От Ян
К All
Дата 23.08.2001 09:52:22
Рубрики 11-19 век; WWII; Флот; Загадки;

Затонувшие корабли у побережья Крыма - нужен совет (+)

Наткнулся на то, что катастрофически недостает информации относительно некоторых объектов, а именно:
1. Транспорт "Санта Фе", затонувший в 43 под Евпаторией (байки про груз нейтралина, уникальное оружие, прочее). Кто-нибудь может "пролить" дополнительную информацию на более детальную прорисовку событий того времени?
2. "англичанин" - безызвестный корабль, лежащий неподалеку от Качи, известный под названием - "Пьяный Джек". Нужна идентификация. По имеющейся инфе - погиб в шторм, описанный в любой хронике Крымской войны. Ничего более неизвестно, кроме того, что в нем найден приличный груз виски (отсюда и местное название). Что сохранилось - масса медных гвоздей 3-4 см. в диаметре и до 70-80 см. длиной. Фрагменты медной обшивки, остов, шпангоуты... как бы его идентифицировать?

3. Подлодка "малютка". Валяется в Каламитском заливе. Где бы подробнее посмотреть про "малюток" и опять же - идентификация... лежит нетронутая.. глубоко достаточно... но причина гибели неизвестна.

Надеюсь на помощь и жду уточнений...

С уважением, Ян.

От Exeter
К Ян (23.08.2001 09:52:22)
Дата 23.08.2001 18:18:11

Re: Затонувшие корабли...

Здравствуйте, уважаемый Ян!

>Наткнулся на то, что катастрофически недостает информации относительно некоторых объектов, а именно:
>1. Транспорт "Санта Фе", затонувший в 43 под Евпаторией (байки про груз нейтралина, уникальное оружие, прочее). Кто-нибудь может "пролить" дополнительную информацию на более детальную прорисовку событий того времени?

Е:
Вот Вам описание этого эпизода по справочнику Богатырева, Ларинцева и Овчаренко "Потери ВМФ противника на Черноморском ТВД. 1941-1944 гг." (Киев: "Архив-Пресс", 1998):

23 ноября 1943 г.
Конвой "Wotan" в составе немецкого транспорта "Santa Fe" (4627 брт) и 6 кораблей охранения шел из Констанцы в Севастополь. На 05.42 скорость 10 уз, курс 125 град. В кильватерной колонне шли: румынский эсминец "Marasti", транспорт "Santa Fe", немецкое судно-ловушка "Lola", с правого борта шли румынский минзаг "Am.Murgescu", немецкие "раумботы" R-165, R-197, R-209. С воздуха конвой прикрывался гидросамолетом.
Груз транспорта составлял немецкий дивизион щтурмовых орудий (12 StuG и 2 "Ягдпанцера", личный состав) и 1278 т военных грузов (бензин в бочках, авиабомбы, реактивные снаряды).
05.47 - взрыв в носовой части (в районе 1-го трюма) "Santa Fe" - 45 град. 05 мин. 09 сек. СШ, 33 град. 17 мин. 06 сек. ВД.
05.50 - в штаб авиационного командования "West" поступила радиограмма с борта гидросамолета, находящегося над конвоем: "Конвой "Santa Fe" торпедирован, судно горит".
06.35 - штабом немецкого Адмирала Черного моря с флагманского корабля конвоя эсминца "Marasti" получена радиограмма: "Подрыв носом "Santa Fe", судно горит в кв.3675".
06.36 - судно было разорвано на части сильным внутренним взрывом и в 06.43 затонуло в точке 45 град. 05 мин. СШ, 33 град. 16 мин. ВД.
На судне погибло 28 чел (22 из л/с дивизиона штурмовых орудий и 6 членов экипажа), 16 чел пропало без вести. Спасено 78 чел (в т.ч. 8 тяжелораненных солдат).

Как я уже говорил, по данным Богатырева координаты гибели "Santa Fe" в точности совпадают с координатами минной постановки подводной лодки Л-6, произведенной 11 июня 1943 г (20 мин ПЛТ в линию). А никаких советских ПЛ 23 ноября в районе гибели транспорта быть не могло.

Что касается баек - то тут Вам судить. По-моему, комбинация "бензин + РСы + авиабомбы" сама по себе является небезопасной, мягко говоря :-)) Так что никакой нейтралин тут не нужен как бы... :-))

Сам пароход "Santa Fe" (4627 брт) был построен в Германии в 1921 г. Началом войны в 1939 г был застан в Южной Америке. Попытался прорваться в Германию, но 03.10.1939 на переходе в Северной Атлантике был перехвачен двумя французскими лидерами и захвачен в качестве приза. Вошел в состав французского торгового флота как "St.Andre". В ноябре 1942 г после оккупации нецами зоны Виши вновь перешел под немецкий контроль с возвращением преэнего названия. В 1943 г переведен на Черное море.


>2. "англичанин" - безызвестный корабль, лежащий неподалеку от Качи, известный под названием - "Пьяный Джек". Нужна идентификация. По имеющейся инфе - погиб в шторм, описанный в любой хронике Крымской войны. Ничего более неизвестно, кроме того, что в нем найден приличный груз виски (отсюда и местное название). Что сохранилось - масса медных гвоздей 3-4 см. в диаметре и до 70-80 см. длиной. Фрагменты медной обшивки, остов, шпангоуты... как бы его идентифицировать?

Е:
Тут, простите ничем не могу помочь. Тут Вам нужны данные по ВСЕМ судам Королевского флота, принимавшим участие в Крымской кампании - транспортным, вспомогательным, коммерческим и пр. Я ничего подобного в литературе не встречал, тут может помочь только плотный контак с какими-нибудь британскими историками этого дела.


>3. Подлодка "малютка". Валяется в Каламитском заливе. Где бы подробнее посмотреть про "малюток" и опять же - идентификация... лежит нетронутая.. глубоко достаточно... но причина гибели неизвестна.

Е:
Вот Вам перечень погибших в ВОВ "малюток" ЧФ:

М-58 - пропала без вести в районе Констанцы в октябре 1941 г. Наиболее вероятно - 18-21.10.1941 погибла на мине румынского заграждения S-11.

М-59 - пропала без вести в конце октября 1941 г на позиции в районе Сулины. Наиболее вероятно - также погибла на мине.

М-34 - пропала без вести в районе Констанцы 28.10 - 03.11.1941. Наиболее вероятно - погибла на мине.

М-33 - погибла 24.08.1942 на двух минах румынского заграждения S-33 в районе Большого Фонтана у Одессы. Точка 46.20.3 СШ, 30.45.3 ВД. В 1951 г поднята и сдана на слом, экипаж похоронен в Одессе.

М-60 - погибла 26.09.1942 на мине того же заграждения всего в 150 метрах от места гибели М-33. В 1951 г также поднята и сдана на слом, экипаж похоронен в Одессе.

М-118 - 01.10.1942 потоплена в Жебриянской бухте у м.Бурнас последовательно бомбами немецкой "летающей лодки" BV-138C из состава 3.(F)/SaGr.125 и глубинными бомбами румынских канлодок "Стихи Эуджен" и "Гикулеску".

М-31 - 17.12.1942 потоплена в Жебриянской бухте глубинными бомбами немецкого охотника UJ-116 "Ксантен".

М-36 - 04.01.1944 погибла по неизвестной причине - вероятнее всего, в результате аварии - на Кобулетской мерной миле близ Поти во время послеремонтных испытаний. Предположительная точка гибели - 41.59 СШ, 41.42 ВД.

Так что, судите сами. Если, конечно, та лодка, что Вы упоминаете, действительно типа "М".



>С уважением, Ян.


С уважением, Exeter

От Ян
К Exeter (23.08.2001 18:18:11)
Дата 25.08.2001 00:52:10

Re: Затонувшие корабли...


Здравствуйте, уважаемый Exeter !

Спасибо огромное за подробнейшую справку. По Санта - Фе более-менее разобрался, по "англичанину" прошла информация, что его название "City of London" (непроверенное совершенно). В данный момент пытаюсь уточнить относительно данных кораблей, погибших во время шторма в Крымской войне 2 ноября 1854 года.

Что до подлодки - кажется (но странно) - это М-59.... Цифра 9 присутствует в маркировке (сам видел на рубке)... там просто очень много сетей намотано.... могу и ошибаться.... буду проверять.. надеюсь, можно будет обратиться за помощью и в дальнейшем...

Кстати, а книга, упомянутая Вами - в Москве ее реально найти?

С уважением, Ян.



От Роман Алымов
К Exeter (23.08.2001 18:18:11)
Дата 24.08.2001 20:50:44

Блииин, 14 самоходок! В тёплом море!!! А тут ныряй в болото :-( (-)


От Alexey Samsonov
К Роман Алымов (24.08.2001 20:50:44)
Дата 24.08.2001 21:23:19

Тебе нужно обросшее железо?

Из болота ты достаешь в шоколадном (по крайней мере внешне) состоянии. Да и внутри неплохо. А из моря... снаружи обросло ракушками так, что ты Штуг от ЯгдПанцера не отличишь. Внутри будет примерно то, что наблюдается на "корыте" от Pz38, которое извлечено из навозосборника и лежит сейчас в отстойнике Кубинки. Есть кораблик с грузовиками и мотоциклами, затонувший в Красном море. На сайте журнала "Мото" были фотографии - зайди и посмотри, во что ЭТО превратилось:-(((

От Ян
К Alexey Samsonov (24.08.2001 21:23:19)
Дата 25.08.2001 00:44:26

Не такое уж оно и обросшее... :) (+)



А из моря... снаружи обросло ракушками так, что ты Штуг от ЯгдПанцера не отличишь. Внутри будет примерно то, что наблюдается на "корыте" от Pz38, которое извлечено из навозосборника и лежит сейчас в отстойнике Кубинки.

Не знаю, что там лежит в отстойнике в Кубинке, но под слоем мидий (это если Черное море иметь ввиду)после небольшой очистки все живое... (ну до определенного предела)... А на самом деле в болоте сохранность больше?

Есть кораблик с грузовиками и мотоциклами, затонувший в Красном море. На сайте журнала "Мото" были фотографии - зайди и посмотри, во что ЭТО превратилось:-(((

Этот "кораблик", судя по всему - "Чертополох" (Тистлегорм) (или известнейший wreck Красного моря, неподалеку от Шарм-эль-Шейха)... Согласен, на все это можно только смотреть :). Использовать нельзя...

От Alexey Samsonov
К Ян (25.08.2001 00:44:26)
Дата 25.08.2001 12:17:50

Re: Не такое...

>Не знаю, что там лежит в отстойнике в Кубинке, но под слоем мидий (это если Черное море иметь ввиду)после небольшой очистки все живое... (ну до определенного предела)... А на самом деле в болоте сохранность больше?

В болоте нет такой солености воды и потому НАМНОГО меньше коррозия. Кроме того, мидии и прочие водоросли:-)) также добавляют свою лепту в коррозию, когда прирастают к металлу:-((

>Этот "кораблик", судя по всему - "Чертополох" (Тистлегорм) (или известнейший wreck Красного моря, неподалеку от Шарм-эль-Шейха)... Согласен, на все это можно только смотреть :). Использовать нельзя...

Он самый. Кстати, насчет именно Черного моря (все же в Красном намного теплее, солонее, и растительности больше) мне сказал тесть (водолаз с громадным стажем, участник спусков на "Черноморе"). Что с затонувших там военных кораблей есть смысл брать только снаряды для выплавки из них тола. Все прочее сгнило давно и напрочь.

От TOM
К Ян (23.08.2001 09:52:22)
Дата 23.08.2001 10:09:41

Re: Затонувшие корабли...


>Наткнулся на то, что катастрофически недостает информации относительно некоторых объектов, а именно:
>1. Транспорт "Санта Фе", затонувший в 43 под Евпаторией (байки про груз нейтралина, уникальное оружие, прочее). Кто-нибудь может "пролить" дополнительную информацию на более детальную прорисовку событий того времени?
>2. "англичанин" - безызвестный корабль, лежащий неподалеку от Качи, известный под названием - "Пьяный Джек". Нужна идентификация. По имеющейся инфе - погиб в шторм, описанный в любой хронике Крымской войны. Ничего более неизвестно, кроме того, что в нем найден приличный груз виски (отсюда и местное название). Что сохранилось - масса медных гвоздей 3-4 см. в диаметре и до 70-80 см. длиной. Фрагменты медной обшивки, остов, шпангоуты... как бы его идентифицировать?

>3. Подлодка "малютка". Валяется в Каламитском заливе. Где бы подробнее посмотреть про "малюток" и опять же - идентификация... лежит нетронутая.. глубоко достаточно... но причина гибели неизвестна.

>Надеюсь на помощь и жду уточнений...

>С уважением, Ян.

Посмотрите сдесь
http://adlervv.narod.ru/adlervv.html

С уважением ТОМ

От Ян
К TOM (23.08.2001 10:09:41)
Дата 23.08.2001 11:35:25

А-а.... ч-черт... :). Спасибо огромное.. А по Санта - Фе?

Спасибо огромное за ссылочку, нашел хоть приличную реконструкцию остова.

Еще бы найти про подлодку и Санта-фе (октопус и аквамарин не предлагать).

Может найдутся специалисты, которые могут рассказать что нибудь о том, как же строился пароходо-фрегат, упомянутый на вышеуказанной сслыке? И что за медные полукольца в носовой части? Могу даже фотографией бросить при случае, если пояснит кто, что это за штука такая...

От TOM
К Ян (23.08.2001 11:35:25)
Дата 23.08.2001 11:48:34

Re: А-а.... ч-черт......


>Спасибо огромное за ссылочку, нашел хоть приличную реконструкцию остова.

>Еще бы найти про подлодку и Санта-фе (октопус и аквамарин не предлагать).

Подождите Exeter , он, я думаю, расскажет
С уважением ТОМ

От Ян
К TOM (23.08.2001 11:48:34)
Дата 23.08.2001 12:36:46

В ожидании Exeter'a....

Хотя я видел его комментарии относительно "охотника" UJ102. Санта-Фе совсем рядом.... буду ждать... А что до подлодки?

Да, тут вот еще меня под руку толкают - нет ли где более-менее приличного ресурса - исторической справки,очерка про гибель "Черного Принца"? Крымская война, Балаклава... а вот дальше...

От TOM
К Ян (23.08.2001 12:36:46)
Дата 23.08.2001 12:46:18

Re: В ожидании...


>Хотя я видел его комментарии относительно "охотника" UJ102. Санта-Фе совсем рядом.... буду ждать... А что до подлодки?

>Да, тут вот еще меня под руку толкают - нет ли где более-менее приличного ресурса - исторической справки,очерка про гибель "Черного Принца"? Крымская война, Балаклава... а вот дальше...

По поводу собственно Балаклавы
http://bentos.chat.ru/
и еще интересно
http://submarine.id.ru/history/b29.shtml

С уважением ТОМ

От Ян
К Ян (23.08.2001 12:36:46)
Дата 23.08.2001 12:43:29

Да уж, заодно... (+)

Я тут в одном из последних номеров "Подводного клуба" видел на развороте "карту" затонувших объектов Черного моря... за авторством некоего Таврического... насколько реально то, что на ней изображено... хотя вопрос получился глупый.. :).. но надеюсь, что буду понят...

От TOM
К Ян (23.08.2001 12:43:29)
Дата 23.08.2001 12:51:32

Re: Да уж,


>Я тут в одном из последних номеров "Подводного клуба" видел на развороте "карту" затонувших объектов Черного моря... за авторством некоего Таврического... насколько реально то, что на ней изображено... хотя вопрос получился глупый.. :).. но надеюсь, что буду понят...

Ну я то карты не видел, а лучше спросите на сайте
Севастопольских аквалангистов, я ссылку Вам уже давал,
им тоже может быть полезно будет
С уважением ТОМ

От Ян
К TOM (23.08.2001 12:51:32)
Дата 23.08.2001 12:57:12

ТОМ - спасибо большое, но (+)

>Ну я то карты не видел, а лучше спросите на сайте
>Севастопольских аквалангистов, я ссылку Вам уже давал,
>им тоже может быть полезно будет
Да там пару конкурирующих контор :). "Альфовцы" (по названию бота, на котором они плавают) потрошат тщательно любой объект, который находят... данными делятся неохотно (очень). Я сам погружался на большую часть упомянутых объектов, хотелось бы кроме мнения частного (клуб аквалангистов в Севастополе) еще мнение со стороны... Вот Ваше, например.

А на карте схематично (уж очень) разбросаны метки приблизительных затоплений судов в Черном море... около 300 точек.. но бог с ней, с этой картой....

С уважением, ,Ян.

От TOM
К Ян (23.08.2001 12:57:12)
Дата 23.08.2001 13:33:40

Re: ТОМ -...


>>Ну я то карты не видел, а лучше спросите на сайте
>>Севастопольских аквалангистов, я ссылку Вам уже давал,
>>им тоже может быть полезно будет
>Да там пару конкурирующих контор :). "Альфовцы" (по названию бота, на котором они плавают) потрошат тщательно любой объект, который находят... данными делятся неохотно (очень).
-----------------------
Понятно, деньги зарабатывают

Я сам погружался на большую часть упомянутых объектов, хотелось бы кроме мнения частного (клуб аквалангистов в Севастополе) еще мнение со стороны... Вот Ваше, например.

>К сожалению предметом не владею. в этом плане ничем помочь немогу, а вот по поводу "Черного Принца" рекомендую в YANDEX набрать ЭПРОН , нашел за 6 секунд

http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/HISTORY/EPRON/EPRON.HTM

Шикарные фото по подьему "Черного Принца" и L-55
С уважением ТОМ

P.S.
Вы случайно ничего не слышали о судне ,
которое эвакуировало часть Массандровской коллекции вин и было утоплено немцами в Керченском проливе?

От Ян
К TOM (23.08.2001 13:33:40)
Дата 23.08.2001 16:10:23

Re: ТОМ -...

>Вы случайно ничего не слышали о судне ,
>которое эвакуировало часть Массандровской коллекции вин и было утоплено немцами в Керченском проливе?

Честно говоря до Керченского пролива руки не доходили, там работали знакомые в экспедиции (Тамань), это если только у них уточнить... тогда чуть позже. А может есть еще какие-нибудь исходные?

P.S. Про ЭПРОН я даже и не подумал как-то... :(. Спасибо еще раз. :)

От TOM
К Ян (23.08.2001 16:10:23)
Дата 23.08.2001 17:05:21

Re: ТОМ -...



>Честно говоря до Керченского пролива руки не доходили, там работали знакомые в экспедиции (Тамань), это если только у них уточнить... тогда чуть позже. А может есть еще какие-нибудь исходные?
Читал в книге об истории Массандровского винзавода,подробностей не помню, но книга есть у приятеля,если доберусь до него и будут подробности, сообщу.
А Вы не ныряли на мысе Айя(в районе пляжа Инжир) и в бухте Ласпи, там вроде бы что-то лежит.
С уважением ТОМ

От Ян
К TOM (23.08.2001 17:05:21)
Дата 23.08.2001 17:41:46

Re: ТОМ -...

>Читал в книге об истории Массандровского винзавода,подробностей не помню, но книга есть у приятеля,если доберусь до него и будут подробности, сообщу.
Может быть вот тут что-нибудь будет интересное?
http://www.divers.ru/diving/taman_2000/object.html


>А Вы не ныряли на мысе Айя(в районе пляжа Инжир) и в бухте Ласпи, там вроде бы что-то лежит.
В районе мыса Айя (или Дальний Инжир) не видел ничего примечательного, что до бухты Ласпи - это очень известный греческий виновоз (более реально - отчественный сухогруз, затонувший перед войной по пьянке). Конечно, я был там. Но ничего интересного он не представляет, кроме того, что винты видны и не очень глубоко - всего 23-25 метров...



От TOM
К Ян (23.08.2001 17:41:46)
Дата 23.08.2001 17:58:35

Спасибо. (-)