>Не обязательно всех с инвалидами и детьми - но число дворов хотя бы
>Взять хотя бы "Книгу страшного суда"
>Приблизительные исторические данные о населении есть по большинству стран
"Книги страшного суда" появляются только в странах с сложившейся феодализацией, где все обрабатываемые земли с держателями четко закреплены за кем-то, повинности фиксированы письменно (а не просто "по обычаю"), сложилось законченное законодательство. Московское государство де-факто достигло этой стадии только к концу 15 в., когда и появляется сколько-то представительная статистика и подробные письменные источники.
Как кажется, первые локальные источники с некоторой статистической ценностью появились в 14 в. (в основным "отходные" грамоты князей), но они мало что говорят, поскольку отрывочны и нерепрезантивны. Заселение Сев. Руси имело очаговый характер, что затрудняет подсчет "археолого-статистическим" методом.
Фактически для сев. княжеств первым аналогом английской 1086 г. "Книги страшного суда"(причем менее надежными и подробным) было монголо-татарское "число" 1259, кажется, года, но эти данные не сохранились. И примечательно, что население всеми силами сопротивлялось этому учету.
Надо учитывать и общую отсталость учета и арифметических знаний в ту эпоху, и зачаточность товарно-денежных отношений в Сев. Руси.
Она "не имела аналогов" в европе того времени и именно так воспринималась современниками. При том, что её охват был далеко не (Очень!! далеко не) 100%-ным, в той же Англии ничего подобного не проводилось хорошо так несколько столетий
'Бій відлунав. Жовто-сині знамена затріпотіли на станції знов'
>Она "не имела аналогов" в европе того времени и именно так воспринималась современниками. При том, что её охват был далеко не (Очень!! далеко не) 100%-ным, в той же Англии ничего подобного не проводилось хорошо так несколько столетий
По крайней мере, локальные учетные записи типа "столько-то держателей в маноре", "такие-то маноры в феоде", в Зап. Европе были распространены. Что позволяет их экстраполировать на целые регионы и делать сколько-то обоснованные предположения об общей численности населения (и то с расхождениями процентов в 50 и больше, у разных исследователей).
Для Владимиро-Суздальского и Московского княжеств и этого практически нет до сер. 15 в. В княжеских завещаниях перечисляются чашки-ложки, но раздаваемые города и села называются только по именам без демографической конкретики.
Поэтому лично для меня численность населения Владимиро-Суздальского княжества на 1237 г. остается загадкой, даже приблизительно и ориентировочно. Сколько-нибудь обоснованные оценки до сих пор не попадались. Только "общие цифры населения Руси" явно среднепотолочного происхождения.