От Тезка
К All
Дата 06.06.2008 12:51:37
Рубрики WWII; ВВС;

Вопрос про серу

Во время войны серу с разработок в Туркменистане переправляли самолетами. Использовались для этого Г-2, Ли-2 и трофейные Ю-52.
Вопрос, куда шла эта сера? Насколько были важны именно туркменские месторождения если ее оттуда доставляли самолетами.
Пока что основные версии - производство резины, химическая промышленность и производство порохов.
А что было на самом деле?

От Константин Чиркин
К Тезка (06.06.2008 12:51:37)
Дата 07.06.2008 17:49:40

Есть книга М.Лоскутова,Тринадцатый караван называется

Приветствую.там всё расписано про это месторождение.Звякни-встретимся-дам почитать

От СанитарЖеня
К Тезка (06.06.2008 12:51:37)
Дата 06.06.2008 14:49:44

Re: Вопрос про...

>Во время войны серу с разработок в Туркменистане переправляли самолетами. Использовались для этого Г-2, Ли-2 и трофейные Ю-52.
>Вопрос, куда шла эта сера? Насколько были важны именно туркменские месторождения если ее оттуда доставляли самолетами.
>Пока что основные версии - производство резины, химическая промышленность и производство порохов.
>А что было на самом деле?


Резина и чёрный порох.

От Тезка
К СанитарЖеня (06.06.2008 14:49:44)
Дата 06.06.2008 15:52:06

Re: Вопрос про...

>Резина и чёрный порох.

Жень, а цифры есть? Или тугаменты какие? Ведь вывезти можно было все-таки весьма ограниченное количество. Сера становилась золотой.

От СанитарЖеня
К Тезка (06.06.2008 15:52:06)
Дата 07.06.2008 11:39:11

Re: Вопрос про...

>>Резина и чёрный порох.
>
>Жень, а цифры есть? Или тугаменты какие? Ведь вывезти можно было все-таки весьма ограниченное количество. Сера становилась золотой.

Не могу найти цифры по добыче серы в Поволжье, где перед войной нашли большие запасы, но неясно, насколько развернули производство. Прикарпатская сера, естественно, недоступна. До революции было:
"В России в 1905 С. разрабатывалась на Кавказе и в Ферганск. обл. (всего получено 1000 пуд. С. и 300 пуд. серного цвета)." (Брокгауз и Эфрон). Вывезти 16 тонн в год можно даже на У-2 ;)
Разумеется, производство было выше. Но объём неясен.
Что до "вывоза самолётами"...
Насколько я понял, самолёты там были... Бесплатны.
Списываемые по моральному старению военные самолёты (ТБ-1), по физическому износу пассажирские Г-1, взятые трофеями Ю-52 и отремонтированные после этого - все они были переданы в "Аэрофлот" с запретом использования на пассажирских перевозках.
Т.е. стоимость амортизации самолётов=0, они "под списание", аэродромы построены и содержатся для военных нужд (в том числе да переброски туда войск самолётами), зарплата лётного и наземного состава выплачивается (но возможно, это нечто вроде "действующего резерва" ГВФ и, возможно, ВВС), чистый расход только топливо.

От dr.Budah
К СанитарЖеня (07.06.2008 11:39:11)
Дата 07.06.2008 12:28:46

Бензин в то время в дефиците.

Да и личный состав не в изобилии.

От Эвок Грызли
К dr.Budah (07.06.2008 12:28:46)
Дата 07.06.2008 23:42:12

Re: Бензин в...

>Да и личный состав не в изобилии.

Л/с - курсантов, или списанные по здоровью, думается что могли найти.

От Мелхиседек
К Тезка (06.06.2008 12:51:37)
Дата 06.06.2008 13:03:53

Re: Вопрос про...

>Пока что основные версии - производство резины, химическая промышленность и производство порохов.
>А что было на самом деле?
не только порох, если учесть роль серной кислоты в производстве большинства взрывчатых веществ, нефтехимии и прочего...

От Николай Поникаров
К Мелхиседек (06.06.2008 13:03:53)
Дата 06.06.2008 13:14:04

Для пр-ва серной кислоты кристаллическая сера не нужна (-)


От Мелхиседек
К Николай Поникаров (06.06.2008 13:14:04)
Дата 06.06.2008 13:20:28

Re: Для пр-ва...

у нас вроде на неокупированных райнонах в основном осталось производоство из серы на ванадиевых катализаторах

От wik
К Тезка (06.06.2008 12:51:37)
Дата 06.06.2008 13:00:50

А вы карту транс. инфраструктуры 1941 года гляньте - нет другого пути быстрого

вывоза серы как по воздуху. Каспий занят другими перевозками, а кольцом по ЖД гнать очень долго

От Тезка
К wik (06.06.2008 13:00:50)
Дата 06.06.2008 14:24:03

Re: А вы...

Это понятно. Но почему именно авиация и для чего? Зачем везти серу в Ашхабад? И это в ситуации, когда у нас каждый мотор на счету. Вместо того, чтобы мобилизовать всех ишаков Средней Азии.

От инженегр
К Тезка (06.06.2008 14:24:03)
Дата 06.06.2008 14:34:25

Re: А вы...

>Вместо того, чтобы мобилизовать всех ишаков Средней Азии.

Гы! Я просто представил себе это. Толпа гружёных ишаков туда, пустые обратно, при каждом ишаке матерящийся декханин, дополнительная толпа ишаков подтаскивает жрачку для тягловых ишаков, и всё это в условиях полупустыни. А сельское хозяйство - в окончательном ауте. Жесть! Лучше - авиация, даже с учётом расхода бензина.

Алексей Андреев

От Тезка
К инженегр (06.06.2008 14:34:25)
Дата 06.06.2008 15:50:36

Re: А вы...

>Жесть! Лучше - авиация, даже с учётом расхода бензина.

Само собой, что это утрирование. Однако, когда припирало, у нас и металлургические комбинаты вместе с рудой на горбу через хребет переносили.
Куда шла сера?


От Бурлак
К Тезка (06.06.2008 15:50:36)
Дата 06.06.2008 21:02:49

Сера

Дело - табак!

>Само собой, что это утрирование. Однако, когда припирало, у нас и металлургические комбинаты вместе с рудой на горбу через хребет переносили.
>Куда шла сера?

Производство черного пороха и других ВВ, серная кислота, производство синтетических каучуков и платсмасс, производство спичек, медикаменты, производство бумаги (очень много используется для выделения целлюлозы), инсектициды и другие яды, удобрения, красители.

Сера очень давно и очень широко используется.

От Тезка
К Бурлак (06.06.2008 21:02:49)
Дата 07.06.2008 02:50:18

Re: Сера

>Сера очень давно и очень широко используется.

Спасибо, что открыли глаза. Изначальные версии были изложены. Хотелось бы получить обоснование по использованию серы конкретных месторождений.
Почему довольно малые количества (действительно малые) вывозили самолетами? Куда конкретно и для чего. Процесс вулканизации серы я знаю еще по курсу института. Производство черных порохов тоже представляю. Хочется узнать - куда и для чего?

От Бурлак
К Тезка (07.06.2008 02:50:18)
Дата 07.06.2008 07:48:12

Рискну предпложить, что

Дело - табак!
>
> Хочется узнать - куда и для чего?

для нужд фармацевтики. Серная мазь от чесотки применяется, ещё от ряда кожных болезней. Госпитали в Ашхабаде были.

От Тезка
К Бурлак (07.06.2008 07:48:12)
Дата 07.06.2008 09:42:59

Интересная версия. Спасибо (-)


От Бурлак
К Тезка (07.06.2008 09:42:59)
Дата 07.06.2008 18:26:10

К сожалению, не знаю истории предприятия, но

Дело - табак!

В Ашхабаде в советское время было фармацевтическое производство. И именно специализировались на кожных препаратах.

От инженегр
К Тезка (06.06.2008 15:50:36)
Дата 06.06.2008 17:06:59

Навскидку - вулканизация резиносмесей, может производство

сернистого ангидрида. Его правда больше через обжиг сульфидов получали...
Алексей Андреев

От Тезка
К инженегр (06.06.2008 17:06:59)
Дата 07.06.2008 02:52:29

Re: Навскидку -...

>сернистого ангидрида. Его правда больше через обжиг сульфидов получали...

Спасибо. Но эти версии были в исходном сообщении. Навскидку и я могу нарисовать. Что все-таки было? Для чего серу возили в столь небольших количествах в Ашхабад самолетами? На фоне ленд-лиза, между прочим.