От Илья Григоренко
К All
Дата 14.08.2001 13:20:58
Рубрики Современность; Евреи и Израиль;

Интересная рецензия.

ОБРЕЗАН И ОБРИТ

Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ, 14 августа, 02:51

"Фанатик"
США
Режиссер: Генри Бин
В ролях: Райан Гослинг, Билли Зейн, Саммер Феникс


Победитель XXIII Московского кинофестиваля наконец выходит в
российский прокат, поэтому, как и обещал, расскажу о нем
поподробнее.

В основе сюжета история непростого американского скинхэда, причем,
как выясняется, история, основанная на реальных событиях. Дэнни
Балинт (Райан Гослинг) живет для того, чтобы бороться с евреями:
увидев в подземке грустноглазого парня в кипе, он расправляет плечи и
долго пинает юного хасида тяжелыми армейскими ботинками,
осознавая при этом, что от пары сломанных ребер обществу ни жарко, ни холодно и лучше бы евреев
всё-таки убивать. В действиях Балинта нет тупой неандертальской злобы по отношению к не похожим
на него существам, напротив – юный нацист поступает, руководствуясь не чувствами, но разумом. Он
вполне логично и убедительно говорит о необходимости геноцида, он блестящий оратор, его
аргументы весомы и точны, он прекрасно, чтобы не сказать досконально, знает своих противников.
Как вскоре выясняется, последнему есть простое объяснение – Дэнни Балинт еврей. Более того,
воспитанник еврейской религиозной школы и истово верующий человек.

Напомню, что "Фанатик" получил Гран-при ММКФ. Получил абсолютно заслуженно, и будь моя воля,
приз за лучшую мужскую роль тоже достался бы "Фанатику" – исполнителю главной роли Райану
Гослингу. Молодой американский актер создал очень сильный, противоречивый и интересный образ.
Других подобных ролей в конкурсных фильмах московского МКФ не наблюдалось.

Осмелюсь утверждать, что режиссер Генри Бин умудрился сказать новое слово в казалось бы
старательно и многократно обсосанном вопросе фашизма, расизма и антисемитизма. Фильмам о
геноциде богоизбранного народа несть числа. На том же ММКФ в конкурсе помимо "Фанатика" был
еще один фильм, на первый взгляд, сходной тематики – "Нечестное состязание" итальянского мэтра
Этторе Скола. Но Скола традиционно ограничился гневным (хотя и негромким) осуждением фашизма.
Идея его фильма – "кому и чем мешали такие симпатичные люди, как семья соседского
бакалейщика?", не более. В общем-то, этим пафос подобных кинолент и ограничивается, будь то
"Нечестное состязание", "Жизнь прекрасна" или "Список Шиндлера". Евреи такие же люди, наши
соседи и друзья, а фашисты – грязные ублюдки и тупицы – мысль наверняка верная, но достаточно
поверхностная. Бин пошел куда дальше. Он задался вопросом – а откуда, собственно, берется
антисемитизм, отчего он так живуч даже в гражданах вполне цивилизованного и политкорректного
общества. И чтобы вопрос этот прозвучал достаточно четко, Бин вложил его в слова и мысли своего
героя – молодого еврея-антисемита. Балинт – человек, раздираемый страстями. Люди, принадлежащие
к угнетаемому, презираемому или (и) ненавидимому сообществу, в данном случае народу, реагируют
на угнетение и ненависть по-разному: кто-то стыдится своего происхождения, у кого-то развивается
болезненная гордость и желание щеголять непохожестью. Балинт делает и то и другое – стыдится до
ненависти и гордится до преклонения. Вековые страдания соплеменников выводят его из себя – он
бесится, выслушивая слезливые воспоминания старого еврея о том, как на его глазах немецкий солдат
убивал сына. Балинта выводит из себя такая покорность судьбе, но в то же время он преклоняется
перед еврейскими святынями и, даже участвуя в погроме синагоги, не может позволить подельникам
осквернить свитки Торы.

Неоднократно приходилось читать и слышать, что "Фанатик" – кино провокационное. Я-то уверен, что
это не провокация, а свежий, свободный от стереотипов и страха остракизма взгляд режиссера на
проблему, насчитывающую десятки веков, но чем вызваны обвинения в провокации, понять могу.
Красноречие Дэнни Балинта более чем убедительно, его доводы в пользу борьбы с мировым
еврейским заговором вполне способны заинтересовать внутренне готового к этому человека. Ну, что
называется, "кино не для всех". А может быть, напротив – для всех; своеобразный экстремальный тест
на национальную и религиозную терпимость. "Мы ненавидим евреев за то, что они евреи!" – чеканит
Дэнни Балинт. "Возможно, мы все давно уже евреи", – спокойно отвечает ему циничный финансист.