От Leopan
К All
Дата 03.12.2008 12:04:54
Рубрики WWII; ВВС; Искусство и творчество;

?Авиаторам, навеяно фильмом "Хроника пикирующего бомбардировщика"

Уважаемые, помогите, пожалуйста.
Когда садится Червоненко, по словам авторов, самолет сажает штурман:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Хроника_пикирующего_бомбардировщика_(фильм)#.D0.92_.D1.80.D0.BE.D0.BB.D1.8F.D1.85
В книге этого эпизода нет, да и книга здорово отличается от фильма (что часто бывает)
http://militera.lib.ru/prose/russian/kunin/02.html
Скажите, реально ли штурману Пе-2 посадить самолет? Между ним и пилотом бронеспинка, а в 1944 году еще и штурман защищен боковым бронещитом?
Ему же надо занять место пилота? А кабина не такая уж и большая? Были ли реально такие случаи?
В инете ответа не нашел.
С уважением

От Константин Чиркин
К Leopan (03.12.2008 12:04:54)
Дата 03.12.2008 12:33:38

Если штурман умеет пилотировать самолёт-реально

Приветствую.Штурман находился правее и чуть сзади пилота,между ними никаких припятствий небыло.Небольшая проблемма была вытащить тело пилота,но здесь всё зависело от физических данных штурмана.

От Leopan
К Константин Чиркин (03.12.2008 12:33:38)
Дата 03.12.2008 12:41:19

Так они ж спиной друг к другу сидят?

Приветствую, Костя.
Я почему и спросил, Получается ему надо развернуться, парашют отстегнуть??? то бишь заранее согласиться, что он прыгать не будет??? Ну понятно, что должен уметь садиться:-)))

От badger
К Leopan (03.12.2008 12:41:19)
Дата 09.12.2008 20:16:10

В 125 ГвБАП штурманы регулярно помогали пилотам взлетать

Я летала с тремя летчиками. И только одна – последняя, Осадзе, она была очень сильная, маленькая такая, знаете, сильная – она могла поднять одна хвост, а с первыми двумя – начинаем взлетать – «Иди, будем ВЗЛЕТАТЬ»… С первой взлетали так (вот Нина у меня была): отдавали полностью штурвал и упирались вдвоем. Потом она давала левую ногу (обычно разворачивается влево самолет) и – давала газ. И - вот этот штурвал рвется, кричит: «Держи, держи, держи!», потом начинают рули работать, и я чувствую, как уже становится легче, и уже подъемная сила, и – «Убирай!». Со второй – говорила: «Иди, взлетать будем». Вместе… (смеется).

В.Д. - А у "пешки" кабина узкая, там тяжело вперед вдвоем штурвал отдавать…

- Да, вот такая маленькая кабина. Вы знаете – все наши куртки, которые мы носили, штурманы, они все были – отсюда досюда разорваны со спины – потому или я сюда проталкиваюсь, зацепляюсь; или я стою за пулеметом, здесь бронеспинка, значит, тут все у меня рвется. Между бронеспинкой и пулеметом – вот такой зазор (показывает сантиметров 40). И там же очень тесно и очень неудобно. И здесь внизу у меня еще и прицел. И вот так летали. И тем не менее летали.
Все это, конечно… Когда прилетели на Парад Победы – нам пригнали самолет туда… А там же, в Монино, академия летная – узнали, что мы будем облетывать машины – так они все летчики вылезли. Одни летчики говорили, что мы будем биться на взлете, другие – на посадке, третьи – еще чего-то. А те, кто с нами когда-то летал - стали заключать пари, и приличные – что мы и взлетим и сядем. Ну так оно и получилось. И единственное, что вечером… ну там, Дом офицеров… как же на танцы не пойти – смешно даже, все-таки нам по 20 лет… Знаете, я помню, я вошла в Дом офицеров – стоит кучка «академиков», как мы их называли, и о чем-то там разговаривает, и один говорит: «Вот счас мы спросим». Я не обратила внимание. А потом говорит: «Лейтенант, можно Вас?» Интересно… «Да, - говорю – пожалуйста». «Что делает у вас штурман на взлете?» Я говорю – «Как что?» «У вас каждый штурман стоит рядом с летчиком»… Я говорю – «Хвост поднимаем». «Как? И вы – так летали?» «Да». Была немая сцена, но я решила, что я все сказала и ушла.


http://www.airforce.ru/history/ww2/popova/page_05.htm

От Константин Чиркин
К Leopan (03.12.2008 12:41:19)
Дата 03.12.2008 13:56:58

Ниже Валера ответил.

Приветствую.А по Вашим предположениям-как штурман будет целиться сидя спиной вперёд?И для чего снимать парашют?

От Leopan
К Константин Чиркин (03.12.2008 13:56:58)
Дата 03.12.2008 14:15:45

Спасибо большое, зачем было вводить в фильм то, чего не было

- это уже на совести авторов.
Тяжело рассуждать ни разу не побывав в кабине "пешки".
Хотя именно для этого фильма была отремонтирована и поставлена на крыло реальная "пешка", потом она отправилась на заслуженный отдых в музей.
Все равно - лучше смотреть такие фильмы, чем то, что сейчас "гонят".

От Старик
К Leopan (03.12.2008 14:15:45)
Дата 03.12.2008 14:26:01

Но таких случаев в войну БЫЛО не один и даже не десять, а ГОРАЗДО БОЛЬШЕ

Штурманы часто спасали "Пешки", когда убивало пилота.

От ZaReznik
К Старик (03.12.2008 14:26:01)
Дата 12.12.2008 19:25:56

Да что там Пе-2, был случай с "Бостоном" - при этом ручкой пришлось шуровать

в середине фюзеляжа - натуральная слепая посадка

От Leopan
К Старик (03.12.2008 14:26:01)
Дата 03.12.2008 14:33:26

Михал Николаевич, спасибо, то бишь сажали?

А то привели пример с прыжком с парашютом на аэродроме, а в сети именно, что сажали, не нашел.
Есть про торпедоносцы - это же "Ил-4"???

От Старик
К Leopan (03.12.2008 14:33:26)
Дата 09.12.2008 21:38:22

Простите, никак не могу найти воспоминания штурмана Пе-2 Василия Золотова

Кстати, в фильме же показано, как штурман помогал командиру в выоде самолета из пике. Примерно так он и сажал самолет.

От Поручик Баранов
К Leopan (03.12.2008 14:33:26)
Дата 09.12.2008 21:35:33

Re: Михал Николаевич,...

Добрый день!
>А то привели пример с прыжком с парашютом на аэродроме, а в сети именно, что сажали, не нашел.
>Есть про торпедоносцы - это же "Ил-4"???

В фильме - Ил-4, а где-то в литературе было (кажется, в "Мире Авиации"), что за основу взят реальный эпизод с "Хемпденами".


С уважением, Поручик

От Валера
К Leopan (03.12.2008 12:41:19)
Дата 03.12.2008 12:55:08

Re: Так они...

Спиной он сидит когда штурман у пулемёта, а когда бомбы кидает, то он вперёд смотрит. Он в любую сторону могёт быть повёрнутым. Спокойно может мимо пилота справа протиснуться.

От Роман Алымов
К Leopan (03.12.2008 12:41:19)
Дата 03.12.2008 12:42:24

Штурман там не сидит по большому счёту, а топчется (-)


От Валера
К Leopan (03.12.2008 12:04:54)
Дата 03.12.2008 12:29:04

Re: ?Авиаторам, навеяно...

Кресло пилота на Пе-2 смещено влево. Штурман Штурман находится правее него когда использует бомбовый прицел.

От Kurt~Schnitke
К Leopan (03.12.2008 12:04:54)
Дата 03.12.2008 12:25:53

Re: ?Авиаторам, навеяно...

Главная проблема в другом - откуда у штурмана умение посадить столь сложный самолет как Пе-2?
До управление штурман добраться может - в мемуарах есть описания случаев когда штурман после смерти командира приводил машину на аэродром, но дальше выкидывал командира с парашютом и прыгал сам:

Во время одного из налетов на вражеский объект в районе Анапы очередью с «мессершмитта» был убит в воздухе командир 2-й эскадрильи. Неуправляемый бомбардировщик начал беспорядочно падать. Оставшиеся в живых члены экипажа могли выброситься с парашютами. Но штурман старший лейтенант Иван Жмурко решил иначе. Перегнувшись через тело убитого командира, он дотянулся до штурвала и вывел машину в горизонтальный полет. Мужественный воин, пользуясь только штурвалом, довел самолет до своего аэродрома. Мы уже готовились к повторному вылету, когда примерно на высоте восьмисот метров увидели сопровождаемый истребителями Пе-2. Он покачивался с крыла на крыло, то зарываясь носом, то взмывая вверх...

Всех нас охватила тревога: решили, что или ранен летчик, или повреждена система управления самолетом. Но что сделать, чем помочь? Оставалось только ждать.

А в воздухе шла трудная борьба за спасение экипажа и боевой машины. Жмурко невесть как удалось, удерживая одной рукой штурвал, другой отодвинуть тело командира и после этого занять его место. Штурман был мастером бомбовых ударов, но ни разу в жизни не пилотировал самолет. Около часа кружил он над аэродромом, несколько раз пытался зайти на посадку. Но делал это так неумело, что каждая попытка могла кончиться трагически. И только, когда горючее было уже на исходе, Иван Никитович Жмурко сбросил фонарь кабины, приподнял тело командира и выдернул кольцо его парашюта. Купол раскрылся и, наполненный воздушным потоком, бережно опустил погибшего на родную землю. После этого штурман приказал покинуть самолет стрелку-радисту, а затем выпрыгнул сам.

Курбасова мы похоронили на Кубани с соблюдением воинского ритуала. А Иван Жмурко был награжден орденом Отечественной войны I степени.


Hoh! Hoh! Hoh!