От Офф-Топик
К All
Дата 26.07.2001 04:35:02
Рубрики WWI; WWII; Современность; Спецслужбы;

Статья из сов. секретного журнала по теории ПДСС

Некоторые вопросы боевого использования подводных диверсионных сил и средств
Капитан-лейтенант А. М. Колпаков
К подводным диверсионным силам и средствам (ПДСС) относятся боевые пловцы (подводные диверсанты, разведчики), оснащенные легководолазным снаряжением (дыхательные аппараты, маски, ласты и т. п.), технические средства их доставки к морским и береговым объектам противника (включая сверхмалые подводные лодки (СМПЛ) и другие специальные подводные средства движения), разведывательная и связная аппаратура, а также боеприпасы в виде герметизированных подрывных зарядов и мин, которые могут крепиться к объектам с помощью особых приспособлений.

В ВМС некоторых капиталистических государств ПДСС считаются одним из родов сил флота.

В современном понимании этого термина подводные диверсионные силы и средства впервые были использованы итальянцами в первую мировую войну: 31 октября 1918 года два их боевых пловца, скрытно проникнув в порт Пола, потопили находившийся там австро-венгерский линейный корабль "Вирибус Унитис"1.

В период между первой и второй мировыми войнами во флотах некоторых капиталистических государств стали создаваться специальные соединения и части ПДСС2. Несмотря на то что их боевое использование не оказало заметного влияния на общий ход борьбы на море3, в ряде случаев с помощью ПДСС осуществлялись довольно крупные диверсии, не только приводившие к большому материальному урону флота противника, но и дававшие значительный психологический эффект.

Опыт подготовки, организации этих диверсий в годы минувшей мировой войны и способы боевого использования в них ПДСС имеют, на наш взгляд, немаловажное значение и для современных условий, особенно если учитывать возросшее в последние годы внимание к этим специальным силам во флотах некоторых капиталистических стран. В связи с этим в данной статье освещается зарубежный опыт боевого использования ПДСС, а также предпринята попытка показать характерные, наиболее поучительные тактические приемы их применения при решении различных задач в боевых действиях на море.




В годы второй мировой войны подводные диверсионные силы и средства использовались во флотах почти всех основных капиталистических государств, участвовавших в войне. Однако их результативность была различной в зависимости от степени технической оснащенности, качества подготовки частей ПДСС, способов решения задач и организации всестороннего обеспечения.

Наиболее поучительными следует признать действия итальянских человеко-торпед в декабре 1941 года против английских кораблей, находившихся в порту Александрия. Подводным диверсантам удалось скрытно проникнуть внутрь охраняемой якорной стоянки, прикрепить заряды (головные части торпед) к подводным частям двух линейных кораблей и крупного танкера с установкой взрывателей на заданное время и незаметно покинуть место диверсии. В результате последовавших взрывов все три корабля были надолго выведены из строя, серьезные повреждения получил также один эсминец, стоявший у борта танкера. Как считают западные военные историки 4, в результате этой акции флот Италии получил на Средиземном море значительное превосходство над противником, смог возобновить снабжение экспедиционных сил, а также организовать переброску в Ливию африканского корпуса немецко-фашистских войск.

Основой успеха действий итальянских ПДСС явилась внезапность, достигнутая искусным проведением маскировки и дезинформации. Так, подводная лодка, доставлявшая человеко-торпеды к месту их боевого применения (порт Александрия), вышла из своей базы под видом учебного занятия по плану боевой подготовки, а личный состав (экипажи) этих торпед и снаряжение были переправлены заблаговременно на остров Лерос самолетом и приняты на нее в море. Переход подводной лодки с тремя человеко-торпедами на борту и экипажами для них, в том числе запасными, в назначенный район был совершен в полной тайне. Настойчивые и в то же время осмотрительные действия подводных диверсантов позволили выявить систему охраны гавани, где находились объекты диверсии, и действовать соответственно сложившимся условиям.

Убедившись в невозможности проникнуть внутрь гавани подводным путем, как это предполагалось по плану (в этом месте оказались противолодочные сети), диверсанты применили дерзкий и оправдавший себя тактический прием: используя кратковременное открытие бонового заграждения (на поверхности воды) для прохода в гавань английских надводных кораблей, они провели туда свои человеко-торпеды.

Действия подводных диверсантов тщательно и всесторонне обеспечивались. Велась систематическая разведка всех видов, позволившая достоверно установить наличие и местоположение крупных боевых кораблей в порту Александрия и принять окончательное решение о нанесении по ним удара. Предусматривалось развертывание дублирующих сил для доставки ПДСС к месту их боевого использования и приемки личного состава после выполнения задачи. Важными факторами, предопределившими успех этой диверсии, были высокая профессиональная выучка экипажей, их смелые и находчивые действия, тщательная техническая подготовка сил и средств.

В ходе минувшей мировой войны итальянцы активно использовали свои ПДСС против английских кораблей и судов, находившихся также в Гибралтаре, на Мальте и других базах и портах Средиземного моря, в целях завоевания господства своих ВМС в его акватории. В общей сложности им удалось с помощью ПДСС потопить или надолго вывести из строя два линейных корабля, один крейсер, четыре танкера и 24 транспорта общим водоизмещением более 250 тыс. т 5.

В отличие от итальянского флота в ВМС фашистской Германии перед ПДСС ставились другие задачи. Специальное соединение, в состав которого вошли отряды сверхмалых подводных лодок, человеко-торпед, взрывающихся катеров и боевых пловцов, было организовано лишь к марту 1944 года. Несколько позже был создан и центр по подготовке подводных диверсантов 6. Эти силы предназначались главным образом для усиления противодесантной обороны побережья в связи с ожидавшейся высадкой американо-английских войск во Франции, в ходе которой было проведено более 24 различных диверсий против вражеских отрядов, проделывавших проходы в противодесантных заграждениях, а также для уничтожения мостов, шлюзов, других сооружений, в том числе в тылу противника. Однако в них участвовало не более третьей части всех имевшихся ПДСС, так как остальные оказались к этому времени небоеспособными 7. Несмотря на всестороннюю подготовку участвовавших в боевых действиях немецких подводных диверсантов и хорошую их техническую оснащенность, каких-либо характерных, поучительных тактических приемов в их использовании не отмечалось.

В японских ВМС, готовившихся накануне второй мировой войны к крупномасштабным операциям против американского флота на Тихом океане, ПДСС рассматривались как одно из средств борьбы с боевыми кораблями и транспортными судами противника, находящимися не только в базах и портах, но и совершающими переход морем. В связи с этим уже в 1931 году (задолго до начала боевых действий на Тихом океане) японцы приступили к строительству СМПЛ, доставку которых к объектам атаки планировалось производить специальными подводными плавучими базами и переоборудованными для этой цели океанскими подводными лодками с большой дальностью плавания и высокими мореходными качествами. К началу боевых действий на Тихом океане они имели 20 СМПЛ, а всего за период минувшей войны построили 398 таких подводных лодок из 1330 запланированных 8.

С этими же целями (для борьбы с боевыми кораблями и нарушения морских коммуникаций противника) японцы с февраля 1944 года организовали массовое производство человеко-торпед типа "Кайтен-1" 9 и за 1944-1945 годы сформировали 6 отрядов, которые имели в общей сложности 92 такие торпеды 10. Несмотря на большое количество различных подводных диверсионных сил и средств, которыми располагали ВМС Японии, их боевое использование оказалось малоэффективным. Так, из пяти СМПЛ, доставленных в декабре 1941 года в район Пёрл-Харбора на океанских подводных лодках для участия в операции, лишь одной из них удалось прорваться в гавань, где находились крупные боевые корабли американского флота, и выпустить две торпеды по линкору "Аризона" и кораблю-мишени 11. Все пять СМПЛ были потоплены. В боевых действиях на море японцы смогли уничтожить с помощью человеко-торпед лишь три американских корабля, потеряв при этом восемь подводных лодок - носителей торпед "Кайтен-1" и 80 человек их водителей 12.

Низкая эффективность японских ПДСС обусловливалась крайне слабой профессиональной подготовкой личного состава, отсутствием соответствующего обеспечения, и в первую очередь разведки объектов атаки, должной информации командиров подводных лодок - носителей ПДСС об обстановке в районе боевых действий.

В составе английских ПДСС, боевое использование которых началось с 1942 года, имелись человеко-торпеды, боевые пловцы и СМПЛ. С помощью человеко-торпед, конструкцию которых англичане заимствовали у итальянцев, они смогли уничтожить на Средиземном море два крейсера, транспорт и повредить три эсминца противника.

В ходе операции по выводу из строя немецко-фашистских кораблей в норвежских фиордах в сентябре 1943 года в район боевых действий, удаленный на расстояние более 1000 миль от своих баз, шесть СМПЛ были доставлены скрытно на буксире у пяти океанских подводных лодок. Двум из них удалось успешно форсировать минное заграждение на подходах к Альта-Фьорду и прикрепить взрывные устройства к корпусу немецкого линкора "Тирпиц", стоявшего на якоре в его глубине. В результате взрыва корабль был серьезно поврежден. Успеху боевого применения СМПЛ в этой операции способствовали тщательная подготовка ее на всех этапах, а также усиленная разведка, которая велась различными силами и средствами, в том числе авиацией нашего Северного флота 13.

Английские СМПЛ использовались также для разведки системы противодесантной обороны и обозначения своего района высадки в ходе Нормандской десантной операции в июне 1944 года. К выполнению этой задачи привлекались и боевые пловцы, которые, кроме того, вели борьбу с подводными диверсантами противника.

В ВМС США в ходе борьбы за острова на Тихом океане боевые пловцы использовались в основном для разведки и проделывания проходов в противодесантных заграждениях при подготовке и проведении десантных операций. Доставка и высадка больших групп боевых пловцов производились, как правило, на быстроходных транспортах, ночью, под прикрытием боевых кораблей и авиации. Следует отметить, что американское командование, убедившись в большой эффективности боевых пловцов, стало резко наращивать их численность для обеспечения последующих десантных операций. Так, если в июне 1944 года при высадке на остров Сайпан участвовало 200 боевых пловцов, то в феврале 1945 года в десантной операции по захвату острова Иводзима - уже 400, а при высадке десанта на остров Окинава - 1000 боевых пловцов 14.

В конце войны и в ходе послевоенного траления боевые пловцы стали использоваться в ряде стран для обеспечения противоминной обороны кораблей, а также поиска и разоружения мин в гаванях, на рейдах, в каналах, на реках и в других районах, где исключалось применение противоминных средств кораблями-тральщиками.

Таким образом, опыт второй мировой войны показал, что подводные диверсионные силы и средства использовались флотами многих воевавших стран для решения широкого круга задач. Их действия, как правило, были успешными в тех случаях, когда перед ними ставились реальные задачи и всесторонне обеспечивались. Наибольшей эффективности ПДСС достигли в применении против надводных кораблей в прибрежных районах, в портах, гаванях, а также десантных и противодесантных действиях. Расчеты на высокие результаты их борьбы с судоходством противника или при нанесении ударов по боевым кораблям в открытом море не оправдались.

Сравнительно короткие сроки создания ПДСС и незначительные материальные затраты позволяли быстро восполнять потери в этих силах и оснащать флоты новыми образцами. С их помощью удавалось постоянно держать под угрозой нападения корабли и суда противника в базах и в напряжении их экипажи. Для нейтрализации этой угрозы, организации защиты от ПДСС требовалось проведение ряда специальных мероприятий с отвлечением значительных сил и средств от решения основных задач, стоявших перед флотами.

В послевоенное время во флотах некоторых капиталистических государств повысился интерес к ПДСС как специальному роду сил, способному успешно решать важные задачи в борьбе на море. Это обусловлено прежде всего резким возрастанием их боевых возможностей (вплоть до использования подводными диверсантами ядерных боеприпасов). Среди автоматических и полуавтоматических устройств и подводных аппаратов, применяемых для решения различных задач в военных целях в толще воды и на дне океанов и морей, важное место отводится боевым пловцам.

Сейчас они могут длительное время находиться под водой, так как созданы более совершенные дыхательные аппараты. Их точная ориентация обеспечивается новой навигационной аппаратурой, а для обнаружения подводных объектов на удалении 100 м и более они оснащаются портативными гидроакустическими станциями. Личное оружие боевого пловца включает реактивное ружье, многозарядный пневмопистолет с оптическим прицелом, стреляющий иглами на расстояние до 10 м в воде и 250 м в воздухе. Диверсионные мины снабжаются противоразрядными устройствами (ловушками-ликвидаторами) с использованием различных физических принципов, а также комбинированными взрывателями с задержкой взрыва на время от нескольких минут до суток. Для действий ночью диверсанты имеют очки, бинокли и приборы ночного видения. Радиосвязь внутри групп осуществляется с помощью индивидуальных УКВ-радиостанций, а для связи с командованием применяются КВ-приемники.

Значительно усовершенствованы конструкции различных подводных аппаратов, в том числе СМПЛ и других технических средств для подводных диверсий 15.

Военные специалисты на Западе считают, что в современных условиях опасность нанесения ядерных ударов по кораблям, находящимся в базах, и другим важным военным и промышленным объектам на побережье потребовала их рассредоточения, что привело к распылению сил и средств противолодочной и противодиверсионной обороны. В связи с этим подчеркивается возрастающая роль ПДСС при решении таких задач.

В западной печати отмечается, что для доставки боевых пловцов и других средств подводной диверсии к объектам атаки в современных операциях могут использоваться подводные лодки, надводные корабли, самолеты, вертолеты и специальные подводные аппараты.

Подводные лодки рекомендуется применять для достижения максимальной скрытности высадки боевых пловцов. С этой целью в ВМС США и Великобритании, например, несколько подводных лодок переоборудованы в транспортно-десантные, каждая из которых способна доставлять к месту высадки до 100-150 подводных диверсантов и осуществлять их массовый выпуск в подводном положении через шлюзовые камеры. Боевые пловцы могут высаживаться из подводных лодок на малом ходу или при нахождении их на грунте. При высадке диверсантов на ходу предварительно на поверхность воды выпускается специальный буй, соединенный с подводной лодкой буксировочным и направляющим тросом. Держась за него, пловцы всплывают и буксируются за буем на коротких штертах до выхода всей группы или подъема на поверхность надувной лодки. Выход боевых пловцов из лежащей на грунте лодки производится с глубины 20-30 м при благоприятном рельефе дна.

Надводные корабли (главным образом быстроходные катера) используются для доставки боевых пловцов, когда скрытность не играет первостепенной роли в выполнении задачи, например для усиления обороны подводных сооружений и других объектов в ограниченном районе. Катера, в том числе десантно-высадочные катера на воздушной подушке, способны принимать на борт до 20 и более человек с полным снаряжением. Они могут доставляться к побережью противника на десантных кораблях-доках и затем выпускаться через док-камеры к району боевых действий. Высадка с катеров производится на скорости до 35 узлов (65 км/ч), при этом они обычно не подходят к берегу ближе чем на 5.5 мили (10 км).

Самолеты и вертолеты применяются при необходимости быстрой доставки боевых пловцов на значительные расстояния от баз. Сброс их в воду, например, с вертолета осуществляется с высоты 5-6 м, а с помощью парашюта - с высоты 800-6000 м. При использовании планирующих парашютов возможна посадка на сушу и воду на удалении до 11-16 км от точки сброса, что позволяет самолету-носителю не приближаться к побережью на опасное расстояние и затрудняет противнику определение района высадки, а иногда и цель его полета. При воздушной высадке одновременно могут выбрасываться подводные буксировщики, надувные лодки и грузовые контейнеры.

Боевые пловцы способны достигать объектов диверсий самостоятельно вплавь с помощью ласт или с использованием как одноместных, так и многоместных буксировщиков "мокрого" и "сухого" типа. При подходе к берегу буксировщики и грузовые контейнеры закрепляются на грунте и по возможности маскируются. Если в них имеется надобность и в дальнейшем, то на этих средствах могут устанавливаться гидроакустические маяки, автоматически включающиеся в заданное время или по сигналу-команде. Дальнейшее движение боевых пловцов к берегу осуществляется с помощью ласт.

Основными объектами диверсионных действий боевых пловцов, отмечает западная печать, являются крупные надводные корабли, подводные лодки в местах их базирования, причальные и гидротехнические сооружения портов. Ими могут быть также ракетные комплексы, заводы, аэродромы, командные пункты, радиолокационные станции, узлы связи, склады и другие важные объекты, расположенные на побережье. Кроме того, боевые пловцы способны вести разведку в прибрежных водах и на берегу, уничтожать противодесантные заграждения и естественные препятствия в районах планируемой высадки морских десантов, подготавливать участки побережья для подхода десантно-высадочных средств и посадочные площадки для вертолетов, а также обеспечивать высадку на побережье противника агентурных групп и вести борьбу с его боевыми пловцами.

Подводные диверсионные силы и средства нашли широкое использование в локальных войнах и военных конфликтах послевоенного периода. Так, во время американской интервенции в Корее около 100 боевых пловцов были заняты в Инчхонской десантной операции (сентябрь 1950 года). Они обследовали дно, определяли глубины в районе высадки, обозначали фарватеры, обнаружив и подорвав при этом несколько донных мин. Перед высадкой американского десанта в Вонсане боевые пловцы производили разведку подступов к порту, отметку вехами и буйками якорных и донных мин. В ноябре 1950 года в мелководном районе на подходах к порту Нампхо в связи с недостатком тральщиков американцы использовали боевых пловцов, которые ликвидировали 27 из 68 донных мин, уничтоженных на этом участке. Кроме того, они провели несколько операций по подрыву мостов и тоннелей 16.

Команды боевых пловцов находили применение с первых дней агрессии США против ДРВ для разведки подходов к портам и местам высадки войск, а также для поиска мин в районах якорных стоянок американских кораблей.

В дальнейшем на них стали возлагаться задачи ведения разведки в прибрежных районах, занятых национально-освободительными силами. Действовали они небольшими группами (по 5-10 человек). Их забрасывали в тыл на быстроходных катерах или с помощью надувных лодок с малошумными подвесными моторами.

Подводные диверсанты ВМС Израиля были задействованы в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 годов. Так, в начале войны 1967 года группа в составе 12 боевых пловцов высадилась с подводной лодки в порту Александрия и заминировала ряд кораблей. В результате взрыва мин были повреждены эскадренный миноносец, три ракетных катера и один ракетный катер потоплен. Посадка боевых групп на подводную лодку и выход в море были произведены заблаговременно, за несколько суток до начала ведения боевых действий, а непосредственно перед высадкой разведка уточнила дислокацию кораблей в базе. После высадки они вплавь с помощью ласт незаметно под водой проникли в порт. В ходе войны в октябре 1973 года боевые пловцы ВМС Израиля совершали диверсии в военно-морских базах, портах, а также на прибрежных объектах арабских стран. Их высадка осуществлялась с вертолетов под прикрытием ракетных катеров. Доставка вертолетов в район боевых действий производилась десантными кораблями, на которых были оборудованы специальные посадочные площадки.

В период операции по захвату англичанами Фолклендских островов перед десантированием их основных сил неоднократно проводилась высадка (в том числе с атомной подводной лодки) боевых пловцов. На них, кроме диверсионных действий, была возложена задача корректировки огня корабельной артиллерии, наведения авиации на наиболее важные цели 17.

Анализируя уровень оснащенности ПДСС и опыт их использования в локальных войнах, западные военные специалисты излагают следующий порядок действий боевых пловцов при выполнении возложенных на них задач:

При проведении диверсий против кораблей, гидротехнических сооружений и других объектов, расположенных в воде, боевые пловцы могут скрытно сблизиться с объектом, используя дрейф по течению, чтобы не оставлять след на воде. При этом считается, что наиболее эффективно применять их в группах (от двух до десяти человек) для выполнения одного задания в плохую видимость и по возможности во второй половине ночи, когда, как показывает опыт, снижена бдительность вахт и постов. В основе успеха остаются скрытность действий, внезапность, учет всей разведывательной информации относительно объекта диверсии и конкретной обстановки. Для подрыва кораблей используются специальные диверсионные мины и заряды. Малые (массой 10-15 кг) и средние (30-50 кг) мины крепятся к объектам диверсии магнитами, резиновыми присосками или струбцинами, а большие мины (до 230 кг) и заряды (до 275 кг) укладываются под ними на дно 18.

При проведении диверсии на берегу сначала высаживают разведчиков, которые производят обследование береговой черты, выбирают место высадки подрывников, подают сигнал на выход основной группы и сопровождают ее к объекту диверсии. После установки зарядов подрывники возвращаются на плавсредство, а разведчики взводят взрыватели замедленного действия или поджигают огнепроводный шнур и быстро отходят к берегу. Время взрыва устанавливается на расчетный момент сбора всей группы. Действия ее направляет руководитель операции, который на берег обычно не высаживается.

При обеспечении десантной операции боевые пловцы доставляются в район предстоящей высадки десанта подводными лодками, самолетами, вертолетами или быстроходными катерами за три-четыре дня до ее начала. Поиск противодесантных заграждений они производят в строю фронта, двигаясь от глубины 6 м до уреза воды, записывая результаты разведки на специальных светящихся в темноте табличках. Достигнув уреза воды, пловцы смещаются в установленную сторону на 12 м и продолжают аналогичный поиск в обратном направлении. В ночное время для обеспечения их действий командир группы и один из пловцов выходят на берег. Первый с помощью многоцветного фонаря с направленным светом руководит действиями боевых пловцов, ведущих поиск заграждений, а второй охраняет берег по периметру разведываемого участка. При плохой видимости и ночью для поиска подводных заграждений могут использоваться подводные очки, приборы ночного видения и малогабаритные гидроакустические станции.

Обеспечению надежного вывода из операции после ее завершения и возврата боевых пловцов придается большое значение, так как это является существенным психологическим моментом для самих боевых пловцов, имеющим решающее значение для дальнейших боевых действий. Возвращение осуществляется подводным, надводным и воздушным способами. В первом случае боевые пловцы следуют в заранее обусловленный район, где их ожидает подводная лодка. Выход на лодку, лежащую на грунте, выполняется с использованием ее гидроакустического подводного маяка, включающегося по сигналу-команде пловцов или в заранее определенное время. Связь с ней поддерживается при помощи специальной звукоподводной станции. При надводном возвращении боевые пловцы надувают лодку и вплавь с помощью ласт или надводного буксировщика уходят в сторону моря, где включают ультракоротковолновый приводной маяк для вывода на себя сил, выделенных для доставки их в базу. Возвращение по воздуху осуществляется самолетами и вертолетами специального назначения, имеющими приспособления для беспосадочного подъема боевых пловцов.

Руководство США и НАТО не только планирует, но и всесторонне готовит к массированному использованию свои подводные диверсионные силы и средства. Массовое развитие подводного спорта позволяет содержать хорошо обученный контингент специалистов подводного плавания. Необходимую для спортсменов-подводников подготовку в странах НАТО уже прошло не менее 5 млн. человек, из них около 500 тыс. занимаются подводным спортом регулярно 19.

Военные специалисты флотов НАТО продолжают интенсивно изучать опыт применения ПДСС во второй мировой и в локальных войнах в целях максимального использования его для дальнейшего их развития в техническом и в организационно-штатном отношении. Они постоянно привлекаются к участию в многочисленных национальных и натовских учениях, в ходе которых производятся обмен опытом и практическое ознакомление с новыми образцами снаряжения, вооружения и тактическими приемами. Широко практикуется стажировка специалистов в диверсионно-разведывательных подразделениях ВМС других стран.

Таким образом, подводные диверсионные силы и средства могут широко использоваться нашими вероятными противниками в войнах и военных конфликтах любого масштаба, в том числе и в подготавливаемой ими новой мировой войне. В случае ее возникновения ВМФ может столкнуться со сложной проблемой нейтрализации подводно-диверсионной угрозы, что требует заблаговременной разработки достаточно эффективных способов борьбы с ПДСС противника и проведения комплекса практических мероприятий по защите от них военно-морских баз, кораблей, портов и важных прибрежных объектов.


--------------------------------------------------------------------------------

1. Боргезе В. Десятая флотилия MAC. - М.: Иностранная литература, 1957, с. 12.

2. Так, например, в ВМС Италии в 1935 году было сформировано специальное соединение ПДСС, в состав которого вошли боевые подводные пловцы, водители управляемых торпед, подводные лодки - носители человеко-торпед и других средств, а также центр их подготовки.

3. По неполным данным, с помощью ПДСС были потоплены лишь несколько десятков боевых кораблей и судов (См.: Военная Мысль, 1979, № 3, с. 44).

4. Боргезе В. Десятая флотилия MAC, с. 171-172.

5. Бру В. Подводные диверсанты. - М.: Иностранная литература, 1957, С. 177-181.

6. Бeккep К. Немецкие морские диверсанты во второй мировой войне. - М.: Иностранная литература, 1958, с. 31, 133.

7. Бeккep К. Немецкие морские диверсанты во второй мировой войне. - М.: Иностранная литература, 1958, с. 79.

8. Еремеев Л. М., Шергин А. П. Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне. - М.: Воениздат, 1962, с. 328 - 329.

9. Как известно, в отличие от других подводных диверсионных средств при использовании человеко-торпед "Кайтен-1" ее водителю заранее предопределялась участь смертника.

10. Касимото М. Потопленные. Японский подводный флот в войне 1941- 1945 гг. - М.: Иностранная литература, 1956, с. 150-162.

11. Исаков И. С., Еремеев Л. М. Транспортная деятельность подводных лодок. - М.: Воениздат, 1959, с. 176.

12. Екота Ю., Харрингтон Дж. Конец борьбы. ЦВМБ, перевод № 664. - Л., 1964, с. 16.

13. Исаков И. С., Еремеев Л. М. Транспортная деятельность подводных лодок, с. 152-156.

14. Морской сборник 1980. № 7. с. 87.

15. Военная Мысль, 1979, №3, с. 45-50.

16. Морской сборник, 1980, № 7, с. 88.

17. Морской сборник, 1982, № 11, с. 90.

18. Кальдерон-Гарсия X. М. Оружие подводных диверсантов. ЦВМБ, перевод № 115. - Л., 1963, с. 11.

19. Морской сборник, 1980, № 7, с. 90.


--------------------------------------------------------------------------------

Вооружение и войска > Боевое использование боевых пловцов

От Офф-Топик
К Офф-Топик (26.07.2001 04:35:02)
Дата 26.07.2001 04:35:56

И еще

Оснащение и вооружение боевых пловцов
Капитан 1 ранга-инженер В. Лобашинский
Капитан 3 ранга М. Кожевников
В статье использованы материалы из зарубежных журналов "International defense review", "Lloyd's List".

Основываясь на опыте использования подразделений боевых пловцов (подводных диверсантов) в период второй мировой войны и в локальных войнах, зарубежные военные специалисты считают, что и в современных условиях такие подразделения способны эффективно действовать против кораблей, средств противодесантной обороны, портовых и береговых объектов противника. Руководство ВМС ряда стран НАТО оснащают подразделения боевых пловцов специальными средствами доставки, легководолазным снаряжением, подводным оружием, гидроакустической, навигационной и другой аппаратурой.

Подводные средства движения (ПСД) служат для транспортировки боевых пловцов, а также мин, подрывных зарядов к объектам диверсий. Тактико-технические характеристики основных подводных средств движения ВМС капиталистических государств приведены в таблице.

Тактико-технические характеристики “Си Хорс-2”
(Италия) “Дарт”
(США) “Минисаб”
Мк VII
(США) CE2F/X60
(Италия) “Сабкэт”
(Англия)
Экипаж, чел. 2 2 2 2 2—3
Дальность плавания, км … 28 … 50
(3.3 уз.) 50
(4 уз.)
Скорость хода, уз. 3 8 5 4.5 5
Автономность, ч 3 3.5 … … …
Глубина погружения, м 30 … … 60 200
Масса, кг 360 … 440 2400 750
Длина, м 4.5 … 4.27 7 3.1
Ширина, м 1.2 … 2.15 0.8 1.63
Мощность энергосиловой установки, кВт 1.32 … … … 3.9

ПСД типов CE2F/X30 и CE2F/X60, выпускаемые в Италии, в настоящее время считаются за рубежом одними из наиболее современных средств подобного назначения. Эти ПСД, имея практически одинаковые ТТХ, отличаются величиной глубины погружения и степенью оснащенности навигационной аппаратурой.

ПСД типа CE2F/X60 имеет аккумуляторное питание, тяговый электродвигатель (в герметичном корпусе) с гребным винтом. В электродвигателе предусмотрено четыре режима скорости на переднем ходу и два - на заднем. Его питание осуществляется от двух свинцово-кислотных батарей (в каждой по 36 аккумуляторов).

Кабина ПСД закрыта прозрачным колпаком из оргстекла, который защищает экипаж от набегающего во время движения потока воды. В целях экономии дыхательной смеси индивидуальных аппаратов пловцы во время движения на ПСД подключают свои аппараты к бортовой системе дыхания.

Управление ПСД CE2F/X60 осуществляется с помощью штурвала. При этом используются навигационные приборы, расположенные в кабине.

В конструкции другого ПСД, выпускаемого также в Италии, - "Си Хорс-2" в качестве силовой установки используется бензиновый двигатель, размещенный в прочном корпусе. Воздух для его работы на глубине подается с поверхности воды через гибкий шланг, удерживаемый на поверхности с помощью поплавков.

Ряд подводных средств движения создан в США. Одно из них - "Дарт" - имеет торпедообразный корпус, сделанный из немагнитного материала (стеклопластика). Для защиты экипажа установлены два козырька, выполненные также из стеклопластика.

В США разработано и другое подводное средство движения - типа "Минисаб". Существует несколько модификаций этого ПСД, одна из которых (Мк VII) отличается от базового ПСД более простым управлением. Для погружения и последующего всплытия на этом средстве применяются балластные цистерны, которые заполняются водой и продуваются воздухом высокого давления с помощью специальной бортовой системы.

Энергосиловая установка ПСД "Минисаб" Мк VII включает в себя аккумуляторную батарею и электродвигатель постоянного тока, помещенные в пластмассовые контейнеры. Для дыхания боевые пловцы могут использовать кроме индивидуальных дыхательных аппаратов и стационарную дыхательную систему этого ПСД. Эта система состоит из воздушных баллонов (рабочее давление в которых 125 кг/см2), дыхательных автоматов и шлангов с загубниками.

В Англии разработано ПСД типа "Сабкэт". Его корпус представляет собой два соединенных между собой модуля торпедообразной формы, выполненных из полиэфирного стекловолокна. Гребные винты, устанавливаемые в кормовых насадках этих модулей, обеспечивают ПСД поступательное движение. Движением по глубине управляют другие гребные винты, также размещенные в насадках, но расположенные выше и ниже кормовых частей торпедообразных модулей. Все четыре электродвигателя приводятся в действие от шести свинцово-кислотных батарей, смонтированных в съемных герметичных контейнерах. Эти контейнеры, в свою очередь, установлены в нижних частях торпедообразных модулей.

На ПСД имеются две дыхательные системы: замкнутого цикла (автономная), работающая на кислороде, и полузамкнутого, цикла, использующая специальную дыхательную смесь. Система замкнутого цикла применяется только на больших глубинах. В этой системе дыхательная смесь образуется из кислорода и инертного газа. При этом чистый кислород подается дыхательным автоматом. Инертный газ практически не расходуется, а углекислый адсорбируется химическими поглотителями. Такие системы позволяют находиться пловцам под водой 6-12 ч. В системе с полузамкнутым циклом применяются дыхательные смеси с небольшим содержанием кислорода. Рабочая глубина для аппаратов с такой системой примерно вдвое меньше, чем при использовании системы с замкнутым циклом.

Помимо подводных средств движения боевые пловцы могут использовать легкие надувные моторные лодки, а также разборные байдарки.

В состав снаряжения пловцов кроме индивидуального дыхательного аппарата входят: гидрокостюм, маска, ласты, эхолот, компас, часы в водонепроницаемом исполнении, фонарь, индивидуальные спасательные средства и подводное оружие.

Специальные индивидуальные спасательные средства, которыми располагает боевой пловец, предназначены для оказания ему помощи в аварийной ситуации. Одно из таких средств представляет собой спасательный жилет, изготовленный из прорезиненной ткани. С помощью такого надувного жилета раненый или потерявший сознание под водой пловец поднимается на поверхность.

Вооружение пловцов включает в себя реактивные подводные ружья и пневматические пистолеты с оптическими прицелами. Такое оружие стреляет игольчатыми стрелами. Пловцы вооружаются также ножом из немагнитной стали и специальным огнестрельным оружием для ведения боевых действий на берегу.

Для повреждения кораблей, гидротехнических сооружений и других объектов применяют специальные мины [по массе условно делятся на малые (10-15 кг), средние (30-50 кг) и большие (более 50 кг)]. Мины снаряжаются различными (механическими, гидростатическими, индукционными и другими) предохранителями, взрывателями замедленного действия. Время приведения таких мин в боевое состояние от 20 мин до нескольких суток.

Для повреждения подводных кабелей пловцы используют кумулятивные снаряды, а для создания проходов в рифах, минных полях и заграждениях - удлиненные заряды.

Применяемый боевыми пловцами ВМС США ленточный подрывной заряд Мк.186 (длиной 15,2 м и массой 14 кг) имеет 15 гнезд для детонаторов, и его при необходимости можно разделить на отдельные заряды нужной длины. Обычные заряды, соединенные детонирующим шнуром, хранятся в специальных мешках. В мешке типа Мк. 133 помещается восемь 2,5-фунтовых зарядов, а в мешке типа Мк.135 - десять 2-фунтовых. Один пловец может взять пять таких мешков.

Малогабаритные телефоны обеспечивают связь как между пловцами, так и с ПСД, надводными кораблями и подводными лодками-носителями. В ВМС США имеются звукоподводные станции (ЗПС) нескольких типов. Одна из таких ЗПС - AN/PQC-4 - может быть смонтирована на дыхательном аппарате Мк.10 боевого пловца и, по мнению специалистов, способна надежно обеспечивать звукоподводную связь. В режиме радиомаяка она имеет продолжительность непрерывного излучения до 1 ч. Время работы станции в режиме приема 60 ч.

На глубинах до 100 м переговоры между боевыми пловцами могут вестись также с помощью электромегафона. При этом пловцы просто говорят в воду без дополнительного оборудования. Человеческий голос, усиленный мегафоном, прослушивается в радиусе 30 м. В комплект мегафона входят маска с микрофоном, усилитель в пластмассовом корпусе, громкоговоритель и батарея питания.

Для боевых пловцов США выпускается и специальное ультразвуковое устройство, предназначенное не только для связи, но и для автоматической подачи сигнала тревоги при потере пловцом сознания, нарушении его дыхания или в случае аварийного травления из аппарата дыхательной смеси. Устройство приводится в действие ручным переключателем или голосом пловца. Сигнал подается автоматически в случае нарушения нормального ритма дыхания пловца, потери им сознания, а также прекращения подачи дыхательной смеси (при выпадении мундштука изо рта пловца или при травлении смеси через поврежденный редуктор) по истечении контрольного отрезка времени. Габариты устройства 0,22x0,1 м. Напряжение источника питания 12 В.