От Exeter
К SerG
Дата 18.08.2001 15:49:03
Рубрики Флот;

UJ-102

Здравствуйте, уважаемый SerG!


>Здравствуйте! Сначала маленькая цитата:

>"23 ноября 1943 подводная "Д-4" в районе Евпаторийского мыса вышла в торпедную атаку и отправила на дно немецкий транспорт "Санта Фе" (4627 брт), поврежденный перед этим нашей авиацией. Фашистский противолодочный корабль "Uj-102",
>сопровождавший транспорт, сбросил серию глубинных бомб. От их разрывов на потопленном транспорте сдетонировали боеприпасы,
>и... "Uj-102" сам взлетел на воздух...".

>Дмитриев В.И. "Атакуют подводники", Воениздат, Москва, 1973 г.

>Очень интересна информация о немецком охотнике, что это за проект? На одном из сайтов есть гипотеза, что это КТ-40. Но ни в одном из интеренет-каталогов немецких боевых кораблей времен ВОВ я не нашел
>ничего по этому поводу. Даже серию UJ!
>Со стороны слышал, что на самом UJ-102 присутствуют надписи на русском языке на приборах, найденные на нем снаряды не немецкого происхождения, плюс, судя по остаткам формы, на корабле присутствовали
>немецкие пехотинцы. Интересный винигрет получается!

Е:
1) Потопление "Санта Фе" у Дмитриева описывается неточно, мягко говоря. Он путает обстоятельства его потопления с гибелью транспорта "Бой Феддерсен" (бывший советский "Харьков", 6689 брт), который 10 августа 1943 г был практически одновременно атакован 5 торпедоносцами "Бостон" из 36-го МТАП и ПЛ Д-4, получил три торпедных попадания (сперва два авиаторпедами, а через 10 минут одно с Д-4), и сутки спустя затонул при буксировке близ Евпатории.
А пароход "Санта-Фе" (4627 брт), по данным новейшего исследования Богатырева, погиб 23 ноября 1943 г не в результате атаки Д-4 (поскольку Д-4 действовала на позиции №94 восточнее, где она и произвела две неудачные атаки 17 и 18 ноября), а у мыса Лукулл на минной банке, выставленной в июне 1943 г ПЛ Л-6. Никакой авиацией транспорт к моменту гибели не повреждался и не атаковывался вообще. На "Санта-Фе", кстати, погибла масса военных грузов, в том числе 12 StuG и 2 "Ягдпанцера".
Охотника UJ-102 в составе конвоя "Вотан", охранявшего "Санта-Фе", вообще не было. В состав охранения транспорта входили румынские эсминец "Марашти" и минзаг "Адмирал Муржеску" и немецкие судно-ловушка "Лола" и "раумботы" R-165, R-197, R-209.

UJ-102 - действительно был переоборудован из военного транспорта спецпостройки КТ-40. Он в составе КПУГ UG44 (куда также входили однотипный UJ-103 и три катера типа KFK - UJ-307, UJ-2305, UJ-2308) потопил 23 ноября советскую ПЛ Д-4. А гибель UJ-102 в районе, где затонул "Санта-Фе", произошла только 15 декабря 1943 г. Точные обстоятельства его гибели неизвестны, т.к. он погиб со всем экипажем в 53 человека. Но наиболее распространенной версией была именно ошибочная атака на корпус затонувшего транспорта - охотник засек корпус гидролокатором, принял за ПЛ и произвел сброс глубинных бомб, в результате чего на затонувшем "Санта-Фе" сдетонировал груз боеприпасов. Хотя возможны и взрыв глубинных борт на борту самого охотника, и подрыв на мине все той же постановки Л-6.

Banzay'ю:
Номера немецких охотников за ПЛ были не порядковые, а по номерам флотилий. Первые одна или две цифры - номер флотилии, и только последние две цифры - номер охотника.
UJ-102 - 1-я флотилия охотников.
UJ-1220 - 12-я флотилия охотников.
UJ-2308 - 23-я флотилия охотников.
Ну и т.д.
То же самое и с номерами сторожевых кораблей.
V-6111 - 61-я флотилия СКР.


С уважением, Exeter

От Игорь Островский
К Exeter (18.08.2001 15:49:03)
Дата 18.08.2001 18:31:11

Re: UJ-102


>UJ-102 - действительно был переоборудован из военного транспорта спецпостройки КТ-40. Он в составе КПУГ UG44 (куда также входили однотипный UJ-103 и три катера типа KFK - UJ-307, UJ-2305, UJ-2308) потопил 23 ноября советскую ПЛ Д-4. А гибель UJ-102 в районе, где затонул "Санта-Фе", произошла только 15 декабря 1943 г. Точные обстоятельства его гибели неизвестны, т.к. он погиб со всем экипажем в 53 человека. Но наиболее распространенной версией была именно ошибочная атака на корпус затонувшего транспорта - охотник засек корпус гидролокатором, принял за ПЛ и произвел сброс глубинных бомб, в результате чего на затонувшем "Санта-Фе" сдетонировал груз боеприпасов. Хотя возможны и взрыв глубинных борт на борту самого охотника, и подрыв на мине все той же постановки Л-6.

- Странным образом, у Harald Fock во "Flottenchronik" никакой UJ-102 за период октябрь-декабрь 1943 потопленным вообще не числится. Я не слишком высокого мнения об этой книжке, но свои собственные потери в немецком издании должны быть приведены правильно?

С комсомольским приветом!

От Exeter
К Игорь Островский (18.08.2001 18:31:11)
Дата 18.08.2001 18:45:17

UJ-102

Здравствуйте, уважаемый Игорь Островский!

>>UJ-102 - действительно был переоборудован из военного транспорта спецпостройки КТ-40. Он в составе КПУГ UG44 (куда также входили однотипный UJ-103 и три катера типа KFK - UJ-307, UJ-2305, UJ-2308) потопил 23 ноября советскую ПЛ Д-4. А гибель UJ-102 в районе, где затонул "Санта-Фе", произошла только 15 декабря 1943 г. Точные обстоятельства его гибели неизвестны, т.к. он погиб со всем экипажем в 53 человека. Но наиболее распространенной версией была именно ошибочная атака на корпус затонувшего транспорта - охотник засек корпус гидролокатором, принял за ПЛ и произвел сброс глубинных бомб, в результате чего на затонувшем "Санта-Фе" сдетонировал груз боеприпасов. Хотя возможны и взрыв глубинных борт на борту самого охотника, и подрыв на мине все той же постановки Л-6.
>
>- Странным образом, у Harald Fock во "Flottenchronik" никакой UJ-102 за период октябрь-декабрь 1943 потопленным вообще не числится. Я не слишком высокого мнения об этой книжке, но свои собственные потери в немецком издании должны быть приведены правильно?

Е:
А что за книжка? Впервые слышу.
А насчет точности и аккуратности немцев в своих потерях - Вы слегка заблуждаетесь :-)) Хотя вообще-то отсутствие этого весьма странно, потому что гибель UJ-102 - эпизод достаточно известный.


С уважением, Exeter

От Игорь Островский
К Exeter (18.08.2001 18:45:17)
Дата 18.08.2001 20:32:16

Re: UJ-102

>>- Странным образом, у Harald Fock во "Flottenchronik" никакой UJ-102 за период октябрь-декабрь 1943 потопленным вообще не числится. Я не слишком высокого мнения об этой книжке, но свои собственные потери в немецком издании должны быть приведены правильно?
>
>Е:
>А что за книжка? Впервые слышу.
>А насчет точности и аккуратности немцев в своих потерях - Вы слегка заблуждаетесь :-)) Хотя вообще-то отсутствие этого весьма странно, потому что гибель UJ-102 - эпизод достаточно известный.


Ув. Exeter,

aвтора и название я уже привёл. Hamburg, 2000. ISBN 3-7822-0788-2. 350 стр.
Книга компилятивная, о чём сразу же и заявлено. Даёт список потерь всех (!?) военных флотов мира за 1870-1982 гг. с упором, естественно, на мировые войны. Кроме того, сведения о разделе трофейных флотов, о списании кораблей и др.
Просматривая книгу заметил много ошибок при передаче геогр. названий и имён кораблей (особенно сов. эсминцев), но тут ничего другого и ожидать нельзя было.
По поводу гибели Д-4 Фок сообщает следующее: потоплена 4 декабря у мыса Тарханкут UJ 102 и 103. Причём, как я понял, обозначение UJ относится к военным кораблям; у Фока есть ещё Kriegs-UJ -переоборудованные гражданские суда. Получается, что UJ-102 был кораблём военной постройки. Путаница?
Фок также (к примеру) утверждает, что все наши припятские мониторы были взорваны в июне 1941, в то время как я видел информацию, что, скажем, "Витебск" воевал до августа.
Есть вещи и почище: напр. отмечено уничтожение финского патрульного катера VMV-12 советской авиацией 6 февраля 1945 г. и VMV-8 26 февраля. Вот этого я уже совсем не понимаю. Или и в самом деле могли быть какие военные действия против финнов в феврале 1945 г.? Проспал я что-то важное? Об ошибке в море тут речи быть не может, т.к. катера уничтожены на верфи в Хельсинки. Что за бред?
В общем, таких примеров у него можно достаточно набрать.

С комсомольским приветом!


От Exeter
К Игорь Островский (18.08.2001 20:32:16)
Дата 18.08.2001 23:38:16

Да, сомнительная книжонка

Снова здравствуйте!


>>>- Странным образом, у Harald Fock во "Flottenchronik" никакой UJ-102 за период октябрь-декабрь 1943 потопленным вообще не числится. Я не слишком высокого мнения об этой книжке, но свои собственные потери в немецком издании должны быть приведены правильно?
>>
>>Е:
>>А что за книжка? Впервые слышу.
>>А насчет точности и аккуратности немцев в своих потерях - Вы слегка заблуждаетесь :-)) Хотя вообще-то отсутствие этого весьма странно, потому что гибель UJ-102 - эпизод достаточно известный.
>

>Ув. Exeter,

>aвтора и название я уже привёл. Hamburg, 2000. ISBN 3-7822-0788-2. 350 стр.
>Книга компилятивная, о чём сразу же и заявлено. Даёт список потерь всех (!?) военных флотов мира за 1870-1982 гг. с упором, естественно, на мировые войны. Кроме того, сведения о разделе трофейных флотов, о списании кораблей и др.

Е:
И все это укладывается всего в 350 страниц???!!! Ну, тогда и говорить нечего :-))

>Просматривая книгу заметил много ошибок при передаче геогр. названий и имён кораблей (особенно сов. эсминцев), но тут ничего другого и ожидать нельзя было.
>По поводу гибели Д-4 Фок сообщает следующее: потоплена 4 декабря у мыса Тарханкут UJ 102 и 103. Причём, как я понял, обозначение UJ относится к военным кораблям; у Фока есть ещё Kriegs-UJ -переоборудованные гражданские суда. Получается, что UJ-102 был кораблём военной постройки. Путаница?

Е:
Трудно понять, что под этим имеет в виду автор. Вообще говоря, у немцев охотников за ПЛ спецпостройки вообще не было (если не считать таковыми катера типа KFK), все они переоборудовались из траулеров, десантных барж и вообще всего, что было под рукой - в данном случае из малых военных транспортов. В обозначениях никакого различия у них не было.

>Фок также (к примеру) утверждает, что все наши припятские мониторы были взорваны в июне 1941, в то время как я видел информацию, что, скажем, "Витебск" воевал до августа.

Е:
Утверждения Фока - явная ботва. Вот данные о судьбе мониторов ПВФ:
"Бобруйск" - взорван экипажем после повреждений 31.08.1941.
"Винница" - взован экипажем после повреждений 16.07.1941.
"Житомир" - потоплен немецкой артиллерией 01.09.1941.
"Смоленск" - взорван экипажем 15.09.1941.
"Жемчужин" - взорван экипажем после повреждений 12.08.1941.
"Витебск", "Левачев", "Флягин", "Ростовцев" - взорваны 18.09.1941.


>Есть вещи и почище: напр. отмечено уничтожение финского патрульного катера VMV-12 советской авиацией 6 февраля 1945 г. и VMV-8 26 февраля. Вот этого я уже совсем не понимаю. Или и в самом деле могли быть какие военные действия против финнов в феврале 1945 г.? Проспал я что-то важное? Об ошибке в море тут речи быть не может, т.к. катера уничтожены на верфи в Хельсинки. Что за бред?

Е:
Оба катера действительно были потоплены советской авиацией в Хельсинки 6 и 26 февраля, только не 1945 г, а 1944 года :-)))


>В общем, таких примеров у него можно достаточно набрать.

>С комсомольским приветом!

С уважением, Exeter

От Игорь Островский
К Exeter (18.08.2001 23:38:16)
Дата 19.08.2001 20:06:41

Вот и верь после этого людям! (-)