От Мелхиседек
К All
Дата 04.07.2001 14:40:21
Рубрики WWI;

Инфрастуктура войны

Перед ПМВ у нас был план создания стратегической сети шосейных дорог.
Есть ли у кого ссылки. (и про их роль в мобилизации тоже)

От мм Леха мм
К Мелхиседек (04.07.2001 14:40:21)
Дата 05.07.2001 18:22:39

интересно, как повлияла структура дорожной сети в СССР на ход Войны

что лучше иметь дороги или нет?
если нет дорог то нельзя быстро наступать, перебрасывать свои силы и подвозить боеприпасы,
но зато и противник не может ими воспользоваться,
тогда война вязнет в грязи

От СОР
К мм Леха мм (05.07.2001 18:22:39)
Дата 05.07.2001 19:00:49

Что нам говорит канал Дискавери


>что лучше иметь дороги или нет?
>если нет дорог то нельзя быстро наступать, перебрасывать свои силы и подвозить боеприпасы,
>но зато и противник не может ими воспользоваться,
>тогда война вязнет в грязи

По 1941 году немец плакался что вот во Франции они огого по 100 верст в день делали а у этих слаборазвитых русских еле ползли а иногда танковым частям приходилось отступать дабы неотрыватся от основных сил.

Для обороны со стороны фронта лучше вобще дорог не иметь, для наступления наоборот.

От Мелхиседек
К Мелхиседек (04.07.2001 14:40:21)
Дата 04.07.2001 15:46:27

Re: Инфрастуктура войны

Моеь кто нибуть всё таки кинет ссылку

От b-graf
К Мелхиседек (04.07.2001 15:46:27)
Дата 04.07.2001 17:54:24

Re: Шоссейные дороги в XVIII - начале XX в.в.

Здравствуйте !

Хотя прямого ответа на Ваш вопрос я дать не могу, позволю предложить Вам некоторые сведения о ранних шоссейных дорогах. (Пишу по памяти о предмете, которым давно не занимался, и знаю поверхностно - поэтому могут быть серьезные ошибки.). Тут в форуме это не принято, но для редкого участника может и простительно.

ПРЯМОГО ОТВЕТА НА ВОПРОС О СОДЕРЖАНИИ ПЛАНА ПОСТРОЙКИ ШОССЕ В РОССИИ ПЕРЕД ПМВ, УВЫ, НИЖЕ НЕТУ :-(

и

Хотя ссылок по истории шос. дор. в инете я не знаю (а по жел. дор. - полно), но литературу кое-какую могу подсказать (за точность буквальную не ручаюсь)
1) Краткая история МПС 1897-1898 г. издания
2) То же (за 1894 - 1904) - 1905 г.
3) Шаховской Вс. Sic transit gloria mundi (Это - воспоминания начальника отдела шоссейных дорог МПС периода перед и начала ПМВ. Написаны и опубликованы после ВМВ. Есть микрофильм в РГБ - чуть ли не в подсобке зала микрофильмов)
4) Можно покопаться в изданной в 1965 г. библиографии железнодорожных библиографий (есть в ЦСБ РГБ)- (:-)юбилей МПС типа - могло попасть что-то и шоссейное.
5) Сюжет водных и шоссейных дорог был популярен журнале "Пути сообщения России" и др. спец. периодике перед ПМВ

Однако,по сабжу припоминаю следующее (иногда приятно вспомнить прежние занятия :-))

Видимо, некоторое недоразумение связано с термином "шоссе". Он, как известно, французского происхождения (может быть знатоки французского языка знают какой-либо исторический словарь французского языка в сети и смогут уточнить датировку его возникновения).
Однако, смело можно утверждать, что его возникновение относится к эпохе гужевого и водного транспорта. В XVIII в. западноевропейские страны покрылись сетью каналов и дорог - во Франции они назывались "шоссе". Твердого покрытия в современном понимании на них не было - но для лошадей (с копытами и подковами, низкой интенсивностью движения)оно особенно и не нужно (может даже - вредно). Однако, практиковалась устройство дорожного полотна с песчано-гравийным покрытием, которое укатывалось катками (на шоссе высших классов). Было несколько систем шоссе, именовавшихся по фамилиям инженеров-авторов (точно я ничего не помню - кроме "системы Тренаге" - кажется, уже XIX в.). Во Франции имелась специальная Школа дорог и мостов - ее выпускники были популярны по всей Европе (для России вспоминается Бетанкур).

В России позже западноевропейских стран приступили к постройке шоссе. В XVIII в. единственным шоссе была дорога Москва - Петербург (которой занималась специальная экспедиция Сената и др. учреждения), но по каким-то причинам дорога была плохой (собственно, по этой причине и происходило постоянное преобразование учреждений - как не справившихся с ее поддержанием :-)).

В начале XIX в. в ходе преобразовний всего гос. аппарата в числе прочих центральных учреждений было создано Главное Управление Путей Сообщения. Правда в 1810-е - начале 1830-е г.г. оно, кажется, было синекурой для родственников царской семьи (некоторое время даже было в Твери, поскольку где-то рядом помещался один из его руководителей принц Ольденбургский). Кроме того ГУПС и ПЗ (публичных зданий - функция добавлена в 1830-е г.г.), особенно водные коммункации, имели репутацию "воровского департамента" (во всяком случае, встречается в воспоминаниях после 1861 г.)

Но именно с созданием ГУПС связана как активизация развития водного транспорта, так и развитие шоссейных дорог, а также - создание Института инженеров путей сообщения в С.- Пб. Основное строительство шоссе пришлось на 1830-40-е г.г. - всего построено порядка 10 тыс км. шоссе (может - 15 тыс - не помню). Вообще дороги в Империи делилсь на классы - поддержание возлагалась, в основном, на местное население под надзором губернских органов (т.е. - дорожное полотно определенной ширины, а также полоса отчуждения). Шоссе же относились к ведомству ГУПС (не помню - может двойное подчинение ?). Наиболее выдающимся шоссе этого периода было шоссе западного направления (где-то на уровне Орел - Гомель, т.е отнюдь не Смоленкская дорога - но карты я не помню - она есть в Истории МПС 1898 г.)

С 1840-х г.г. основное внимание и финансовые вложения МПС переместились в область железных дорог. Лишь в 1890-е водные пути и шоссейные дороги привлекли внимание. В частности
- было большое строительство шоссе (в вышеуказанном смысле слова) в Привисленском крае (:-)), а также - если я не ошибаюсь, шоссе в Крыму были почти столь же знамениты, сколь и железная дорога на Севастополь. (Карты есть в упомянутых историях МПС). Да - Военно-грузинская дорога, кажется, считалась шоссе или шоссированной. Что-то еще было в Юго-Западном крае (:-))

Что касается предвоенного периода, то Шаховской в своих мемуарах очень хвастал, что за время его пребывания в должности, ему удалось увеличить смету отдела в три (кажется) раза - это в условиях политики жесткой экономии минфина Коковцева. Строительству шоссе вообще (и в Привисленском крае в частности) уделялось первостепенное внимание - даже отдел шос. дор. стал Управлением в составе МПС.
Но протяженность шоссе, кажется не достигло даже протяженности жел. дорог. (т.е. менее 70 тыс. км.). Для сравнения - во Франции того времени числилось чуть ли не несколько млн. км шоссе (того стандарта, разумеется) - видимо, все почти дороги были шоссе или "шоссированные"

(Добавлю -сейчас в США 5 млн. км с твердым покрытим, во Франции - несколько сот тысяч. -Т.е. сравнения с современностью, конечно некорректны - все упирается в вопрос, что считать "шоссе")

Успехов !

b-graf

От b-graf
К b-graf (04.07.2001 17:54:24)
Дата 05.07.2001 15:14:38

Re: Ссылки - в инете - Может еще кто знает?

Здравствуйте !

Заинтересовался я этим вопросом - вот что нашел (а точнее - не нашел)о дорогах (не жел.дор.) и дорожном ведомстве (в том числе и жел. дор. - т.е.полуоффтопик):

1)БСЭ о дорогах - 3 изд. В 1 и 2 более интересно - но в сети их нет. Добавлю, что в выложенных статьях Брокгауза ни "шоссе", ни "дорог" нет

http://www.rubricon.ru/qe.asp?qtype=4&qall=1&aid={1F168737-DFE9-4774-B432-49A38F8AA85D}&fstring1=%u0448%u043E%u0441%u0441%u0435&rq=1&id=1&onlyname=&newwind=&psize=10&pn=1

2)История ПГУПС (история Ин-та, Бетанкур и др. ректоры)
http://www.pgups.ru/history/his.htm
3)А вот у МАДИ на сайте нет истории (и кафедра истории у них не имеет своего раздела)
http://www.madi.ru/winrus/rusj.htm

На сайте МПС - о железных дорогах, шос. дор. нет

Еще - не ссылки, а соображения по поиску
1)есть смысл посмотреть в Британике (там есть ограниченный бесплатный доступ)
http://www.eb.com/limited_search.html
О дорогах (Trésaguet в том числе - кстати. XVIII в. он, а не начало XIX в.) -
http://64.58.83.203/eb/article?eu=127628&tocid=0
Есть там также supply and transportation в военном деле в популярном виде.

2) http://wiem.onet.pl/wiem/ - Польская интернет энциклопедия (не знаю, не разобрался по причине незнания языка - не искал, но может что есть -? - о Привисленском крае :-))
Финские дорожные ссылки
http://www.tiehallinto.fi/elinks.htm (тоже толком не смотрел - но может есть что историческое)

Вообще есть смысл искать в национальных сетях. Есть ли у кого какие соображения по поиску? - Например:
http://www.openweb.ru/windows/stepanov/library/lsengine.htm - Кто - нибудь чем пользовался?

3) The Journal of Transport History
http://mup.mcc.ac.uk/cgi-bin/MUP?COMval=journal&key=JTH
4)Каталоги ссылог по транспорту http://er.library.northwestern.edu/brief.asp?pn=1&st=sub&arg=60
http://www.library.northwestern.edu/transportation/searchwebsites.html

Успехов!
хотя, боюсь, мои постинги никто не читает :-(
b-graf

От Мелхиседек
К b-graf (05.07.2001 15:14:38)
Дата 05.07.2001 15:25:31

Re: Ссылки -...

Читаем и даже смотрим ссылки

От b-graf
К Мелхиседек (05.07.2001 15:25:31)
Дата 05.07.2001 17:21:38

Re: Ссылки - в инете - Может еще кто знает?

Здравствуйте !

Самую релевантную-то ссылку я и забыл (а ведь была в закладках - сейчас по новой нашел случайно - через ее зеркало)
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ
http://www.exclusive.ru/M1_9/M1_9_6_2.html

Жаль что там нет ссылок на источники, т.к. там есть неточности, например, явно занижено

"К 1928 году в стране насчитывалось немногим более 14 тысяч километров приличных дорог"

по сравнению с Малой СЭ 1 изд., да и с указанными выше в этой статье данными не очень вяжется. Но - в принципе, для популярного ведомственного очерка, кажется, все нормально (во всяком случае, на мой не очень просвещенный взгляд).

Успехов!
b-graf

От Исаев Алексей
К Мелхиседек (04.07.2001 14:40:21)
Дата 04.07.2001 14:42:13

Может железных?

Доброе время суток,

Шоссейных было на 1914 неактуально, тем более для России времен царя-батюшки.

С уважением, Алексей Исаев
http://www.geocities.com/Pentagon/2148/

От Ф.Фомичёв
К Исаев Алексей (04.07.2001 14:42:13)
Дата 04.07.2001 18:02:06

Re: Под "шоссе" в начале XX (да и в веке XIX) подрузумевали (+)

Привет!

>Доброе время суток,

>Шоссейных было на 1914 неактуально, тем более для России времен царя-батюшки.
+++++++++++++++++++++++++++++++
... несколько иное, чем мы привыкли вкладывать в смысл этого слова. "шоссе" в России начала прошлого столетия 9и позапрошлого) - это просто удобная дорога, как правило, не размываемая ливнями. А что, в 1941 г - уже был "автобан" Москва - Смоленск - Минск?

Счастливо!
!

От Мелхиседек
К Исаев Алексей (04.07.2001 14:42:13)
Дата 04.07.2001 14:48:22

Re: Может железных?


>Доброе время суток,

>Шоссейных было на 1914 неактуально, тем более для России времен царя-батюшки.

Именно шоссейных. Общесвязанная сеть на всю Европейскую Россию и Кавказ (типа германской сети автиобанов при гитлере или в США при Рузвельте) и еще одна на юг средней азии (горы и предъгорья от семиречья до ашхабада) + Сибирь (около 15000 верст).

З.Ы. Неактуально потому, что в Средней полосе России 5 месяцев в году шоссе вообще не нужны)

От Ярослав
К Мелхиседек (04.07.2001 14:48:22)
Дата 04.07.2001 15:42:38

Re: Может железных?

Точно построена дорога Киев -Брест-Литовск именно в рамках этой программы
С уважением Ярослав

От Исаев Алексей
К Мелхиседек (04.07.2001 14:48:22)
Дата 04.07.2001 14:49:48

Не верю (С) Станиславкий

Доброе время суток,

Уровень развития автотранспорта был еще достаточно низко. Тем более в России обр. 1910-х годов.

С уважением, Алексей Исаев
http://www.geocities.com/Pentagon/2148/

От Мелхиседек
К Исаев Алексей (04.07.2001 14:49:48)
Дата 04.07.2001 14:51:35

Re: Не верю...


>Доброе время суток,

>Уровень развития автотранспорта был еще достаточно низко. Тем более в России обр. 1910-х годов.

Зато лошадей больше всех в мире. Гужевой транспорт тоже требует дорог.

От Константин Федченко
К Мелхиседек (04.07.2001 14:51:35)
Дата 04.07.2001 15:03:46

Re: Не верю...



>>Доброе время суток,
>
>>Уровень развития автотранспорта был еще достаточно низко. Тем более в России обр. 1910-х годов.
>
>Зато лошадей больше всех в мире. Гужевой транспорт тоже требует дорог.

стратегическая дорожная сеть должна ценой крупных для страны затрат резко увеличить пропускную способность и среднюю скорость стратегически важных перевозок.
автобаны с покрытием и железные дороги этому требованию отвечают.
а вот как можно улучшить среднюю скорость движения гужевых колонн, построив для них шоссе? затея бессмысленная. а вот для автотранспорта, положив покрытие, можно маршевую скорость с 5-8-10 км/ч довести до 20-25 при меньшей зависимости от погодных условий, а с улучшенным покрытием - и до 40 км/ч.
Аналогично жд - высокая скорость и пропускная способность.
С уважением

От Тов.Рю
К Константин Федченко (04.07.2001 15:03:46)
Дата 05.07.2001 17:36:15

А зря!

>>>Доброе время суток,

>стратегическая дорожная сеть должна ценой крупных для страны затрат резко увеличить пропускную способность и среднюю скорость стратегически важных перевозок.
>автобаны с покрытием и железные дороги этому требованию отвечают.
>а вот как можно улучшить среднюю скорость движения гужевых колонн, построив для них шоссе? затея бессмысленная. а вот для автотранспорта, положив покрытие, можно маршевую скорость с 5-8-10 км/ч довести до 20-25 при меньшей зависимости от погодных условий, а с улучшенным покрытием - и до 40 км/ч.

У меня нет источников и расчетов по предмету, но вот такие соображения. Представьте себе движение пешком или хоть на велосипеде - по разбитой проселочной дороге (видимо, то, от чего собирались уходить) и по улучшенному грейдеру, а то и по асфальтовой дороге. Как вы думаете, в каком случае будут лучшие условия передвижения? И на сколько может вырасти средняя скорость - я уж не говорю о износе экипажей, расходе корма и т.д.? Думаю, как минимум раза в 2 при длительном движении. Этого мало?

Кстати, первый проект сети шоссейных дорог, относящийся еще к середине 30-х годов 19 века, предложенный неким Гурьевым, предсуматривал создание не каких-нибудь, а торцовых дорог (с деревянными плашками). Это за 70 лет до автотранспорта! Причем сеть распространялась на Петербург, Москву, Варшаву, Киев, Одессу и даже Архангельск.

>С уважением
С уважением

От b-graf
К Тов.Рю (05.07.2001 17:36:15)
Дата 05.07.2001 17:52:17

Re: Можно поинтересоваться источником?

Здравствуйте !

О Гурьеве - я имею в виду. Это в сети или из БСЭ 2 изд. (а может - она есть в сети - а то вроде есть только 3-е?). Это я для свой коллекции ссылок (вдруг что пропустил) :-)

Успехов!
b-graf

От Мелхиседек
К Константин Федченко (04.07.2001 15:03:46)
Дата 04.07.2001 15:31:51

Re: Не верю...


>
>стратегическая дорожная сеть должна ценой крупных для страны затрат резко увеличить пропускную способность и среднюю скорость стратегически важных перевозок.
>автобаны с покрытием и железные дороги этому требованию отвечают.
>а вот как можно улучшить среднюю скорость движения гужевых колонн, построив для них шоссе? затея бессмысленная. а вот для автотранспорта, положив покрытие, можно маршевую скорость с 5-8-10 км/ч довести до 20-25 при меньшей зависимости от погодных условий, а с улучшенным покрытием - и до 40 км/ч.
А если война начнется весной (многие предполагали начало войны в мае)? Прикинте скорость телеги по распутице.
Армию нужно кормить и осенние дожди могли вызвать сбои с доставкой урожая.

>Аналогично жд - высокая скорость и пропускная способность.
до ж/д нужно грузы довести

От CANIS AUREUS
К Мелхиседек (04.07.2001 15:31:51)
Дата 04.07.2001 15:37:10

Re: Поверите:-)

>Армию нужно кормить и осенние дожди могли вызвать сбои с доставкой урожая.

Ну, чего удумали! В России армия обычно не снабжается, и поэтому нам дроги вообще-то нафиг не нужны. Это все завоеватели наши видите ли, к дорогам чувствительны, поскольку голодать не привыкли.

С уважением
Владимир

От Мелхиседек
К CANIS AUREUS (04.07.2001 15:37:10)
Дата 04.07.2001 15:44:42

Re: Поверите:-)


>>Армию нужно кормить и осенние дожди могли вызвать сбои с доставкой урожая.
>
>Ну, чего удумали! В России армия обычно не снабжается, и поэтому нам дроги вообще-то нафиг не нужны. Это все завоеватели наши видите ли, к дорогам чувствительны, поскольку голодать не привыкли.


В то время снабжалась

От Дмитрий Козырев
К Константин Федченко (04.07.2001 15:03:46)
Дата 04.07.2001 15:23:00

И сразу представляется...


>>Зато лошадей больше всех в мире. Гужевой транспорт тоже требует дорог.
>а вот как можно улучшить среднюю скорость движения гужевых колонн, построив для них шоссе? затея бессмысленная.

... многополосное гравийное шоссе с деревянными мостами развязками....
:)))

С уважением

От Исаев Алексей
К Мелхиседек (04.07.2001 14:51:35)
Дата 04.07.2001 14:54:58

А смысл?

Доброе время суток,

>Зато лошадей больше всех в мире. Гужевой транспорт тоже требует дорог.

А смысл? Приналичии железной дороги. Вот железные дороги стратегические строили, подробности см. у А.М.Зайончковского, "Подготовка России к войне."

С уважением, Алексей Исаев
http://www.geocities.com/Pentagon/2148/

От Мелхиседек
К Исаев Алексей (04.07.2001 14:54:58)
Дата 04.07.2001 14:59:32

Re: А смысл?


>Доброе время суток,

>>Зато лошадей больше всех в мире. Гужевой транспорт тоже требует дорог.
>
>А смысл? Приналичии железной дороги. Вот железные дороги стратегические строили, подробности см. у А.М.Зайончковского, "Подготовка России к войне."

Сначала говорили о доставке грузов до ж/д.
Потом выяснили, что многие на санях ездят на 200-400 верст (летом хуже). А там и до сети недалеко.

От Исаев Алексей
К Мелхиседек (04.07.2001 14:59:32)
Дата 04.07.2001 15:26:44

Re: А смысл?

Доброе время суток,

>Потом выяснили, что многие на санях ездят на 200-400 верст (летом хуже). А там и до сети недалеко.

Но чтобы использовать этот факт в стратегических целях в начале 20-го столетия надо рухнуть с очень высокого дуба. :-) Вам так не кажется?

С уважением, Алексей Исаев
http://www.geocities.com/Pentagon/2148/

От Мелхиседек
К Исаев Алексей (04.07.2001 15:26:44)
Дата 04.07.2001 16:08:55

Re: А смысл?

>Но чтобы использовать этот факт в стратегических целях в начале 20-го столетия надо рухнуть с очень высокого дуба. :-) Вам так не кажется?

А вы не используйте выкладки ВМВ для ПМВ. Это две большие разницы. Разные эпохи в истории войн

От Исаев Алексей
К Мелхиседек (04.07.2001 16:08:55)
Дата 04.07.2001 16:29:49

Re: А смысл?

Доброе время суток,

>А вы не используйте выкладки ВМВ для ПМВ. Это две большие разницы. Разные эпохи в истории войн

Я использую выкладки именно Первой Мировой. Гужевой транспорт это не тот транспорт, которым осуществляются СТРАТЕГИЧЕСКИЕ перевозки.

С уважением, Алексей Исаев
http://www.geocities.com/Pentagon/2148/

От Мелхиседек
К Исаев Алексей (04.07.2001 16:29:49)
Дата 04.07.2001 16:44:02

Re: А смысл?


>Доброе время суток,

>>А вы не используйте выкладки ВМВ для ПМВ. Это две большие разницы. Разные эпохи в истории войн
>
>Я использую выкладки именно Первой Мировой. Гужевой транспорт это не тот транспорт, которым осуществляются СТРАТЕГИЧЕСКИЕ перевозки.

Вы удивитесь, но и им тоже. Хотя в осносном тактические

От Константин Федченко
К Мелхиседек (04.07.2001 16:44:02)
Дата 04.07.2001 17:02:07

так удивите

>>Я использую выкладки именно Первой Мировой. Гужевой транспорт это не тот транспорт, которым осуществляются СТРАТЕГИЧЕСКИЕ перевозки.
>
>Вы удивитесь, но и им тоже. Хотя в осносном тактические

ок. удивляйте. ждем выкладки и статистику - % жд перевозок, водных, гужевых и т.д.
С уважением

От Мелхиседек
К Константин Федченко (04.07.2001 17:02:07)
Дата 04.07.2001 17:07:18

Re: так удивите


>
>ок. удивляйте. ждем выкладки и статистику - % жд перевозок, водных, гужевых и т.д.

А вам это нужно?

От Константин Федченко
К Мелхиседек (04.07.2001 17:07:18)
Дата 04.07.2001 18:15:48

было бы интересно! (-)


От Исаев Алексей
К Мелхиседек (04.07.2001 16:44:02)
Дата 04.07.2001 17:01:04

Re: А смысл?

Доброе время суток,

>Хотя в осносном тактические

Об том и спич. Зачем тратить бабки на второстепенные и третьестепенные задачи? Когда и первостепенных(постройка ж.д.) не выполняли.

С уважением, Алексей Исаев
http://www.geocities.com/Pentagon/2148/

От CANIS AUREUS
К Мелхиседек (04.07.2001 14:59:32)
Дата 04.07.2001 15:07:40

Re Вспоминается, как сейчас:-)

Впоминается однако, что римляне почему-то дороги строили, причем именно военно-стратегические и повсеместно, и исключиттельно под пешую и гужевую тягу. Истинным арийцам как то по бездорожью маршировать несподручно, и экзерсисы строевые теряют смысл.

С уважением
Владимир

От Мелхиседек
К CANIS AUREUS (04.07.2001 15:07:40)
Дата 04.07.2001 15:18:50

Re: Re Вспоминается,...


>Впоминается однако, что римляне почему-то дороги строили, причем именно военно-стратегические и повсеместно, и исключиттельно под пешую и гужевую тягу. Истинным арийцам как то по бездорожью маршировать несподручно, и экзерсисы строевые теряют смысл.

Дык в те годы паровозов не было

От CANIS AUREUS
К Мелхиседек (04.07.2001 15:18:50)
Дата 04.07.2001 15:23:03

Re: Оно то так, но однако

>Дык в те годы паровозов не было

А какие именно дороги считаются при этом одной из двух главных российских проблем? Так что паровозы то паровозами, но только на них надеятся....


С уважением
Владимир

От Мелхиседек
К CANIS AUREUS (04.07.2001 15:23:03)
Дата 04.07.2001 15:35:41

Re: Оно то...


>>Дык в те годы паровозов не было
>
>А какие именно дороги считаются при этом одной из двух главных российских проблем? Так что паровозы то паровозами, но только на них надеятся....

Основной проблемой было наличие санного пути, что позволяло не строить дороги и при этом доставлять грузы и универсальность лошади (можно пахать, ездить верхом, телегу тащить и т.д.), что позволяло обходиться одним видом транспорта круглый год (с автомобилями этот трюк не пройдет).

От Дмитрий Козырев
К CANIS AUREUS (04.07.2001 15:23:03)
Дата 04.07.2001 15:25:53

Тут дело вот в чем


>>Дык в те годы паровозов не было
>
>А какие именно дороги считаются при этом одной из двух главных российских проблем?

Разумеется шоссейные - однако проблема заключается не в их физическом наличии - а в способности обеспечить ОДИНАКОВУЮ пропускную способность в ЛЮБОЕ время года и безаварийное движение - для чего нужно соответствующее (твердое) покрытие и адекватно работающие дорожно-эксплуатационные службы.

С уважением