От Николай Поникаров
К DM
Дата 06.10.2001 13:00:48
Рубрики ВВС; Память; Загадки; 1917-1939;

Попробуем распутаться :))

День добрый.

Мцв (точнее, начальная мцв) - это превышение метацентра над центром тяжести. Чем она больше, тем судно остойчивее (тем больше воостанавливающий момент). Если она меньше нуля, то положение судна неустойчивое и оно неминуемо сделает оверкиль. Но в то же время при большой Мцв качка будет резкой (с малым периодом), что тоже очень плохо.

Положение метацентра зависит только от обводов корпуса, положение цт - от обводов и распределения весов.

При больших углах крена положение метацентра зависит от угла крена, так что от понятия мцв толку мало (она переменная). Поэтому предельный угол крена не зависит напрямую от начальной мцв.

Сорри, что я повторяю известные вещи - это я чтоб распутаться :))

При двухпоплавковой схеме мц выше, но и цт тоже выше, чем у лодки. Все же, думаю, мцв при этом больше, чем у лодки. Но если на концы крылев лодки приделать поплавки, то положение изменится :))

И все же - в чем главная проблема гидросамолетов на волнении? (я не знаю авиацию совсем). Что-то мне не верится, что самолет может опрокинуться. Раньше он в волну зароется, водой наполнится, крылья сломает и т.п. Сделать планер настолько прочным, чтобы он не боялся ударов волн IMHO невозможно.

С уважением, Николай.

От DM
К Николай Поникаров (06.10.2001 13:00:48)
Дата 06.10.2001 14:19:10

Re: Попробуем распутаться...


>День добрый.

>Мцв (точнее, начальная мцв) - это превышение метацентра над центром тяжести. Чем она больше, тем судно остойчивее (тем больше воостанавливающий момент). Если она меньше нуля, то положение судна неустойчивое и оно неминуемо сделает оверкиль. Но в то же время при большой Мцв качка будет резкой (с малым периодом), что тоже очень плохо.

>Положение метацентра зависит только от обводов корпуса, положение цт - от обводов и распределения весов.

>При больших углах крена положение метацентра зависит от угла крена, так что от понятия мцв толку мало (она переменная). Поэтому предельный угол крена не зависит напрямую от начальной мцв.

>Сорри, что я повторяю известные вещи - это я чтоб распутаться :))

Все точно. :)

>При двухпоплавковой схеме мц выше, но и цт тоже выше, чем у лодки. Все же, думаю, мцв при этом больше, чем у лодки. Но если на концы крылев лодки приделать поплавки, то положение изменится :))

Дело в том, что поплавки или жабры есть всегда. Я Вам не об этом вообще-то говорил. При поплавках выравнивающая сила при каком-то значении крена достигает максимума и далее практически не изменяется (поплавок полностью погружен), но ЦТ все еще достаточно высок (в отличие от катамарана - он ближе к карту по сути), а для лодки чтобы этот миг наступил требуется наклонить ее очень сильно. Хотя все это теория. Тут Вы правы.

>И все же - в чем главная проблема гидросамолетов на волнении? (я не знаю авиацию совсем). Что-то мне не верится, что самолет может опрокинуться. Раньше он в волну зароется, водой наполнится, крылья сломает и т.п. Сделать планер настолько прочным, чтобы он не боялся ударов волн IMHO невозможно.

Конечно невозможно. И все-таки водоизмещение корпуса играет главную роль. Такой пример: на поплавковом варианте торпедоносца ДБ-3Т (ДБ-3ПТ) был возможен разбег/пробег при высоте волны порядка 0.45-0.5 м, что вполне нормально для поплавкового самолета. Для сравнения лодки такого взлетного веса спокойно держат более метра. Они не зарываются, легче всходят на волну. У лодок как правило меньше радиус инерции и как следствие они проще стабилизируются при качке. Проблема с капотированием на посадке, про которую я писал Адмиралу, все же существует. Нельзя выдвигать поплавок вперед до бесконечности. Редан должен быть на несколько процентов САХ впереди ЦТ, иначе не выйдеш на глиссирование. Поплавки и так имеют завышенный объем в передней части (он над водой, но при капоте создает доп. водоизмещение).

С уважением, Дмитрий.

>С уважением, Николай.

От Николай Поникаров
К Николай Поникаров (06.10.2001 13:00:48)
Дата 06.10.2001 13:03:46

Дополнение

День добрый.

А если по сути, то выше адмирал Кребс сказал все точно :))

С уважением, Николай.