Тогда можно сказать, что оставайся все по старому, особо страшного не случилось бы :) Но думаю, основные причины лежат в идеологии. Если военный коммунизм окончился бы к середине 1920 с переходом к свободному товарообмену, то и смертность была бы гороздо ниже.
Ну а в начале 1930-х - какой же это "переходный период" - это новый этап. Этап тотального огосударствования и подконтрольности. Какая было такая объективная необходимость в насильственном оседании номадов, к примеру? Кочевали столетиями, вокруг оазисов и пр. мест уже имелось полукочевой образ жизни, потихоньку самотеком оседали. Ну там были, естественно, голодовки во время джута - массового подежа скота, но и близко такой катастрофы как в 1932-33 гг. не случилось.
>От бывшей всегда (зафиксированной начиная с моомента, с которого есть самые старые письменные источники) ситуации с не так уж редко случавшимся голодом и голодными смертями от неурожая в селе и безработицы в городах к отсутствию голода. Которого после 1946 года не было.
Естественно был. Но масштабы его в Европе 20-го в. были довольно скромными. Все-таки небольшой, но прогресс. Как и в России 20. в до 1. мировай уже не было массовых голодовок. Так, в переселенческих уездах, неокрепших крестьянских семьях. Нл число погибших было минимальным и не сказалось принципиально на демографических показателях. Об этом уже как-то здесь ранее речь велась.
>Были голодные смерти в районе 1992 года, среди пенсионеров (масштабы трудно оценить, т.к. не фиксировались отдельной графой). Но перестроечная сволочь, пишущая в "Демоскоп", их игнорирует.
В принципе даже небольшие демографические сдвиги можно улавливать. Но что-то о голодных смертях в массовом масштабе в 1992 как-то как-то не верится. Хотя было бы интересно прочитать выкладки на этот счет с оценкой смертности по причинам.
>Еще примерно в то же время вымерли почти все диабетики, из-за перебоев с инсулином.
>Как и в России 20. в до 1. мировай уже не было массовых голодовок.
Ага, щас, размечтались...
По данным доклада за 1901 год: "В зиму 1900-1901 гг. голодало 42 миллиона человек, умерло же их них 2 миллиона 813 тыс. православных душ". А в 1911 году (уже после
столь расхваленных столыпинских реформ): "Голодало 32 миллиона, потери 1 млн. 613 тыс. человек". Причем, в каждом докладе подчеркивалось, что сведения составлены на основе данных, поставляемых церквами, а также сельскими старостами и управляющими помещичьих имений.