От Любитель
К All
Дата 25.05.2007 15:36:52
Рубрики 11-19 век; WWII;

Железнодорожный набросъ.

Встретил в очередной раз расхожий тезис:

Между прочим, мудрое решение Николая I установить в России железнодорожную колею шире европейской сыграет свою роль в войне 1941-45 гг. Особенно на начальном этапе, когда немцам остро не хватало паровозов под русскую колею.

http://pioneer-lj.livejournal.com/1073819.html

В подтверждение приводятся цитаты:

«Транспортное управление вермахта имело в своем распоряжении локомотивный парк, годный для Европы, но только не для России и ее условий».

«… в декабре 1941 года Гитлер лично поставил перед промышленностью страны стратегическую задачу - создать новый паровоз».

http://antares.samlan.ru/index.htm/kriegslok.htm

Насколько сие рассуждение здраво? (если вдруг "боян" - посьба ткнуть носом в обсуждение)

От Любитель
К Любитель (25.05.2007 15:36:52)
Дата 29.05.2007 20:54:18

Всем спасибо за ответы. (-)


От СанитарЖеня
К Любитель (25.05.2007 15:36:52)
Дата 25.05.2007 16:44:33

Re: Железнодорожный набросъ.

>Встретил в очередной раз расхожий тезис:

>Между прочим, мудрое решение Николая I установить в России железнодорожную колею шире европейской сыграет свою роль в войне 1941-45 гг. Особенно на начальном этапе, когда немцам остро не хватало паровозов под русскую колею.

>
http://pioneer-lj.livejournal.com/1073819.html

>В подтверждение приводятся цитаты:

>«Транспортное управление вермахта имело в своем распоряжении локомотивный парк, годный для Европы, но только не для России и ее условий».

>«… в декабре 1941 года Гитлер лично поставил перед промышленностью страны стратегическую задачу - создать новый паровоз».

> http://antares.samlan.ru/index.htm/kriegslok.htm

>Насколько сие рассуждение здраво? (если вдруг "боян" - посьба ткнуть носом в обсуждение)

1. На момент принятия решения Николаем "стефенсоновская колея" не преобладала даже в Великобритании.
2. Широкие колеи давали бОльшую устойчивость вагону, и, до наработки опыта эксплуатации, воспринимались, как более безопасные. Ширина колеи первой русской ж/д вообще была 1829мм.
3. Другим преимуществом увеличения ширины колеи было увеличение максимальной вместимости вагона.
4. До России она была принята в Австро-Венгрии.
5. Экономическое наступление Англии привело к установлению стандарта Стефенсона по всей Европе, но в России уже была развитая ж/д сеть. Там же, где не было соединений дорог, и не надо было унифицировать ширину, она осталась иной (Испания, ПОртугалия, Ирландия, мелкие дороги в США и Индии и т.п.).
6. Таблица вариантов колеи есть здесь:
http://www.parovoz.com/spravka/gauges-ru.php
7. Перешивка колеи на иную ширину не составляет абсолютных трудностей, хотя затраты и велики. За наступающими советскими войсками она производилась.


От Warrior Frog
К СанитарЖеня (25.05.2007 16:44:33)
Дата 25.05.2007 17:13:02

Re: Железнодорожный набросъ.

Здравствуйте, Алл
>7. Перешивка колеи на иную ширину не составляет абсолютных трудностей, хотя затраты и велики. За наступающими советскими войсками она производилась.

Так же как и за наступающими герменскими войсками.
Я уже не помню, кто писал на форуме (ссылаясь на днесники Гальдера),о том, что перешивка колеи немцами производилась быстрыми темпами. И например, колею к Смоленску, (емнип), успели перешить уже через 2-3 недели после его взятия.


От Паршев
К Любитель (25.05.2007 15:36:52)
Дата 25.05.2007 15:53:41

Там вроде бы была речь о топках, пригодных для дров, каковых паровозов

у немцев было мало.

От Дмитрий Козырев
К Любитель (25.05.2007 15:36:52)
Дата 25.05.2007 15:51:07

Re: Железнодорожный набросъ.

>Встретил в очередной раз расхожий тезис:

>Между прочим, мудрое решение Николая I установить в России железнодорожную колею шире европейской сыграет свою роль в войне 1941-45 гг. Особенно на начальном этапе, когда немцам остро не хватало паровозов под русскую колею.

К этому "мудрому решению" Николай Павлович имел отдаленное отношение, ибо на время выбора колеи "стефенсонофская колея" еще не была стандартизована как "единая европейская"

Принятый парламентом Великобритании в 1846 г. закон обязывал всех владельцев железных дорог перешить (т.е. перестроить) свои пути на единую «стефенсоновскую» колею. Большинство стран Европы,в конце концов также перешли на этот стандарт. Исключение в Европе составили дороги Ирландии с колеей в 1600 мм, а также Испания и Португалия с колеей 1668 мм.

Обоснование же ширины колеи для России было дано ее инженером:

О выборе колеи для этой дороги инженер П. П. Мельников, после тщательного изучения железнодорожного дела в США, писал: «Трудно допустить, чтобы измерение одного из главных элементов железной дороги (т. е. ширины колеи), принятое почти случайно на первой дороге в Англии, было выгоднейшим для всех железных дорог вообще…» Мельников предложил колею в 5’, что было на 89 мм шире стефенсоновской. 29 сентября 1842 г. был издан указ «Об учреждении Комитета устройства железной Петербурго-Московской дороги». Крупнейшая дорога России длиной 650 км с колеей 1524 мм стала предшественницей всех российских железных дорог, а также железных дорог Финляндии. С тех пор она именуется «пятифутовой», «советской» или «русской».


т.е. обратите внимание выбор русского стандарта колеи произошел РАНЬШЕ, нежели стефесоновская колея была стандартизована в Англии ! (не в Европе даже)


От FED-2
К Дмитрий Козырев (25.05.2007 15:51:07)
Дата 25.05.2007 16:35:30

Re: Железнодорожный набросъ.

>> ...
> Принятый парламентом Великобритании в 1846 г. закон обязывал всех владельцев железных дорог перешить (т.е. перестроить) свои пути на единую «стефенсоновскую» колею. ...

>т.е. обратите внимание выбор русского стандарта колеи произошел РАНЬШЕ, нежели стефесоновская колея была стандартизована в Англии ! ...

А "широкую колею" (7 футов 1/4 дюйма) на английской Великой Западной Железной Дороге вообще ликвидировали только в 1892 году.


От BIGMAN
К Любитель (25.05.2007 15:36:52)
Дата 25.05.2007 15:45:43

Re: Железнодорожный набросъ.

Так вы про "колею" или про "морозы"?

От Любитель
К BIGMAN (25.05.2007 15:45:43)
Дата 25.05.2007 15:47:31

Про колею. А разве там где-то упомянуты морозы? (-)


От BIGMAN
К Любитель (25.05.2007 15:47:31)
Дата 25.05.2007 15:53:34

Re: Про колею....

А при чем тут:

«Транспортное управление вермахта имело в своем распоряжении локомотивный парк, годный для Европы, но только не для России и ее условий».
«… в декабре 1941 года Гитлер лично поставил перед промышленностью страны стратегическую задачу - создать новый паровоз».