От Мелхиседек
К Мелхиседек
Дата 04.07.2001 15:46:27
Рубрики WWI;

Re: Инфрастуктура войны

Моеь кто нибуть всё таки кинет ссылку

От b-graf
К Мелхиседек (04.07.2001 15:46:27)
Дата 04.07.2001 17:54:24

Re: Шоссейные дороги в XVIII - начале XX в.в.

Здравствуйте !

Хотя прямого ответа на Ваш вопрос я дать не могу, позволю предложить Вам некоторые сведения о ранних шоссейных дорогах. (Пишу по памяти о предмете, которым давно не занимался, и знаю поверхностно - поэтому могут быть серьезные ошибки.). Тут в форуме это не принято, но для редкого участника может и простительно.

ПРЯМОГО ОТВЕТА НА ВОПРОС О СОДЕРЖАНИИ ПЛАНА ПОСТРОЙКИ ШОССЕ В РОССИИ ПЕРЕД ПМВ, УВЫ, НИЖЕ НЕТУ :-(

и

Хотя ссылок по истории шос. дор. в инете я не знаю (а по жел. дор. - полно), но литературу кое-какую могу подсказать (за точность буквальную не ручаюсь)
1) Краткая история МПС 1897-1898 г. издания
2) То же (за 1894 - 1904) - 1905 г.
3) Шаховской Вс. Sic transit gloria mundi (Это - воспоминания начальника отдела шоссейных дорог МПС периода перед и начала ПМВ. Написаны и опубликованы после ВМВ. Есть микрофильм в РГБ - чуть ли не в подсобке зала микрофильмов)
4) Можно покопаться в изданной в 1965 г. библиографии железнодорожных библиографий (есть в ЦСБ РГБ)- (:-)юбилей МПС типа - могло попасть что-то и шоссейное.
5) Сюжет водных и шоссейных дорог был популярен журнале "Пути сообщения России" и др. спец. периодике перед ПМВ

Однако,по сабжу припоминаю следующее (иногда приятно вспомнить прежние занятия :-))

Видимо, некоторое недоразумение связано с термином "шоссе". Он, как известно, французского происхождения (может быть знатоки французского языка знают какой-либо исторический словарь французского языка в сети и смогут уточнить датировку его возникновения).
Однако, смело можно утверждать, что его возникновение относится к эпохе гужевого и водного транспорта. В XVIII в. западноевропейские страны покрылись сетью каналов и дорог - во Франции они назывались "шоссе". Твердого покрытия в современном понимании на них не было - но для лошадей (с копытами и подковами, низкой интенсивностью движения)оно особенно и не нужно (может даже - вредно). Однако, практиковалась устройство дорожного полотна с песчано-гравийным покрытием, которое укатывалось катками (на шоссе высших классов). Было несколько систем шоссе, именовавшихся по фамилиям инженеров-авторов (точно я ничего не помню - кроме "системы Тренаге" - кажется, уже XIX в.). Во Франции имелась специальная Школа дорог и мостов - ее выпускники были популярны по всей Европе (для России вспоминается Бетанкур).

В России позже западноевропейских стран приступили к постройке шоссе. В XVIII в. единственным шоссе была дорога Москва - Петербург (которой занималась специальная экспедиция Сената и др. учреждения), но по каким-то причинам дорога была плохой (собственно, по этой причине и происходило постоянное преобразование учреждений - как не справившихся с ее поддержанием :-)).

В начале XIX в. в ходе преобразовний всего гос. аппарата в числе прочих центральных учреждений было создано Главное Управление Путей Сообщения. Правда в 1810-е - начале 1830-е г.г. оно, кажется, было синекурой для родственников царской семьи (некоторое время даже было в Твери, поскольку где-то рядом помещался один из его руководителей принц Ольденбургский). Кроме того ГУПС и ПЗ (публичных зданий - функция добавлена в 1830-е г.г.), особенно водные коммункации, имели репутацию "воровского департамента" (во всяком случае, встречается в воспоминаниях после 1861 г.)

Но именно с созданием ГУПС связана как активизация развития водного транспорта, так и развитие шоссейных дорог, а также - создание Института инженеров путей сообщения в С.- Пб. Основное строительство шоссе пришлось на 1830-40-е г.г. - всего построено порядка 10 тыс км. шоссе (может - 15 тыс - не помню). Вообще дороги в Империи делилсь на классы - поддержание возлагалась, в основном, на местное население под надзором губернских органов (т.е. - дорожное полотно определенной ширины, а также полоса отчуждения). Шоссе же относились к ведомству ГУПС (не помню - может двойное подчинение ?). Наиболее выдающимся шоссе этого периода было шоссе западного направления (где-то на уровне Орел - Гомель, т.е отнюдь не Смоленкская дорога - но карты я не помню - она есть в Истории МПС 1898 г.)

С 1840-х г.г. основное внимание и финансовые вложения МПС переместились в область железных дорог. Лишь в 1890-е водные пути и шоссейные дороги привлекли внимание. В частности
- было большое строительство шоссе (в вышеуказанном смысле слова) в Привисленском крае (:-)), а также - если я не ошибаюсь, шоссе в Крыму были почти столь же знамениты, сколь и железная дорога на Севастополь. (Карты есть в упомянутых историях МПС). Да - Военно-грузинская дорога, кажется, считалась шоссе или шоссированной. Что-то еще было в Юго-Западном крае (:-))

Что касается предвоенного периода, то Шаховской в своих мемуарах очень хвастал, что за время его пребывания в должности, ему удалось увеличить смету отдела в три (кажется) раза - это в условиях политики жесткой экономии минфина Коковцева. Строительству шоссе вообще (и в Привисленском крае в частности) уделялось первостепенное внимание - даже отдел шос. дор. стал Управлением в составе МПС.
Но протяженность шоссе, кажется не достигло даже протяженности жел. дорог. (т.е. менее 70 тыс. км.). Для сравнения - во Франции того времени числилось чуть ли не несколько млн. км шоссе (того стандарта, разумеется) - видимо, все почти дороги были шоссе или "шоссированные"

(Добавлю -сейчас в США 5 млн. км с твердым покрытим, во Франции - несколько сот тысяч. -Т.е. сравнения с современностью, конечно некорректны - все упирается в вопрос, что считать "шоссе")

Успехов !

b-graf

От b-graf
К b-graf (04.07.2001 17:54:24)
Дата 05.07.2001 15:14:38

Re: Ссылки - в инете - Может еще кто знает?

Здравствуйте !

Заинтересовался я этим вопросом - вот что нашел (а точнее - не нашел)о дорогах (не жел.дор.) и дорожном ведомстве (в том числе и жел. дор. - т.е.полуоффтопик):

1)БСЭ о дорогах - 3 изд. В 1 и 2 более интересно - но в сети их нет. Добавлю, что в выложенных статьях Брокгауза ни "шоссе", ни "дорог" нет

http://www.rubricon.ru/qe.asp?qtype=4&qall=1&aid={1F168737-DFE9-4774-B432-49A38F8AA85D}&fstring1=%u0448%u043E%u0441%u0441%u0435&rq=1&id=1&onlyname=&newwind=&psize=10&pn=1

2)История ПГУПС (история Ин-та, Бетанкур и др. ректоры)
http://www.pgups.ru/history/his.htm
3)А вот у МАДИ на сайте нет истории (и кафедра истории у них не имеет своего раздела)
http://www.madi.ru/winrus/rusj.htm

На сайте МПС - о железных дорогах, шос. дор. нет

Еще - не ссылки, а соображения по поиску
1)есть смысл посмотреть в Британике (там есть ограниченный бесплатный доступ)
http://www.eb.com/limited_search.html
О дорогах (Trésaguet в том числе - кстати. XVIII в. он, а не начало XIX в.) -
http://64.58.83.203/eb/article?eu=127628&tocid=0
Есть там также supply and transportation в военном деле в популярном виде.

2) http://wiem.onet.pl/wiem/ - Польская интернет энциклопедия (не знаю, не разобрался по причине незнания языка - не искал, но может что есть -? - о Привисленском крае :-))
Финские дорожные ссылки
http://www.tiehallinto.fi/elinks.htm (тоже толком не смотрел - но может есть что историческое)

Вообще есть смысл искать в национальных сетях. Есть ли у кого какие соображения по поиску? - Например:
http://www.openweb.ru/windows/stepanov/library/lsengine.htm - Кто - нибудь чем пользовался?

3) The Journal of Transport History
http://mup.mcc.ac.uk/cgi-bin/MUP?COMval=journal&key=JTH
4)Каталоги ссылог по транспорту http://er.library.northwestern.edu/brief.asp?pn=1&st=sub&arg=60
http://www.library.northwestern.edu/transportation/searchwebsites.html

Успехов!
хотя, боюсь, мои постинги никто не читает :-(
b-graf

От Мелхиседек
К b-graf (05.07.2001 15:14:38)
Дата 05.07.2001 15:25:31

Re: Ссылки -...

Читаем и даже смотрим ссылки

От b-graf
К Мелхиседек (05.07.2001 15:25:31)
Дата 05.07.2001 17:21:38

Re: Ссылки - в инете - Может еще кто знает?

Здравствуйте !

Самую релевантную-то ссылку я и забыл (а ведь была в закладках - сейчас по новой нашел случайно - через ее зеркало)
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ
http://www.exclusive.ru/M1_9/M1_9_6_2.html

Жаль что там нет ссылок на источники, т.к. там есть неточности, например, явно занижено

"К 1928 году в стране насчитывалось немногим более 14 тысяч километров приличных дорог"

по сравнению с Малой СЭ 1 изд., да и с указанными выше в этой статье данными не очень вяжется. Но - в принципе, для популярного ведомственного очерка, кажется, все нормально (во всяком случае, на мой не очень просвещенный взгляд).

Успехов!
b-graf