От Роман Храпачевский
К Grandwar
Дата 04.10.2001 15:49:22
Рубрики 11-19 век;

И по существу


>Прочитал недавно, что генерал Николай Григорьевич Столетов во времена Берлинского конгреса (1878) вел переговоры с афганским правителем Шер-Али-ханом. При чем дело повел так, что пренебрег предписаниями МИД-а и Кауфмана и заключил военные союз с афганцами, по которому Россия по первому зову афганцев должна была выступать с массированной военной помощью. Естественно в Петербурге этот экзотический документ не ратифицировали, но, на удивление, Столетов по шапке не получил. Почему генерал избежал наказания я так и не понял. Либо имел какие-то напутсвенные указания от императора (как генерал Чернов), либо стал особой приблеженной к императорскому двору. Может кто-нибудь сумеет дать консультацию по столь щепетильному вопросу.

Похоже в том тексте, что Вы читали, суть дела искажена. Процитирую отрывок из воспоминаний Г.П. Федорова "Моя служба в Туркестанском крае" ("Исторический вестник за октябрь 1913 г.) :

"Афганский эмир Шир-Али-Хан прислал Кауфману письмо, в котором сообщил, что готов вступить с нами в союз, для чего просил прислать к нему посольство. Это был такой прекрасный козырь в наших руках, что Кауфман, получив разрешение из Петербурга, немедленно послал посольство с ген. Столетовым... Посольство было уполномочено обещать эмиру дружбу и помощь, в случае если Англия задумает двинуть свои войска в Афганистан... Дипломатическая миссия Столетова увенчалась успехом и вскоре он уехал из Кабула в Ливадию к государю Александру II, увезя с собой подписанный Шир-Али-Ханом формальный договор о союзе с Россией...
Но... храбрость нашей дипломатии уже стала остывать...
Да, как это ни грустно, следует сознаться, что Россия, в лице своего представителя в Средней Азии, Кауфмана, торжественно, через специальное посольство, предложило Шир-Али-Хану союз и поддержку, а когда, в виду движения английского отряда из Индии в Афганистан, эмир стал просить осуществления союза, т.е. фактической поддержки, то Кауфман, получивший, совершенно противоположные инструкции из нашего министерства иностранных дел, вынужден был отказать эмиру в поддержке и явился таким образом изменником своему слову".

Далее, Федоров, бывший в указанное время начальником почтового управления полевого штаба и общавшийся постоянно с Кауфманом. возлагает вину за эту ситуацию на Горчакова, Шувалова (канцлер РИ и полпред России на берлинском конгрессе) и Гирса (глава МИД). Так что Столетов вообще тут не при чем - он просто орудие в осуществлении заранее предложенного плана. который потом резко поменяли. Ясно, что он никак не мог быть ни в чем обвиненным - СВОИ инструкции он блестяще выполнил.

С уважением