От И.Пыхалов
К AlReD
Дата 28.06.2006 03:05:17
Рубрики WWII; Суворов (В.Резун);

А где Вы его видели?

>Вчера видел второе издание "Облганной войны" - испр. и доп.

Мне только 27-го днём позвонили из издательства и сказали, что к ним пришёл сигнальный экземпляр.

>Поздравляю!

Спасибо!

>И хочу спросить - что там, собственно, "испр. и доп."?

Исправлений почти нет — исправлены несколько опечаток, а также одна фактическая ошибка, на которую указал Евгений Дриг. Что касается дополнений, то они внесены в большинство глав. Например, окончательно выяснен вопрос насчёт происхождения цифры 48 тыс. финнов, якобы убитых во время Зимней войны — грубая ошибка переводчика.

В частности, на вот эту претензию:
http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1026/1026405.htm
в 4-й главе даётся следующий ответ:

Здесь следует сказать пару слов по поводу инструкции для советской делегации, продиктованной 7 августа Сталиным Ворошилову. В ходе обсуждения первого издания моей книги в интернете на Военно-историческом форуме ВИФ-2 ( http://vif2ne.ru/nvk/forum ) было высказано мнение, будто эта инструкция играет принципиальную роль, поскольку якобы свидетельствует о намерении советского руководства сорвать переговоры. Поэтому не упоминать её совершенно недопустимо:

«Неупоминание записки Ворошилова при освещении хода августовских военных переговоров 1939 г. свидетельствует либо о крайней некомпетентности автора, либо о сознательном игнорировании этой записки для представления позиции СССР в выгодном свете».

Поскольку данная книга не является монографией, посвящённой пакту Молотова-Риббентропа, вполне естественно, что в рамках одной главы невозможно детально изложить все перипетии событий, происходивших летом 1939 года. Приходится упоминать лишь ключевые моменты, опуская менее существенные подробности. Что ж, посмотрим текст сталинской инструкции:

«1. Секретность переговоров с согласия сторон.

2. Прежде всего выложить свои полномочия о ведении переговоров с англо-французской военной делегацией о подписании военной конвенции, а потом спросить руководителей английской и французской делегаций, есть ли у них также полномочия от своих правительств на подписание военной конвенции с СССР.

3. Если не окажется у них полномочий на подписание конвенции, выразить удивление, развести руками и “почтительно” спросить, для каких целей направило их правительство в СССР.

4. Если они ответят, что они направлены для переговоров и для подготовки дела подписания военной конвенции, то спросить их, есть ли у них какой-либо план обороны будущих союзников, т.е. Франции, Англии, СССР и т.д. против агрессии со стороны блока агрессоров в Европе.

5. Если у них не окажется конкретного плана обороны против агрессии в тех или иных вариантах, что маловероятно, то спросить их, на базе каких вопросов, какого плана обороны думают англичане и французы вести переговоры с военной делегацией СССР.

6. Если французы и англичане всё же будут настаивать на переговорах, то переговоры свести к дискуссии по отдельным принципиальным вопросам, главным образом о пропуске наших войск через Виленский коридор и Галицию, а также через Румынию.

7. Если выяснится, что свободный пропуск наших войск через территорию Польши и Румынии является исключённым, то заявить, что без этого условия соглашение невозможно, так как без свободного пропуска советских войск через указанные территории оборона против агрессии в любом её варианте обречена на провал, что мы не считаем возможным участвовать в предприятии, заранее обречённом на провал.

8. На просьбы о показе французской и английской делегациям оборонных заводов, институтов, воинских частей и военно-учебных заведений сказать, что после посещения лётчиком Линдбергом СССР в 1938 г. Советское правительство запретило показ оборонных предприятий и воинских частей иностранцам, за исключением наших союзников, когда они появятся».

Как мы видим, ключевые положения здесь следующие:

— английская и французская делегации должны иметь полномочия на подписание военной конвенции,

— Англия и Франция должны иметь конкретный план обороны против немецкой агрессии,

— должен быть решён вопрос о пропуске советских войск через Польшу и Румынию.

Советские требования вполне обоснованны и справедливы. Если Англия и Франция имеют серьёзные намерения, то СССР готов к реальным переговорам. Если же они хотят лишь имитировать переговоры, чтобы использовать их в качестве козыря для достижения «подлинного примирения с Германией», как это и было в действительности, то мы этого не позволим.

Таким образом, трактовать данный документ как «инструкцию о срыве переговоров» или как свидетельство недобросовестности советской позиции будет явной передержкой. Срывать переговоры советское руководство не собиралось, но и позволять водить себя за нос тоже.

От AlReD
К И.Пыхалов (28.06.2006 03:05:17)
Дата 30.06.2006 00:40:56

Что характерно, в Москве

В магазине "Молодая гвардия".
Ну теперь-то везде есть :)

От И.Пыхалов
К И.Пыхалов (28.06.2006 03:05:17)
Дата 29.06.2006 03:21:24

Дошло и до меня

Вчера зашёл на оптовый склад в Питере, затоварился

Великая Оболганная война


От Георгий
К И.Пыхалов (29.06.2006 03:21:24)
Дата 29.06.2006 11:03:47

Мне экземплярчик оставь, Игорь, хорошо?

Кстати, у Гостиного его этот, "бомжеватого вида" :-))), продает за 90 р. Сегодня заходил :-)))))))

От АКМ
К И.Пыхалов (28.06.2006 03:05:17)
Дата 28.06.2006 10:42:06

Re: А где...

А инструкция - не фальшивка? Уж больно в ней Сталин Нострадамусом выглядит, предвидел все перепетии будущих переговоров - кто что скажет и у кого какая позиция будет. Такое ощущение, будто написана по итогам событий.

От Stanislav Bush
К АКМ (28.06.2006 10:42:06)
Дата 28.06.2006 17:57:13

Re: почему Нострадамус?

Когда сюсюканье будущих западных "союзников" с Гитлером лезет изо всех щелей на всех встречах? Правильно Черчилль говорил, что такое поведение и убедило окончательно Сталина, что Англия и Франция будут бездействовать до тех пор, пока на них самих не нападут, да и в том случае помощь от них будет весьма сомнительного качества.

От И.Пыхалов
К И.Пыхалов (28.06.2006 03:05:17)
Дата 28.06.2006 03:46:14

Освободительный поход и антипольские восстания в Западной Белоруссии

Новый материал в 5-й главе. Составлен по белорусским Книгам Памяти, предоставленным Евгением Дригом (за что ему искренняя благодарность):

После начала освободительного похода активность местного населения резко возросла. Помня о многолетнем угнетении и издевательствах польских властей, белорусские крестьяне поднимались на борьбу, создавая партизанские отряды и освобождая населённые пункты.

Ещё до прихода частей Красной Армии в Скиделе, Лунне, Озёрах, Вертелишках и других населённых пунктах Гродненского повета (польская административно-территориальная единица, часть воеводства. — И.П.) по инициативе бывших членов Компартии Западной Белоруссии (КПЗБ) были созданы революционные комитеты, взявшие власть в свои руки.

Восстание в Скиделе началось 17 сентября. Повстанцы разоружили полицию, заняли почту и телеграф, электростанцию, банк и другие объекты. Временный революционный комитет возглавил Михаил Иванович Литвин. Членами комитета были Георгий Иосифович Шатун, Илья Фомич Мышко, Фёдор Осипович Бубен, Александр Константинович Мазалевский, Иван Георгиевич Дзелянковский, комсомолец Пётр Цярешка и секретарь партячейки Моисей Лайт. Мазалевский поднял над зданием управы красный флаг. Посланные в окрестные деревни гонцы, собрали митинг, на котором было объявлено об установлении Советской власти.

На третий день восстания в Скидель был направлен польский карательный отряд, состоявший из полицейских, офицеров и осадников (Переселенцы из Польши, в основном бывшие военнослужащие польской армии, отличившиеся в польско-советской войне 1920 года и получившие землю в районах, заселённых украинцами и белорусами. Выполняли определённые полицейские функции в отношении местного украинского и белорусского населения. — И.П.), а также воинские части со стороны Щучина. Под натиском превосходящих сил противника повстанцы были вынуждены покинуть город. Начались расправы, убийства, пытки. Так, раненому Лазарю Пачымоку, секретарю Скидельского подпольного райкома КПЗБ, каратели отрезали уши, выкололи глаза, вырезали пятиконечные звёзды на спине и груди.

Тем не менее в окрестностях Скиделя восставшие продержались до подхода частей Красной Армии. С приходом советских войск из них был сформирован отряд рабочей гвардии, а ревком преобразован во временное управление (Энцыклапєдыя гісторыі Бєларусі. Т.6. Кн.1. Мн., 2001. С.320; Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Гродзен. р-на. Мн., 1993. С.101–102).

В Лунно активными участниками восстания рабочих и крестьян были Иван Самойлович Сенкевич, Евгений Иванович Глод, Владимир Ильич Касила, Николай Карпович Казак, Сергей Александрович Карпович, Аввакум Емельянович Борисевич, Викентий Степанович Микула, которые и составили костяк временного волостного крестьянского комитета во главе с В.С.Микулой и секретарём А.Е.Борисевичем.

Жители деревни Вертелишки 18 сентября, разоружив полицию и осадников, организовали временный комитет, который выступил с обращением к народу. «Свергнуты оковы неволи, — говорилось в нём, — засияло солнце над нашим краем... Настал час быть нам хозяевами в своём доме, взять власть в свои руки» (Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Гродзен. р-на. Мн., 1993. С.102).

Весть об освободительном походе Красной Армии быстро докатилась до Берёзы и окрестных деревень. Вечером 17 сентября коммунисты Фёдор Гуник и Иван Точко в деревнях Здитово и Подосье организовали боевую группу односельчан и приступили к разоружению полицейских и осадников. Подобные группы были созданы в деревнях Малеч, Блудень, Огородники, Пески и др. Группа, руководимая бывшим секретарем Березовского подпольного райкома КПЗБ В.Г.Ясинским, совершила дерзкий налёт на польский санитарный батальон и разоружила его, захватив 157 винтовок и большое количество патронов. Коммунист С.А.Трутько с группой, в которую вошли узники, бежавшие из польского концлагеря Берёза-Картузская, в районе деревни Старые Пески разоружили восемь польских кавалеристов и организовали охрану брошенных бежавшими хозяевами Песковского спиртзавода и хранилищ готовой продукции (Память. Историко-документальная хроника Берёзовского района. Мн., 1987. С.105).

Ещё до прихода частей Красной Армии в ответ на передаваемое по радио воззвание командования Белорусского фронта во многих населённых пунктах Щучинщины были организованы военно-революционные крестьянские селянские комитеты и вооружённые отряды из рабочих и крестьян. Они брали власть в свои руки, разоружая и арестовывая полицейских и осадников (Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Шчучынскага раёна. Мн., 2001. С.158).

В большинстве крупных населённых пунктов, особенно в центрах гмин (польская административно-территориальная единица, соответствует волости. — И.П.), где имелись значительные полицейские силы, местные активисты компартии загодя формировали вооружённые отряды, беря в свои руки инициативу по наведению порядка. Так, в Лунно Фёдор Семеняк сформировал из местной молодёжи отряд, который захватил мост через Неман и удерживал его в течение четырёх дней до прихода частей Красной Армии. Вооружённые крестьяне в Куриловичах, Дубно, Песках активно разоружали польских жандармов, полицейских и захватили управления гмин. В фабричном посёлке Мосты был организован комитет по установлению Советской власти во главе с Г.М.Цецькой и П.И.Валковичем. Комитет из 25 человек организовал добровольный вооружённый отряд, в задачу которого входила охрана железнодорожного моста через Неман. Бойцы отряда разоружили польских солдат и осадников (Памяць: Гiст.-дакум. хронiка Мастоускага раёна. Мн., 2002. С.126–127).

На Зельвянщине успешно действовал вооружённый крестьянский отряд численностью около 100 человек во главе с коммунистом Мазиным. Партизаны неоднократно вступали в бой с регулярными частями польской армии под Деречином, разоружили польских жандармов, полицейских и взяли под свой контроль дорогу Деречин — Зельва. Через несколько дней отряд соединился с частями Красной Армии (Памяць: Гiст.-дакум. хронiка Мастоускага раёна. Мн., 2002. С.127; Памяць: Гiст.-дакум. хронiка Зєльвенскага раёна. Мн., 2003. С.131).

18 сентября в деревне Ивашковичи всё население вышло на улицу. Было принято решение идти в Зельву, чтобы разоружить полицию, захватить гминное управление и встретить Красную Армию. Рано утром 19 сентября колонна демонстрантов, распевая революционные песни, с красными флагами, некоторые с оружием, направилась в Зельву. По дороге к ним присоединились жители деревень Кашали, Каралин и других. Не доходя до Зельвы колонна остановилась, вперёд пошла разведка. Она доложила, что зельвянская полиция разбежалась, а со Слонима на Зельву движется обоз отступающей польской армии.

В тот же день жители деревень Петревичи, Павловичи, Цыганочка и Зеньковцы, входивших в состав Междурецкой гмины, решили пойти в Междуречье. Однако они опоздали — полиция и работники гмины удрали. После этого восставшие решили идти в Зельву, навстречу Красной Армии. Движением колонны руководил крестьянин из деревни Клепачи, бывший член КПЗБ Касьян Ракевич. На пересечении с Ружанской улицей они встретились с ивашковцами. Объединённая колонна выступила навстречу польскому отряду, завязался бой. При этом часть солдат польской армии перешла на сторону повстанцев.

Подобные выступления происходили не только в Зельве, Ивашковичах, но и в других населённых пунктах. В деревне Вострава еще до прихода Красной Армии была установлена Советская власть. Услышав далёкие пушечные выстрелы, бывшие члены КПЗБ и Коммунистического Союза Молодёжи Западной Белоруссии разоружили полицейский участок, захватили почту и телеграф, вывесили красный флаг (Памяць: Гiст.-дакум. хронiка Зєльвенскага раёна. Мн., 2003. С.131).

После прихода советских войск революционные комитеты переформировывались в местные органы народной власти. В городах и поветах Западной Белоруссии организовывались временные управления, в которые вошли представители местного населения и Красной Армии, а также коммунисты и комсомольцы, прибывшие из Белорусской ССР на постоянную работу в эти районы.

Как мы видим, украинское и белорусское население встречало части Красной Армии с искренним восторгом. 22 октября 1939 года состоялись выборы в Народные собрания Западной Белоруссии и Западной Украины. В голосовании приняли участие 92,83% населения Западной Украины, из них 90,93% проголосовали за выдвинутых кандидатов. В Западной Белоруссии в выборах участвовали 96,71% населения, 90,67% из них проголосовали «за» (Правда. 25 октября 1939. №296 (7981). С.1).

27 октября Народное собрание Западной Украины единогласно приняло декларации об установлении советской власти и о вхождении в состав Советского Союза (Правда. 28 октября 1939. №299 (7984). С.1). 29 октября аналогичные решения приняло Народное собрание Западной Белоруссии (Правда. 30 октября 1939. №301 (7986). С.1). Рассмотрев эти просьбы, 5-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР 1 ноября приняла постановление о включении Западной Украины в состав Украинской ССР (Правда. 2 ноября 1939. №304 (7989). С.1), а 2 ноября — о включении Западной Белоруссии в состав Белорусской ССР (Правда. 3 ноября 1939. №305 (7990). С.1).

От AlReD
К И.Пыхалов (28.06.2006 03:46:14)
Дата 30.06.2006 00:43:10

Как интересно

Я как раз смотрю по этой теме материалы по Западной Украины - картина не менее масштабная.
Но по Белоруссии у меня материала почти не было.
Спасибо!

От И.Пыхалов
К AlReD (30.06.2006 00:43:10)
Дата 30.06.2006 02:27:20

А не поделитесь? (-)


От AlReD
К И.Пыхалов (30.06.2006 02:27:20)
Дата 30.06.2006 02:48:57

Конечно поделюсь.

Подробности (и вопрос) направил вам пейджером