламского толка в избирательных кампаниях и последующей работе их представителей в национальных парламентах своих стран. В целом, история "политического ислама" в других странах дает массу вариантов и форм ассоциаций мусульман в сфере политических интересов на основе конфессиональной общности. Достаточно указать на широкий спектр религиозно-политических объединений - от движения "Хезболлах" (Ливан), "Братья-мусульмане" (Египет и другие страны), до политических организаций, основанных на дервишеских орденах (суфийских тарикатах) (например, суданской партия "Аль-Умма"}. В перспективе этот опыт, возможно, будет учтен в России и его предстоит осмыслить, принимая во внимание уже имевшиеся у нас в стране отдельные попытки создания под эгидой ислама избирательных объединений.
Несмотря на то что в России появились условия зарождения социальной базы для распространения фундаментализма, группы сторонников идей Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, Абу аль-Аля аль-Маулуди, Хасана аль-Банны, Сейида Кутба вряд ли в ближайшее время обретут организационные формы, пригодные для участия в выборах. Сюрреализм складывающейся ситуации вокруг политизации ислама в России отражает в целом общую картину общественно-политической жизни. Перефразируя известного классика, экономика становится концентрированным выражением политики, а применение так называемых современных избирательных технологий позволяет достичь искомых результатов при наличии необходимых финансовых средств, обеспечивая переход соискателей в правящую элиту. В этой ситуации отражение политическими партиями социально-экономических интересов электоральных групп населения может быть проигнорировано на путях создания квазипартий, не выражающих ничьих интересов, кроме своих собственных. Однако учреждаемые в таких условиях (переходного общества) "партии" могут быть признаны не более чем политическими группировками, а процесс "политизации" ислама могут возглавить наиболее способные к этому виду деятельности (во всех отношениях и проявлениях) люди.
Экстраполируя эту общую тенденцию на процесс создания "исламских" партий в России, в обозримой перспективе можно ожидать следующее. Во-первых, предположить возникновение политических объединений (группировок) под "исламскими" лозунгами, не имеющими реальной социальной базы. Во-вторых, по мере осознания мусульманами своих интересов (что потребует времени) прогнозируется формирование конфессиональных или этно-конфессиональных движений партийного типа в регионах с преобладающим мусульманским населением. В-третьих, стихийное проявление интересов религиозных групп может обрести свое выражение не без помощи привнесенных, уже существующих зарубежных, в том числе и трансмусульманских, религиозно-политических организаций или движений. Последующее реальное политическое "самоопределение" российских мусульман будет зависеть по меньшей мере от двух условий. С одной стороны, от степени дифференциации мусульманских общин в социально-экономической структуре формирующегося в России общества (на федеральном уровне). С другой - от меры их вовлеченности в процессы этно-национальной самоидентификации (на региональном уровне).
К факторам, которые не способствуют консолидации российских мусульман и косвенно влияют на возможную радикализацию из политической ориентации, может быть отнесено поступление почти из всех мусульманских стран по гуманитарным каналам теологической литературы, различной по принадлежности ее авторов к тем или иным религиозно-правовым школам ("мазхабам") и направлениям (шииты, сунниты), а также по идеологическим концепциям (ваххабиты, "Братья-мусульмане" и др.). Это же относится к образованию, которое получают российские мусульмане в исламских учебных заведениях за границей, и деятельности зарубежных проповедников исламского вероучения в самой России.
ВОПРОС ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Вероятность дальнейшего распространения идей возрождения "истинного" ислама в России сводится, в конечном счете, к тому, насколько мусульманские общины готовы к их восприятию через призму того ислама, который традиционно был известен народам России. Эти концепции заимствованного происхождения еще предстоит осмыслить с учетом национального опыта и местной традиции, а также с точки зрения целесообразности их практического претворения в жизнь российских мусульман. Кроме того, как показывает исторический анализ развития аналогичных движений, столкновение между исламской консервативной и радикальной тенденциями в конечном счете оказывалось не в пользу последней.
Само по себе распространение идеологии исламского фундаментализма в нашей стране (и попытки ваххабитов и т.п. возглавить этот процесс) лишь отчасти является следствием объективных внутренних причин социально-экономического и политического характера. Ответственность за дальнейшее развитие религиозно-политической ситуации в странах СНГ и традиционно исламских регионах России в равной мере может быть возложено на отдельные исламские страны, осуществляющие внешнеполитическую и идеологическую экспансию в интересах укрепления своего внутреннего положения, и на западных партнеров России, не сумевших (или не захотевших) отойти от практики "двойного стандарта" в оценке деятельности различного рода экстремистов, включая и тех, кто прикрывается зеленым знаменем "джихада" в разных точках планеты.
Несмотря на всю сложность процесса "новой исламизации" на постсоветском пространстве, анализ обстановки не может не привести в конечном счете зарубежные исламские политические элиты к выводу о том, что, каковы бы ни были коллизии российской внутренней и внешней политики, без поддержки России мусульманский мир может остаться один на один с Западом, существо позиции которого в отношении переходных обществ еще долго будет определяться настороженностью и недоверием.
События ближайших лет покажут, насколько Россия с учетом своего положения между христианской и мусульманской цивилизациями окажется готова в следующем столетии сыграть особую роль в создании новых принципов международной безопасности, основанных в том числе на учитывании социально-политических интересов представителей различных конфессий, что позволит нам наконец преодолеть экстремизм и терроризм под религиозными лозунгами. мировой политики.