От Вулкан
К АКМ
Дата 27.03.2009 13:00:52
Рубрики 11-19 век;

То есть вы считаете

Приветствую!

>В 1778 году в Петербурге в экспорте товаров на долю русских купцов приходилось 16%, на долю иностранных - 84%. В импорте дело обстояло чуть лучше: на долю русских купцов приходилось 45%, иностранных - 55%.
>В 1752 году внешнюю торговлю России осуществляло 425 кораблей, из них только 5 русских, в 1775 году 414 кораблей, из них 17 русских, в 1787 году 2015 кораблей, из них 141 русский.

>В 1783 году в импорте на Архангельский порт приходилось 17,4%, на все балтийские порты - 24,2%, на черноморские 9,9%.
Что вот эти 24.2% приплюсовались бы автоматом к Архангельску?
Зело не уверен. Вообще повышение торгового оборота на четверть - это мечта любого министра финансов нынешнего времени.

И еще несколько плюсов Балтики по сравнению с Архангельском:
1) Закрытая акватория со множеством портов (тот же приплывший иностранец может заглянуть последовательно в Ригу (а это товары, доставляемые с Западной Двины), Ревель (прибалтийские товары), Петербург (товары с Волги, Севера и центральной области)). Тот же, кто едет в Архангельск - едет только в Архангельск, то есть к примеру те же прибалтийские товары в Архангельске будут стоить ДОРОЖЕ, нежели в Ревеле или Петербурге.
2) Более короткий и безопасный путь к основным торговым городам Северной Европы - Гамбург, Любек, Росток, Копенгаген, Данциг, Амстердам, Антверпен, Лондон.
3) Устье Северной Двины замерзает в конце октября — начале ноября, вскрывается от начала апреля до начала мая. Нева же замерзает обычно в начале декабря и находится подо льдом до середины апреля. То есть вот вам лишних 2.5 месяца на торговлю.

Иван Арнольдович, покорнейше прошу пива Шарикову не предлагать...

От АКМ
К Вулкан (27.03.2009 13:00:52)
Дата 27.03.2009 13:24:20

Re: То есть...

>И еще несколько плюсов Балтики по сравнению с Архангельском:
>1) Закрытая акватория со множеством портов (тот же приплывший иностранец может заглянуть последовательно в Ригу (а это товары, доставляемые с Западной Двины), Ревель (прибалтийские товары), Петербург (товары с Волги, Севера и центральной области)). Тот же, кто едет в Архангельск - едет только в Архангельск, то есть к примеру те же прибалтийские товары в Архангельске будут стоить ДОРОЖЕ, нежели в Ревеле или Петербурге.
>2) Более короткий и безопасный путь к основным торговым городам Северной Европы - Гамбург, Любек, Росток, Копенгаген, Данциг, Амстердам, Антверпен, Лондон.
>3) Устье Северной Двины замерзает в конце октября — начале ноября, вскрывается от начала апреля до начала мая. Нева же замерзает обычно в начале декабря и находится подо льдом до середины апреля. То есть вот вам лишних 2.5 месяца на торговлю.

Указанные плюсы присутствуют. Только почему тогда не смотря на них, не смотря на долгие усилия российского правительства развить торговлю через Петербург, включая принудительное переселение купцов в этот город, и запрет торговли через Архангельск, северный путь превосходит балтийский?
объясняется ли это косностью русского купечества или же есть объективные причины?

От Вулкан
К АКМ (27.03.2009 13:24:20)
Дата 27.03.2009 14:13:22

Посмотрите на товары начала века, и конца века

Приветствую!

>Указанные плюсы присутствуют. Только почему тогда не смотря на них, не смотря на долгие усилия российского правительства развить торговлю через Петербург, включая принудительное переселение купцов в этот город, и запрет торговли через Архангельск, северный путь превосходит балтийский?
>объясняется ли это косностью русского купечества или же есть объективные причины?

Думаю, здесь все более менее ясно описано:
"Голландцы, не покинувшие Архангельск по указу Петра I, установили в это время более тесные отношения с местными перекупщиками, производителями смолы в Поважье, на Каргопольщине и Поонежье. Они не переставали добиваться снятия всяких ограничений торговли в этом крае. Вскоре после смерти Петра I последовал ряд мер в этом направлении. Уже 9 января 1727 г. появился указ, разрешивший купцам торговать в Архангельске “невозбранно”. Этим же документом с целью “умножения архангельского пошлинного сбору и народной пользы” разрешалось отправлять хлеб из Вятской провинции и городов, расположенных по Двине, Вычегде и Сухоне.
Указом от 2 декабря 1737 года императрица Анна Иоанновна “в целях умножения купечества” дала голландским торговцам, проживавшим в Архангельске, льготы, освободив от солдатских постоев в их домах одной из самых обременительных повинностей горожан. Список лиц, приложенный к этому документу, насчитывал 35 человек. Очевидно, многие из них, если не все, являлись старожилами города (десять женщин поименованы как “вдовы” покойных купцов, умерших в Архангельске).
Медленно, с колебаниями, но число кораблей, прибывавших в Архангельск, постепенно росло. Если в 1724 году сюда пришло всего 22 корабля, то в 1727 - уже 45, в 1735 - 60, в 1740 - 114, а, начиная с 1771 года, сюда являлось от 107 до 206 и даже 309 кораблей в 1810 году."
Иван Арнольдович, покорнейше прошу пива Шарикову не предлагать...

От АКМ
К Вулкан (27.03.2009 14:13:22)
Дата 27.03.2009 14:33:45

Re: Посмотрите на...

даже голландцам выгоднее было торговать через Архангельск. или дело было только в смоле?

От Вулкан
К АКМ (27.03.2009 14:33:45)
Дата 27.03.2009 14:48:52

Re: Посмотрите на...

Приветствую!
>даже голландцам выгоднее было торговать через Архангельск. или дело было только в смоле?
В торговых связях и в характере экспорта из России.
Укрупнено - Балтика и ЧМ - хлеб, железо.
Архангельск - лес, смола, поташ, конопля.
Иван Арнольдович, покорнейше прошу пива Шарикову не предлагать...

От Моцарт
К АКМ (27.03.2009 13:24:20)
Дата 27.03.2009 13:44:41

Re: То есть...

Надо структуру экспорта смотреть.
Если "месторождения" леса и пушнины ближе к Архангельску, то оттуда и будут вывозить, невзирая на меры по развитию Балтийских портов.

От АКМ
К Моцарт (27.03.2009 13:44:41)
Дата 27.03.2009 13:52:29

Re: То есть...

>Надо структуру экспорта смотреть.
>Если "месторождения" леса и пушнины ближе к Архангельску, то оттуда и будут вывозить, невзирая на меры по развитию Балтийских портов.

по памяти это действительно лес, железо, поташ, пенька, зерно, сало
все то, что делалось в Центральной и Северной России.
на самом деле, по логистике Архангельск удобнее по рекам. На Балтику гнать было очень не удобно.
Но даже при развитой экономике и инфраструктуре Балтика никогда не была лидером по товарообороту. Кажется с 19 века на первое место вышло Черное море.