>1) Ув. Exeter утверждает, что по результатам ВОВ руководство ВВС и лично т. Сталин сделали вывод о никчемности штурмовиков и необходимости их скорейшей замены на бомбардировщики.
>Чтобы проверить так ли это, смотрим на боевой состав ВВС на 1.01.55. Согласно статье А. Медведя в Авиамастере 4/98 к тому времени фронтовая авиация располагала 30 бомбардировочными дивизиями (более 1650 Ил-28), 19 штурмовыми (около 1700 Ил-10/Ил-10М и 130 МиГ-15бис) и 45 истребительными (около 1700 МиГ-15бис и 2150 МиГ-17). Для сравнения - на 1.05.45 действующие ВВС имели следующее соотношение между родами авиации: 24,7% дневных бомбардировщиков (правда эта цифра включает и дальние бомбардировщики 18 ВА), 22,9% штурмовиков и 39,5% истребителей. Как видим, за 10 лет соотношение изменилось мало, только возрос процент фронтовых бомбардировщиков (оно и понятно - их недостаток ощущался всю войну). Так что, похоже, в тот период руководство ВВС имело несколько другое мнение о полезности штурмовиков.
Е:
Данные цифры о боевом составе ВВС на 01.01.1955 у меня вызвывают некоторое сомнение, ибо плохо коррелируются с известными цифрами выпуска самолетов. Поэтому я и не использовал этот материал Медведя. Кроме того, я говорил об ОБЩЕМ соотношении штурмовиков и бомбардировщиков в ВВС и авиации ВМФ, а это соотношение после 1950 г лучше всего демонстрирует объем выпуска Ил-10М и бомбардирощиков.
>Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что Ту-2 уже сняли с вооружения (в связи с заменой на Ил-28), а Ил-10 все еще служили - в связи с отсутствием адекватной замены. Как видим, в то время руководство ВВС считало, что ни Ту-2 ни Ил-28 не являются адекватной заменой Ил-10.
Е:
А я и не говорил, что это "адекватная" замена - совсем обратная моя мысль была :-))
>Вопрос о том, почему Ил-10 к тому времени еще не получил замены достаточно освещен в других постингах, важно то что работы велись и командование ВВС, осознавая устарелость Ил-10, требовало скорейшей его замены. В частности, в той же статье Медведя приводятся выдержки из доклада главнокомандующего ВВС Жигарева посвященного определению плана заказа авиатехники в 1956, в котором Жигарев предлагает построить в этом году 50 Ил-40 для проведения "широких войсковых испытаний с целью выявления тактических возможностей и необходимости иметь такой тип самолета на вооружении Советской Армии" (кстати, в том же докладе он предлагал прекратить серийное производство Ил-28, как устаревшего).
Е:
Все-таки отнюдь не просматривается стремление ВВС обеспечить "адекватную" замену Ил-10 после войны. Фактически, Ил-40 был готов только спустя десятилетие.
>Однако, как известно, Ил-40 так и не был принят на вооружение, более того в 1956 году штурмовая авиация была расформирована. Поводом для этого послужил доклад министра обороны маршала Жукова, написанный в апреле 1956 "в соответствии с поручением ЦК КПСС", в котором он давал негативную оценку действиям штурмовиков в ВОВ и возможностям применения штурмовиков в современных условиях. Интересно, что только в марте 1956 Жуков совместно с Жигаревым и министром авиационной промышленности Дементьевым рекомендовал принять Ил-40 на вооружение. В общем правы те, кто писал, что своим исчезновением ША обязана Хрущеву.
Е:
Никто не сомневается, что своим исчезновением ША обязана Хрущеву :-)) Речь шла о роли и месте ША в ВВС после войны, причем ША на основе семейства Ил-2.
Что касается доклада Жукова, то он писал свой известный доклад не на основе собственных измышлений, а, как и все руководители такого уровня, только оформлял мнение специалистов, в данном случае - ВВС. И таковое мнение явно было в аиационных кругах после войны и явно оказывало свое влияние на развитие ВВС - о чем я и говорил. Вопрос был только в соотношении "влияний".
>2) Ув. Эксетер утверждает , что:
>>Вы все очень правильно расписали, забыв ГЛАВНОЕ - как кидали бомбы Ил-2 :-)) Вот точность их бомбометания в реальности была НИЖЕ, чем у любого бомбера. А сама бомбовая нагрузка - минаимальна. А про эффективность огня пушек и РСов столько в монографии Растренина и Перова написано, что не хочеться и повторяться... Причем вспомните, расчет по какому наряду сил там идет (это Вам к вопросу о статистике). Вот я и говорю о том, что любой бомбер с приличной бомбовой нагрузкой на практике эффективнее эскадрильи Илов. У бомбера хотя бы бомбовый прицел есть, а у пикировщика - возможность пикировать. Поэтому просто смешно говорить о какой-либо "высокоточности" Ил-2. Все с точностью наоборот: нужно обеспечить аккуратное поражение целей - зовут пикировщики или горизонтальные бомберы со специально подготовленными экипажами.
>
>Здесь хотелось бы пояснить следующее. Обычные бомбовые прицелы (те которыми пользуется штурман или бомбардир) имеют минимальную высоту сброса бомб. Это связано с тем, что чем меньше высота и больше скорость полета, тем больше угол визирования(отсчитывая от вертикали) на цель в момент сброса бомб(т.е. угол прицеливания). В частности наиболее распространенный на советских самолетах ОПБ-1 имел минимальную высоту бомбометания 600 м.
>Если же угол прицеливания превышал максимально возможный (для ОПБ-1 - 70 градусов), то бомбометание осуществлялось летчиком, с помощью прицела ПБП-1.
>Как известно изначально Ил-2 оснащался прицелом ПБП-1, т.е. в этом отношении он не отличался от бомбардировщика. Правда была другая проблема - Ил-2 имел очень малый угол обзора вниз. Поэтому прицельное бомбометание с горизонтального полета могло осуществляться с высот 25 м и менее - а на таких высотах, понятно, не до прицеливания. Но этот недостаток можно было преодолеть применяя бомбометание с пологого пикирования - 25-30 градусов - в этом случае пользоваться прицелом можно было со значительно больших высот. Однако, далеко не все пилоты имели соответствующую подготовку, в результате в 1942-м ПБП-1 был заменен на ВВ-1, что несомненно снизило возможности Ил-2 по прицельному бомбометанию, но видимо было оправдано в тех конкретных условиях комплектования ВВС.
Е:
Спасибо, но я говорил именно о РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ. Вопрос о бомбовых прицелах Ила достаточно подробно обсуждается в книге Растренина и Перова, с которой и начался весь сыр-бор - и я именно эти материалы и имел в виду. Реально этими прицелами на ИЛе НЕ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ (а зачастую и просто снимали), личный состав их применению практически не обучался, а самое главное - для эффективного использования бомбового прицела нужен освобожденный член экипажа и хороший обзор вниз, ничего этого на Ил-2 не было. Поэтому к прицельному бомбометанию Ил-2 был практически неспособен, а бомбы сбрасывались именно "на глазок". О чем я постоянно и говорю - бомбардировщик из Ила был никудышный, даже если отвлечься от низкой бомбовой нагрузки.
>Таким образом, на высотах боевого применения Ил-2 его потенциальная точность бомбометания была такая же, как у бомбардировщика, а то, что в реальности она была значительно ниже - скорее вопрос подготовки летчиков и тактики, чем проблема самолета. В то же время выживаемость Ил-2 на малых высотах была явно выше, чем у бомбардировщика. Для увеличения выживаемости бомбардировщики вынуждены бомбить со средних высот, тем самым снижая точность. В качестве примера можно привести результаты бомбометания ВВС КБФ по финским береговым батареям(см. книгу Тиркельтауб, Степанов, Против Финляндии) - вряд ли в ВОВ качество бомбометания было лучше.
Е:
Это не вполне корректный пример - бомбардировка хорошо защищенной точечной цели. Разумеется, действия небольших групп горизонтальных бомбардировщиков со значительных высот, да еще и с недостаточно подготовленными экипажами, по такой цели будут крайне неээфективны.
>Кроме того у Ил-2 - возможность поражения цели пушками и РСами, а то что точность не высока - так ведь все в сравнении познается.
Е:
Есть, но эффективность их на Иле была нмного ниже бомб. О чем и пишут Перов и Растренин в своей монографии.
>3) Ув. Эксетер утверждает , что:
>>Да вопрос не об этом. Я повторяю - ПОНЯТНО, ПОЧЕМУ ДЕЛАЛИ ИЛ-2!!! Вопрос в том, что СЕГОДНЯ надо ТРЕЗВЕЕ СМОТРЕТЬ НА ЕГО БОЕВУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ!!!
>>Теперь по существу:
>>1) Пик применения "Киттихаука" как истребителя-бомбардирощика у нас - 1943-1944 гг. Кстати, на флоте он оказался в итоге едва ли не самым эффективным морским самолетом ВОВ (если считать по количеству успехов на вылет и на потери). По результатам работы 23-го и 78-го ИАП на Севере в 1944 г как топмачтовичок с 250-кг бомбочкой - просто прелесть! Намного круче Ила.
>>2) FW-190 штурмовых версий у немаков было весьма изрядно. Только юзались они именно как
>истребители-бомбардировщики и как пикировщики (а над морем - почти только как пикировщики - см. например работу 14(Jabo)./JG5).
>>3) Роль Ил-2 в поддержке войск была высока не потому, что самолет был хорош, а по причине отсутствия у СССР хорошего бомбардировщика в войну. Поэтому так ценились ленд-лизовские А-20 и В-25, поэтому постоянно возвращались к выпуску Ту-2.
>
>Эффективность действий Киттихоков ВВС СФ связана прежде всего с применением новой эффективной тактики - топ-мачтового бомбометания. С внедрением этой тактики и Ил-2 стали добиваться неплохих успехов. На том же Северном Флоте далеко не многочисленные Ил-2 утопили 39 плавсредств - столько же, сколько и Киттихоки, однако Илы в среднем топили более крупные цели, что и не удивительно - Ил-2 носил две 250-кг бомбы или 4 сотки, а Киттихок - одну 250-кг или 2 100-кг. Кстати, на других флотах за Киттихоками никаких успехов в уничтожении вражеских кораблей/судов не числится, а вот Ил-2 прочно держат первое место в ВВС ВМФ по количеству уничтоженных плавсредств. (Данные по двухсторонне-подтвержденным потопленным плавсредствам взяты из статьи С. Богатырева в Авиация и Время № ?. Поскольку в морских делах разбираюсь слабо оставляю их на совести автора. Кстати, может уважаемый Exeter просветит?)
Е:
Вы забываете о том, что эффективность измеряется суммой потоплений, а количеством таковых относительно числа боевых вылетов и общего числа машин в парке. Тут "Киттихауки" СФ вне конкуренции - именно благодаря правильному и умелому их применению на СФ. Как топмачтовик "Киттихаук" был эффективнее Ила благодаря гораздо более высокой скорости и маневренности. К тому же Илы над морем почти никогда 250-кг бомб не использовали - реальная нагрузка была две или четыре "сотки" в зависимости от дальности.
Что касается эффективности Ил-2 на СФ, то она была отнюдь невелика. По данным справочника того же Богатырева "Морская война в Заполярье" - достоверно подтверждаются данными противника потопление Илами только 9 единиц - вспомогательный СКР NKi06 (138 брт)(05.03.1944), вспомогательный СКР V-6105 (526 брт) и БДБ F-152A (25.09.1944, причем перед этим БДБ получила торпеду с ТКА), артиллерийская БДБ AF-25 (28.09.1944), транспорт "Ольса" (4016 брт) (10.10.1944), транспорт "Готия" (1996 брт) (11.10.1944), вспомогательный СКР V-6107 (17.10.1944), буксир "Язон" (296 брт) (24.10.1944), БДБ F-201A (26.10.1944). Плюс 6-7 единиц серьезно повреждено, плюс есть определенный вклад в поврежденных судах в налетах на Киркенес и Варде. Причем, обратите внимание, что 8 из 9 потоплений приходятся на осень 1944 г, когда число ШАПов на Ил-2 на СФ увеличилось с одного до трех. Успехи "Киттихауков" 27-го, и особенно, 78-го ИАП СФ гораздо выше, что очень бросается в глаза при чтении справочника. Что подтверждает мою мысль - Ил-2 был малоэффективный морской самолет.
Это все касается и тех общих данных по эффективности Илов над морем, что приводит Богатырев в своей статье в "АиВ". Действительно, у Ил-2 294 достоверных потопления, но при этом у Пе-2/Пе-3 - 148, а у МТА/"больших" топмачтовиков - 257 (А-20 - 160, Ил-4/ДБ-3 - 94, "Хэмпден" - 3). При этом общее количество поставленных Ил-2 на флоты за войну примерно вдвое выше, чем самолетов МТА, и примерно втрое выше, чем "пешек". При этом на счету Ил-2 в подавляющем большинстве случаев - мелкие суда, катера и плавсредства. А вот 257 потоплений МТА (и "больших" топмачтовиков-"Бостонов") - это 2/3 потопленного реального тоннажа.
>Роль Ил-2 в поддержке войск была высока потому, что это был специализированный самолет для решения этой задачи и, плох он или хорош, именно на него прежде всего она возлагалась и именно он ее как мог решал. А недостаток бомбардировщиков действительно зачастую вынуждал использовать Ил-2 для не свойственных ему задач - но тут уж что поделаешь..
Е:
Так вот я считаю что Ил-2 именно в роли непосредственной поддержки войск уступал по эффективности бомбардировочной авиации. Проблема в том, что таковой у СССР в войну практически не было нормальной.
>Что касается ленд-лизовских В-25, то хотя они и поступили вначале во фронтовую авиацию, но после первого неудачного опыта (8 сбитых в первых 44-х вылетах) их перевели в АДД и использовали почти исключительно ночью, так что этот пример не к месту.
Е:
Я упомянул В-25 исключительно в контексте типа отсутствовавшего у нас современного бомбардировщика. Что его использовали в АДД и в основном ночью - нет вопросов. Тем не менее, судя по статье Котельникова о В-25 в советских ВВС, главной причиной их использования в АДД было то, что по своим ТТХ он у нас вообще проходил как "дальний". Кстати, занятно, что по той же статье, одной из основных задач В-25 в АДД были налеты на аэродромы (в т.ч. штурмовые) и блокирование аэродромов.
>Е:
>Данные цифры о боевом составе ВВС на 01.01.1955 у меня вызвывают некоторое сомнение, ибо плохо коррелируются с известными цифрами выпуска самолетов. Поэтому я и не использовал этот материал Медведя. Кроме того, я говорил об ОБЩЕМ соотношении штурмовиков и бомбардировщиков в ВВС и авиации ВМФ, а это соотношение после 1950 г лучше всего демонстрирует объем выпуска Ил-10М и бомбардирощиков
Насчет плохой корреляции вы может и правы, но - обычно Медведь приводит точные данные , надо будет посмотреть у Копенгагена, он лицо незаинересованное :-
)))
>Е:
>Никто не сомневается, что своим исчезновением ША обязана Хрущеву :-)) Речь шла о роли и месте ША в ВВС после войны, причем ША на основе семейства Ил-2.
>Что касается доклада Жукова, то он писал свой известный доклад не на основе собственных измышлений, а, как и все руководители такого уровня, только оформлял мнение специалистов, в данном случае - ВВС. И таковое мнение явно было в аиационных кругах после войны и явно оказывало свое влияние на развитие ВВС - о чем я и говорил. Вопрос был только в соотношении "влияний".
Ну это классическая борьба бульдогов под ковром, в 1960 например было "влияние" что истребительная авиация не нужна напрочь. И что???
>Е:
>Спасибо, но я говорил именно о РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ. Вопрос о бомбовых прицелах Ила достаточно подробно обсуждается в книге Растренина и Перова, с которой и начался весь сыр-бор - и я именно эти материалы и имел в виду. Реально этими прицелами на ИЛе НЕ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ (а зачастую и просто снимали), личный состав их применению практически не обучался, а самое главное - для эффективного использования бомбового прицела нужен освобожденный член экипажа и хороший обзор вниз, ничего этого на Ил-2 не было. Поэтому к прицельному бомбометанию Ил-2 был практически неспособен, а бомбы сбрасывались именно "на глазок". О чем я постоянно и говорю - бомбардировщик из Ила был никудышный, даже если отвлечься от низкой бомбовой нагрузки.
Спасибно, но как можно снять ВВ-1?????. Самоубийц среди летчиков я пока не нашел. А сравнивать ИЛ-2 надо с Фаефлаями, Тандеболтами корсарами. Мустангами, Лайтингами, Харрикенами и прочей ИБА нечисти. Вот принесут данные по применению ,Мустангов, и посмотрим кото эффективнее на 1 вылет (отличные успехи американской ИБА - это прежде всего слдствие огромгного числа вылетов).
>Е:
>Это не вполне корректный пример - бомбардировка хорошо защищенной точечной цели. Разумеется, действия небольших групп горизонтальных бомбардировщиков со значительных высот, да еще и с недостаточно подготовленными экипажами, по такой цели будут крайне неээфективны.
Да сколько у нас на Восточном фронте хорошо защищенных точечных целей. Да дофига, а еще много колонн всяких, бомбить по которым левелами с 4000-6000м удовольствие ниже среднего из за ветррового сноса. Ил-2 кидающий бомбу с затянутым взрывателем здесь как то более уместен (пример Сирия 1941 год. Действия по французам Мерилендов и наспех переоборуудованных из разведывательных Харриекейнов 1RB).
>Е:
>Есть, но эффективность их на Иле была нмного ниже бомб. О чем и пишут Перов и Растренин в своей монографии.
Ну так и нвсех самолетах ВМВ так, другое дело что на ИЛ-2 этип боевые средства дополняют друг друга. А броня - средство облегчающее сделать второй заходю Как делали два - три захода штурмовики ФВ-190Ф в 1944 году. Кстати странно, что Петров и Растренин совсем не коснулись в своей "Стереографии" :-))) аспектов применения ампул КС и мелких бомб осколочных навалом в отсеках. Средства показавшего большую эффективность по колоннам. Кто из самолетов поля боя мог еще применять такие средсвича???. Читай у кого были бомбоотсеки допускавшие мелкие бомбы навалом. (немекие двухмоторники на 1941 год если только).
>Е:
>Вы забываете о том, что эффективность измеряется суммой потоплений, а количеством таковых относительно числа боевых вылетов и общего числа машин в парке. Тут "Киттихауки" СФ вне конкуренции - именно благодаря правильному и умелому их применению на СФ. Как топмачтовик "Киттихаук" был эффективнее Ила благодаря гораздо более высокой скорости и маневренности. К тому же Илы над морем почти никогда 250-кг бомб не использовали - реальная нагрузка была две или четыре "сотки" в зависимости от дальности.
>Что касается эффективности Ил-2 на СФ, то она была отнюдь невелика. По данным справочника того же Богатырева "Морская война в Заполярье" - достоверно подтверждаются данными противника потопление Илами только 9 единиц - вспомогательный СКР NKi06 (138 брт)(05.03.1944), вспомогательный СКР V-6105 (526 брт) и БДБ F-152A (25.09.1944, причем перед этим БДБ получила торпеду с ТКА), артиллерийская БДБ AF-25 (28.09.1944), транспорт "Ольса" (4016 брт) (10.10.1944), транспорт "Готия" (1996 брт) (11.10.1944), вспомогательный СКР V-6107 (17.10.1944), буксир "Язон" (296 брт) (24.10.1944), БДБ F-201A (26.10.1944). Плюс 6-7 единиц серьезно повреждено, плюс есть определенный вклад в поврежденных судах в налетах на Киркенес и Варде. Причем, обратите внимание, что 8 из 9 потоплений приходятся на осень 1944 г, когда число ШАПов на Ил-2 на СФ увеличилось с одного до трех. Успехи "Киттихауков" 27-го, и особенно, 78-го ИАП СФ гораздо выше, что очень бросается в глаза при чтении справочника. Что подтверждает мою мысль - Ил-2 был малоэффективный морской самолет.
Вот вот эффективность и вклад в совместные налеты, как оценить, в смысле например подавления зенитных средств и отвлечения зенитчиков. Как оценить дымзавесы например выставляемые ИЛ-2 на переправах через реки. Как оценить Роль Ил-2 с динамиками, уговаривающими румын в плен сдаваться и так далее. Это данными полигоннных испытаний оценить трудно (да например в зенитку не поали но расчет напуган и мажет). КАК все это оценить???
>Это все касается и тех общих данных по эффективности Илов над морем, что приводит Богатырев в своей статье в "АиВ". Действительно, у Ил-2 294 достоверных потопления, но при этом у Пе-2/Пе-3 - 148, а у МТА/"больших" топмачтовиков - 257 (А-20 - 160, Ил-4/ДБ-3 - 94, "Хэмпден" - 3). При этом общее количество поставленных Ил-2 на флоты за войну примерно вдвое выше, чем самолетов МТА, и примерно втрое выше, чем "пешек". При этом на счету Ил-2 в подавляющем большинстве случаев - мелкие суда, катера и плавсредства. А вот 257 потоплений МТА (и "больших" топмачтовиков-"Бостонов") - это 2/3 потопленного реального тоннажа.
Ага только добавим ко всем этим потоплениям неустановленное число потоплений всякихх мелких армейских и прочих "хеландий" :-))). катерков, шлюпок понтонов на реках и прочей фигни каковую и не посчитаешь. Понимаю мореману такая мелочь только взор оскорбляяет. Но немцы и их союзнички на этих речных плавсредсвах тонули нафиг. И если вы скажете что какой то немец (остальные побрезгуют энтим заниматься) подсчитал все потери этих речных плавсредств от 4-местного катера с мотором и выше то позвольте не поверить. Даже для одного скажем Дуная такой просто список будет толще Фауста Гете. Так что возможны только брутто оценки, сколько там Ил-2 натопили всякой шушеры???.
>Е:
>Так вот я считаю что Ил-2 именно в роли непосредственной поддержки войск уступал по эффективности бомбардировочной авиации. Проблема в том, что таковой у СССР в войну практически не было нормальной.
Сьарнно, но именно для непосредственной поддержки войск, страны даже и имеющие нормальную по вашему бомбардитровочную авиацию все порываются создать что либо неприцельно кидающее бомбы с малых высот и штурмующее пушечно - пулеметным огнем, о отзывфы о применении левелов на суше пестрят мнением что в цель размером в город - как то еще попадют (да и то мажут), но размером с грузовик уже труднее. А Пикировщики немут потери приемлимые для одного мортского боя в три месяца, типа Битвы у Санта- Крус, но абсолютно неприемлимые для повседневной боевой работы. Или результат применния при небольших потерях этих пикировщиков как то не сказывается ни на чем - 20000 вылетов А-36 "Инвейдер" на монастырь Монте Кассино :-))).
Так у кого по вашему была в ВМВ "нормальная" бомбардировочная авиация.
>Е:
>Я упомянул В-25 исключительно в контексте типа отсутствовавшего у нас современного бомбардировщика. Что его использовали в АДД и в основном ночью - нет вопросов. Тем не менее, судя по статье Котельникова о В-25 в советских ВВС, главной причиной их использования в АДД было то, что по своим ТТХ он у нас вообще проходил как "дальний". Кстати, занятно, что по той же статье, одной из основных задач В-25 в АДД были налеты на аэродромы (в т.ч. штурмовые) и блокирование аэродромов.
Тут Котельников неного меняет акценты в цитируемых документах, (это в ощем его право и его верси, он же Митчелу панегирик пишет). В Б-25 Голованова и товарищей привлекли не дальность а хорошее приборное оснащение, что позволило эффективно работать на тех, относительно коротких плечах на которых приходилась большаая часть налетов АДД. Про блокировку и штурмовые действия - очень быстро эти функци были переданы на А-20Ж. Правлами неправдами выцарапываемые у "жадного" флотского коммандования :-))) и именно А-20 или парным действиям А-20 и Ли-2 (освещение и целеуказание, Ли-2 выступает как ВКП) и принадлежат самые успешныенаши налеты ночью на аэродромы немцев и венгров. А А-20 это замодернизированный до нельзя легкий штурмовик, изначально по разработке весом как Ил-2. Да и с меньшей на тот момент мощнностью моторов (2 уоспа , по 700-780 Л.С.) Просто возможностей для коренной доводке машины у США таки немного больше было, чем у СССР. Моторы заменили, крыло поменяли. Вооружение поменяли, Нашей бы промышленности такие возможности. Увы.