>Будучи в Финляндии полетал я на планере. Полезное мероприятие, особенно в аспекте избавления от типичныз заблуждений "виртуального пилота".
>Один аспект - это обзор назад. Когда я сел и пристегнулся по всем правилам, я проверил обзор из кабины. К моему немалому удивлению, максимум что я смог увидить центральным зрением - это 90 градусов вправо/влево. Переферийным зрением чуть дальше. Несколько ослабив плечевые ремни, удалось добиться угла примерно градусов в 120.
>В связи с этим возникает вопрос - как дело обстояло у пилотов одноместных самолетов ВМВ? Как они решали проблему обзора? Не было ли "полное остекление сзади" некоторых самолетов (P-39, Як-9, Як-3, итд) нерациональным излишеством?
Не знаю на каком планете вы летали, но практически на всех современных пилот почти лежит на спине и естественно особо не повертишся. На истребителях пилот сидел и можно было оглянуться. Плечевые ремни сильно не затягивались, хотя бы для удобства пользования прицелом. Сев в автомобиль на водительское сиденье и регулируя спинку можно проделать эксперимент. Сидел как-то в кабине Як-9 и был удивлен полным отсутствием обзора вперед-вниз. На стоянке перед тобой громадный капот и никакого обзора вперед.
>Сидел как-то в кабине Як-9 и был удивлен полным отсутствием обзора вперед-вниз. На стоянке перед тобой громадный капот и никакого обзора вперед.
==================
Для обзора вниз приходилось пилоту накренять ероплан, а назад возможно и нос задирать, если не ошибаюсь.