От PQ
К All
Дата 10.10.2001 15:49:37
Рубрики Прочее; Локальные конфликты;

Сказки господ-офицеров или брехня российских журналистов.

«ДИВИЗИЯ СМЕРТИ»
на границе с афганистаном

Отслужив там, наш земляк Вадим Мигунов недавно вернулся домой

Внимание всего мира сейчас приковано к Афганистану. В понедельник США нанесли первые ракетно-бомбовые удары по этому «оплоту терроризма и наркомафии». Очевидно, одним из плацдармов для наступления американцам будет служить Таджикистан. Талибан уже пригрозил вторжением в среднеазиатские республики, «пособничающие неверным». Американцы заявляют, что при необходимости они обязательно защитят Таджикистан и Узбекистан от мести талибов. Но пока единственным реальным препятствием на пути афганских исламистов к «подбрюшью» России является приведенная в состояние полной боевой готовности 201-я российская дивизия (именуемая многими контрактниками «дивизией смерти»), в которой служит немало парней из Мордовии. Один из них, старший лейтенант Вадим Мигунов, пробыл в Таджикистане полтора года и вернулся в Мордовию совсем недавно. За время службы ему довелось защищать таджикскую границу от наркокурьеров, подавлять вылазки местных ваххабитов и даже грузить снаряды афганским моджахедам. Итак - мордовский контрактник в горах Памира.

201-я мотострелковая дивизия считается прямой наследницей советских войск, выполнявших интернациональный долг в Афганистане. Когда 11 лет назад наши части выводили оттуда, почти все вооружение и технику решили оставить в Таджикистане. На этой базе и была сформирована 201-я дивизия. Весь рядовой и младший офицерский состав ее состоит из контрактников, которых набирают преимущественно из бедных российских регионов. Мордовские контрактники, прибывающие на центральный сборный пункт в Самаре, отмечают, что в Таджикистан едут в основном уроженцы Пензенской, Ульяновской областей, да еще башкиры. А вот из богатой Самарской области желающих подзаработать в горах Памира почти нет.

Вадим Мигунов приехал в Таджикистан в январе 2000 года. Танковый батальон, в котором пришлось служить контрактнику из Мордовии, был расквартирован в Душанбе. Однако частенько танкистов направляли на таджико-афганскую границу, прикрывать российские погранзаставы. Происходило это во время перехода через границу большого каравана с наркотиками, либо когда в соседнем Афганистане, чуть ли не в сотнях метров от заставы, начинались стычки талибов с Северным Альянсом. Вообще стрельба на границе идет постоянно. Едва ли не каждую ночь пограничники ведут настоящие бои с наркокурьерами. Днем наши заставы снова обстреливают - это афганцы мстят за неудавшийся ночной переход. Иногда, впрочем, караваны с наркотиками идут через границу без единого выстрела. Героиновые бароны попросту договариваются с пограничниками о беспрепятственном переходе, естественно, за определенную плату. Как говорит Вадим, сейчас это происходит все чаще и во многом из-за того, что подавляющее большинство пограничников теперь составляют таджики.

Такая же картина наблюдается сегодня и в самой 201-й дивизии. По словам Вадима, за последние два года большинство русских контрактников вернулось на родину. Одним не понравилась зарплата, другие не выдержали прелестей местного климата (летом жара в Таджикистане достигает 60 градусов), третьих подкосили наркотики. На их место пришли таджики. Например, в роте нашего земляка служило 46 таджиков и лишь 4 русских. Вообще, устроиться по контракту в русскую дивизию или на погранзаставу, мечтает едва ли не все мужское население этой горной республики. Даже перспектива открыть торговлю где-нибудь в России, меркнет перед возможностью стать солдатом-контрактником. Главная причина этого - деньги. Две с половиной тысячи рублей в месяц - сумма, которая не устраивает многих русских, местному населению кажется просто астрономической. Плюс ко всему контрактника-таджика ждет бесплатная и отменная кормежка, а при удачном раскладе и возможность получения российского гражданства. Отбоя от желающих послужить в российских вооруженных силах нет. Один раз, когда по местному телевидению прошла «утка» о том, что дивизии срочно требуются контрактники, сбежавшиеся со всего города таджики едва не выломали ворота военной части - так рвались на службу.

На самом деле военное руководство давно поставило подобный набор на коммерческую основу. По словам Вадима Мигунова, чтобы устроиться в дивизию, местный житель должен отстегнуть кому следует до 40 тысяч рублей. И эта неслыханная для Таджикистана сумма не является препятствием - в кишлаках режут целые отары овец, из России присылают деньги родственники - и вот уже бывший пастух становится военнослужащим Российской армии.

То, что сегодня едва ли не весь рядовой состав набран из таджиков, не может не сказаться на ее боеготовности. Хотя стрельбы и учения проводятся постоянно, в случае начала настоящих боевых действий (с теми же талибами, например) таджики могут попросту бросить оружие. Они не скрывают, что пошли в русскую армию зарабатывать, а не умирать. «Местные не раз заявляли, что, в случае чего, с талибами они воевать не будут - сразу все разбегутся», - говорит Вадим. По его мнению, чтобы дивизия была боеспособной, необходимо срочно укомплектовывать ее русскими и поменять старую, побывавшую еще в Афгане технику. «В нашей роте из всех танков завести можно было лишь половину», - привел пример мордовский контрактник.

Хотя новая техника время от времени и поступает из России, далеко не вся она оказывается в дивизии. По словам Вадима, часть вооружения прямиком отправляется в соседний Афганистан, Северному Альянсу. Боеприпасы моджахедам поступают и непосредственно из самой 201-й дивизии. Однажды на территории части, где служил наш земляк, появилось несколько автомобилей. И дивизионное начальство приказало солдатам грузить в них боеприпасы. Машины сопровождали какие-то гражданские, скорее всего, афганцы, так как даже контрактники-таджики не понимали их речь. Правда, до сих пор Вадим не знает, кому точно он грузил снаряды - Северному Альянсу или талибам, ибо некоторые высокие чины в дивизии делали большие деньги на продаже оружия последним. Один раз, вернувшись в часть из отпуска, наш земляк узнал, что начальник штаба дивизии угодил в Матросскую тишину за продажу талибам трех вагонов со снарядами.

Впрочем, покупатели оружия есть и в самом Таджикистане. Сегодня эта нищая республика, все население которой перебивается мелкой торговлей, буквально наводнена разномастными бандами. По улицам Душанбе в открытую слоняются бородатые личности с автоматами (русским контрактникам с недавних пор появляться на улицах с оружием запрещено). Целые части ваххабитов, воевавших в Таджикистане еще в 1992 году, получили амнистию от властей и совершенно легально вошли в состав таджикской армии. Время от времени они, вспоминая старое, начинают бунтовать. Как вспоминает Вадим, в июле этого года один такой отряд двинулся на Душанбе. К полевому командиру ваххабитов Рахмону, имеющему прозвище Гитлер, присоединился и отряд талибов из Афганистана. Местные власти, поняв, что своими силами им не справиться, попросили русских о помощи. Части дивизии выдвинулись к кишлаку, где засели боевики, а затем танковый батальон, в котором служил Вадим, и самоходки буквально сравняли кишлак с землей, естественно, вместе с ваххабитами.(Вот врет собака! Пьяный наверное давал интервью)

Вообще, политическая обстановка в Таджикистане крайне нестабильна. По словам нашего земляка, порулить этой республикой рвутся сразу несколько кланов, причем самый сильный из них, кулябский, постоянно оглядывается на Талибан. Нынешний президент Таджикистана Рахмонов удерживает власть в основном благодаря поддержке России. И присутствие в Таджикистане 201-й дивизии играет здесь далеко не последнюю роль.

Ближе к вечеру на улицах Душанбе не видно ни души, все прячутся по домам, потому что стреляют. В основном это творят разборки местные наркомафиози. Вадиму довелось воочию наблюдать весь национальный колорит бандитских «стрелок». Например, дуэль по-таджикски - это когда два горных ковбоя съезжаются на автомобилях и, выскочив, почти в упор лупят друг в друга из автоматов. Таджикская милиция (есть и такая) этому вовсе не препятствует. В Душанбе она занята другим делом. Милиционеры зорко высматривают одиноких русских контрактников. И если таковые появляются, то их обязательно задерживают и отбирают все имеющиеся в карманах деньги. Вообще, при всем дружелюбии к русским (а это действительно так) таджики стараются любым способом вытянуть у них деньги. Ничего не поделаешь - бедность. Особое место при этом занимают наркотики.

Говоря о том, какую роль играют наркотики в Таджикистане, можно было бы ограничиться лишь одной информацией - грамм чистого героина стоит в Душанбе 20 рублей (в России его цена составляет тысячу), а на афганской границе белую смерть можно достать почти даром. По словам Вадима, сами таджики «Геру» (так любовно называют этот сильнейший наркотик контрактники) почти не употребляют, предпочитая продавать его русским. И, надо сказать, очень многие контрактники легко поддаются искушению попробовать баснословно дешевый кайф. Чтобы как-то бороться с этой напастью, в 201-й дивизии создали даже особый отдел, занимающийся выявлением подсевших на иглу солдат.

Обычно наркоманов попросту выгоняют со службы и отправляют самолетом в Россию. На особо злостных, пытающихся еще и бизнес сделать на героине, заводят уголовные дела. «При мне посадили троих моих сослуживцев, - вспоминает Вадим, - один из них насыпал порошок в конверт с письмом и таким образом переправлял героин домой». К наркотикам русских контрактников могут приобщить и насильно. Бывает, что таджики зазывают русского друга в гости и обильно угощают. А потом упившегося в усмерть солдата отвозят в какой-нибудь горный кишлак и сажают на «Геру». В результате человек фактически становится рабом. По словам Вадима, в таджикских кишлаках, особенно в горном Кулябском районе, полно русских батраков. Бывшие контрактники, они работают на хозяина за дозу. Причем силой таджики в общем-то никого не держат. Выезжая в горы, наш земляк самолично встречался с одним таким батраком - парень уверял Вадима, что работает лишь для того, чтобы скопить деньги на билет до дома. Однако редкий бедолага может сорваться с героиновой цепи и найти деньги, чтобы вернуться в Россию.

Алексей АНДРИЯНОВ

газета "Вечерний Сранск"

От Рыжий Лис.
К PQ (10.10.2001 15:49:37)
Дата 10.10.2001 16:04:18

Название газетки, того... Подправьте ;-) (-)


От Андю
К Рыжий Лис. (10.10.2001 16:04:18)
Дата 10.10.2001 16:05:43

Гы-гы-гы, душевно подмечено :)))))))))))))))))))))))))))))0 (-)


От Vatson
К Андю (10.10.2001 16:05:43)
Дата 10.10.2001 17:28:38

Гады вы :о)))

Ассалям вашему дому!
Вам смех№ечки, а я в этом городе 25 лет прожил, как только его не обзывают. Кстати, газета там уважаемая, гонивом редко занимается

Будьте здоровы!

От tsa
К Vatson (10.10.2001 17:28:38)
Дата 10.10.2001 17:36:05

В Саранске что-ли ?

Здравствуйте !

>Ассалям вашему дому!
>Вам смех№ечки, а я в этом городе 25 лет прожил, как только его не обзывают.

Это точно. У нас например за глаза Засранском называли, а клиентов оттуда засранцами. :)))
Грубый народ российские программисты.:)

С уважением tsa.

От Vatson
К tsa (10.10.2001 17:36:05)
Дата 10.10.2001 17:46:03

Угу

Ассалям вашему дому!
С жителями ваще проблема - и на саранцев и на саранчан там обижаются вплоть до мордобития, именуются не иначе как жители Саранска
>Здравствуйте !

>>Ассалям вашему дому!
>>Вам смех№ечки, а я в этом городе 25 лет прожил, как только его не обзывают.
>
>Это точно. У нас например за глаза Засранском называли, а клиентов оттуда засранцами. :)))
>Грубый народ российские программисты.:)

>С уважением tsa.
Будьте здоровы!

От И. Кошкин
К Vatson (10.10.2001 17:46:03)
Дата 10.10.2001 18:12:44

В качестве более русского могу рекомендовать "саранскогородцы" (-)


От Vatson
К И. Кошкин (10.10.2001 18:12:44)
Дата 10.10.2001 18:21:00

Дык, все равно побить могут. Мордва же :о)) (-)


От PQ
К Vatson (10.10.2001 18:21:00)
Дата 12.10.2001 12:59:43

Re: Простите меня великодушно!

Без злого умысла все произошло. Я случайно пропустил букву.Честно-честно.Саранск в общем неплохой городишко, а вот газеты и некоторые журналюги.