От Kosta
К All
Дата 26.01.2009 14:15:29
Рубрики ВВС; 1941; Загадки;

А зачем, собственно, Ю-52 прилетал в Москву 15 мая 1941 года?

Проверка ПВО на вшивость? Или письмо Сталину привез?

От Геннадий Нечаев
К Kosta (26.01.2009 14:15:29)
Дата 26.01.2009 18:18:58

Ре: О чем речь, уточните?

Аве!
>Проверка ПВО на вшивость? Или письмо Сталину привез?

В мае 41-го вполне себе существовало регулярное авиасообщение с Германией. А Ю-52 - вполне себе линейный самолет той же "Люфтганзы": почтарь, грузовик. Вот только пассажирское сообщение осуществлялось ЕМНИП с пересадкой где-то на германской территории, это можно уточнить при необходимости, история "ганзы" есть.

Конечно хорошо бы фотки, желательно - датированные, чтоб регистрация там видна была и прочее... А так - гадание на кофейной гуще.

Омниа меа мецум порто

От Дмитрий Козырев
К Геннадий Нечаев (26.01.2009 18:18:58)
Дата 26.01.2009 18:24:53

О пропуске внерейсового самолета

ПРИКАЗ О ФАКТЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ САМОЛЕТА Ю-52 15 МАЯ 1941 Г.
№ 0035 10 июня 1941 г.
15 мая 1941 г. германский внерейсовый самолет Ю-52 совершенно бес¬препятственно был пропущен через государственную границу и совершил перелет по советской территории через Белосток, Минск, Смоленск в Москву. Никаких мер к прекращению его полета со стороны органов ПВО принято не было.
Посты ВНОС 4-й отд. бригады ПВО Западного особого военного округа, вследствие плохой организации службы ВНОС, обнаружили нарушивший границу самолет лишь тогда, когда он углубился на советскую территорию на 29 км, но, не зная силуэтов германских самолетов, приняли его за
277

рейсовый самолет ДС-3 и никого о появлении внерейсового Ю-52 не опо-вестли.
Белостокский аэропорт, имея телеграмму о вылете самолета Ю-52, также не поставил в известность командиров 4-й бригады ПВО и 9-й смешанной авиадивизии, так как связь с ними с 9 мая была порвана военнослужащими. Командование 9-й смешанной авиадивизии никаких мер к немедленному вос¬становлению связи не приняло, а вместо этого сутяжничало с Белостокским аэропортом о том, кому надлежит восстановить нарушенную связь.
В результате командир западной зоны ПВО генерал-майор артиллерии Сазонов и начальник штаба 4-й отд. бригады ПВО майор Автономов никаких данных о полете Ю-52 до извещения из Москвы не имели.
В свою очередь вследствие плохой организации службы в штабе 1-го корпуса ПВО г. Москвы командир 1-го корпуса ПВО генерал-майор артил¬лерии Тихонов и зам. начальника Главного управления ПВО генерал-майор артиллерии Осипов до 17 мая ничего не знали о самовольном перелете границы самолетом Ю-52, хотя дежурный 1-го корпуса ПВО 15 мая получил извещение от диспетчера Гражданского воздушного флота, что внерейсовый самолет пролетел Белосток.
Никаких мер к прекращению полета внерейсового самолета Ю-52 не было принято и по линии Главного управления ВВС КА. Более того, начальник штаба ВВС КА генерал-майор авиации Володин и заместитель начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майор авиации Грендаль, зная о том, что самолет Ю-52 самовольно перелетел границу, не только не приняли мер к задержанию его, но и содействовали его полету в Москву разрешением посадки на Московском аэродроме и дачей указания службе ПВО обеспечить перелет.
Все эти факты говорят о неблагополучном состоянии службы ПВО За¬падного особого военного округа, о плохой ее организации, слабой подго¬товленности личного состава ВНОС ПВО, потере бдительности в 4-й отд. бригаде ПВО и отсутствии должной требовательности со стороны команду¬ющих военными округами и высшего начсостава ПВО и ВВС к четкости несения службы ПВО.
Приказываю:
1. Военному совету Западного особого военного округа тщательно рассле¬довать факт самовольного пролета самолета Ю-52 через территорию округа, выявить всех виновных лиц и наложить на них взыскания своею властью. Немедленно восстановить телефонную связь Белостокского аэропорта с 9-й смешанной авиадивизией и штабом 4-й бригады ПВО и в пятидневный срок проверить состояние связи аэропортов со штабами ПВО. Исполнение донести к 20.6.41 г.
2. Военным советам округов (ДВФ) назначить авторитетные комиссии, которые обязать к 1.7.41 г. обследовать всю систему ПВО на территории округов, обратив особое внимание на ее боеготовность, состояние службы наблюдения, оповещения, связи и подготовку постов ВНОС.
Все недочеты, вскрытые комиссиями, устранить на месте в процессе их работы.
Результаты обследования и о принятых мерах донести мне к 5.7.41 г.
3. Начальнику Главного управления ПВО до 1.7.41 г. обследовать состояние ПВО в Западном особом и Московском военных округах и результаты обсле¬дования доложить мне лично.
Его же распоряжением обеспечить к 1.7.41 г. все посты ВНОС силуэтами самолетов и организовать поверку знаний постами ВНОС силуэтов и умения определять по ним принадлежность самолетов.
4. За плохую организацию службы ВНОС, отсутствие должного воинского порядка в частях ПВО и слабую подготовку личного состава постов ВНОС командующему Западной зоной ПВО генерал-майору артиллерии Са¬зонову, начальнику штаба 4-й бригады ПВО майору Автономову объявить выговор.
278

5. За самовольное разрешение пролета и посадки Ю-52 на московском аэродроме без поверки прав на полет в Москву начальнику штаба ВВС гене¬рал-майору авиации Володину и заместителю начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майору авиации Грендалю объявить замечание.
6. Командиру 1-го корпуса ПВО генерал-майору артиллерии Тихонову и заместителю начальника Главного управления ПВО генерал-майору артиллерии Осипову обратить особое внимание на слабую организацию системы наблюдения и оповещения.
Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза
С. Тимошенко
Начальник Генерального штаба
Красной Армии генерал армии
Г. Жуков
Ф. 4, оп. 11, д. 62, л. 179—182. Подлинник.

От Геннадий Нечаев
К Геннадий Нечаев (26.01.2009 18:18:58)
Дата 26.01.2009 18:20:58

Ре: О чем...

Ave!
>Аве!
>>Проверка ПВО на вшивость? Или письмо Сталину привез?
>
>В мае 41-го вполне себе существовало регулярное авиасообщение с Германией. А Ю-52 - вполне себе линейный самолет той же "Люфтганзы": почтарь, грузовик.

Да, ну и пассажирский, конечно, хотя они в те годы на международных линиях старались все больше юзать DC-2/3, свои и ex-KLM.

Omnia mea mecum porto

От Kosta
К Геннадий Нечаев (26.01.2009 18:20:58)
Дата 26.01.2009 18:28:17

Ну, известный вобщем то случай

>>В мае 41-го вполне себе существовало регулярное авиасообщение с Германией. А Ю-52 - вполне себе линейный самолет той же "Люфтганзы": почтарь, грузовик.
>
>

ПРИКАЗ О ФАКТЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ САМОЛЕТА Ю-52 15 МАЯ 1941 Г.

№ 0035 10 июня 1941 г.

15 мая 1941 г. германский внерейсовый самолет Ю-52 совершенно беспрепятственно был пропущен через государственную границу и совершил перелет по советской территории через Белосток, Минск, Смоленск в Москву. Никаких мер к прекращению его полета со стороны органов ПВО принято не было.
Посты ВНОС 4-й отд. бригады ПВО Западного особого военного округа, вследствие плохой организации службы ВНОС, обнаружили нарушивший границу самолет лишь тогда, когда он углубился на советскую территорию на 29 км, но, не зная силуэтов германских самолетов, приняли его за рейсовый самолет ДС-3 и никого о появлении внерейсового Ю-52 не оповестли.

Белостокский аэропорт, имея телеграмму о вылете самолета Ю-52, также не поставил в известность командиров 4-й бригады ПВО и 9-й смешанной авиадивизии, так как связь с ними с 9 мая была порвана военнослужащими. Командование 9-й смешанной авиадивизии никаких мер к немедленному восстановлению связи не приняло, а вместо этого сутяжничало с Белостокским аэропортом о том, кому надлежит восстановить нарушенную связь.

В результате командир западной зоны ПВО генерал-майор артиллерии Сазонов и начальник штаба 4-й отд. бригады ПВО майор Автономов никаких данных о полете Ю-52 до извещения из Москвы не имели.

В свою очередь вследствие плохой организации службы в штабе 1-го корпуса ПВО г. Москвы командир 1-го корпуса ПВО генерал-майор артиллерии Тихонов и зам. начальника Главного управления ПВО генерал-майор артиллерии Осипов до 17 мая ничего не знали о самовольном перелете границы самолетом Ю-52, хотя дежурный 1-го корпуса ПВО 15 мая получил извещение от диспетчера Гражданского воздушного флота, что внерейсовый самолет пролетел Белосток.

Никаких мер к прекращению полета внерейсового самолета Ю-52 не было принято и по линии Главного управления ВВС КА. Более того, начальник штаба ВВС КА генерал-майор авиации Володин и заместитель начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майор авиации Грендаль, зная о том, что самолет Ю-52 самовольно перелетел границу, не только не приняли мер к задержанию его, но и содействовали его полету в Москву разрешением посадки на Московском аэродроме и дачей указания службе ПВО обеспечить перелет.

Все эти факты говорят о неблагополучном состоянии службы ПВО Западного особого военного округа, о плохой ее организации, слабой подготовленности личного состава ВНОС ПВО, потере бдительности в 4-й отд. бригаде ПВО и отсутствии должной требовательности со стороны командующих военными округами и высшего начсостава ПВО и ВВС к четкости несения службы ПВО.

Приказываю:

1. Военному совету Западного особого военного округа тщательно расследовать факт самовольного пролета самолета Ю-52 через территорию округа, выявить всех виновных лиц и наложить на них взыскания своею властью. Немедленно восстановить телефонную связь Белостокского аэропорта с 9-й смешанной авиадивизией и штабом 4-й бригады ПВО и в пятидневный срок проверить состояние связи аэропортов со штабами ПВО. Исполнение донести к 20.6.41 г.

2. Военным советам округов (ДВФ) назначить авторитетные комиссии, которые обязать к 1.7.41 г. обследовать всю систему ПВО на территории округов, обратив особое внимание на ее боеготовность, состояние службы наблюдения, оповещения, связи и подготовку постов ВНОС.
Все недочеты, вскрытые комиссиями, устранить на месте в процессе их работы.
Результаты обследования и о принятых мерах донести мне к 5.7.41 г.

3. Начальнику Главного управления ПВО до 1.7.41 г. обследовать состояние ПВО в Западном особом и Московском военных округах и результаты обследования доложить мне лично.
Его же распоряжением обеспечить к 1.7.41 г. все посты ВНОС силуэтами самолетов и организовать поверку знаний постами ВНОС силуэтов и умения определять по ним принадлежность самолетов.

4. За плохую организацию службы ВНОС, отсутствие должного воинского порядка в частях ПВО и слабую подготовку личного состава постов ВНОС командующему Западной зоной ПВО генерал-майору артиллерии Сазонову, начальнику штаба 4-й бригады ПВО майору Автономову объявить выговор.

5. За самовольное разрешение пролета и посадки Ю-52 на московском аэродроме без поверки прав на полет в Москву начальнику штаба ВВС генерал-майору авиации Володину и заместителю начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майору авиации Грендалю объявить замечание.

6. Командиру 1-го корпуса ПВО генерал-майору артиллерии Тихонову и заместителю начальника Главного управления ПВО генерал-майору артиллерии Осипову обратить особое внимание на слабую организацию системы наблюдения и оповещения.

Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза
С. Тимошенко
Начальник Генерального штаба
Красной Армии генерал армии
Г. Жуков

От Геннадий Нечаев
К Kosta (26.01.2009 18:28:17)
Дата 26.01.2009 19:02:43

Re: Ага... А регистрация борта таки известна или нет?

Ave!

Можно было бы попытаться отследить историю самолета, может зацепки какие найдутся. Часть гражданских регистраций бортов "команды Ровеля", например, известна.

>5. За самовольное разрешение пролета и посадки Ю-52 на московском аэродроме без поверки прав на полет в Москву начальнику штаба ВВС генерал-майору авиации Володину и заместителю начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майору авиации Грендалю объявить замечание.

Ну он все-таки себя как-то обозначил, если я верно понял, какая-то коммуникация с землей была? Если так, то валить гражданский (формально) борт было бы не комильфо. Да и непонятно, как тогда диспетчерские службы работали: получали расписания рейсов и подтверждение разрешения на пролет за таким-то номером?

Omnia mea mecum porto

От Kosta
К Геннадий Нечаев (26.01.2009 19:02:43)
Дата 26.01.2009 20:55:47

Увы...

>Ave!

>Можно было бы попытаться отследить историю самолета, может зацепки какие найдутся. Часть гражданских регистраций бортов "команды Ровеля", например, известна.

Самая подробная версия проишествия из доступного в печати изложена в выложенном приказе. У Бунича, конечно, есть дополнительные подробности, как к едва заглушившему двигателю самолету подъехала чёрная машина и из самолета передали в неё черный портфель с чёрной папкой, а в папке личное послание Гитлера Сталину, но Буничу сами понимаете какая вера)) Но никаких других версий пока не всплывало.

От Геннадий Нечаев
К Kosta (26.01.2009 20:55:47)
Дата 27.01.2009 00:00:20

Re: Ну тогда...

Ave!

Мы вряд ли узнаем "ззз" кто прилэталь, зачэм прилэталь!" :0))

Omnia mea mecum porto

От Абельман-Покровский
К Kosta (26.01.2009 20:55:47)
Дата 26.01.2009 21:02:40

Ну почему же..


>Но никаких других версий пока не всплывало.

У Акунина в "Шпионском романе" все досконально изложено.


Шучу.