От Pout
К All
Дата 24.06.2001 10:20:28
Рубрики WWII; Политек; 1917-1939;

Дневник Г.Димитрова

Наткнулся на сайте МИЖ на публикацию с подробными отрывками дневника Димитрова. Он воспроизводит малоизвестные выступления Сталина на обедах, встречах и т.п. Цитаты.
====================
...
Весьма подробно описал Димитров обед у Ворошилова после демонстрации 7 ноября 1937 г. Один из тостов, произнесенных Сталиным, касался деятельности русских царей, которые сделали "много плохого", но в то же время "одно хорошее дело - сколотили огромное государство - до Камчатки". Большевики получили еe в наследство и сделали "единым и неделимым": "каждая часть, которая была бы оторвана от общего социалистического государства, не только нанесла бы ущерб последнему, но и не могла бы существовать самостоятельно и неизбежно попала бы в чужую кабалу. Поэтому каждый, кто попытается разрушить это единство социалистического государства, кто стремится к отделению от него отдельной части и национальности, он враг, заклятый враг государства, народов СССР. И мы будем уничтожать каждого такого врага, был он и старым большевиком, мы будем уничтожать весь его род, его семью. Каждого, кто своими действиями и мыслями (да, и мыслями) покушается на единство социалистического государства, беспощадно будем уничтожать . За уничтожение всех врагов до конца, их самих, их рода ! (Одобрительные возгласы: За великого Сталина !)".

Далее Сталин продолжал: "Я не кончил свой тост. Очень много говорится о великих вождях. Но дело не побеждает, если нет условий для этого. При этом - главное в средних кадрах - партийных, хозяйственных, военных. Они выбирают вождя, они разъясняют позиции массам, они обеспечивают успех дела. За эти средние кадры ! Они не лезут, их не заметно".
....

А 28 января 1945 г. Сталин принял у себя на даче югославскую (М. Пьяде, Хебранг и югославский посол В. Симич) и болгарскую (Димитров, К. Георгиев, А. Югов, Т. Костов и др.) делегации. Присутствовали также Молотов, Маленков, Берия. "Исключительно задушевная атмосфера", - записал Димитров. Речь шла о проекте союзнического договора между Югославией и Болгарией, создании федеративного государства. Участвовавший во встрече Димитров так зафиксировал позицию Сталина: союз между Югославией и Болгарией "положит начало союзу всех славянских народов. Эти народы должны друг другу помогать и взаимно защищаться. Германия будет разгромлена, но немцы - крепкий народ, с большим количеством кадров, они снова поднимутся. Славянские народы не должны оказаться врасплох, когда снова на них попытаются напасть, а это в будущем вероятно и даже наверняка будет. Старое славянофильство выражало стремление царской России подчинить себе другие славянские народы. Наше славянофильство - совсем другое - объединение славянских народов как равных для общей защиты своего существования и будущего. Мы не хотим ничего навязывать другим славянским народам. Мы не вмешиваемся в их внутренние дела. Пусть они делают то, что могут.

Кризис капитализма проявился в разделении капиталистов на две фракции - одна - фашистская, другая - демократическая. Получился союз между нами и демократической фракцией капиталистов, потому что последняя была заинтересована не допустить господства Гитлера, так как это брутальное господство привело бы рабочий класс до крайности и до свержения самого капитализма. Мы теперь с одной фракцией против другой, а в будущем - и против этой фракции капиталистов. Может быть мы делаем ошибку, когда думаем, что советская форма - единственная, которая ведет к социализму. На деле оказывается, что советская форма - самая лучшая, но совсем не единственная. Могут быть и другие формы - демократическая республика и даже в известных условиях - конституционная монархия... (Чрезвычайно много важного и интересного еще было в высказываниях Сталина на этом замечательном вечере !)" (с. 463-464)17.

http://history.machaon.ru/number_12/istori4e/dimitrov/part5/index.html
http://history.machaon.ru/number_12/istori4e/dimitrov/part2/index.html
Все более или менее важные с точки зрения Димитрова документы направлялись для согласования с советскими лидерами. Так было, в частности, и с документом о тактической позиции компартии Германии, отосланным Молотову 13 января 1940 г.9 21 января на вечере в Большом театре, посвященном 16-й годовщине со дня смерти Ленина, Молотов в разговоре с Димитровым по поводу документа о тактике компартии Германии заметил: "Да, обратил внимание. Вы не решаетесь назвать войну империалистической со стороны Германии. Надо обменяться мнениями по тактике германской партии". Сталин же сказал: "Мировая революция как единый акт - ерунда. Она происходит в разные времена в разных странах. Действия Красной Армии - это также дело мировой революции". Произнесенный им тост был посвящен Красной Армии, ведущей тяжелые бои в Финляндии: "За бойцов Красной Армии, которую недостаточно подготовили, плохо одели и обули,...которая борется за свою честь - в некоторой степени подмоченную- , борется за свою славу!" "Пришел Кулик, информирует о неприятном", - записал Димитров. Последовала реакция Сталина: "Вы впадаете в панику. Я вам пошлю книгу [Г.И.]Челпанова об основах психологии. Греческие жрецы были умные люди, когда они получали тревожную информацию - шли в баню, выкупались, вымывались и тогда оценивали события и принимали решения. Человек получает через свои органы разные впечатления и ощущения и всякое говно. Есть задерживающие центры (эти центры у Кулика слабы). Нужно отбросить всю дрянь и решать на основании основных фактов, а не под влиянием моментных настроений и страшных несуществующих вещей" (с. 188-189).

Состояние советских вооруженных сил находилось и в центре внимания Пленума ЦК ВКП(б), прошедшего 26-28 марта 1940 г. Димитров присутствовал на нем. Помимо доклада Молотова о внешней политике на пленуме был заслушан и доклад Ворошилова об уроках войны с Финляндией, который по тем временам был достаточно самокритичен. В нем, судя по записям Димитрова, отмечались незнание фактического положения в Финляндии, неподготовленность к такой войне, слабость части командного состава, плохая экипировка армии. Был приведены цифры "наших" потерь: 233 тысячи, в том числе 52 тысячи убитых, и потерь Финляндии: 70 тысяч убитых и 200 тысяч раненых. Ворошилов подчеркивал необходимость иметь кадровую армию. По докладу Ворошилова развернулась оживленная дискуссия. Резко критически выступили заместители нарком обороны Мехлис, Е.А. Щаденко, Кулик. Димитров записал: "Нападают на народного комиссара и Генеральный штаб. Утверждают: неправильная информация о силах и обороноспособности противника, о его укреплениях, базах и территории - это основные ошибки в финской войне". В защиту своего старого, верного друга выступил Сталин, который посчитал доклад необычно самокритичным и говорил об исправлении ошибок и преодолении недостатков. В частности, он сказал: "Мы поставим на колени не только белофиннов, но и их учителей - французов, англичан, итальянцев, немцев!" (с. 191-192).
...
========