От Рядовой-К
К All
Дата 02.08.2001 04:44:13
Рубрики Современность; Танки; Армия;

Вот статья про ГТД в "независьке"..

Агттируют за газотурбинные двигуны.

Оригинал
http://nvo.ng.ru/armament/2001-07-27/6_better.html

ЧТО ЛУЧШЕ ДИЗЕЛЯ?
Возможно, это газотурбинный двигатель...
Валерий Морозов, Виктор Цырульников, Данила Изот

Название статьи Эрия Вавилонского - "А дизель все-таки лучше" ("НВО" # 23, 2001 г.). Однако мы предлагаем читателям еженедельника разобраться, так ли это на самом деле, действительно ли "дизель лучше" газотурбинного двигателя (ГТД).

ЯВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
По ТТХ максимальные скорости Т-90С и Т-80У - 60 и 70 км/час соответственно. Но фактически максимальная скорость Т-80У - 80 км/час, и это доказано, в частности, на жестких тендерных испытаниях в Греции в 1998 г. (существует официальное заключение тендерного комитета). Ну, а говорить, что такая скорость танку не нужна и ссылаться на скорости движения в колонне в 25-35 км/час - мягко говоря, не корректно. Ведь существуют еще марш-броски, маневрирование на поле боя, стрельба с ходу, атаки и т.п. Кстати, на маршах, проводившихся во время совместных испытаний между дизельными танками и Т-80, машины с ГТД всегда приходили (в колонне!) первыми, намного опережая своих визави.

Очень странно для специалиста звучит фраза, что скорость в 25-35 км/час "принята во всех странах мира для танковых колонн", а увеличение скорости "приводит к наездам" танков друг на друга, "к другим ошибкам экипажа или растягиванию колонны". О том, что во всем мире основные боевые танки весят не менее 55, а то и все 70 тонн при мощности двигателей в 1000-1500 л.с., автор умалчивает, а, следовательно, и неудивительно, что у таких танковых колонн и скорость в среднем будет 30 км/час. А по поводу "ошибок экипажей", так это вопрос не к танку или двигателю...

Теперь о динамических качествах, то есть о приемистости. Дизель В-84 имеет семь передач, ГТД-1250 - четыре, причем, как правило, используются только две. Скорость 60 км/час Т-80У набирает за 22 с! Коэффициент приспособляемости у ГТД-1250 составляет 2.6, в то время, как у В-84 - 1,2. Этим коэффициентом определяется количество переключений при движении по пересеченной местности. И это не только снижает утомляемость экипажа, но и значительно упрощает и, конечно, удешевляет дорогостоящий узел танка. Более того, плавное, без рывков изменение тяговых усилий у ГТД-1250 дает возможность осуществлять движение танка практически без переключения передач, что повышает проходимость машины, особенно на слабых грунтах, при обледенении дороги, облегчает управление танком при сложном маневрировании, что особенно важно в условиях боя.

Благодаря применению ГТД изменилась и методика стрельбы. Если раньше стрелять с ходу рекомендовали на скорости до 15 км/час, то теперь допускается скорость 25, 35 и более км/час.

В подтверждение плавности хода танка с ГТД можем описать следующий трюк, выполняемый танкистами на Т-80: танк подъезжает к столбу, из которого торчит гвоздь, и плавно вдавливает его в столб.

И ПЫЛЬ - НЕ ПОМЕХА
Из статьи Эрия Вавилонского следует, что как только тагильчане столкнулись с проблемой очистки воздуха, так сразу "на этом работы можно было прекращать". На самом деле данная фраза говорит не о "мужестве" уральцев, а об их недостаточно прозорливой конструкторской и инженерной мысли.

Директор "Уралвагонзавода" Иван Окунев, проводя первые ходовые испытания "объекта 167Т" с авиационным ГТД, понимал главное - это проверка тягово-динамических возможностей ГТД со свободной силовой турбиной. Иван Васильевич, мудрый человек, разглядел и подтвердил испытаниями базовые преимущества ГТД по сравнению с дизелем (за что механика-водителя и одарили квартирой). Пыль, дизельное топливо, зимний запуск, километровые расходы топлива и масла, торможение танка двигателем, регламент обслуживания и т.д. - все это было потом.

Действительно очистка проточной части танкового ГТД от пылевых отложений явилась основной проблемой в создании такого рода двигателей. Не будем вдаваться в подробности, скажем главное. Конструкторы "Завода им. В.Я. Климова" применили инерционный способ очистки ГТД, так называемый циклонный, основанный на использовании центробежных сил, который, во-первых, ограничивал от использования громоздких агрегатов, а во-вторых, давал относительно высокий процент (97) очистки воздуха. Но все-таки частицы размером менее 10 микрон оседали в проточной части. Для борьбы с этими отложениями "климовцы" изобрели уникальнейший способ виброочистки. По окружности корпуса соплового аппарата турбины высокого давления расположили 8 пневмоударников. Они периодически стряхивают отложения, которые потом вылетают вместе с выхлопными газами. Кроме этого перед запуском и после остановки двигателя происходит пылесдув, удаляющий пылевые отложения на колесах компрессоров. Весь этот процесс внесен в циклограмму и работает автоматически (напомним: время изобретения метода - начало 70-х гг.!). Благодаря этому ГТД может пропускать за свой ресурс более 500 кг пыли, и, что самое главное - без обслуживания воздухоочистителя. Показатель допустимого коэффициента пропуска пыли у ГТД-1250 выше дизельных двигателей почти в 100 раз! Так кто работает надежней в условиях запыленности?

Американцы на "Абрамсе" пошли другим путем. Они применили неэффективные барьерные фильтры - кассеты, которые представляют собой громоздкий агрегат объемом 2 кубометра! И в этом действительно прав Вавилонский: во время "Бури в пустыне" "Абрамсы" буквально задохнулись от пыли во время первого же походного марша в составе колонны. Действительно, американские танкисты вынуждены были каждые 15 минут вылезать из танка и всем экипажем ломами выбивать пыль из кассет, чему есть документальные фотосвидетельства. На наших "восьмидесятках" такого убожества нет! Еще раз напоминаем, что воздухоочиститель танка Т-80 не обслуживается экипажем. Но вывод г-на Вавилонского о том, что "в жарких странах, в горных условиях система защиты ГТД (имеется ввиду любой ГТД) от перегрева ограничивает использование полной мощности двигателя, ухудшая подвижность газотурбинных танков", и здесь не корректен. Автор подменил сравнение дизеля с ГТД-1250 на сравнение дизеля с любым ГТД, приведя в пример AGT-1500, и получил вывод, который его очень устраивает. Но двигатель ГТД-1250 работает куда более надежно в жарких условиях и условиях запыленности, нежели дизель В-84, о чем говорят отчеты по результатам последних испытаний Т-90С в Индии и Т-80У в Греции, где тендерный комитет особо отметил "надежную работу двигателя ГТД-1250 по сравнению с двигателями других танков" ("Абрамса", "Леклерка", "Леопарда 2", "Челенджера 2" и Т-84). А, между прочим, Греция - это и горы, и большая запыленность, и высокая температура окружающего воздуха.

ЗА ЧТО ОБИДНО
Необходимо отметить следующие преимущества ГТД-1250 перед дизельными двигателями:

1. Легкость пуска от +40 до -40 градусов Цельсия (просто нажми кнопку и ничего не надо разогревать). Оперативная готовность Т-80У - 3 минуты, у дизельных российских танков - до 30 минут, а на морозе и того больше. По воспоминаниям участников сравнительных испытаний в Даурии, при приготовлении к маршу 23 февраля 1971 г., экипажи дизельных танков подняли в 5 часов утра, чтобы они за два часа до выступления начали разогревать свои машины. Воистину, вспомнишь известного философа - француза Рабле: "Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше". А экипажи Т-80 появились на своих машинах за 15 минут до начала движения запустили свои "примуса" (как прозвали испытатели "восьмидесятки") и были готовы к маршу... через 5 минут.

2. Незаглохаемость двигателя при увеличении нагрузки, например, при утыкании танка в стену, при встрече с препятствиями при преодолении рвов, на водной переправе, при попадании в тяжелую грязь, при таране и т.п. (танкисты знают, что это такое и как с этим бороться на дизельных танках).

3. Малые объем и масса двигателя (1050 кг при 1250 л.с.), а, следовательно, выигрыш в массе танка и объеме МТО.

4. Отсутствие жидкостной системы охлаждения, а, следовательно, затрат мощности на нее. Двигателю ГТД-1250 не нужно ни воды, ни антифриза, ни тосола. У дизельных двигателей эта система требует не только сложного устройства, но трудоемкого обслуживания и дополнительного обеспечения этими жидкостями.

5. Более высокий ресурс двигателя (в 2-3 раза) вследствие уравновешенности и сведения к минимуму трущихся поверхностей в двигателе, что значительно увеличивает долговечность деталей и снижает конечную стоимость двигателя при массовом производстве.

6. Снижение уровня шума (если кто-нибудь стоял перед идущим на вас Т-80, то знает, что его практически не слышно) и заметности выхлопных газов в 2-3 раза, а, следовательно, увеличение шумо- и тепломаскировки. Участники первой чеченской кампании рассказывают, что при заключении Хасавюртовских соглашений одним из условием Масхадова было требование убрать из Чечни полк "восьмидесяток", которые, неслышно подкрадываясь в горах, доставляли немалый урон боевикам.

7. Лучшая ремонтопригодность двигателя. На Т-80 операция по замене силовой установки, которая представляет собой моноблок, занимает всего 4 часа - его просто вынимают на талях и на то же место ставят новый моноблок (на Т-72 и Т-90 эта операция требует 24 часа и специальный кран).

8. Лучшая ремонтопригодность танка. Бывают случаи, когда три дизельных танка никак не могут завести "с толкача" один неисправный танк. На Т-80 все очень просто - подъезжает исправный танк, перебрасывает электрокабель к розетке внешнего запуска, и через минуту при любых атмосферных условиях танк готов к работе.

9. Более простая система обогрева экипажа танка: горячий воздух поступает от компрессора ГТД. А к дизелю приходится приспосабливать дополнительный теплообменник с вентилятором. Кстати, танк с ГТД-1250 способен не только обогревать экипаж: выхлопные газы не токсичны и содержат минимальное количество копоти, их можно использовать для разогрева техники, обогрева помещений (боксов) в зимний период, сушки одежды и даже приготовления пищи.

10. Более простая система кондиционирования воздуха, использующая сжатый воздух от двигателя и не требующая, как на дизельных машинах, установки специального холодильного агрегата.

11. Более высокие экологические качества вследствие малой токсичности выхлопных газов, отсутствия антифриза и токсичных синтетических масел.

12. Многотопливность, то есть возможность работы двигателя на дизельном топливе, бензине, керосине и их смесях в любой пропорции без какой-либо перерегулировки двигателя, возможность перевода на газообразное топливо. Кстати, заправку танка Т-80 можно производить прямо с вертолета.

Хотим также отметить, что "перспективное развитие танкостроения... в натовских государствах, включая США, связывается сегодня только с использованием дизельных двигателей" не потому что дизель лучше, а потому, что они не смогли создать надежный ГТД (хотя и это не совсем так: по последней информации Министерство обороны США выбрало в качестве силовой установки для своего нового танка именно ГТД). Но мы-то смогли! А что касается "развития танкостроения в России", то оно определяется на 95% не объективными причинами, а ностальгией наших генералов от бронетехники, для которых лучшие танки - это Т-54: "два рычага и педаль".

Но все же нам, разработчикам новой техники, обидны не критические статьи. Обидно другое - у нас, в России, северной стране, почему-то до сих пор никто не востребовал транспортный, "земной" ГТД. А ведь он так нужен и на карьерных самосвалах, работающих на приисках в Якутии, и на судах на воздушной подушке, которые могли бы не уничтожать растительность тундры, и на тепловозах, курсирующих по БАМу, и на аварийных электростанциях.


Так вот.

От Alexey Samsonov
К Рядовой-К (02.08.2001 04:44:13)
Дата 06.08.2001 23:23:48

Что за сказки про малошумность?

Недавний парад в Кубинке. Т-80 с ГТД действительно показывает чудеса маневренности, но звукан при этом будь здоров. В аэропортах все бывали, свист и шипение турбин на летном поле даже сквозь стекла аэровокзала слышали. Вот этот же самый звук, только стекол нет:-)

От tarasv
К Alexey Samsonov (06.08.2001 23:23:48)
Дата 07.08.2001 12:11:02

Re: Что за...


>Недавний парад в Кубинке. Т-80 с ГТД действительно показывает чудеса маневренности, но звукан при этом будь здоров. В аэропортах все бывали, свист и шипение турбин на летном поле даже сквозь стекла аэровокзала слышали. Вот этот же самый звук, только стекол нет:-)

Т-80 спереди почти не слышно пока не подъедет близко. Сбоку и сзади дело другое. Кстати большой вклад в шум самолета дает компрессор, а его в танке, из за скажем так особенностей конструкции, слышно гораздо меньше чем на самолете.

От KGI
К tarasv (07.08.2001 12:11:02)
Дата 07.08.2001 14:04:48

Re: Что за...

День добрый!

> Т-80 спереди почти не слышно пока не подъедет близко. Сбоку и сзади дело другое.

Личные впечатления,в непосредственной близости:
Запускается совсем не слышно,можно даже не заметить.
А вот когда наберет обороты и газанет на старте,свист и рев стоит такой,что рядом стоящего человека не слышно.

И что интересно,я так и не понял где у него находится выхлопная труба.Танк был с ВЗУ.Над МТО при запущеном двигателе - марево,но вот дырки откуда идет выхлоп не видно.

С Уважением.

От СОР
К KGI (07.08.2001 14:04:48)
Дата 07.08.2001 15:21:05

Там не труба



>И что интересно,я так и не понял где у него находится выхлопная труба.Танк был с ВЗУ.Над МТО при запущеном двигателе - марево,но вот дырки откуда идет выхлоп не видно.

Там рассеиватель стоит сзади в виде как бы решетки, ну короче танкисты пояснят)))

От KGI
К СОР (07.08.2001 15:21:05)
Дата 07.08.2001 15:28:50

В том то и дело

>Там рассеиватель стоит сзади в виде как бы решетки, ну короче танкисты пояснят)))

что эта решетка чистая декорация.Я специально ее вплотную разглядывал.Под ней просто стенка и все.

С Уважением.

От Сергей Н
К Рядовой-К (02.08.2001 04:44:13)
Дата 04.08.2001 19:05:07

А есть ли данные о закупке танков армией РФ

Нет ли у кого данных, какое количество новых танков поступило в армию РФ с 1991 г по 2001. ( если вообще армия их закупает ). Что то припоминается что в 1991 - 1994 вообще ни одного ни купили .

От А.Никольский
К Сергей Н (04.08.2001 19:05:07)
Дата 06.08.2001 23:54:53

есть данные о закупке танков армией РФ


> Нет ли у кого данных, какое количество новых танков поступило в армию РФ с 1991 г по 2001. ( если вообще армия их закупает ). Что то припоминается что в 1991 - 1994 вообще ни одного ни купили .
++++++++
Как раз в 92-93купили сто с чем-то Т-90,а после 94 ни одного танка не купили
С уважением,А.Никольский

От Prof
К Рядовой-К (02.08.2001 04:44:13)
Дата 04.08.2001 18:52:08

Добавлю


>ЯВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
>По ТТХ максимальные скорости Т-90С и Т-80У - 60 и 70 км/час соответственно. Но фактически максимальная скорость Т-80У - 80 км/час, и это доказано, в частности, на жестких тендерных испытаниях в Греции в 1998 г. (существует официальное заключение тендерного комитета). Ну, а говорить, что такая скорость танку не нужна и ссылаться на скорости движения в колонне в 25-35 км/час - мягко говоря, не корректно. Ведь существуют еще марш-броски, маневрирование на поле боя, стрельба с ходу, атаки и т.п. Кстати, на маршах, проводившихся во время совместных испытаний между дизельными танками и Т-80, машины с ГТД всегда приходили (в колонне!) первыми, намного опережая своих визави.

Сам видел как ротная колонна шла на скорости 50-60км.


>И ПЫЛЬ - НЕ ПОМЕХА

>Действительно очистка проточной части танкового ГТД от пылевых отложений явилась основной проблемой в создании такого рода двигателей. Не будем вдаваться в подробности, скажем главное. Конструкторы "Завода им. В.Я. Климова" применили инерционный способ очистки ГТД, так называемый циклонный, основанный на использовании центробежных сил, который, во-первых, ограничивал от использования громоздких агрегатов, а во-вторых, давал относительно высокий процент (97) очистки воздуха. Но все-таки частицы размером менее 10 микрон оседали в проточной части. Для борьбы с этими отложениями "климовцы" изобрели уникальнейший способ виброочистки. По окружности корпуса соплового аппарата турбины высокого давления расположили 8 пневмоударников. Они периодически стряхивают отложения, которые потом вылетают вместе с выхлопными газами. Кроме этого перед запуском и после остановки двигателя происходит пылесдув, удаляющий пылевые отложения на колесах компрессоров. Весь этот процесс внесен в циклограмму и работает автоматически (напомним: время изобретения метода - начало 70-х гг.!). Благодаря этому ГТД может пропускать за свой ресурс более 500 кг пыли, и, что самое главное - без обслуживания воздухоочистителя. Показатель допустимого коэффициента пропуска пыли у ГТД-1250 выше дизельных двигателей почти в 100 раз! Так кто работает надежней в условиях запыленности?

>Американцы на "Абрамсе" пошли другим путем. Они применили неэффективные барьерные фильтры - кассеты, которые представляют собой громоздкий агрегат объемом 2 кубометра! И в этом действительно прав Вавилонский: во время "Бури в пустыне" "Абрамсы" буквально задохнулись от пыли во время первого же походного марша в составе колонны. Действительно, американские танкисты вынуждены были каждые 15 минут вылезать из танка и всем экипажем ломами выбивать пыль из кассет, чему есть документальные фотосвидетельства. На наших "восьмидесятках" такого убожества нет! Еще раз напоминаем, что воздухоочиститель танка Т-80 не обслуживается экипажем. Но вывод г-на Вавилонского о том, что "в жарких странах, в горных условиях система защиты ГТД (имеется ввиду любой ГТД) от перегрева ограничивает использование полной мощности двигателя, ухудшая подвижность газотурбинных танков", и здесь не корректен. Автор подменил сравнение дизеля с ГТД-1250 на сравнение дизеля с любым ГТД, приведя в пример AGT-1500, и получил вывод, который его очень устраивает. Но двигатель ГТД-1250 работает куда более надежно в жарких условиях и условиях запыленности, нежели дизель В-84, о чем говорят отчеты по результатам последних испытаний Т-90С в Индии и Т-80У в Греции, где тендерный комитет особо отметил "надежную работу двигателя ГТД-1250 по сравнению с двигателями других танков" ("Абрамса", "Леклерка", "Леопарда 2", "Челенджера 2" и Т-84). А, между прочим, Греция - это и горы, и большая запыленность, и высокая температура окружающего воздуха.

Запылённость это не проблема! Сам ездил на танке который прошел 15000км без единого кап.ремонта, причём 10000км по напрочь пыльному танкодрому. И нечего "жив курилка"! У меня на глазах это танк заглох из-за того, что песком забился фильтр, после чего фильтр был извлечён и выкинут нафиг, со словами, что мол циклоны и без фильтра справляются! И это притом, что в тот момент на танкодроме пыль стояла нехилым столбом!

>ЗА ЧТО ОБИДНО
>Необходимо отметить следующие преимущества ГТД-1250 перед дизельными двигателями:

13. Минимальный расход масла, а вернее вообще не расход его. Даже ушатанная 80ка практически не жрёт масло, а вот ушатанная 72ка может хавать 1л на 1км.

----
И ещё мнение ВСЕХ танкистов с которыми я знаком это то, что отказ от ГТД это шаг назад!

С Уважением, Prof.

От Леонид
К Prof (04.08.2001 18:52:08)
Дата 05.08.2001 18:49:08

Справляются.

>Запылённость это не проблема! Сам ездил на танке который прошел 15000км без единого кап.ремонта, причём 10000км по напрочь пыльному танкодрому. И нечего "жив курилка"! У меня на глазах это танк заглох из-за того, что песком забился фильтр, после чего фильтр был извлечён и выкинут нафиг, со словами, что мол циклоны и без фильтра справляются! И это притом, что в тот момент на танкодроме пыль стояла нехилым столбом!

На Т-64 тоже циклон хорошо работает. Пока воздух сухой и не попало туда масло/грязь.

С уважением
Леонид.

От Рядовой-К
К Рядовой-К (02.08.2001 04:44:13)
Дата 02.08.2001 04:58:09

А вот статья-зачинщик спора (+)

А ДИЗЕЛЬ ВСЕ-ТАКИ ЛУЧШЕ
Еще почти 40 лет назад уральские танкостроители убедились, что газотурбинный двигатель для танков малопригоден
Эрий Вавилонский

11 апреля 1963 г. на танковом полигоне в Нижнем Тагиле совершил пробный пробег первый в мире танк с газотурбинным двигателем (ГТД). Создателям принципиально новой боевой машины в тот момент показалось, что свершилась давно ожидаемая революция в танкостроении. Около десяти лет прошло с того времени, когда в Англии впервые задумались над применением газотурбинной силовой установки для танка. Еще почти сорок лет потребовалось танковым конструкторам мира, чтобы понять - дизель был, есть и останется в обозримом будущем лучшим двигателем для бронированной боевой машины. Всем, кроме конструкторов танкового конструкторского отдела "Уралвагонзавода", которые пришли к этому выводу еще в 60-х гг.

Но прежде чем сделать вывод о неперспективности газотурбинной силовой установки для танка, тагильчане первыми в мире до конца прошли путь от идеи до готового изделия.

Тогда, 11 апреля 1963 г., инженеры и рабочие танкового отдела "Уралвагонзавода" облепили окна рабочих помещений. Несмотря на то, что работы над газотурбинным танком велись в обстановке глубокой секретности, коллектив догадывался о приближении дня выезда нового и необычного опытного образца в заводской пробег.

Сравнительные испытания нового газотурбинного танка - "Объект 167Т" и серийного Т-62 на двадцатикилометровом отрезке разбитой весенней трассы как будто подтвердили первые прогнозы. Одиночный газотурбинный танк бежал в полтора раза быстрее дизельного и легко справлялся с препятствиями. На мерном участке механик-водитель дизельного танка сделал 18 переключений передач, газотурбинного - 4!

Правда, горючего новая машина пожирала существенно больше, чем ее серийный коллега. Несмотря на установленные дополнительные баки на 620 литров, запас хода "Объекта 167Т" оказался на 22% ниже.

Тем не менее тогда, в 1963 г., конструкторы были уверены, что недостатки нового двигателя устранимы.

14 сентября 1964 г. на центральном военном полигоне под Москвой состоялся очередной показ новой военной техники высшему руководству СССР. Тагильский "Объект 167Т" был выставлен в паре с новейшим тогда танком Т-64 харьковского завода с дизельным двигателем 5ТДФ. Мощности дизеля и газотурбинного двигателя были равны - по 700 л.с.

Перед началом демонстрационных пробегов директор "Уралвагонзавода" Иван Окунев, которого с полным основанием можно назвать крестным отцом нового танка, дал короткое напутствие механику-водителю "Объекта 167Т" Володченко: "Обгонишь харьковский танк, получишь трехкомнатную квартиру". Свое слово директор сдержал.

Однако, несмотря на кажущийся внушительный успех, конструкторы УВЗ в скором времени отказались от продолжения работ над газотурбинным танком... Почему?

...Создание газотурбинного танка получило мощную поддержку в лице директора завода Ивана Окунева, человека неуемного характера, волевого, авторитетного, мыслящего по-государственному. Он был патриотом завода и приверженцем новой техники. Отношение Ивана Васильевича к созданию новой военной техники мы чувствовали всегда в мобилизации всех ресурсов завода и конструкторского отдела.

Директор рисковал. Его волевым решением одновременно велись работы над техническим проектом, разработкой конструкторской документации, изготовлением опытного образца и доводкой рабочих узлов. Нарушались требования ГОСТов, что допускалось разве что в годы Великой Отечественной войны.

Самую главную сложность представляло создание системы воздухоочистки. При равной мощности с дизелем газотурбинный двигатель требовал в четыре раза больше воздуха. Это требовало отводить под воздухоочиститель огромные объемы в моторно-трансмиссионном отделении.

В ходе испытаний было опровергнуто ранее существовавшее мнение о достаточном для ГТД уровне пропуска пыли в пределах четырех процентов. Испытания выявили эрозивный износ входных кромок рабочих лопаток компрессора при эксплуатации в условиях повышенной запыленности. Усовершенствовав воздухоочиститель, конструкторы сумели снизить коэффициент пропуска пыли до 2-3%.

И все-таки было ясно, что вопросы воздухоочистки будут доминирующими среди всех прочих проблем, стоящих перед конструкторами газотурбинного танка.

Все. На этом работы можно было прекращать. Применение воздухоочистителей с "нулевым" пропуском пыли (то есть 100-процентной очисткой воздуха) резко увеличивает массо-габаритные характеристики силовой установки, а прожорливость ГТД (часовой расход топлива в 1,6-1,8 раза больше, чем у дизеля равной мощности) делает танковые части уязвимыми при любой угрозе нарушения снабжения их топливом.

На основе тщательного анализа результатов испытаний "Объекта 167Т" и прогнозирования развития танкового двигателестроения конструкторский отдел УВЗ совместно с Управлением начальника танковых войск Министерства обороны пришли к выводу о неперспективности газотурбинного танка. Тагильские конструкторы нашли в себе инженерное мужество остановиться и свернуть с тупикового пути, которым все-таки пошли разработчики газотурбинных "Абрамсов" и наших отечественных Т-80.

С 1968 г. в КБ-3 Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) под руководством главного конструктора Николая Попова началось проектирование танка с использованием разрабатываемого в ЛНПО имени В.Я. Климова танкового двигателя ГТД-1000Т (генеральный конструктор - Сергей Изотов). К тому времени по указанию Хрущева в стране были прекращены работы по проектированию и выпуску тяжелых танков, в создании которых КБ-3 ЛКЗ занимало лидирующее положение в мире. Поэтому интерес, проявленный к возможности создания газотурбинного танка со стороны секретаря ЦК КПСС Дмитрия Устинова, был использован ленинградскими конструкторами для начала новой работы.

С 1976 г. впервые в мире на ЛКЗ началось производство серийного газотурбинного танка Т-80 и двигателя ГТД-1000Т на Калужском моторостроительном заводе. В процессе серийного производства танк Т-80 постоянно совершенствовался. Позднее его производство было передано в Омск. Последняя серийная модификация получила индекс Т-80У.

28 февраля 1980 г., то есть 15 лет спустя после получения отрицательного заключения в Нижнем Тагиле, в городе Лайма (штат Огайо) сошел с конвейера первый серийный танк армии США М1 "Абрамс" с газотурбинным двигателем. До сих пор на выставках и полигонах в рекламных целях демонстрируется хорошие скоростные характеристики одиночных "Абрамсов", как и отечественных газотурбинных Т-80У. Однако после формирования в ротные или батальонные колонны скорости газотурбинных и дизельных танков выравниваются. Даже при меньшей мощности моторов дизельных машин.

Попытка увеличить скорость колонны сверх 25-35 км/час, принятой во всех странах мира для танковых колонн, приводит к наездам бронированных машин друг на друга, к другим ошибкам экипажа или растягиванию колонны.

В жарких странах, в горных условиях система защиты ГТД от перегрева ограничивает использование полной мощности двигателя, ухудшая подвижность газотурбинных танков. На Аравийском полуострове во время "Бури в пустыне" "Абрамсы" буквально задохнулись от пыли во время первого же походного марша в составе колонны.

И, может быть, главный недостаток ГДТ в условиях скудного финансирования оборонного заказа в России XXI в. - высокая стоимость. Хотя в 1965 г. подобный оборот событий уральские конструкторы едва ли могли себе представить, но и здесь оказались правы. Цена газотурбинного двигателя в сравнении с дизельным выше в пять-десять раз. К примеру, серийный дизель В-84 для Т-72Б в 1989 году стоил 14 тыс. руб., а ГТД для

Т-80 - 104 тыс. руб. При этом коэффициенты подвижности при движении колонн танков составляли: для Т-72 - 1,13; для Т-80 - 1,17.

Три сотни уральских танков Т-90С с традиционной дизельной двигательной установкой, проданных Индии, подтвердили правоту тагильских конструкторов. Мода на газотурбинные танки прошла. Химера холодной войны, когда сверхдержавы, не считаясь с финансовыми затратами, повторяли даже ошибочные шаги противника, лопнула.

Сейчас завеса секретности над первым газотурбинным танком поднята. За ненадобностью. Перспективное развитие танкостроения в России, в натовских государствах, включая США, связывается сегодня только с использованием дизельных двигателей. Танковый контракт между Индией и Россией с полным основанием можно считать первой ласточкой в предстоящем танковом перевооружении мира. На смену газотурбинным танкам идут дизельные танки нового поколения, обретающие лучшие достоинства газотурбинных машин, но уже свободные от их недостатков.


Так вот.

От Рядовой-К
К Рядовой-К (02.08.2001 04:58:09)
Дата 02.08.2001 05:07:30

Видимо борьба продолжается. (-)


От Василий Фофанов
К Рядовой-К (02.08.2001 05:07:30)
Дата 02.08.2001 12:47:48

Да, битва за кормушку еще идет... (-)


От А.Никольский
К Василий Фофанов (02.08.2001 12:47:48)
Дата 02.08.2001 13:37:12

Битва окончена, Омский завод закроют (-)


От Prof
К А.Никольский (02.08.2001 13:37:12)
Дата 03.08.2001 20:11:45

А зачем нам кузнец? :))) (+)

Два факта:
1 Недавно к нам в Питер приезжал один большой чел с востока.

2 На Кировском заводе расконсервируются цеха на которых производились Т-80. И на ЛОМО закопашились чАвото?! :)

Знаю больше но сказать не могу 8-)

С Уважением, Prof.

От knight777
К Prof (03.08.2001 20:11:45)
Дата 03.08.2001 20:19:49

Зачем Ким Ир Сену Т-80

Всем, здравствуйте!
Для их ТВД Т-72 не лучше ли будет, да и дешевле или это все-таки для загрузки мощностей Омска
С уважением knight777

От Prof
К knight777 (03.08.2001 20:19:49)
Дата 03.08.2001 23:26:19

Неее, я думаю нашим корейским товарищам Т-80 не нужен...

...да и в Питер сей великий вождь не заезжал.

С уважением, Prof.

От Samsv
К knight777 (03.08.2001 20:19:49)
Дата 03.08.2001 20:26:11

Ким Ир Сену уже ничего не надо, умер в 1994 г.,Ким Чен Иру? (-)


От knight777
К Samsv (03.08.2001 20:26:11)
Дата 03.08.2001 20:34:54

Ссори, ошибся, Ким Чен Иру (-)


От Василий Фофанов
К А.Никольский (02.08.2001 13:37:12)
Дата 02.08.2001 13:59:01

Эхем... так таки прямо закроют :) (-)


От А.Никольский
К Василий Фофанов (02.08.2001 13:59:01)
Дата 02.08.2001 14:23:01

Клебанов сказал, что госзаказ будет только Тагилу (-)


От Василий Фофанов
К А.Никольский (02.08.2001 14:23:01)
Дата 02.08.2001 14:53:09

Ну так ведь это не значит что закроют :) (-)


От Валерий Мухин
К А.Никольский (02.08.2001 14:23:01)
Дата 02.08.2001 14:33:27

Это правильное решение (+)

Очевидно, что закупать ДВА разных танка в современных условиях это непозволительная роскошь. Даже в советское время закупка трех разных машин одновременно вызывала вопросы в целесообразности. Стало быть, надо выбрать между Тагилом и Омском.
1. Т-90 более дешевая в эксплуатации машина.
2. У Т-90 выше уровень защиты.
3. Тагильский завод гораздо крупнее Омского. Он вообще самый большой в мире.
4. У Тагила давно готов танк следующего поколения Т-95. ЧО машина которая не может заменить Т-95.

Я так понимаю, ни кто не запрещает Омску продавать Т-80 за границу?

C уважением, Валерий Мухин.
http://mukhin.vif2.ru

От А.Никольский
К Валерий Мухин (02.08.2001 14:33:27)
Дата 02.08.2001 14:40:55

не запрещают



>Я так понимаю, ни кто не запрещает Омску продавать Т-80 за границу?

>C уважением, Валерий Мухин.
http://mukhin.vif2.ru
+++++
Нет конечно. Стоит отметить, что УВЗ в целом более жизнеспособное предприятие за счет вагонов, причем приватизировать его (как и Омский завод) не получилось никому - ни МПС, ни всяким онэксимам, хотя они и хотели это. Вообще это любопытная ситуация - в авиацию все эти онэксимы и кузыки залезли так, что теперь неясно что с этим делать, а танковая промышленность так и осталась казенной.
С уважением, А.Никольский
С уважением, А.Никольский

От СОР
К А.Никольский (02.08.2001 14:40:55)
Дата 02.08.2001 17:24:42

Потому что лезут туда где сладко))) (-)