От Д.И.У.
К Random
Дата 30.09.2008 21:34:53
Рубрики 11-19 век;

Re: Вопрос по...

>>"1214 год. Победа короля Филиппа II Августа при Бувине/Bouvines. Ля-ля над войском под руководством немецкого императора. Символ первого проявления в истории французского национального чувства."
>>
>Это детский сад. Напротив, это один из ярких примеров чисто феодальной заварушки, где национальными чувствами не пахло, ибо с каждой стороны были и французы, и немцы. Гляньте ВИФ-Календарь за 27 июля, там есть про состав сторон.

Национальными чувствами в то время пахло на каждом турнире, они вполне видны в рыцарских романах и хрониках.

При Бувине с французской стороны немецких владетелей не было (разве что какие-то единичные рыцари, связанные личными узами).
С коалиционной стороны был Булонский граф Даммартен; у него были серьезные причины перейти на её сторону, с феодальной точки зрения. Однако после сражения он был лишен владений и пожизненно посажен как изменник. С чисто феодальной точки зрения это было чрезмерное наказание, но его рассматривали именно как предателя национальному королю; т.е. впервые национальная принадлежность была поставлена выше феодальных понятий.

К временам же Жанны д'Арк можно говорить о вполне сформировавшихся национальных чувствах. Вообще, 15 век отмечен подъемом национальной ксенофобии по всей Европе, и в большой политике, и на бытовом уровне.

От Random
К Д.И.У. (30.09.2008 21:34:53)
Дата 01.10.2008 11:25:49

Re: Вопрос по...

>>>"1214 год. Победа короля Филиппа II Августа при Бувине/Bouvines. Ля-ля над войском под руководством немецкого императора. Символ первого проявления в истории французского национального чувства."
>>>
>>Это детский сад. Напротив, это один из ярких примеров чисто феодальной заварушки, где национальными чувствами не пахло, ибо с каждой стороны были и французы, и немцы. Гляньте ВИФ-Календарь за 27 июля, там есть про состав сторон.
>
>Национальными чувствами в то время пахло на каждом турнире, они вполне видны в рыцарских романах и хрониках.
Я не покажусь чересчур нахальным, если попрошу у Вас цитат и примеров? Это не подначка, я действительно не читал рыцарских романов начала 13 века.

>При Бувине с французской стороны немецких владетелей не было (разве что какие-то единичные рыцари, связанные личными узами).
Вы все-таки не читали мою календарную запись. Там было штауфенских сторонников в товарных количествах, и они сыграли важную роль в победе. И даже в процессе битвы часть саксонских рыцарей перешла к ним от Оттона.
>С коалиционной стороны был Булонский граф Даммартен;
>у него были серьезные причины перейти на её сторону, с феодальной точки зрения.
У всех были серьезные причины занять ту или иную сторону. Война - дело серьезное. А конкретно эти ребята не то чтобы ПЕРЕШЛИ, они давно были с королем в контрах. И для графов, поддержавших Оттона, и для немцев, поддержавших Филиппа, основная причина была - "враг моего врага".
>Однако после сражения он был лишен владений и пожизненно посажен как изменник.
Как изменник национальной идее? :) Мало ли кого в темницу сажали! Феррана вон тоже посадили, и он столько же просидел. Только Рено помер, а Ферран вышел. Насвободу, как гриццо, с чистой совестью.
На самом деле Филипп даже после нескольких лет открытых военных действий со своим вассалам не смог забрать все его земли просто так: он должен был женить своего сына на его дочери.
>С чисто феодальной точки зрения это было чрезмерное наказание, но его рассматривали именно как предателя национальному королю; т.е. впервые национальная принадлежность была поставлена выше феодальных понятий.
Национальному королю? Кес ке се? Вы можете как-то аргументировать это утверждение?
>К временам же Жанны д'Арк можно говорить о вполне сформировавшихся национальных чувствах.
Ну не вполне. Давайте вспомним пресловутую историю про попытки французов завести своих лонгбоуменов, т.е. перенять вундерваффе своих противников. В то время, когда французский король находился в самой глбочайшей заднице, и терять ему, казалось бы, было уже почти что и нечего, он испугался, что французские простолюдины станут слишком опасны для господ, и прекратил эти опыты.
Опять же, надо учесть, когда разные нацменьшинства вливались во французский этнос. Что-то королевское на языке вертится типа "в той битве было очень мало французов, в основном испанцы да гасконцы"
>Вообще, 15 век отмечен подъемом национальной ксенофобии по всей Европе, и в большой политике, и на бытовом уровне.
Я бы сказал, что при Жанне только-только начало у французов что-то национальное созревать.
Brevis esse laboro, obscurus fiо