От Keilformation
К All
Дата 15.12.2008 23:17:22
Рубрики Современность; Флот;

Фаерпас против ЛОХов

http://www.lebed.com/2008/art5428.htm

ЛОХ (Лодочная Обьемная Химическая) – Распространенная система пожаротушения, применяемая на подводных лодках, судах и подобных энергонасыщенных пожароопасных обьектах. Пламягасящий агент хлорфтороуглерод фреон 22 - токсичен при ингаляции, он же - губитель озонового слоя планеты. При срабатывании системы в помещении люди должны немедленно одеть изолирующие противогазы и покинуть загазованный обьем.

---------------------------------------------------------------------

Именно это не успели сделать задохнувшиеся фреоном на АПЛ "Нерпа", когда в 20.45 по местному времени 8 ноября 2008 г. в носовом отсеке проходившей ходовые испытания субмарины внезапно сработала система пожаротушения. Ничего там не горело, но в помещения где находились люди, – кают-кампанию и каюты экипажа – начал поступать фреон.

При этом на лодке автоматически задраились люки, лишив людей возможности покинуть загазованные отсеки. У каждого находящегося на борту человека должен быть наготове портативный дыхательный аппарат (ПДА - небольшой баллон с кислородом крепящийся на поясе, с затычкой для носа и загубником), ресурса которого хватает примерно на 15 минут. Четверти часа обученному человеку вполне хватит чтобы добраться до шланговой дыхательной аппаратуры и переждать, пока заблокированный и наполненный фреоном обьем провентилируется. Однако, нелегко выполнить инструкции когда во сне на вас обрушивается водопад бесцветного газа, уже первый вдох которого может вызвать наркоз и острую кислородную недостаточность. Возможно, погибшие вообще не умели пользоваться ПДА. К тому же, их могло просто не хватить: вместо штатных 73 на субмарине находилось 208 человек (экипаж, представители изготовителя и приемная комиссия). Задохнулись 20 человек – трое военных и семнадцать гражданских лиц. Еще 21 человек отравился фреоном, но их удалось спасти.

Несанкционированно сработавшая противопожарная система типа ЛОХ (лодочная объемная химическая) устанавливается на подлодках; схожие системы применяются на морских, особенно военных судах. Пламягасящий агент фреон 22 (он же хладон 22), относится к классу хлорфторуглеродов. Хотя фреон - вещество малоопасное, при обильной ингаляции он обладает наркотическим действием, вызывая слабость, переходящую в возбуждение, спутанность сознания, сонливость, а при больших концентрациях — удушье. Монреальский протокол от 1987 г., ратифицированный 148 странами предусматривает резкое сокращение производства и использования френов, поскольку они катализируют разрушение озонового слоя, защищающего жизнь на планете от губительных жестких ультрафиолетовых лучей Солнца. Уже давно имеются менее опасные противопожарные химагенты, но военным фреон 22 разрешают использовать в виде исключения; дескать ни его, ни их пока нечем заменить
Как говорят в Одессе, вы наверное будете смеяться (или плакать...), но для создания абсолютно пожаробезопасной, более того, оздоравливающей нормобарической гипоксической среды на подлодках, боевых судах, орбитальных станциях, а в будущем - на лунных и марсианских базах, почти никакие специальные агрегаты и затраты НЕ НУЖНЫ. Многие читатели уже сами догадались что там все есть; разве что иногда понадобится дополнительный азот для разбавления воздуха. На субмарине нужно лишь настроить систему жизнеобеспечения на нормобарическое поддержание О2 не на 20,9% (уровень моря), а на "среднегорный" уровень в 14 - 16%, соответствущий высоте 3310 – 2250 м. В особо пожароопасных помещениях, где люди бывают лишь кратковременно, можно понижать и до 10% О2 (при этом даже зажигательные пули не способны воспламенить бензин). Уменьшение процента кислорода наполовину от привычного соответствует высоте 5720 м, и хотя осложняет работу, при короткой экспозиции ни в коей мере не угрожает жизни и здоровью человека, тем более в изолирующем респираторе, когда он нужен. В прочих отсеках, в зависимости от конкретных особенностей можно вариировать кислород в пределах вполне комфортных и пожаробезопасных 14 - 16%. Разве что в курилке, если таковая предусмотрена, оставить 20,9% О2.

От Василий Фофанов
К Keilformation (15.12.2008 23:17:22)
Дата 16.12.2008 14:31:01

Аргументация замечательная


> Возможно, погибшие вообще не умели пользоваться ПДА. К тому же, их могло просто не хватить

Одну простую сказку, а может и не сказку, а может не простую, хотим вам рассказать. Ее мы помним с детства, а может и не с детства, а может и не помним, но будем вспоминать.

> Монреальский протокол от 1987 г., ратифицированный 148 странами предусматривает резкое сокращение производства и использования френов, поскольку они катализируют разрушение озонового слоя, защищающего жизнь на планете от губительных жестких ультрафиолетовых лучей Солнца. Уже давно имеются менее опасные противопожарные химагенты, но военным фреон 22 разрешают использовать в виде исключения; дескать ни его, ни их пока нечем заменить

Вот не могу я понять как могут люди с серьезными лицами говорить об уроне озоновому слою от противопожарного оборудования. Это настолько феерическое переворачивание системы приоритетов вверх тормашками, что я просто не нахожусь что ответить. Почему бы тем кто такое пишет не убить себя об стенку, чтобы радикально прекратить собственный вклад в урон экологии, наносимый человечеством.

Насчет гениального решения снизить уровень кислорода - хотелось бы увидеть какие-то цифры. А то я что-то чем дальше тем больше убеждаюсь что гениальное не всегда просто, а главное простое не всегда гениально :)

С уважением, Василий Фофанов
http://www.russianarmor.info

От (v.)Krebs
К Keilformation (15.12.2008 23:17:22)
Дата 16.12.2008 10:20:11

феерия популизма (-)


От Robert
К Keilformation (15.12.2008 23:17:22)
Дата 16.12.2008 01:39:32

Re: Фаерпас против...

>а в будущем - на лунных и марсианских базах

............................
............................

От balkar
К Keilformation (15.12.2008 23:17:22)
Дата 16.12.2008 01:30:19

Re: Фаерпас против...

бред - автору в школу - до ганицы тропосферы процентное содержание кислорода не меняется.
ну и из собственного опыта - на вершине Эльбруса все нормально горит

От Пехота
К balkar (16.12.2008 01:30:19)
Дата 16.12.2008 11:53:31

Хм. Автор с Вами солидарен?

Салам алейкум, аксакалы!

>бред - автору в школу - до ганицы тропосферы процентное содержание кислорода не меняется.
> ну и из собственного опыта - на вершине Эльбруса все нормально горит

Результат восхитил. Внесенная в атмосферу, где энтузиасты финтеса оздоравливались на беговой дорожке, горящая свеча, сигарета или сигара быстро гасли. Зажигалка давала искру, но не пламя. Спичка вспыхивала и тотчас гасла.

"Да ведь это идеальная искусственная атмосфера! Не только лечебно-тренировочная, но и защищающая от возникновения пожара! Это же дыхательная среда будущего!" – взвился от восторга Инженер-Изобретатель.
Тогда почему же свеча горит и на вершине Эвереста?
Хотя там кислород "жиже", но и азота пропорционально меньше. Когда же на уровне моря уменьшено содержание лишь кислорода, то избыточные молекулы азота слишком быстро уносят тепло из очага зажигания, и "толпясь вокруг...", кинематически препятствуют доступу в него молекул кислорода. Для гемоглобина крови такое снижение парциального давления кислорода практически незначительно, поскольку транспорт газов крови - активный, управляемый нашей биохимией процесс селективного их связывания. Но для гораздо более простой химии горения, для зажигания и поддержания огня - соотношение количества молекул обоих газов - фактор решающий.





Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией.

От PK
К balkar (16.12.2008 01:30:19)
Дата 16.12.2008 01:53:43

афтар имел в виду явно не процентное содержание кислорода (+)

>бред - автору в школу - до ганицы тропосферы процентное содержание кислорода не меняется.

... в смеси кислород-азот, а барическое. Количество молекул на кубометр воздуха. Которое действительно падает вместе с давлением чем выше в гору.

При давлении в 0.5 атмосферы, в кубометре нормального воздуха содержится столько же кислорода как при давлении в 1атм. в смеси азот/кослород 90/10 проц.


> ну и из собственного опыта - на вершине Эльбруса все нормально горит
что не меняет того факта что с обеднением атмосферы кислородом горение затрудняется.


Die Geschichte ist immer eine einseitige Berichtserstattung.

От Василий Фофанов
К PK (16.12.2008 01:53:43)
Дата 16.12.2008 14:34:54

Re: афтар имел...

>что не меняет того факта что с обеднением атмосферы кислородом горение затрудняется.

"Затруднять" горение мало, нам его надо либо сделать вообще невозможным, либо уметь прекращать.

С уважением, Василий Фофанов
http://www.russianarmor.info

От DenisK
К Василий Фофанов (16.12.2008 14:34:54)
Дата 17.12.2008 19:53:56

Что мешает откачать воздух из отсека... тоже свежая мысль.

И никаких токсичных газов - главное что бы журналисты были довольны.

От Robert
К balkar (16.12.2008 01:30:19)
Дата 16.12.2008 01:50:44

там, на самом деле,изотропная (или изотрмическая? не помню) "пауза" в атмосфeре! (-)


От DenisK
К Robert (16.12.2008 01:50:44)
Дата 17.12.2008 18:21:10

Распределение плотности атмосферы.

Есть такая буква Е в математике(которая неразрывно связана с Пи).
Возводите её в отрицательную степень Н/L, где H интересующая вас высота, а L с хорошей точностью = 10000м.
Получите с хорошей точностью плотность атмосферы на высоте H.
Концентрация кислорода при этом будет такой же как и на уровне моря.
Т.е. ~ 20%.
Всякие там вулканы могут влиять, но не сильно.


От balkar
К Robert (16.12.2008 01:50:44)
Дата 16.12.2008 09:06:51

Re: там, на...

Плотность и давление атмосферного воздуха непрерывно меняются при увеличении расстояния от поверхности планеты. Воздушную оболочку Земли делят на тропосферу, стратосферу, мезосферу, ионосферу и экзосферу. Границы между ними называют соответственно тропопаузой, стратопаузой и т.д. (рис. 4).


До высоты 100 км состав воздуха почти не изменяется в результате интенсивного перемешивания. Состав воздуха в стратосфере и мезосфере почти такой же, как в тропосфере.

От Robert
К balkar (16.12.2008 09:06:51)
Дата 16.12.2008 09:57:42

Ре: там, на...

>Плотность и давление атмосферного воздуха непрерывно меняются при увеличении расстояния от поверхности планеты.

Вспомнил. Есть еще "изотермическая пауза". Почему все пассажирские самолеты летят примерно на одной и той же высоте (знаете, стюардессы иногда говорят "наш полет проxодит на высоте... температура за бортом...")? Это эта "пауза" и есть (чуть выше / чуть ниже xарактеристики у самолета такие как его рассчитывали на максимальную экономичность потому что и воздуx тот же самый и температура его постоянна и плотность, а от плотности зависит сопротивление воздуxа и подьемная сила).