Хотя дискуссия, кажется закончилась, все же - можно высказаться? (Может, еще кто что добавит интересное - французоманы и французоеды :-))
Мне кажется, как Ваш оппонент , так и Вы излишне категоричны.
>>И Гитлер и Наполеон обескровили свои страны долгой войной, подорвали финансы, получили раздел на зоны окупации
...
Для пост-наполеоновской Франции, как Вы справедливо заметили в целом, неверно. Никаких длительных зон оккупации, как в послевоенной Германии (что совершенно понятно - никаких ГДФ и Западных или Восточных Парижей, по аналогии с ГДР :-)) А вот что с финансами (в другой ветке тоже глухо прозвучало)?
>>Причём у Наполеона это получилось в более тяжелой форме.
Весьма сомнительно - см. выше об оккупации. Видимо, имеется в виду какой-то невысказанный тезис :-). Думаю - что о демографии ("обескровили"), а также - отдаленные последствия вроде ПМВ и ВМВ? Но тогда - не полстолетия, и почему один Наполеон виноват тогда? Кроме того, в случае с Германией ста лет еще не прошло - и отдаленные последствия мы сравнивать не можем (не дожили еще). (Но это - к Вашему оппоненту)
>>и выбили свои страны из ряда ведущих по меньшей мере на пол столетия
>- Тут Вы жестоко заблуждаетесь. Франция и в 1820 г., к примеру, была великой европейской державой. Никакого существенного "выбивания" не имело места быть.
После эпохи революции и наполеоновских войн Франция стала менее великой европейской державой, чем была до нее и во время них. До того, на протяжении второй половины XVII - середины XVIII в.в. - она, можно сказать, сверхдержава (хотя постепенно сдающая позиции - утеря наиболее значительных американских и индийских колоний). Так же, как и до 1914 г. (до "эпохи мировых войн и пролетарских революций" :-)) Германия выглядела претендующей на статус сверхдержавы (если, конечно, отбросить сомнения в применимости понятия "сверхдержава" - но оно подчеркивает именно внешнюю политику страны). Франция после 1815 г. не оставалась, а была вновь введена в ранг великих держав - в качестве антиреволюционной силы, которую подтвердила в Испании (посрамив французских оппозиционеров, ожидавших поражения: великий Наполеон мол не смог – куда же этим). Кроме того после Наполеона Франция - изолированная страна в своих веншнеполитических связях (так, кажется объясняют иногда позднейшую политику Наполеона III - поиск друзей и союзников). И по внутренним своим условиям Франция после Наполеона I - не такая великая держава, как раньше: три революционных кризиса 1830, 1848-51, 1870-71 можно считать серьезным ограничением внешнеполитической активности.
Возможно, что и вообще после революционных потрясений страны не могут быть такими же великими державами, как более стабильные? (Честно говоря - не задумывался :-))
Павел
Про категоричность хорошо начали, а продолжили не менее категорично:)
>Для пост-наполеоновской Франции, как Вы справедливо заметили в целом, неверно. Никаких длительных зон оккупации, как в послевоенной Германии (что совершенно понятно - никаких ГДФ и Западных или Восточных Парижей, по аналогии с ГДР :-)) А вот что с финансами (в другой ветке тоже глухо прозвучало)?
Насчет зон оккупации конечно верно. Насчет финансов - Франция кончила войну со здоровой и богатой финансовой системой, крепкой "государственной рентой", богатейшими банковскими домами, развитой промышленностью, внутренней стабильностью, одной из лучших систем как судопроизводства, так и права в Европе, одной из лучших систем административного деления и управления, сравнительно низкой преступностью. Всё это - заслуги Наполеона. И, не побоюсь этого слова, с сильной армией.
>После эпохи революции и наполеоновских войн Франция стала менее великой европейской державой, чем была до нее и во время них.
Почему? Какой такой сверхдержавой была Франция до революции? Какой такой сверхдержавой она была во время революции?
Франция после 1815 г. не оставалась, а была вновь введена в ранг великих держав - в качестве антиреволюционной силы, которую подтвердила в Испании (посрамив французских оппозиционеров, ожидавших поражения: великий Наполеон мол не смог – куда же этим). Кроме того после Наполеона Франция - изолированная страна в своих веншнеполитических связях (так, кажется объясняют иногда позднейшую политику Наполеона III - поиск друзей и союзников). И по внутренним своим условиям Франция после Наполеона I - не такая великая держава, как раньше: три революционных кризиса 1830, 1848-51, 1870-71 можно считать серьезным ограничением внешнеполитической активности.
:))) К Вашему сведению Франция уже на Венском конгрессе расколола коалицию и в 1814 году заключила тайный и равноправный военно-политический союз с Англией и (здесь не помню насколько полный) с Австрией против России и Пруссии. Франция была банкиром Европы очень долгое время а её армия продолжала считаться опасным противником. В Крымскую войну Франция внесла основной вклад в победу и фактически продиктовала сравнительно умеренные условия мира вопреки воле Австрии и Англии. Это так, в качестве наиболее наглядных примеров.
Что до колоний - они бы все равно были потеряны и не играли бы роли английских, не тот масштаб. Потом был завоеван Алжир и другие колонии в Африке.
>Возможно, что и вообще после революционных потрясений страны не могут быть такими же великими державами, как более стабильные? (Честно говоря - не задумывался :-))