>Но что в этом удивительного? В России только в 1906 году планировали поэтапно вводить обязательное начальное образование. Учитывая масштабы и количество населения страны, её социальный состав, невозможно было получить в достаточном количестве грамотных и умелых специалистов в любой области. Это можно было только наработать со временем.
>Время было определяющим фактором.
Согласен. Этот же родственник, после ранения окончил университет. Когда он приехал домой, в небольшой областной город Украины, то его (родственника) отец обернул диплом как икону и пошёл показывать его всем соседям и родственникам. Этот диплом был ПЕРВЫМ ДИПЛОМОМ ВУЗа в их роду и в посёлке, где он жил.
А удивительно то, что нам постоянно завывают о загубленном СЕРЕБРЯННОМ ВЕКЕ, РОССИИ, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ и тд и тп, одновременно с упоением огаживанием наших предков, сломавших горло фашисму. Почему то совсем не пишут, что немецкий диплом будущего академика Евгения Оскаровича Патона в России не признали и, чтобы иметь возможность работать в России он пересдавал экзамены за последние 3 курса Спб института путей сообщений. А у П.Л. Капицы не сложились отношения в гимназии с латынью и греческим языками. Потому он пошёл в реальное училище, чем закрыл себе возможность поступить в университет. Кстати, на ВВ1 он был водителем.
С уважением
Можно и проще. Мои дедушки и бабушки родились в начале ХХ века. Только у одной моей бабушки было нормальное среднее образование, - городская женская гимназия. Да и то лишь потому, что она была дочерью унтер-офицера жандармерии. Категория "кухаркины дети". Все остальные имели в лучшем случае 4 класса церковно-приходской школы. Это один мой дед. А другие и этого не имели. Они при советской власти научились читать и писать.
Первым поколением, имевшим массов обязательное неполное среднее образование было поколение моих родителей (я 1964 года рождения), а первым поколением, имевшим массов обязательное полное среднее образование и массово высшее образование, это моё поколение, ну, плюс десять лет.
Поколение моих родителей становились сначала специалистами на практике и занимали определенные должности, и лишь потом подтверждали их дипломом. Рабфаковцы. Моё поколение сначала получало образование (ну, пусть после года работы, потому что не смогли поступить в первый год после школы), и лишь потом приступало к практике.
Поколение моих дедушек и бабушек до конца жизни оставалось русскими крестьянами, ни смотря ни на что. Дед очень много учился самостоятельно, очень много читал, но всё равно базовым образованием для него было четыре класса ЦПШ. Потом были разные курсы, в том числе и курсы академии бронетанковых войск, были партийные и советские дожности разного уровня, была работа главным редактором районной газеты перед войной, была война, была служба в советской военной администрации в Германии, но всё равно, он никогда не считал себя образованным человеком. Хотя, на мой взгляд, таким был.
Можно. Моя прабабушка была акушеркой в Киеве. Потому бабушка начала учиться в гимназии, но не закончила её из за революции. Потом училась в педтехникуме и всю жизнь проработала в детсадах. Мама сумела окончить 10 классов в эвакуации, в Узбекистане. потом университет. Бабушка со стороны отца осталась неграмотной до конца жизни. Дед тоже был едва грамотным. Отец окончил 7 классов и, после войны ухитрился получить высшее образование. Родители в большие чины не вышли, но всю жизнь чувствовали последствия войны. Среди моих родственников и знакомых массовое получение высшего образования относится к послевоенному времени. Я, 1948гр, окончил ВУЗ.Среди моих знакомых сверстников большинство уже было с высшим образованием.
Я не любитель пафоса, но как то так получилось, чо самым лучшим провидцем будущего оказались не высоколобые политики, а поэт Блок в СКИФЫ. Практически все страны с высообразованным населением, квалифицированной и высоинтеллектуальной рабочей силой и инженерами рухнули перед Гитлером. А СССР, несмотря ни на что-победил.
Как написал Симонов, по другому поводу, правда... ДА! ВРАГ БЫЛ ХРАБР! ТЕМ БОЛЬШЕ НАША СЛАВА...
С уважением