От Олег...
К All
Дата 03.08.2001 17:49:35
Рубрики WWI; WWII; Современность; Флот; Армия; ...

12-дюймовые башенные установки для береговых крепостей...

Здравия желаю!...

12"/52 двухорудийные башенные установки для береговых крепостей

История создания установок

В сентябре 1909 года Главное артиллерийское управление на основе опыта обороны Порт-Арура выдало заказ на проектирование береговых установок, в том числе 12"/52 открытых одноорудийных и 12"/52 двухорудийных баненных. Башенные установки разрабатывались на Металлическом заводе в Санкт-Питербурге в течение трех лет. В 1912-13 годах утверждены проекты возведения батарей на русских береговых крепостях, ГАУ выдало Металлическому заводу заказ сначала на 6 (23 мая 1913 года), а потом еще на 8 (12 ноября того же года) таких установок.

Установки предназначались первоначально для размещения на следующих фортах*:
Номер установки
Дата постройки
Дата уничтожения
Место установки
Крепость
№1, №2
июль 1915
14 мая 1918
Форт Ино, "Николаевский"
Кронштадская крепость
№3, №4
октябрь 1916

Форт Красная Горка, "Алексеевский"
Кронштадская крепость
№5, №6
1928 год
1 июля 1942
Батарея №25 (№35) на мысе Херсонес
Севастопольская крепость
№7, №8
1932 год
16 июня 1942
Батарея №26 (№30) в районе д. Любимовки
Севастопольская крепость
№9, №10
?
?
Батарея недалеко от крепости Динамюнде
Усть-Двинск
№11, №12
не построена

Батарея №VII на 55-й высоте полуострова Муравьев Амурский (затем переназначена в Батуми)
Крепость Владивосток
№13, №14
не построена

Батарея №XIX на острове Русском
Крепость Владивосток
№15, №16
сентябрь 1916
27 февраля 1918
Батарея №10 на острове Нарген
Крепость Петра Великого
№17, №18
октябрь 1917
1941
Батарея №15 (№374) на острове Вульф (Аэгна)
Крепость Петра Великого

* Всего выпущено 14 башен, установлены в разное время по две на батареях: Ино, Красная Горка, Усть-Двинск, Нарген, Вульф, №35, №30.

После начала Первой Мировой войны две башни предназначенные для Владивостока решено было установить в Батуми. После передачи Морскому ведомству крепости Петра Великого, в которую входило практически все побережье Финского залива, АО ГУКС (?) заказало Металлическому заводу еще четыре установки для размещения на островах Нарген и Вульф севернее Ревеля. Но Металлический завод, переполненный заказами не справился с заданием и для вооружения этих батарей использовались башни заказанные для крепостей Севастополь и Батуми, так как к этому времени русский флот господствовал на Черном море и надобность в них отпала, строительство батарей законсервировано.

Батареи с установками:

Кронштадт, форт Ино (Николаевский)

Проект утвержден в июне 1912 года, продолжалось до июля 1915 года, батарея взорвана в мае 1918, форт захвачен финскими белогвардейцами. Из сохранившихся деталей и запасных частей финнами в 1930-х были построены однобашенные батареи на полуостровах Макилотто и Куйвасаари. На месте форта Ино остались подбашенные бетонные блоки батареи.

Кронштадт, форт Красная Горка (Алексеевский, Краснофлотский)

Проект утвержден в мае 1913 года, строительство продолжалось до октября 1916 года, батарея практически не пострадала во время мятежа 1919 года, к моменту начала Великой Отечественной войны входила в состав Кронштадского укрепленного сектора и вела интенсивный огонь по противнику на протяжении 1941-1944 годов. Повреждений в ходе войны не получила. Современное состояние неизвестно.

Севастопольская крепость, батарея №25 (№35), батарея №26 (№30)

Строительство началось в 1912 году к 1916 году были вырыты котлованы, в них смонтировано часть механизмов, доставлены стволы орудий, затем, ввиду полного господства русского флота на Черном море велось медленно, а затем вообще было законсервировано. Работы возобновились лишь в 1923 году, первые детали броневых башен были отправлены в Севастополь в октябре 1927 года, а уже в следующем году удалось строительство батареи №35 (ранее именовавшийся №25). Строительство батареи №30 (бывшей №26) затянулось, и она вступила в строй только в 1932 году. С началом осады немцами Севастополя батарея №30 оказалась на передовой, фронт проходил примерно в двух километрах от нее. Батарея №35 находилась в относительном тылу. Обе батареи вели огонь до последнего снаряда и были взорваны личным составом в июне-июле 1942 года.
На месте батареи №30 в 1954 году построена двухбашенная батарея с башнями линкора "Полтава", преврашенная в 1995 году в музей. На месте батареи №35 остались частично разрушенные бетонные подбашенные блоки.

Усть-Двинск

Батарея сооружалась для прикрытия с моря Риги, дата вступления в строй неизвестна. Находится недалеко от крепости Динамюнде (Даугавгрива), с 1959 года в черте города Рига. В настоящее время состояние неизвестно, подбашенные блоки есть, но состояние неизвестно.

Батареи на острове Нарген и Вульф

Изначально планировалось вооружить батареи одну - двумя, другую тремя двухорудийными 14" башнями...
Напишу позже - все дома...

Устройство установок

Две башенные установки представляли собой бетонный массив размером примерно 130х50 метров с вделанными в бетон подбашенными барабанами. Расстояние между осями башен по проекту составляло 53,4 метра, а фактически же имелось небольшое отклонение для каждой из батарей. Башня устанавливалась в шахты диаметром 9,09 метров. Общая высота башен составляла 9,69 метров, в том числе 2,25 метров над уровнем земли. Вокруг каждой башни в виде ромба располагались погреба: два снарядных длиной 18,3 метра и два зарядных длиной 17,4 метра (по одному на каждое орудие). Высота погребов составляла 3,05 метра, толщина бетонного свода, уложенного на противоосколочное покрытие в виде швелеров 2,7-2,9 метра, толщина бетонных стен достигала 5,1 метров. В каждом снарядном погребе размещено 201-204 снаряда, а в зарядном погребе 402-410 полузарядов. Таким образом боекомплект составлял 402-404 выстрела.

В подбашенных блоках, кроме погребов, располагались казематированные помещения для: личного состава, электростанций, вентиляционного оборудования и парового отопления и пр. В подбашенном помещении была рельсовая железная дорого с ручными вагонетками, в которых боеприпасы доставлялись из погребов сначала на поворотную площадку у основания башни где перекладывались в зарядник. Зарядники независимые для каждого орудия, подъем боеприпаса осуществлялся с помощью электрического цепного транспортера. Высота подъема зарядника 4,65 метров, время подъема - 5 секунд. Угол заряжания переменный от 0 до +15 градусов. Досылание снаряда и полузарядов производилось цепным пробойником.

Башня собиралась из многослойной брони, толщина брони стенок - 305 мм, толщина покрытия 210 мм. Диаметр башни 10,2 м, расстояние между осями орудий 2,37 м. Станки орудий аналогичны использовавшимся на линейных кораблях типа "Севастополь" (?), вертикальный угол наведения орудий -5 до +35 градусов независимо для каждого орудия. Для открывания - закрывания затвора, досылки снаряда и полузарядов, поворота башен и возвышения ствола орудий использовался электропривод, питаемый от двух дизель-генераторов общей мощностью 370 кВт. Время открывания или закрывания затвора - 8 секунд.

Управление огнем осуществлялось с командно-наблюдательного, расположенного недалеко от башен и связанного с подбашенными блоками потернами. Командный пункт оборудовался бронеколпаком диаметром 3,4 метра с толщиной брони 450 мм. Вблизи командного пункта, в легко бронированных башнях, располагались стереоскопические дальномеры с базой 8 или 10 метров. Башенные установки комплектовались системой приборов управления стрельбой (ПУС) Гейслера, обеспечивающую стрельбу по видимым и невидимым целям со скоростью до 60 узлов. Каждая башня комплектовалась двумя прицелами Цейса Металлического завода (слева и справа от орудий), увеличение прицела 12-кратное, пределы прицеливания 0 - 23 790 метров.

Стволы орудий спроектированы в 1907 году для линейных кораблей типа "Севастополь", изготавливались на Обуховском Сталелитейном заводе, стволы орудий изготовленные для Военного министерства отличались в деталях от стволов морской пушки. В частности на стволах были разной длины зарядные камеры. Масса ствола - 53 тонны, калибр 12" (305 мм), общая длина 15 850 мм. На стволах, устанавливавшихся в береговых крепостях, на казенной части стояло клеймо СА, вместо МА на морских орудиях. В боекомплект могли входить бронебойные, фугасные, удушающие снаряды, пулевая шрапнель, дистанционная граната, и пр. Максимальная дальность стрельбы - 28 800 метров.

Картинки (то что под рукой):


Разрез башенной установки


План башенного блока


Разрез по погребам


Современное состояние подбпшенного блока батареи №35 на мысе Херсонес


Финская батарея на Куйвасаари


Она же. Видны "наросты" для прицелов и слева еще рубочка командира башни.

Если у кого есть замечания или дополнения, пишите пожалуйста...

Честь имею!...
http://fortress.vif2.ru/