От БорисК
К Василий Фофанов
Дата 07.12.2008 10:12:03
Рубрики Танки;

Re: Реклама украинских...

>>Удары амортизатор не подавляет.

>Подавляет. Поскольку одни торсионы при имеющемся динамическом ходе не предотвращали бы пробоев подвески при реальных скоростях движения на реальной местности.

Давайте лучше разберемся, что такое подвеска, и для чего нужны ее элементы.

В любом транспортном средстве, оборудованном подвеской, существуют подрессоренные массы (это прежде всего корпус) и неподрессоренные массы (это прежде всего колеса или нижняя ветвь гусеницы с опорными катками). Подвеска их соединяет между собой и служит для смягчения ударов и толчков в корпус, создаваемых неровностями опорной поверхности, по которой движется машина.

Идеальная подвеска полностью изолирует корпус от колес/катков и вообще не передает на него никаких возмущений от опорной поверхности. Но ничего идеального в нашем мире не существует, поэтому в подвеске приходится соединять колеса или катки с корпусом машины через упругие элементы, которые, конечно, передают эти самые возмущения, но при этом существенно их смягчают. Однако одних упругих элементов для работы подвески недостаточно. Реальные подвески состоят не только из упругих, но и из направляющих элементов, которые с помощью подвижных соединений (шарнирных, например) соединяют колеса или катки и корпус машины. Направляющие элементы стараются спроектировать так, чтобы обеспечить колесам или каткам кинематику, позволяющую минимизировать энергию от неровностей опорной поверхности, передаваемую через них на корпус машины. Поэтому, например, балансиры опорных катков направляют назад, а не вперед.

Еще один недостаток реальных подвесок состоит в том, что их детали имеют массу, а следовательно, и инерцию, поэтому они передают на корпус свою энергию, полученную от колес, огибающих неровности опорной поверхности. Больше того, они также передают на корпус и энергию от самих колес или катков с нижней ветвью гусеницы, которые тоже, конечно имеют массу, и тоже в силу своей инерции получают эту энергию от неровностей опорной поверхности.

Энергия, передаваемая на корпус от неровностей опорной поверхности, – вредна. Она приводит к раскачке этого самого корпуса на упругих элементах подвески. И если идеальная подвеска, как мы уже говорили, вообще ничего на корпус не передает, то реальная чем меньше передает энергии на корпус, тем лучше. Но встречаются иногда такие ситуации, когда даже вредное свойство может принести какую-то пользу. В случае подвески это ситуация наезда на неровность такой высоты, которая превышает динамический ход катка вверх. Если корпус при этом продолжает двигаться горизонтально, то происходит "пробой" подвески – т.е. жесткий удар направляющего элемента подвески в ограничитель его хода на корпусе. "Пробой" несколько смягчают резиновыми бамперами, например, но все равно это неприятно. Однако когда нос корпуса уходит вверх под действием энергии, передаваемой на него от неровностей опорной поверхности, а также от инерции неподрессоренных масс и от движущихся элементов подвески, этого может оказаться достаточно, чтобы избежать "пробоя". Отметим при этом, что каткам, расположенным ближе к центру тяжести танка, это не поможет.

А теперь перейдем к амортизаторам. Их основной функцией является поглощение энергии, которая все-таки передалась на корпус от неровностей опорной поверхности через подвеску. В идеальной подвеске, которая ничего не передает, они вообще не нужны. Да и сами амортизаторы передают на корпус лишние возмущения от неровностей опорной поверхности за счет своего внутреннего трения. И это их неисправимый недостаток, ведь они не могут работать без внутреннего трения. Но опять же, в том же самом случае наезда на неровность такой высоты, которая превышает динамический ход подвески вверх, этот недостаток оказывается полезным по той же самой вышеописанной причине. Но это все равно никак нельзя назвать полезной функцией амортизаторов, для выполнения которой они предназначены. Тогда и увеличение неподрессоренных масс, и массы элементов подвески придется считать полезным, так же как и само раскачивание корпуса.

>Нет, большие динамические хода позволяют избегать пробоев подвески при движении на данной скорости по пересеченной местности (какой еще неровной дороге, вы не забыли что мы о танках?). Это же позволяет делать наличие гидроамортизаторов, которые компенсируют недостаток динамического хода.

Да не компенсируют они недостаток динамического хода. Их задача – погасить раскачивание корпуса танка на упругих элементах подвески. А для компенсации недостатка динамического хода этот корпус надо, наоборот, раскачать. И хотя амортизаторы иногда могут помочь избежать "пробоя" подвески, вполне может сложиться и такая ситуация, когда именно из-за наличия амортизаторов этот "пробой" произойдет. Тут многое зависит от профиля той опорной поверхности, по которой движется машина.

И танк, между прочим, сам создает себе дорогу. Для этого у него гусеницы имеются :-)

>В этом случае они в частности не ошибаются.

Это смотря где. Вот у меня есть техническое описание и инструкция по эксплуатации БМП-1. И там ясно написано:

Гидравлические амортизаторы служат для гашения колебаний машины, возникающих при движении по неровной местности и дорогам.

И все. Вот тут они действительно не ошиблись.

С уважением, БорисК.