От Роман Алымов
К All
Дата 15.12.2008 17:41:58
Рубрики Древняя история;

"Календарный" вопрос -сколько дружин было у кн.Владимира? (+)

Доброе время суток!
В календаре: в 1025 году скончался византийский император Василий II Болгаробойца. Свое прозвище получил после покорения Болгарии в 1018г. Расширил владения также за счет захвата земель в Месопотамии, Грузии и Армении. Выдал свою сестру Анну замуж за киевского князя Владимира, с помощью дружин которого сумел подавить выступления военной и церковной знати в империи и укрепить свою власть.

Правильно ли я понимаю, что у князя дружина была только одна? Причём это было довольно небольшое по численности образование. Каким образом тогда считанные десятки и сотни (пусть даже тысячи) дружинников могли оказать существенное влияние на византийские дела?
С уважением, Роман

От Leopan
К Роман Алымов (15.12.2008 17:41:58)
Дата 18.12.2008 13:38:12

и еще вопрос: если слово "дружина" произошло от слова "друг"

то тогда правильно говорить "дрУжина"????

От И. Кошкин
К Leopan (18.12.2008 13:38:12)
Дата 18.12.2008 15:35:56

Угу. А еще: кнЯгиня, грАфиня и россИянка (-)


От Аркан
К Роман Алымов (15.12.2008 17:41:58)
Дата 16.12.2008 11:10:23

Побочный вопрос: каков тогда был у Владимира варяжский элемент в войске?

> Правильно ли я понимаю, что у князя дружина была только одна? Причём это было довольно небольшое по численности образование. Каким образом тогда считанные десятки и сотни (пусть даже тысячи) дружинников могли оказать существенное влияние на византийские дела?

Можно ли сказать, что древнерусские покатушки в Византию вплоть до 1040-х годов осуществлялись в немалой степени варягами? Какова их доля в дружинах князей? В принципе, морские рейды вполне укладываются в схемы действия северных гостей в других регионах Европы.

Варду Фоку давили в Малой Азии, то есть войско Владимира должно было быть на кораблях или сопровождаться до Проливов флотом?

>С уважением, Роман

От И. Кошкин
К Аркан (16.12.2008 11:10:23)
Дата 17.12.2008 23:26:45

Re: Побочный вопрос:...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>> Правильно ли я понимаю, что у князя дружина была только одна? Причём это было довольно небольшое по численности образование. Каким образом тогда считанные десятки и сотни (пусть даже тысячи) дружинников могли оказать существенное влияние на византийские дела?
>
>Можно ли сказать, что древнерусские покатушки в Византию вплоть до 1040-х годов осуществлялись в немалой степени варягами?

можно.

>Какова их доля в дружинах князей?

Точно сказать нельзя. Можно сказать, как менялась их доля в руководящем аппарате: была преобладающей, постепенно снижалась. Сам Сфендослав уже больше славянин, чем рос.

>В принципе, морские рейды вполне укладываются в схемы действия северных гостей в других регионах Европы.

Походы русских князей были немного на другого типа судах.

>Варду Фоку давили в Малой Азии, то есть войско Владимира должно было быть на кораблях или сопровождаться до Проливов флотом?

На лодьях. Моноксилах.

И. Кошкин

От vergen
К И. Кошкин (17.12.2008 23:26:45)
Дата 18.12.2008 17:30:54

Re: Побочный вопрос:...


>>Можно ли сказать, что древнерусские покатушки в Византию вплоть до 1040-х годов осуществлялись в немалой степени варягами?
>
>можно.
хм...60 тысяч варягов? а где Киевщина заваленая скандинавскими находками?

От И. Кошкин
К vergen (18.12.2008 17:30:54)
Дата 19.12.2008 16:22:09

Re: Побочный вопрос:...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

>>>Можно ли сказать, что древнерусские покатушки в Византию вплоть до 1040-х годов осуществлялись в немалой степени варягами?
>>
>>можно.
>хм...60 тысяч варягов?

Кто 60 тысяч варягов?

И. Кошкин

От И. Кошкин
К Роман Алымов (15.12.2008 17:41:58)
Дата 15.12.2008 21:51:05

В общем, так, вот тебе информация.

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

М. Б. Свердлов в своей работе "Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII вв" приводит осо ссылкой на "Хронографию" Михаила Пселла следующие данные: численность отряда, посланного Владимиром на помощь Василию II и его соправителю и брату - Константину: 6 тысяч воинов.

Это не просто толпа, Лев Диакон, сообщая о воинах Святослава пишет, что они прекрасно вооружены мечами, топорами, копьями и луками, защищены "кольчугами и доходившими до самых ног щитами", кроме того, сражаются строем (пешим). По его данным, Святослав привел на Балканы 60 тысяч воинов, а увел после кровопролитной войны и поражения - 22 тысячи. Последняя цифра уосвенно подтверждается приведенным Диаконом количеством продовольствия, которое ромеи обязались поставить,лишь бы дорогие гости убрались побыстрее.

В это войско входят: собставенно дружина, старшая (Администрация Президента) и сладшая (обслуживающий персонал: официанты, водители, федеральная служба охраны, ФАПСИ и т. д.); наемные отряды - в основном, варяги, частично - печенеги, но и свои тоже. А также общерусское воинское ополчение, выставлявшееся по воину с определенного количества дворов.

Владимир провел очень крутую военную реформу, рассказ о которой - совершенно отдельное мероприятие, но достаточно сказать, что в результате он мог собрать не меньшее войско. Надо отметить только, что для сбора этого войска требовалось время. Когда князя ловили, к примеру, печенеги, с одной дружиной, он, случалось, терпел поражения и пряталася под мостом.

И. Кошкин

От vergen
К И. Кошкин (15.12.2008 21:51:05)
Дата 16.12.2008 08:23:21

вроде как

>Это не просто толпа, Лев Диакон, сообщая о воинах Святослава пишет, что они прекрасно вооружены мечами, топорами, копьями и луками, защищены "кольчугами и доходившими до самых ног щитами", кроме того, сражаются строем (пешим). По его данным, Святослав привел на Балканы 60 тысяч воинов, а увел после кровопролитной войны и поражения - 22 тысячи. Последняя цифра уосвенно подтверждается приведенным Диаконом количеством продовольствия, которое ромеи обязались поставить,лишь бы дорогие гости убрались побыстрее.

эти 60 тысяч - это вместе с союзниками (венграми, печенегами и возможно болгарами).
а с 20-тью тысячам с которыми ушел - можно соотнести слова из ПВЛ "И сказал им Святослав: "Нас двадцать тысяч", и прибавил десять тысяч: ибо было русских всего десять тысяч." :))

От И. Кошкин
К vergen (16.12.2008 08:23:21)
Дата 16.12.2008 10:35:04

Нет, не так

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>Это не просто толпа, Лев Диакон, сообщая о воинах Святослава пишет, что они прекрасно вооружены мечами, топорами, копьями и луками, защищены "кольчугами и доходившими до самых ног щитами", кроме того, сражаются строем (пешим). По его данным, Святослав привел на Балканы 60 тысяч воинов, а увел после кровопролитной войны и поражения - 22 тысячи. Последняя цифра уосвенно подтверждается приведенным Диаконом количеством продовольствия, которое ромеи обязались поставить,лишь бы дорогие гости убрались побыстрее.
>
>эти 60 тысяч - это вместе с союзниками (венграми, печенегами и возможно болгарами).
>а с 20-тью тысячам с которыми ушел - можно соотнести слова из ПВЛ "И сказал им Святослав: "Нас двадцать тысяч", и прибавил десять тысяч: ибо было русских всего десять тысяч." :))

"2. Выслушав слова Калокира, Сфендослав [9] (таким именем он назывался у тавров) не в силах был сдержать своих устремлений; возбужденный надеждой получить богатство, видя себя во сне владетелем страны мисян, он, будучи мужем горячим и дерзким, да к тому же отважным и деятельным, поднял на войну все молодое поколение тавров. Набрав, таким образом, войско, состоявшее, кроме обоза, из шестидесяти тысяч [10] цветущих здоровьем мужей, он вместе с патрикием Калокиром, с которым соединился узами побратимства [11], выступил против мисян [12]. "

И. Кошкин

От Random
К И. Кошкин (16.12.2008 10:35:04)
Дата 17.12.2008 10:34:04

ну прально, чего их жалеть, тавроскифов-то? Пиши больше...

>>эти 60 тысяч - это вместе с союзниками (венграми, печенегами и возможно болгарами).
>>а с 20-тью тысячам с которыми ушел - можно соотнести слова из ПВЛ "И сказал им Святослав: "Нас двадцать тысяч", и прибавил десять тысяч: ибо было русских всего десять тысяч." :))
>
>"2. Выслушав слова Калокира, Сфендослав [9] (таким именем он назывался у тавров) не в силах был сдержать своих устремлений; возбужденный надеждой получить богатство, видя себя во сне владетелем страны мисян, он, будучи мужем горячим и дерзким, да к тому же отважным и деятельным, поднял на войну все молодое поколение тавров. Набрав, таким образом, войско, состоявшее, кроме обоза, из шестидесяти тысяч [10] цветущих здоровьем мужей, он вместе с патрикием Калокиром, с которым соединился узами побратимства [11], выступил против мисян [12]. "

Так Диакон и особенно Скилица в каждом эпизоде клали врагов несметными полчищами. Если этому верить... Вспоминается случай с каким-то гарнизоном, оставленный Святославом в городе, который греки загнали во дворец, потом дворец подожгли, потом русы вышли во дворик этого дворца и вырвались таки из окружения. При этом исчислялись десятками тысяч.

Приведенные сведения из ПВЛ про военную хитрость с двойным запасом провианта прекрасно сочетаются с византийскими источниками (вот тут уже не соврешь, бухгалтерия!) и представляются достаточно достоверными.

От И. Кошкин
К Random (17.12.2008 10:34:04)
Дата 17.12.2008 22:30:54

Разумеется...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

...рассказ современника событий заслуживает куда меньшего доверия, чем сочинение, написанное через век после них как минимум. Особенно с учетом того, источником чему конкретно в ПВЛ могли послужить вот эти строки: "Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить м остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей!"

>Так Диакон и особенно Скилица в каждом эпизоде клали врагов несметными полчищами. Если этому верить... Вспоминается случай с каким-то гарнизоном, оставленный Святославом в городе, который греки загнали во дворец, потом дворец подожгли, потом русы вышли во дворик этого дворца и вырвались таки из окружения. При этом исчислялись десятками тысяч.

http://www.ropnet.ru/sapsan/text/bizant/diakon/books/book%20VIII.htm вранье. Вообще, общие потери русских как раз хорошо бьются. Ну а то, что он на порядок занижает потери ромеев - это естественно, достаточно вспомнить, как описывали тот же Азинкур.

>Приведенные сведения из ПВЛ про военную хитрость с двойным запасом провианта прекрасно сочетаются с византийскими источниками (вот тут уже не соврешь, бухгалтерия!) и представляются достаточно достоверными.

Император лично год готовил войска, которые ему пришлось отозвать из малой азии и африки, лично водил их в бой - все для того, чтобы победить десять тысяч несокрушимых воинов святослава, да. Потому что где им, ромеям, тягаться.

И. Кошкин

От vergen
К И. Кошкин (17.12.2008 22:30:54)
Дата 18.12.2008 17:29:01

хм, тогда вопрос...

где Святослав набрал такую кучу войск?
Ведь для следующих веков многие десятки-тысяч считаются малореальными.
или Русь была населена больше в 9-10 веках?
Или подразумевается, что в то время вовсю рулило племенное ополчение, а не отборные воины?

От И. Кошкин
К vergen (18.12.2008 17:29:01)
Дата 18.12.2008 18:24:52

Боголюбский водил на Киев сопоставимой численности войско.

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>где Святослав набрал такую кучу войск?
>Ведь для следующих веков многие десятки-тысяч считаются малореальными.
>или Русь была населена больше в 9-10 веках?
>Или подразумевается, что в то время вовсю рулило племенное ополчение, а не отборные воины?

А так - да, чем развитее феодальные отношения, тем меньше численность войска, которое может выставить страна. Ну и, повторяю, а Святослава - единое государство, которое его мать после смерти мужа собрала вновь огнем и мечом (и, возможно, немного дипломатией), а не совокупность воюющих между собой уделов.

И. Кошкин

От mpolikar
К И. Кошкин (17.12.2008 22:30:54)
Дата 18.12.2008 12:59:51

вопрос


А откуда именно из Африки?
>
>Император лично год готовил войска, которые ему пришлось отозвать из малой азии и африки, лично водил их в бой - все для того, чтобы победить десять тысяч несокрушимых воинов святослава, да.


От И. Кошкин
К mpolikar (18.12.2008 12:59:51)
Дата 18.12.2008 15:34:01

Стормозил - из Азии он их вывел (-)


От Leopan
К Роман Алымов (15.12.2008 17:41:58)
Дата 15.12.2008 18:18:26

Каламбур получился, т.к. "дружина" по-украински - "жена"

А Анна была уже не первой женой Владимира - вот и путаница произошла, в голове:-))))

От И. Кошкин
К Leopan (15.12.2008 18:18:26)
Дата 15.12.2008 22:22:09

Я уж не говорю о том, что вряд ли ув. Роман Алымов забивает себе голову вашим...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>А Анна была уже не первой женой Владимира - вот и путаница произошла, в голове:-))))

...диалектом)))

И. Кошкин

От Leopan
К И. Кошкин (15.12.2008 22:22:09)
Дата 16.12.2008 15:13:24

Иван, а этой статье Коптева можно верить?

А. В. Коптев
НАЛОЖНИЦЫ И ДРУЖИНА КИЕВСКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА
Вариант данной статьи под названием:
"Fornicator immensus - о "гареме" киевского князя Владимира Святославича"
опубликован в журнале:
Russian history/Histoire russe, vol. 31, no. 1-2, 2004, p. 1-37.
http://pryahi.indeep.ru/history/koptev_01.html

От И. Кошкин
К Leopan (16.12.2008 15:13:24)
Дата 16.12.2008 15:18:38

наукообразие какое-то (-)


От И. Кошкин
К Leopan (15.12.2008 18:18:26)
Дата 15.12.2008 22:14:55

Понятие слово "дружина" в древнерусском обозначало разные вещи в зависимости...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>А Анна была уже не первой женой Владимира - вот и путаница произошла, в голове:-))))

...от контекста.

И. Кошкин

От Михаил Денисов
К Роман Алымов (15.12.2008 17:41:58)
Дата 15.12.2008 17:43:57

в данном случае это эпитет

Дружина была конечно одна, делившаяся на старшую и младшую скорее всего.
А вот наемных и призванных отрядов могло быть весьма много.

От Роман Алымов
К Михаил Денисов (15.12.2008 17:43:57)
Дата 15.12.2008 18:03:02

А насколько много? (+)

Доброе время суток!

>А вот наемных и призванных отрядов могло быть весьма много.
**** Настолько много, что они могли серьёзно участвовать во внутривизантийских разборках?

С уважением, Роман

От И. Кошкин
К Роман Алымов (15.12.2008 18:03:02)
Дата 15.12.2008 18:19:13

По византийским данным - около семи тысяч. При том, что это...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>Доброе время суток!

>>А вот наемных и призванных отрядов могло быть весьма много.
>**** Настолько много, что они могли серьёзно участвовать во внутривизантийских разборках?

>С уважением, Роман

...хорошо вообруженные профессиональные воины.

И. Кошкин

От Leopan
К И. Кошкин (15.12.2008 18:19:13)
Дата 15.12.2008 18:26:59

Личная дружина у него была где-то чел 400???? (-)


От Iva
К Leopan (15.12.2008 18:26:59)
Дата 15.12.2008 18:35:10

Re: Личная дружина...

Привет!

это общее войско 40-60 тыс. Личная дружина 1000-2000.

Владимир

От Михаил Денисов
К Iva (15.12.2008 18:35:10)
Дата 15.12.2008 21:00:27

какие 40-60 тыс? откуда это? (-)


От Iva
К Михаил Денисов (15.12.2008 21:00:27)
Дата 15.12.2008 21:28:34

Re: какие 40-60...

Привет!

расчет войска Игоря например.
В более позднее время (Доглорукого) такого размера достигают удельные армии. По крайней мере так Разин считал.

Владимир

От Михаил Денисов
К Iva (15.12.2008 21:28:34)
Дата 15.12.2008 21:32:47

чей рассчет?

вы вообще представляете структуру средневековой европейской армии?
А ее логистику?
Какие в пень 40-60 тыс?
4-6 в лучшем случае.


От И. Кошкин
К Михаил Денисов (15.12.2008 21:32:47)
Дата 15.12.2008 21:51:35

Льва Диакона (-)


От Михаил Денисов
К И. Кошкин (15.12.2008 21:51:35)
Дата 16.12.2008 09:26:11

это приблизительно-оценочный рассчет всей армии, вкл. изрядные контингенты

Союзников.
И то, на мой взгляд, завышенный

От ЖУР
К Михаил Денисов (16.12.2008 09:26:11)
Дата 16.12.2008 12:58:46

Можно сопутствующий вопрос?

А каково было тогда примерное соотношение "Х профи на Н мирных жителей"?
И как оно менялось с переходом классическому феодализму?

З.Ы.Например в инете наткнулся на такую фразу "Согласно расчетам академика М.Н. Тихомирова, соотношение населения города и «его»профессионального»войска может быть выражено как шесть к одному. Поскольку Новгород выставлял в XII...XIII веках 3...5 тысяч воинов, его население равнялось 20...30 тысячам человек."


ЖУР

От Михаил Денисов
К ЖУР (16.12.2008 12:58:46)
Дата 16.12.2008 14:58:23

вы смешиваете сущности

т.е. профи - это княжеский дружинник, он один на десятки тысяч. Дальше идет воин городской тысячи, о которых говорит Тихомиров, и даные он приводит из новгородских и псковских "разрубов", т.е. абсолютно верные.
А есть еще и наемники, просто добрые молодцы из свободных, контингенты подвласных народов, тут соотношения вообще не считается.

От ЖУР
К Михаил Денисов (16.12.2008 14:58:23)
Дата 17.12.2008 09:25:05

Спасибо. (-)


От И. Кошкин
К Михаил Денисов (16.12.2008 09:26:11)
Дата 16.12.2008 10:50:59

Нет, это все тавроскифы.

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>Союзников.
>И то, на мой взгляд, завышенный

И, как верно заметил Свердлов, других цифр у нас нет, а особой причины не доверять непосредственному свидетелю событий у нас нет. Особенно с учетом размеров войск Игоря и Владимира.

И. Кошкин

От Михаил Денисов
К И. Кошкин (16.12.2008 10:50:59)
Дата 16.12.2008 10:54:01

Re: Нет, это...

День добрый
>Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>Союзников.
>>И то, на мой взгляд, завышенный
>
>И, как верно заметил Свердлов, других цифр у нас нет, а особой причины не доверять непосредственному свидетелю событий у нас нет. Особенно с учетом размеров войск Игоря и Владимира.
----------
я в таких вещах сторонник гиперкритики Дельбрюка. У нас есть примеры, документально зафиксированные, комплектования аналогичных армий в европе, и таких цифр они не дают. А социум у нас тогда в принципе от европейского не отличался

>И. Кошкин
Денисов

От И. Кошкин
К Михаил Денисов (16.12.2008 10:54:01)
Дата 16.12.2008 11:26:48

А я - нет.

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>День добрый
>>Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>>Союзников.
>>>И то, на мой взгляд, завышенный
>>
>>И, как верно заметил Свердлов, других цифр у нас нет, а особой причины не доверять непосредственному свидетелю событий у нас нет. Особенно с учетом размеров войск Игоря и Владимира.
>----------
>я в таких вещах сторонник гиперкритики Дельбрюка. У нас есть примеры, документально зафиксированные, комплектования аналогичных армий в европе, и таких цифр они не дают. А социум у нас тогда в принципе от европейского не отличался

...на данное время у нас есть сообщения европейских хронистов об армиях викингов в несколько сотен кораблей - численно вполне сопоставимо. Такие армии давала куда меньшая по населенности Дания.При Святославе территория Руси: от Новгорода до Киева, от Мурома до Полоцка. И это, фактически, абсолютная монархия с отработанной системой сбора войска. В Европе ничего подобного в это время нет. И для отражения вторжения потребовалось личное участие двух императоров.

Надо сказать, что крупные (5-20 тысяч) отряды хорошо вооруженных славян отмечаются византийскими историками еще в VI-VIII вв

И. Кошкин

От Любитель
К И. Кошкин (16.12.2008 11:26:48)
Дата 16.12.2008 21:23:39

Мосчно!

>При Святославе территория Руси: от Новгорода до Киева, от Мурома до Полоцка. И это, фактически, абсолютная монархия с отработанной системой сбора войска.

Угу! Без пяти минут тоталитарная диктатура.

От Михаил Денисов
К И. Кошкин (16.12.2008 11:26:48)
Дата 16.12.2008 11:46:35

а я да

Наиболее близкий пример - империя каролингов и ее армии.

От И. Кошкин
К Михаил Денисов (16.12.2008 11:46:35)
Дата 16.12.2008 11:49:27

Абсолютно другого типа государство. (-)


От Михаил Денисов
К И. Кошкин (16.12.2008 11:49:27)
Дата 16.12.2008 12:24:53

принцип формирования армии очень схож (-)


От И. Кошкин
К Михаил Денисов (16.12.2008 12:24:53)
Дата 16.12.2008 12:37:37

Ну как он может быть схож, если у нас другой общественный строй пока? (-)


От Михаил Денисов
К И. Кошкин (16.12.2008 12:37:37)
Дата 16.12.2008 12:38:14

не было при Карле классического феодализма (-)


От Пассатижи (К)
К И. Кошкин (16.12.2008 11:26:48)
Дата 16.12.2008 11:34:17

Это не снимает вопроса - как снабжать? Как вообще передвигаться? (-)


От И. Кошкин
К Пассатижи (К) (16.12.2008 11:34:17)
Дата 16.12.2008 11:40:50

Re: Это не...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

1. Все свое несем с собой. В ПВЛ есть поэтическое описание того, как ходил Святослав.

2. Войско идет, в основном, на кораблях, частично - на конях. Хавка - с собой. Когда приходим к врагам - начинаем питаться за их счет.

И. Кошкин

От Iva
К Михаил Денисов (16.12.2008 09:26:11)
Дата 16.12.2008 09:32:39

Кстати, чтол по рекомендуете по

Привет!

численностям русских среждневековых армий?

Домонгольских, например?

Потери при Лигице(?) 7 тыс убитых( или больше? не помню точнее) скорее соответсвуют численности армии скорее в 50 тыс., чем в 20.

Владимир

От Iva
К Михаил Денисов (15.12.2008 21:32:47)
Дата 15.12.2008 21:39:29

Разина

Привет!

А.И. если не ошибаюсь.

>вы вообще представляете структуру средневековой европейской армии?
>А ее логистику?

представляю.

>Какие в пень 40-60 тыс?
>4-6 в лучшем случае.

вполне возможно.

Владимир

От Михаил Денисов
К Iva (15.12.2008 21:39:29)
Дата 15.12.2008 21:41:52

аа..ну тогда вопросов больше не имею :))

вы бы еще Иловайского почитали :))

От Роман Алымов
К И. Кошкин (15.12.2008 18:19:13)
Дата 15.12.2008 18:22:00

Это общее число или "ограниченный контингент" отправленный? (-)


От И. Кошкин
К Роман Алымов (15.12.2008 18:22:00)
Дата 15.12.2008 18:23:29

Это отправленный на помощь императорам "ограниченный контингент" (-)


От Роман Алымов
К И. Кошкин (15.12.2008 18:23:29)
Дата 15.12.2008 18:26:59

Императорам? (+)

Доброе время суток!
Императорам? Их там было больше одного?
Если 7 тыс это только часть дружины - получается, что у Владимира была значительная сила по меркам того времени (а ведь и массовый народ в то время был, как я понимаю, пригоден к ополчению более, чем крестьяне 17го века). Вообще интересно, как смотрелась Русь на фоне других государств (или протогосударств) того периода.
С уважением, Роман

От Leopan
К Роман Алымов (15.12.2008 18:26:59)
Дата 15.12.2008 18:32:09

Аркаса читали?

Володимир Великий 980-1015

За Володимира, а потім ще за сина його Ярослава, держава Київська була найславнійша й найсильнійша за ввесь час. Ставши київським князем, Володимир позбірав усі українські землі та й инші, що до Київа належали, приборкав неслухняні землі, що не хотіли йому коритись і прилучив де-які нові, дальші. Так знаємо з літописи, що він ходив походом під Карпати, в теперішню Галичину, і забрав назад од Поляків українські міста Перемишль, Червень та инші на західньому пограниччю держави. За сі пограничні міста завжди була колотнеча Русинів з Поляками: Поляки підгарбували їх під себе, а київські князі йшли та одбивали. Так само мусів Володимир забрати назад свої землі і на Побужу, що підбили були Ятвяги (литовське племя). Певно під час тих походів заглянув Володимир і на полудневе згіря Карпаття, де тепер угорські Русини, бо воно теж належало до Київської держави. З тих часів ото задержалося у закарпатських Русинів наймення „Русин", „Руснак".

Приборкав Володимир і Вятичів та Радимичів, що були перестали слухатися його, ходив походом на Волзських Болгарів, але мабуть не мав великого там щастя. Літопись, згадуючи про сей похід, додає, що Добриня (дядько Володимира) так сказав Володимиру: „Я оглянув взятих в полон Болгарів – вони в чоботях (то б то великі пани, як на нас), дани нам давати не будуть – лучче шукаймо „лапотників" (таких, що в личаках ходять). За кілька літ Володимир мав уже величезну українсько-руську державу, що сягала від гір Карпатських до Кавказу, а на півночи до Волги, до великих озер, що недалеко теперішнього Петербурга. На місце бояр і намісників по великих городах по тих землях Володимир посадив своїх синів: він мав багато дітей, бо мав багато жінок. Так от в Новгороді посадив Вишеслава (потім Ярослава), в Пскові – Судислава, в Полоцьку – Ізяслава, в Смоленську – Станислава, у Турові (в Дреговицькій землі) – Святополка, в Володимирі (на Волині, певно разом з карпатською Русю й польським пограниччям) – Всеволода, в Тмуторокани (Полоне, кримські та кавказькі волости) – Мстислава, в Ростови (в землі давнішої Мери) Ярослава (потім Бориса), в Муромі (по Оці) – Гліба. Сам Володимир мав в своїх руках землі Полян, Сіверян, Радимичів та свіжо приборканих Вятичів. Тепер уже Київська держава була міцно звязана, бо була в руках одної князівської родини, хоч і тут бувало не без того, що той або инший син перестане слухатися й повстане проти батька. Се зробив наприклад Святополк, а пізніш Ярослав.

Але не тільки сим Володимир звязав усю державу, що порозсажував скрізь своїх синів – він захотів звязати її звязею иншою, добровільною, щоб городи та землі корилися київському князеві не тільки з страху перед його дружиною, але щоб бачили свою користь, свою вигоду з того, що належать до Київа. Для того він старався придобрити собі громаду: закликав на нараду громадських „старців"– людей старших, поважніших; крім того робив дуже часто бенькети й на них скликали людей з ріжних городів, усих прихожих годував та поїв. Обдаровував усячиною людей бідних, калік, сиріт. А з того всього пішла скрізь про нього слава, як про князя „ласкавого", прозивали його „ясним сонцем".

Але найважніщим ділом Володимира було те, що він завів на Руси христіянську віру. Правда, ще й перед Володимиром були на Руси христіяне; так от князь Аскольд був христіянин, за князя Ігоря була вже навіть у Київі церква св. Ілії, бабка Володимира Ольга була христіянка. Але Володимир задумав охрестити всю державу. Він добре розумів, що для державного життя христіянство матиме величезну вагу, бо сю віру заводить сам князь, правительство; духовенство буде держати руку князя, научатиме людей коритися князеви та шанувати його. З христіянством прийде на Русь освіта, наука і се ще дужче гуртуватиме людей коло Київа, столиці київської держави. Де-ж було позичити того христіянства? А певно, що у Візантії. В ті часи Візантійська держава для усих дрібніших та менш культурних народів здавалася чимсь величнім, якимсь немов світилом небесним і коли воно кине хоч проміньчик світла на якийсь „варварський" нарід, то то вже велика честь і слава для нього. Усі хилилися тоді перед величністю Візантії, бо й справді культура в ній була тоді висока. Ото-ж і Володимир захотів перейняти багато дечого з Візантії, щоб підняти силу й повагу своєї держави. Але переймаючи всячину, не міг він не перейняти звідти й христіянства. А тут як раз і добра нагода трапилась: грецькому імператорови Василєви сталася скрута, бо збунтовались проти нього його-ж війська. Він удався за поміччю до Володимира, а той одказує: добре, помочи дам, тільки оддаси за мене свою сестру Анну. Се була тяжка умова для імператора: де-ж таки, оддати „порфирородну доньку порфирородного імператора" за якогось північного варвара! Але не було иншої ради, і імператор згодився, тільки зажадав, щоб Володимир охрестився. Володимир теж згодився на се, пішов на поміч імператорови і врятував його. Але коли лихо минуло, імператор не додержав слова: не оддав за Володимира своєї сестри. Тоді Володимир вирушив походом у Таврію й там обложив грецький город Корсунь (недалеко теперішнього Севастополя). Се було року 988.

Греки заперлися у городі і так добре оборонялися, що Володимир, як не силкувавсь, нічого не міг їм заподіяти. На той час якийсь корсунянин Анастас чогось зрадив своїм і кинув до Володимирового стану стрілу із написом: „На схід сонця од города є криниця, а з неї проведена вода у город: одведи воду, і здобудеш місто". Так Володимир і зробив. Через згату мусіли корсунці оддати свій город, і Володимир увійшов у нього.

Тоді візантійський імператор побачив, що треба додержати обіцянки. Він вблагав свою сестру поїхати у Корсунь і одружитись із Володимиром, хоч вона дуже того не хотіла й казала, що їй смерть краща, ніж отой нелюб. Та проте послухалась брата й поїхала. Там у Корсуні й відбулося весілля її з Володимиром, а Корсунь Володимир вернув Грекам немов дарунок за жінку. Де саме охрестився Володимир, напевне не знаємо, але найскоріш таки у Киіві, і то ще перед походом на Корсунь.

Незабаром після того Володимир, покликавши з Візантії митрополита та священиків, став заводити христіянство в своій державі – перш за все у Київі. Літописець оповідає, що грецький митрополит з священиками похрестили людей у Дніпрі: матері й батьки держали малих дітей на руках. Як скінчилась церемонія, усім новохрещеним понадівали хрести. Після того пішли священики по инших городах та деяких селах хрестити людей.

Сам Володимир тим часом пішов на Волинь, куди приїхав до його єпископ (архиєрей) і вони там теж заводили христіянство. На Волині князь збудував город і назвав на своє імя Володимиром (Волинським), а в ньому постановив церкву пресвятої Богородиці. Так ширив Володимир нову віру, але ще довго, більш як 300 літ після нього, було ще багато в Київській державі людей, що держалися своєї старої прадідівської віри.

Багато мав клопоту Володимир з Печенігами. В кінці Х віку та на початку XI вони безнастанно нападали на Полянську землю й робили величезну шкоду. Про ті печенізькі войни чимало оповідає найдавніща літопись так, як розсказували про те старі люде.

Одного разу, говорить літопись, Печеніги прийшли під Київ, і Володимир вийшов проти них з своєю дружиною; обидва війська зійшлись і стали одно проти одного на річці Трубежі, але ніхто перший не хотів переходити її. Тоді печенізький князь став на тім боці, на крутім березі і почав гукати на Володимира. Як Володимир вийшов, то печенізький князь сказав йому: „як ми маємо воювати та вбивати людей своїх, висилай краще, кого хочеш, з дружини своєї, – нехай побореться із силачем моїм; як що твій поборе, то ми підемо собі у свої степи й три роки не займатимемо вас; а якщо подужає мій, то ми три роки будемо грабувати землі ваші. Володимир пристав на се і повернувшись до свого табору, зібрав раду та почав питати, чи не знає хто такого чоловіка, що зміг би подужати Печеніга. Вийшов тоді до князя дідок один та й каже: „у мене пятеро синів, князю; чотирі у твоїй дружині, а пятий, найменший – Микита, чинбарює дома, бо з його вийшов добрий кожумяка: той піде боротися, бо сильно дужий". Покликали до князя того Микиту кожумяку, і схотів князь уперед спробувати його силу. От привели бугая, дуже роздратували його, і став той бугай ревти та ганятися за людьми; розігнавшись, він був кинувся на князя. Тоді підскочив до нього Микита, ухопив його збоку за шкуру та й спинив його, аж вирвав з мясом шматок шкури, скільки захопив у жменю. Князь був дуже радий, що знайшовся такий силач, і на завтра звелів йому вийти боротися. З ранку зійшлися обидва війська, а на середину вийшли борці. Печеніг – великого зросту чоловік, собою дуже страшний, – засміявсь з Микити, бо то був росту невеличкого, але кремязний чоловяга. Счепилися борці, й згріб Микита того Печеніга у оберемок, та так здавив його, що той і помер у його в обіймах. Тоді кинув ним мертвим об землю, та й наступив ногою наголову. Зраділа й загомоніла Володимирова дружина, а Печеніги, перелякавшись, стали тікати. На місці тому, де вони боролися, постановив Володимир город і найменував його Переяслав, себ-то місце, де він перейняв славу од Печенігів. Таку легенду переказує літопись.

Другого разу ізнов Печеніги прийшли в Полянську землю і напали на город Васильїв (тепер Васильків), що Володимир назвав його так на своє христіянське імя. У тому Васильїві раніш, як ще Володимир був поганином, були його тереми, а в них жили його жінки. Володимир вийшов проти Печенігів з невеликою дружиною, але Печеніги її розбили, а сам князь ледве втік.

Ще одну легенду переказує літопись – про те, як Печеніги не могли взяти города Білгорода (недалеко од Київа, тепер село Білгогородка). Він був добре обгорожений, і одразу взяти його було не легко, то Печеніги облягли місто й хотіли взяти його голодом. Довго так сиділи вони кругом города, а місто усе не піддавалося. Обридло Печенігам те сидіння й вони послали своїх послів сказати, щоб городяне піддалися їм, бо все одно вони замучать їх усіх голодом та згагою. Тоді Білгородці одказали їм таке: „завтра ми пришлемо до вас десять своїх чоловіка у заставу, а ви пришліть нам десять своїх, щоб вони подивилися, чому ми вам не піддаємося й ніколи не піддамо міста". На раді-ж, що була перед тим у Білгородців, один дідок присовітував їм от що зробити: „зберіть, каже, із кожної хати хоч по жмені вівса та пшениці, а в кого нема, то хоч висівок яких, та все те несіть до мене". Назбірали – де хто що знайшов, та й поприносили; із усього того наварив дід кисілю й звелів викопати глибоку яму; у ямі на дні поставив він великий переріз і всипав туди той кисіль; зверху опорядили ту яму, наче криницю, і поставили журавля з цебром. Так само зробили й другу яму, тільки у переріз всипали меду, що знайшли у княжім льоху й розвели його водою. Як прийшли печеніжські посли, то Білгородці повели їх до тих криниць і з однієї витягли кисілю, а з другої – меду, та й кажуть: „Дивіться самі: чого ми маємо піддавати вам місто, коли земля дає нам і харчі й питво!" Здивувалися Печеніги, насипали того кисілю й меду у кухлики тай понесли до свого князя й розказали йому, що ось яке диво є у сьому городі. Повірив князь, випустив білгородських заручників, зняв облогу з города й подавсь у степ.

Багато клопоту мав Володимир з сими Печенігами. Давніще Полянська земля з полудня мала городи по річці Роси, а тепер довелося Володимирови сипати вали та ставити городки ближче до Київа – по річці Стугні та Ірпеню (на р. Ірпеню він зміцнив отой Білгород, що про нього була мова). Так само й з лівого боку Дніпра, щоб забезпечити себе од Печенігів, понасипав Володимир валів і понаставляв городків три ряди – по річках Сулі, Трубежу й Сейму. А щоб ті городки не стояли пусткою, то Володимир сажав там людей з инших північних українських та білоруських земель.

Володимир, після того як охрестився, не ходив вже в далекі походи, а дбав про спокій і порядок в своїй державі та ще одбивався до Печенігів. Жив у злагоді з царями візантійськими, бо таки доводився їм родичем по жінці; так само був у миру із польським князем Болеславом Хоробрим, з угорським Стефаном та чешським Ольдрихом.

У Володимира од ріжних жінок було, крім дочок, дванадцятеро синів. Од Рогніди був у нього син Ізяслав. Як вже була мова попереду, Рогніду Володимир узяв собі силомиць, убивши її батька і братів. Сього не могла вона йому по смерть свою забути і все дожидалася тільки нагоди, щоб помститись за батька свого. Раз у-ночі – оповідає літописець – як Володимир спав, вона ніби-то підійшла до його ліжка й мечем хотіла зарубати його, але він прокинувся й вхопив її за руку. На другий день Володимир звелів їй одягти дороге убрання й дожидатися його. Вона догадалася, що князь хоче покарати її на смерть і прибравшись, вивела із собою за ручку малого сина свого Ізяслава, котрий держав у рученятах меч. Скоро увійшов Володимир, підступив до його маленький Ізяслав і промовив: „Батьку, ти тут не один!" а Рогніда сказала, показуючи на сина: „хоч ти й вбєш мене, так за мене є кому помститись!" Володимир пішов і порадившись з дружиною своєю, пустив Рогніду од себе й оддав їй батьківщину, город Полоцьк, де вона жила із сином своїм до смерти. Ізяслав зоставсь у Полоцьку і почав собою осібний рід Полоцьких князів. Инших синів своїх, ще за життя, Володимир порозсажував по всій державі (де саме – була мова раніш). Умираючи, він покинув в руках синів величезну київську державу.

Помер Володимир 15 липня (юля) 1015 року, у селі Берестові, де тепер стоїть Печорська Лавра. Поховали його у Десятинній церкві, поруч з жінкою Анною, що вмерла кілька літ раніш. Його, так само як і бабку його, княгиню Ольгу, православна церква почитує за святого.

http://exlibris.org.ua/arkas/period_2.html

От Администрация (wolfschanze)
К Leopan (15.12.2008 18:32:09)
Дата 15.12.2008 22:48:32

А теперь переведите на русский (-)


От Leopan
К Администрация (wolfschanze) (15.12.2008 22:48:32)
Дата 16.12.2008 11:55:25

Может не совсем точно, но смысл правильный

Владимир Великий 980-1015

При Владимире, а потом еще при его сыне Ярославе, государство Киевское было самым известным и самым сильным за все время существования. Став киевским князем, Владимир собрал все украинские земли и другие, что к Киеву примыкали, укротил непослушные земли, которые не хотели ему повиноваться, и присоединил некоторые новые, которые были далеко от Киева. Так знаем из летописи, что он ходил походом под Карпаты, в теперешнюю Галичину, и забрал назад от Поляков украинские города Перемышль, Червень и другие на западном пограничье государства. За эти пограничные города всегда была потасовка Русинов с Поляками: Поляки захватывали их под себя, а киевские князья шли и отбивали. Так же Владимир забрал назад свои земли и на Побужье, которые на некоторое время захватили Ятвяги (литовское племя). Вероятно во время тех походов заглянул Владимир и на южные отроги Карпат, где теперь венгерские Русины, потому что оно тоже принадлежало к Киевскому государству. С тех времен закарпатских Русинов стали называть „Русин", „Руснак".

Укротил Владимир и Вятичив и Радимичей, которые перестали слушаться его, ходил походом на Волжских Болгаров, но по-видимому не имел большого там счастья. Летопись, вспоминая о том походе, добавляет, что Добрыня (дядя Владимира) так сказал Владимиру: „Я осмотрел взятых в плен Болгаров – они в сапогах (то бы то большие господа, как на нас), дани нам давать не будут – лучше ищем „лапотників" (таких, что в лаптях ходят). За несколько лет Владимир имел уже огромное украинско-русское государство, которое достигало от гор Карпатских до Кавказа, а на севере до Волги, и до больших озер, что недалеко теперешнего Петербурга. На место бояр и наместников по большим огородам по тем землям Владимир посадил своих сыновей: он имел много детей, потому что имел много женщин. Так вот в Новгороде посадил Вишеслава (потом Ярослава), в Пскове – Судислава, в Полоцку – Изяслава, в Смоленске – Станислава, в Туровых (в Дреговицкий земле) – Святополка, во Владимире (на Волыни, вероятно вместе с карпатской Русю и польским пограничьем) – Всеволода, в Тмуторокани (Полоне, крымские и кавказские волости) – Мстислава, в Ростови (у земли более давней Мэры) Ярослава (потом Бориса), в Муроме (по Глазу) – Глеба. Сам Владимир имел в своих руках земли Полян, Сиверян, Радимичей и только что укрощенных Вятичив. Теперь уже Киевское государство было крепко связано, потому что была в руках одной княжеской семьи, хоть и здесь бывало не без того, что тот или другой сын переставал слушаться и восставал против отца. Это сделал, например, Святополк, а позже - Ярослав.
Но не только этим Владимир связал все государство, что рассадил везде своих сыновей – он захотел связать ее связью другой, добровольной, чтобы города и земли повиновались киевскому князю не только из страха перед его дружиною, но, чтобы видели свою пользу, свою выгоду с того, что принадлежат Киеву. Для того он старался задобрить общество: призывал на совещание общественных „старцев"– людей старших, более почтенных; кроме того делал очень часто банкеты и на них сзывали людей из разных городов, всех прихожих кормил и поил. Одаривал людей бедных, калек, сирот. А с того всего пошла везде о нем слава, как о князе „ласковом", прозывали его „ясным солнцем".
Но самым важным делом Владимира было то, что он завел на Руси христианскую веру. Правда, еще и перед Владимиром были на Руси христиане; князь Аскольд был христианин, при князе Игоре была уже в Киеве церковь св. Ильи, бабка Владимира Ольга была христианка. Но Владимир задумал окрестить все государство. Он хорошо понимал, что для государственной жизни христианство будет иметь огромный вес, потому что сию веру заводит сам князь, правительство; духовенство будет держать руку князя, будет учить людей повиноваться князю и уважать его. Из христианством придет на Русь образование, наука и сие еще сильнее будет собирать людей вокруг Киева, столицы киевского государства. Где же было одолжить это христианство? А вероятно, что в Византии. В те времена Византийское государство для всех более мелких и менее культурных народов казалась чем-то величественном, каким-то словно светилом небесным и когда оно бросит хоть лучик света на какой-то „варварский" народ, то уже большая честь и слава для него. Все клонились тогда перед величеством Византии, потому что и в самом деле культура в ней была тогда высока. Поэтому и Владимир захотел перенять много кое-чего из Византии, чтобы поднять силу и уважение своего государства. Но перенимая оттуда всякий опыт, не мог он не перенять оттуда и христианства. А здесь как раз и благоприятный случай случился: греческому императору Василию стало тяжело, потому что взбунтовались против него его же войска. Он обратиллся за помощью к Владимиру, а тот отвечает: хорошо, помощь дам, только отдашь за меня свою сестру Анну. Сие было тяжелое условие для императора: все-таки, отдать „порфирородну дочку порфирородного императора" за какого-то северного варвара! Но не было другого выхода, и император согласился, только затребовал, чтобы Владимир окрестился. Владимир тоже согласился на сие, пошел на помощь императору и спас его. Но когда беда минула, император не сдержал слова: не отдал за Владимира своей сестры. Тогда Владимир отправился походом в Таврию и там осадил греческий огород Корсунь (недалеко теперешнего Севастополя). Сие было году 988.

Греки закрылись в городе и так хорошо оборонялись, что Владимир, как не давил силою, ничего не мог им сделать. В это время какой-то корсунянин Анастас почему-то предал своих и бросил в лагерь Владимира стрелу с надписью: „На восход солнца от города есть колодец, а из нее проведена вода в огород: отведи воду, и получишь город". Так Владимир и сделал. Через жажду вынуждены были корсунцы отдать свой город, и Владимир вошел у него.
Тогда византийский император увидел, что нужно сдержать обещания. Он уговорил свою сестру поехать в Корсунь и жениться с Владимиром, хоть она очень того не хотела и говорила, что ей смерть лучше, чем тот нелюбимый. Но однако послушалась брата и поехала. Там в Корсуни и состоялась свадьба ее с Владимиром, а Корсунь Владимир вернул Грекам словно подарок за женщину. Где именно окрестился Владимир, наверное не знаем, но скорее всего все-таки в Киеве, и то еще перед походом на Корсунь.
Вскоре после того Владимир, позвав из Византии митрополита и священников, стал заводить христианство в своем государстве – прежде всего в Киеве. Летописец повествует, что греческий митрополит со священниками окрестили людей в Днепре: матери и родители держали малых детей на руках. Как окончилась церемония, всем новокрещенным понаделали кресты. После того пошли священники по другим городам и некоторым селам крестить людей.

Сам Владимир между тем пошел на Волынь, куда приехал к нему епископ (архиерей) и они там тоже заводили христианство. На Волыни князь построил город и назвал на свое имя Владимиром (Волынским), а в нем постановил церковь пресвятой Богородицы. Так расширял Владимир новую веру, но еще долго, более чем 300 лет после него, было еще много в Киевском государстве людей, которые держались своей старой прадедовской веры.

Много имел хлопот Владимир с Печенегами. В конце Х века и в начале XI они безнаказанно нападали на Полянские земли и наносили огромный вред. О тех печенежских войнах достаточно много повествует самые старые летописи и рассказывали о том старые люди.

Однажды, говорит летопись, Печенеги пришли под Киев, и Владимир вышел против них со своей дружиной; оба войска сошлись и стали одно против одного на реке Трубеже, но никто первый не хотел переходить ее. Тогда печенежский князь стал на той стороне, на крутом берегу и начал звать Владимира. Как Владимир вышел, то печенежский князь сказал ему: „зачем мы должны воевать и убивать людей своих, высылай лучше, кого хочешь, из дружины своей, – пусть поборется с силачом моим; если твой поборет, то мы пойдем себе в свои степи и три года не будем трогать вас; а если осилит мой, то мы три года будем грабить земли ваши. Владимир согласился на сие и вернувшись к своему лагерю, собрал совет и начал спрашивать, не знает ли кто такого мужчины, который смог бы осилить Печенега. Вышел тогда к князю дедушка один да и говорит: „у меня пятеро сыновей, князю; четверо в твоей дружине, а пятый, наименьший – Никита, работает дома дома, потому что из его вышел добрый кожемяка: он и пойдет бороться, потому что очень сильный". Позвали к князю того Никиту-Кожемяку, и захотел князь вперед попробовать его силу. Вот привели бугая, очень сильно разозлили его, и стал тот бугай реветь и гоняться за людьми; разогнавшись, он было ринулся на князя. Тогда подскочил к нему Никита, ухватил его сбоку за шкуру да и остановил его, аж вырвал с мясом кусок шкуры, сколько захватил в горсть. Князь был очень рад, что нашелся такой силач, и на завтра велел ему выйти бороться. С утра сошлись оба войска, а на середину вышли борцы. Печенег – большого роста человек, собой очень страшный, – увидев Никиту, тот рассмеялся, потому что тот был роста небольшого, но сильный человек. Сцепились борцы, и сгреб Никита того Печенега в охапку, да так сдавил его, что тот и умер в его в объятие. Тогда бросил его мертвым на землю, да и наступил ногой на голову. Обрадовалась и зашумела Владимирова дружина, а Печенеги, испугавшись, стали убегать. На месте, где они боролись, постановил Владимир город и именовал его Переяслав, то есть место, где он перенял славу от Печенегов. Такую легенду пересказывает летопись.
Второго раза снова Печенеги пришли в Полянские земли и напали на город Васильев (теперь Васильков), который Владимир назвал его в честь своего христианского имени. В этом Васильеве раньше, как еще Владимир был поганином, были его терема, а в них жили его женщины. Владимир вышел против Печенегов с небольшой дружиной, но Печенеги ее разбили, а сам князь едва убежал.
Еще одну легенду пересказывает летопись – о том, как Печенеги не могли взять города Белгорода (недалеко от Киева, теперь село Белогородка). Он был хорошо огороженный, и сразу взять его было не легко, то Печенеги обложили город и хотели взять его голодом. Долго так сидели они вкруг города, а город все не поддавалось. Надоело Печенегам то сидение и они послали своих послов сказать, чтобы горожане поддались им, потому что все равно они замучат их всех голодом и жаждою. Тогда Белогородцы ответили им так: „завтра мы пришлем к вам десять своих мужчины в залог, а вы пришлите нам десять своих, чтобы они посмотрели, почему мы вам не поддаемся и никогда не сдадим города". На совете, что был перед тем у Белогородцев, один дедушка посоветовал им вот что сделать: „соберите, говорит, из каждого дома хоть по горсти овса и пшеницы, а у кого нет, то хоть высевков которых, и все то несите ко мне". Насобирали – где кто что нашел, да и принесли; из всего того наварил дед киселя и велел выкопать глубокую яму; в яме на дне поставил он большой перерез и всыпал туда тот кисель; сверху снарядили ту яму, как будто колодец, и поставили журавля с бадьей. Так же сделали и вторую яму, только в перерез всыпали меду, что нашли в княжеском погребе и развели его водой. Как пришли печенежские послы, то Белогородцы повели их к тем колодцам и из одной вытянули киселя, а из второго – меду, да и говорят: „Смотрите сами: чего мы должны отдавать вам город, когда земля дает нам и пищу и питье!" Удивились Печенеги, насыпали того киселя и меду в кружечки тай понесли к своему князю и рассказали ему, что вот какое чудо есть в сим огороде. Поверил князь, выпустил белгородских заложников, снял осаду из города и подался в степь.
Много хлопот имел Владимир с сими Печенегами. В старые времена Полянская земля на юге имела города по реке Рось, а теперь пришлось Владимиру насыпать валы и ставить городки ближе к Киеву – по реке Стугне и Ирпеню (на р. Ирпень он укрепил тот Белгород, что о нем была речь). Так же и с левой стороны Днепра, чтобы обеспечить себя от Печенегов, понасыпал Владимир валов и понаставлял городков три ряды – по рекам Суле, Трубежу и Сейму. А, чтобы те городки не стояли пустые, то Владимир сажал там людей из других северных украинских и белорусских земель.
Владимир, после того как окрестился, не ходил уже в далекие походы, а заботился о покое и порядке в своем государстве да еще отбивался от Печенегов. Жил в согласии с царями византийскими, потому что таки приходился им родственником по женщине; так же был в миру с польским князем Болеславом Храбрым, с венгерским Стефаном и чешским Ольдрихом.

У Владимира од разных женщин было, кроме дочерей, двенадцать сыновей. От Рогнеды был у него сын Изяслав. Как уже говорилось ранее, Рогнеду Владимир взял себе силою, убив ее отца и братьев. Сего не могла она ему по смерть свою забыть и все дожидалась только случая, чтобы отомстить за отца своего. Раз ночью – повествует летописец – как Владимир спал, она будто-то подошла к его кровати и мечом хотела зарубить его, но он проснулся и ухватил ее за руку. На второй день Владимир велел ей одеть дорогой наряд и дожидаться его. Она догадалась, что князь хочет наказать ее на смерть и убравшись, вывела с собой за ручку малого сына своего Изяслава, который держал в рученьках меч. Скоро вошел Владимир, подступил к нему маленький Изяслав и сказал: „Батьку, ты здесь не один!" а Рогнеда сказала, показывая на сына: „хоть ты и убьешь меня, так за меня есть кому отомстить!" Владимир пошел и посоветовавшись с женой своей, отпустил Рогнеду от себя и отдал ей ее родину, город Полоцк, где она жила с сыном своим до смерти. Изяслав остался в Полоцку и начав с себя род Полоцких князей. Других сыновей своих, еще при жизни, Владимир рассадил по всему государству (где именно – была речь раньше). Умирая, он оставил в руках сыновей огромное киевское государство.

Умер Владимир 15 июля (юля) 1015 года, в селе Берестове, где теперь стоит Печерская Лавра. Похоронили его в Десятинной церкви, рядом с женщиной Анной, которая умерла на несколько лет раньше. Его, так же как и бабку его, княгиню Ольгу, православная церковь почитает как святых.


От Любитель
К Leopan (15.12.2008 18:32:09)
Дата 15.12.2008 19:22:45

Это Вы к чему, пардон?

Решили в очередной раз повеселить публику "украинскими землями" в 10-м веке?

От Leopan
К Любитель (15.12.2008 19:22:45)
Дата 16.12.2008 11:58:17

С учетом того, что Аркас был русским адмиралом, а его труд был издан

в Санкт-Петербурге - он уже этим интересен.
То, что у него каша в книге еще не означает, что его не надо читать.

От Iva
К Роман Алымов (15.12.2008 18:03:02)
Дата 15.12.2008 18:06:07

Re: А насколько...

Привет!

>>А вот наемных и призванных отрядов могло быть весьма много.
>**** Настолько много, что они могли серьёзно участвовать во внутривизантийских разборках?

Тогда несколько сот конных и несколько тыс пеших - уже приличное войско.


Владимир

От Роман Алымов
К Iva (15.12.2008 18:06:07)
Дата 15.12.2008 18:08:09

Я считал что для Византии это маловато (-)


От Iva
К Роман Алымов (15.12.2008 18:08:09)
Дата 15.12.2008 18:10:02

Для внутренних разборок, когда

Привет!

большинство колеблюющиеся, а активных мало - вполне хватает нескольких преданных частей.

Владимир