От ghost
К Константин Федченко
Дата 22.07.2001 15:09:11
Рубрики WWII; Суворов (В.Резун);

Re: ответ по...

>> Последним из начатых строительств на старой границе, видимо, был Новоград-Волынский УР. 13 августа приказом наркома обороны № 0129 в ЛВО началось формирование Новгородской АГ (последней в том году).
>Указанный УР располагался в Киевском ОВО. Новоград- Волынский - это город, расположенный в 200 км западнее Киева.

Все верно. Надо же было так лажануться. К тому же Новгородская армейская группировка не была последней АГ, созданной в том году.
Прошу прощения.

>Данными о датах формирования управлений УР или начала их строительства не располагаю и делать преждевременные выводы о них не намерен.

Точных данных у меня нет и подавно. Тем не менее, обращаю Ваше внимание, что летом 1938г. было принято решение о формировании шести армейских групп: Витебской и Бобруйской в БОВО и Житомерской, Винницкой, Одесской и Кавалерийской в КОВО. Указание на все шесть новых формирований были сделаны одномоментно 26 июля 1938г. Есть все основания предполагать, что тогда же было принято решение и о строительстве новых УРов. Упомянутый Новоград-Волынский УР территориально прикрывает Житомир и, следовательно, относился к Житомерской АГ (в последствие 16 сентября 1938г. переименованной в Шепетовскую, затем 18 сентября – в Северную а с 28 сентября – в 5 армию). Кроме того нам известно, что он относится к оборонительным сооружениям новой постройки. Это означает, что дата рождения Новоград-Волынского, равно как и соседнего с ним Шепетовского УРов может быть не ранее 26 июля 1938г.
Кстати, упомянутого Свириным Рогачевского УРа в списках нет! Также, если говорить о боевых действиях, например, ЮЗФ, есть упоминания о Проскуровском УРе. Видимо в Вашем списке он значится Каменец-Подольским. И еще, не кажется ли Вам странным, что в приведенных Вами данных о состоянии готовности ДОС на старой границе УР либо полностью достроен, либо не достроен вообще?


>3. По динамике численности войск УРов.

>Вы привели разрозненные данные, которые невозможно корректно сопоставлять - штатную численность войск УР на ноябрь 1939 и фактическую численность пулеметных батальонов в УР на старой границе на июнь 41.

Это не главное. Наиболее важным для меня является консервирование УРов под которым надо понимать и замораживание строительства. Я не утверждаю, что строительство было свернуто полностью, но факт налицо. И это при том, что никаких укреплений на новой границе еще нет и в помине. Потому я и говорю о нестроительстве, т.к. оно на старой границе, скажем так, имеет тенденцию к свертыванию, а на новой еще не ведется. Также прошу обратить внимание на то, что летом 40г. предлагалось “сократить численность войск УРов, ПВО, инженерных, железнодорожных, автомобильных, дорожных, …” частей.


> 4. О строительстве на старой и новой границе

>>Таким образом, строительство ни на новой границе (линия Молотова), ни на старой не ведутся.
>
>План оборонительного строительства от 12.02.41 - 930 млн руб (ПОВО - 459 млн, ЗОВО - 222 млн, КОВО - 81 млн руб)
>18 марта дополнительно выделено КОВО 252 млн руб. [Анфилов, Дорога к трагедии сорок первого года, с.170-171]
>Итог деятельности - на новой границе к началу войны имеется 575 боеготовых долговременных огневых сооружений.

Вы опять приводите данные, начиная с февраля 1941г. К тому же они явно относятся только к линии Молотова. А что было до?

Свидетельств о строительстве на старой границе не имею. Скорее имело место ее частичное разрушение и разоружение. Однако полного разрушения конечно же не было. Федюнинский:
“К 9 июля, как и предусматривалось директивой Ставки, соединения и части корпуса отошли на линию Коростеньского укрепленного района, построенного на старой государственной границе и законсервированного перед войной. Здесь имелось значительное количество железобетонных долговременных оборонительных сооружений.
В это время корпусу взамен выведенной в резерв 62-й дивизии была подчинена 200-я стрелковая дивизия 31-го стрелкового корпуса. Мы заняли оборону на фронте Рудище — Белокоровичи — Сербы.
Солдаты, привыкшие действовать в полевых условиях, на первых порах дотам не особенно доверяли. Доходило до смешного. Во время налетов вражеской авиации некоторые вместо того, чтобы укрываться в дотах, выбегали в траншеи.
— Завалит еще в этих коробках! — говорили бойцы.
Между тем доты были сделаны на совесть. Командирам и политработникам пришлось провести значительную разъяснительную работу, пока солдаты научились стойко обороняться в них.”

Правда, доты были без вооружения. На новой наблюдается следующее:

Старинов: "укрепрайоны на старых границах по-прежнему разоружались, а строительство на новых границах велось черепашьим темпом".
УиВ: “Огромное по своему объему строительство укрепрайонов находилось в начальной стадии, велось крайне медленно и в 1941 г., по докладу Б. М. Шапошникова, не могло быть завершено.”

Так что только с февраля 41г. темп действительно прибавили. А в мае еще прибавили.

><не строили> - это субъективные слова. Всего строительством было начато 4927 ДОС на новой границе и еще 538 - на старой. У Вас есть данные по объему финансирования и строительства УР за 38,39,40,41 год в динамике? Если нет - выводы делать рано.

Согласен. Есть лишь подозрения, но обоснованные.

> 5. О зэках на строительстве УР

>>Основной строительной силой в СССР были зэки (о чем уже писал), но на стройках УРов они рвения не проявляли, а занимались совершенно другим (см. Солженицына).
>
>Откуда такие данные, что Уры строили зэки? Из Солженицына? ;)

У Солженицына упоминания об УРах конечно же нет. Я говорил о другом:
Тот же Френкель во время финской войны построил дороги без подготовки за три месяца, но уже “прагматично”. Вот бы его и прочих извергов на линию Сталина! Однако нет. В то время мы продолжали строить бесконечные дороги (в том числе пресловутый БАМ). Вот стройки, порученные только тому же Френкелю (в то время основная мощь ГУЛАГА была в его руках) и его ГУЛЖДС (Главное Управление Лагерей ЖелезноДорожного Стоительства) после финской войны (из Солженицына, пусть даже не идеальный источник): рокадная дорога вдоль персидской границы, потом дорога вдоль Волги от Сызрани на Сталинград, потом “Мертвая дорога” с Салехарда на Игарку и собственно БАМ: от Тайшета на Братск и далее. С учетом того, что практически во всех масштабных стройках ключевую роль играли зэки, я просто пытаюсь понять, что же было в то время для Сталина приоритетнее всего. Гонка вооружений – наверное, да. А вот строительство оборонительных сооружений вряд ли.

Согласно моей же сылке “В 1941–1942 гг. не все аэродромное строительство НКВД было сосредоточено в ГУАСе. Часть работ выполняли аэродромные организации ГУЛЖДС (пр. НКВД 00343 от 02.04.41)”. Т.е. упомянутый ГУЛЖДС подключился таки, но с февраля 41г. Аналогично, видимо, обстояло дело и со строительством УРов.

>Вы привели ссылку с Мемориала
http://www.memo.ru/history/NKVD/GULAG/corpus/r1-2.htm , подтверждающую наличие Главного управления аэродромного строительства НКВД, почему же не было Главного управления оборонного строительства НКВД?

Так вот и мне интересно. Просто я ее (такую ссылку) не нашел. Возможно, плохо искал. Лично я уверен, что так называемые “рабочие” были из зэков. Не даром при отступлении их эвакуировали, а не давали оружие. А ведь мужики же. Может быть боялись, что через 50 лет Суворов их назовет черными дивизиями?

> 6. О состоянии дел на линии Молотова

>Некоторые пояснения.

>В Брестском УР начато строительством 380 ДОС, из них 128 достроено, боеготовыми считается 49 ДОС. [УиВ, прил. 12].

К сожалению в нет-версии этого приложения нет.

>В очередной раз обращаю Ваше внимание на данные о южном участке "линии Молотова", включавшем в себя Владимиро-Волынский, Струмиловский, Рава-Русский и Перемышльский УРы. Эти районы строились в первую очередь, включали в себя 375 достроенных ДОС, причем все они были отнесены к категории боеготовых.

Я не спорю, что не все было плохо. К тому же эти УРы наши войска смогли таки частично занять, т.к. удалось отбросить немцев обратно за Буг.
Речь о том, что по всей видимости с осени 1939 до лета 1940 серьезного строительства не велось. С лета 1940 по февраль 1941 – велось “черепашьими темпами” или “крайне медленно”, зато перед самой войной картина резко изменилась. У меня очень серьезные подозрения, что смысл такого кипения и разного рода директив СС и ОВ сродни опровержению ТАСС от 14 июня.

С уважением

От Константин Федченко
К ghost (22.07.2001 15:09:11)
Дата 22.07.2001 20:45:09

Продолжим..

>летом 1938г. было принято решение о формировании шести армейских групп: Витебской и Бобруйской в БОВО и Житомерской, Винницкой, Одесской и Кавалерийской в КОВО. Указание на все шесть новых формирований были сделаны одномоментно 26 июля 1938г. Есть все основания предполагать, что тогда же было принято решение и о строительстве новых УРов.

Какие именно «все основания»? У Вас есть какой-то документ? А Вы знаете, что в тот же период началось строительство Островского и Себежского УР в ЛВО? А также – девяти УРов на Дальнем Востоке? К каким армейским группам Вы их пристегнете?

>Упомянутый Новоград-Волынский УР территориально прикрывает Житомир и, следовательно, относился к Житомерской АГ (в последствие 16 сентября 1938г. переименованной в Шепетовскую, затем 18 сентября – в Северную а с 28 сентября – в 5 армию). Кроме того нам известно, что он относится к оборонительным сооружениям новой постройки. Это означает, что дата рождения Новоград-Волынского, равно как и соседнего с ним Шепетовского УРов может быть не ранее 26 июля 1938г.

Нет. Новоград-Волынский УР был построен еще в период «старого строительства». В 38 началась его достройка – дополнение новыми узлами обороны. Его территориальная близость к Житомиру еще не доказывает, что он входил в Житомирскую АГ – например, он мог иметь прямое окружное подчинение. Поэтому формирование АГ само по себе ничего не добавляет к информации по датам формирования управлений УР и их строительства.

>Кстати, упомянутого Свириным Рогачевского УРа в списках нет!

Конечно, нет. Стоит читать внимательнее – речь шла о Рогачевском узле Новоград-Волынского УР.

>Также, если говорить о боевых действиях, например, ЮЗФ, есть упоминания о Проскуровском УРе. Видимо в Вашем списке он значится Каменец-Подольским.

Нет, в списке он отсутствует – в числе строившихся он вообще не указан. Проскуровский УР находился западнее Проскурова на линии Волочиск – Гусятин, составляяя продолжение на юг Староконстантиновского УР.

>И еще, не кажется ли Вам странным, что в приведенных Вами данных о состоянии готовности ДОС на старой границе УР либо полностью достроен, либо не достроен вообще?

Нет, не кажется. УРы новой постройки на старой границе - Островский, Себежский в ЛВО, Слуцкий в Белоруссии, Шепетовский, Изяславский, Староконстантиновский, Остропольский, Каменец-Подольский на Украине – после изменения западной границы были законсервированы (кроме Каменец-Подольского), не строились, гарнизоны в них не располагались. Вместе с тем имеется информация, что в перечисленных 8 Урах к концу 1939 года было забетонировано 1028 сооружений [М.В. Захаров, Генеральный штаб в предвоенные годы, Воениздат, 1989, с.176]

>Это не главное. Наиболее важным для меня является консервирование УРов под которым надо понимать и замораживание строительства. Я не утверждаю, что строительство было свернуто полностью, но факт налицо. И это при том, что никаких укреплений на новой границе еще нет и в помине. Потому я и говорю о нестроительстве, т.к. оно на старой границе, скажем так, имеет тенденцию к свертыванию, а на новой еще не ведется.
>Вы опять приводите данные, начиная с февраля 1941г. К тому же они явно относятся только к линии Молотова. А что было до?

У меня данных по финансированию нет. По строительству – как я уже сказал, в 39 забетонировано 1028 сооружений. О медленности строительства УРов.

В 1938 г. план строительства УР в КОВО был выполнен примерно наполовину, в 39 – примерно на 60%. При этом забетонированные сооружения (не менее 600) не имели боевого вооружения и внутреннего оборудования. Осенью 1939 года строительство новых УР прекратилось, и в феврале 1940 их было решено законсервировать (кроме Каменец-Подольского) [Жуков, Воспоминания и размышления]

Строительство новых укрепрайонов КОВО было оформлено директивой НКО от 26 июня 1940 г. – как раз после окончания французской кампании. Таким образом, как только началась 2 мировая война и граница СССР передвинулась на запад, строительство укреплений было приостановлено, и такое положение сохранялось весь период активного противостояния в Европе между Германией с одной стороны и Францией и Великобританией – с другой стороны. Как только вермахт высвободился от активных действий на западе, потенциальную угрозу с его стороны пришлось парировать формированием мехкорпусов и строительством укрепрайонов на новой границе.

>Также прошу обратить внимание на то, что летом 40г. предлагалось “сократить численность войск УРов, ПВО, инженерных, железнодорожных, автомобильных, дорожных, …” частей.

И что в итоге? Сократили? Вновь отсылаю Вас к МП-41, откуда видно, что планы февраля 41 года предусматривали увеличение численности всех видов войск, указанных Вами, кроме дорожно-эксплуатационных.


>На новой наблюдается следующее:

>Старинов: "укрепрайоны на старых границах по-прежнему разоружались, а строительство на новых границах велось черепашьим темпом".
>УиВ: “Огромное по своему объему строительство укрепрайонов находилось в начальной стадии, велось крайне медленно и в 1941 г., по докладу Б. М. Шапошникова, не могло быть завершено.”

>Так что только с февраля 41г. темп действительно прибавили. А в мае еще прибавили.

Судить об увеличении темпа опять-таки надо с цифрами на руках. До тех пор, пока неизвестно финансирование в 38, 39, 40 гг., количество построенных ДОС – слова о «черепашьем темпе» ничего не значат. Данные о невыполнении годового плана строительства 38 и 39 года я Вам привел.


>Лично я уверен, что так называемые “рабочие” были из зэков. Не даром при отступлении их эвакуировали, а не давали оружие. А ведь мужики же. Может быть боялись, что через 50 лет Суворов их назовет черными дивизиями?

Угу. «Вольнонаемные зэки». Кстати, по ссылке Мемориала видно, что аэродромы строили в большинстве не зэки в чистом смысле, а осужденные более мягкого содержания:
«Работы вели силами заключенных, приговоренных к исправительно-трудовым работам (без содержания под стражей), строительных батальонов, военнопленных и колхозников, мобилизованных местными органами власти. На 15 июня 1941 г. из 254 аэродромов строительство 156 обслуживали заключенные, 11 — военнопленные; на работах было занято 199 674 заключенных из ИТК и 44 490 из лагерных подразделений, 51 920 осужденных к исправительно-трудовым работам, 16 017 военнопленных (Там же. Д. 1165. Л. 32–45). Ради скорейшего комплектования строек рабочей силой на более поздний срок были перенесены работы на крупнейших автодорожных строительствах (пр. НКВД 00328 от 27.03.41).»
А ведь бетонные работы – более тяжелые, чем строительство аэродромов, и если бы для них привлекали зэков, то их пришлось бы серьезно охранять. С какими сложностями это связано в приграничной зоне, думаю, уточнять не следует.

>>[УиВ, прил. 12].

>К сожалению в нет-версии этого приложения нет.

Это та самая таблица, которую я Вам выложил и посоветовал прочесть.


>Речь о том, что по всей видимости с осени 1939 до лета 1940 серьезного строительства не велось.

Да. Согласен.

>С лета 1940 по февраль 1941 – велось “черепашьими темпами” или “крайне медленно”,

Нет весомых доказательств. Бардак имел место быть, как обычно, но формулировки «пощупать» руками нельзя.

>зато перед самой войной картина резко изменилась.

Нет весомых доказательств. После того, как летом 40 выросла опасность со стороны Германии, произошло увеличение государственного (читай – сталинского) интереса, наведение порядка в строительстве, перенос центра усилий с одного стратегического направления обороны на другое. Предположительно – могли переориентироваться с тактики одновременного постепенного строительства на всех участках на тактику скорейшего завершения наиболее важных узлов. Очевидно, такая тактика могла позволить при том же объеме ресурсов довести за короткий срок боеготовность укрепрайонов до более высокого уровня, чем просто набор одинаково пустых недостроенных бетонных коробок

>У меня очень серьезные подозрения, что смысл такого кипения и разного рода директив СС и ОВ сродни опровержению ТАСС от 14 июня.

А это Вы к чему? Опять хотите оправдать идею-фикс о “дезинформирующем характере” линии Молотова? К сведению, если принять за основу наступательную концепцию предвоенного развертывания, то в состоянии на начало войны именно укрепрайоны КОВО позволяли высвободить силы на направление главного удара – видимо, в Прибалтику? :)

Видите ли, к началу войны процесс строительства армии не был завершен в разных родах и видах войск примерно в равной степени. Да, “строительство укрепрайонов находилось в начальной стадии, велось крайне медленно и в 1941 г., по докладу Б. М. Шапошникова, не могло быть завершено». Но точно так же к концу 41 года не могло быть завершено формирование 29 мехкорпусов, не могло завершиться боевое сколачивание и оснащение транспортной авиацией и планерами 5 воздушно-десантных корпусов, не могло закончиться переоснащение и переучивание новыми типами самолетов советских ВВС.

Итого – если из этих данных о недостатках в строительстве укрепрайонов делать вывод о неготовности к обороне, то уж к наступлению мы были не готовы еще в большей степени. Истина лежит совсем в другой плоскости.

С уважением

От ghost
К Константин Федченко (22.07.2001 20:45:09)
Дата 23.07.2001 22:41:53

с удовольствием...

>>летом 1938г. было принято решение о формировании шести армейских групп: Витебской и Бобруйской в БОВО и Житомерской, Винницкой, Одесской и Кавалерийской в КОВО. Указание на все шесть новых формирований были сделаны одномоментно 26 июля 1938г. Есть все основания предполагать, что тогда же было принято решение и о строительстве новых УРов.
>
>Какие именно «все основания»? У Вас есть какой-то документ? А Вы знаете, что в тот же период началось строительство Островского и Себежского УР в ЛВО? А также - девяти УРов на Дальнем Востоке? К каким армейским группам Вы их пристегнете?

Да, это только предположение. Но упомянутое мной одномоментное создание сразу шести армейских группировок было ответной реакцией на чехословатский кризис. Больше в КОВО и БОВО новых АГ не создавалось за исключением административного создания Минской АГ в январе 39г. Никаких далеко идущих выводов из этого я делать не собираюсь. Тем не менее, несмотря на отсутствие фактических данных я все-таки уверен, что строительство новых УРов связано с чехословатским кризисом, и следовательно началось после него. Кстати я не разделяю Ваше рассуждение по поводу директивы от 26 июня 1940г.

>Строительство новых укрепрайонов КОВО было оформлено директивой НКО от 26 июня 1940 г. - как раз после окончания французской кампании.

И как раз после нашего окончательного вселения в Прибалтику и без пяти минут состоявшегося занятия Бесарабии и Северной Буковины. Я имею в виду не только КОВО, а всю линию Молотова в целом.

>Таким образом, как только началась 2 мировая война и граница СССР передвинулась на запад, строительство укреплений было приостановлено, и такое положение сохранялось весь период активного противостояния в Европе между Германией с одной стороны и Францией и Великобританией - с другой стороны. Как только вермахт высвободился от активных действий на западе, потенциальную угрозу с его стороны пришлось парировать формированием мехкорпусов и строительством укрепрайонов на новой границе.

Очень сомнительно. Получается, что мы вдруг спохватились. Что нам мешало строиться до этого? Почему приостановлено?

>Нет. Новоград-Волынский УР был построен еще в период «старого строительства». В 38 началась его достройка - дополнение новыми узлами обороны. Его территориальная близость к Житомиру еще не доказывает, что он входил в Житомирскую АГ - например, он мог иметь прямое окружное подчинение. Поэтому формирование АГ само по себе ничего не добавляет к информации по датам формирования управлений УР и их строительства.

Однако этот УР как раз прикрывал Житомир. Я тут ни на чем не настаиваю, просто его с Шепетовским УРом связь с Житомирской АГ (в последствие Шепетовской) просто напрашивается. А подчинение – формальность.


>>Также, если говорить о боевых действиях, например, ЮЗФ, есть упоминания о Проскуровском УРе. Видимо в Вашем списке он значится Каменец-Подольским.
>
>Нет, в списке он отсутствует - в числе строившихся он вообще не указан. Проскуровский УР находился западнее Проскурова на линии Волочиск - Гусятин, составляяя продолжение на юг Староконстантиновского УР.

Наверно так. А откуда все эти сведения? Из Анфилова?

>>Также прошу обратить внимание на то, что летом 40г. предлагалось "сократить численность войск УРов, ПВО, инженерных, железнодорожных, автомобильных, дорожных, …" частей.
>
>И что в итоге? Сократили? Вновь отсылаю Вас к МП-41, откуда видно, что планы февраля 41 года предусматривали увеличение численности всех видов войск, указанных Вами, кроме дорожно-эксплуатационных.

Заметьте: “планы февраля 41 года”! А то было в мае 1940г. Причем дважды: 9-ого и 21-ого.

>А ведь бетонные работы - более тяжелые, чем строительство аэродромов, и если бы для них привлекали зэков, то их пришлось бы серьезно охранять. С какими сложностями это связано в приграничной зоне, думаю, уточнять не следует.

Именно! Строительство укреплений на новой границе осложнялось трудностями с использованием зэков, большой удаленностью от поставщиков элементов конструкций и т.д. Однако причем тут тяжесть работы? И почему мы строили новые УРы так близко к границе? УиВ отмечают, что предполье было малым. Зотов же дает вообще убийственную характеристику. Кстати, а на каком удалении от границы строились аэродромы. И как же со второй полосой линии Молотова?

>>Речь о том, что по всей видимости с осени 1939 до лета 1940 серьезного строительства не велось.
>
>Да. Согласен.

А почему не велось? Я ведь собственно об этом и спрашивал.

>>С лета 1940 по февраль 1941 - велось "черепашьими темпами" или "крайне медленно",
>
>Нет весомых доказательств. Бардак имел место быть, как обычно, но формулировки «пощупать» руками нельзя.

К сожалению…

>>зато перед самой войной картина резко изменилась.
>
>Нет весомых доказательств. После того, как летом 40 выросла опасность со стороны Германии, произошло увеличение государственного (читай - сталинского) интереса, наведение порядка в строительстве, перенос центра усилий с одного стратегического направления обороны на другое. Предположительно - могли переориентироваться с тактики одновременного постепенного строительства на всех участках на тактику скорейшего завершения наиболее важных узлов. Очевидно, такая тактика могла позволить при том же объеме ресурсов довести за короткий срок боеготовность укрепрайонов до более высокого уровня, чем просто набор одинаково пустых недостроенных бетонных коробок

Весомых доказательств нет. Тем не менее я перерыл весь Мемориал и не нашел сведений об использовании заключенных на строительстве крупных военных объектов до февраля 1941г (правда тут имеется ввиду не только 39-40, но и до него. Есть пара подозрительных ИТЛ
http://www.memo.ru/history/NKVD/GULAG/corpus/r3-336.htm и http://www.memo.ru/history/NKVD/GULAG/corpus/r3-337.htm от 4 сентября 39г, но информации по ним нет). Однако даже по докам мемориала явно виден всплеск активности в феврале 41. Эта дата рубежная: “В 1940–1941 гг. произошло существенное изменение функций и структуры ГУЛАГа. На базе его производственных отделов был организован ряд специализированных производственных главных управлений и управлений лагерей НКВД, которым было передано подавляющее большинство ИТ лагерей. С 26 февраля 1941 г. в непосредственном подчинении ГУЛАГа остались лишь пять занятых сельским хозяйством, рыболовством, производством товаров ширпотреба ИТЛ.” Так что поворотным моментом в нашей подготовке к будущей войне я считатю февраль 41г. Уж больно много на него приходится. Однако летом 40-го тоже был принят ряд решений, но не строительного характера, например это: http://www.memo.ru/history/NKVD/gulag/corpus/r1-24.htm

>Видите ли, к началу войны процесс строительства армии не был завершен в разных родах и видах войск примерно в равной степени. Да, "строительство укрепрайонов находилось в начальной стадии, велось крайне медленно и в 1941 г., по докладу Б. М. Шапошникова, не могло быть завершено”. Но точно так же к концу 41 года не могло быть завершено формирование 29 мехкорпусов, не могло завершиться боевое сколачивание и оснащение транспортной авиацией и планерами 5 воздушно-десантных корпусов, не могло закончиться переоснащение и переучивание новыми типами самолетов советских ВВС.

>Итого - если из этих данных о недостатках в строительстве укрепрайонов делать вывод о неготовности к обороне, то уж к наступлению мы были не готовы еще в большей степени. Истина лежит совсем в другой плоскости.

Не совсем так. Мы действительно не были готовы и не планировали, что Франция падет так быстро, а Германия станет единственной сухопутной державой в Европе. Именно поэтому мы и не спешили с оборонительными линиями. Поражение Франции показало слабую эффективность УРов против танковых клиньев. Однако именно в этот момент мы вместо завершения работ на старой границе стали ее разрушать и тащить на новую, что было невозможно завершить до 1942г. А согласно “академику” в мае у нас вообще было воспаление фантазии по этому поводу.

Также позволю себе заметить, что для успешного нападения теоретически у нас были все данные.

С уважением