От Василий Бардов
К All
Дата 09.03.2006 13:00:17
Рубрики WWII; ВВС;

Мнение г-ла Долгушина о книге "ВВС РККА в годы войны" 1968-го года

Есть ли у кого нибудь эта книга и кто и что думает о ней?
Мне решил подарить её Долгушин в декабре прошлого года и высказал кое-какие любопытные свои соображения о неё. Краткая суть их состоит в том, что Долгушин говорит, что в ней помимо других выводов почемуто нет выводов о том что немцы совершенно не подготовили свою базу по подготовке лётчиков к серьёзной войне - что после Курской дуги они потериля 60% своих "стариков" и стали готовить новых лётчиков по той же схеме что и мы, чуть ли не с 8-часовым учебным налётом, после чего кидать этих "курят" в пекло войны.
Я читал такие же оценки и в современной литературе только вот не помню у кого - не то у Резуна, не то у Бунича, не то у Мухина. Может подскажет кто, где искать аналогии?
А я могу привести дословно слова Долгушина. Вот и сравним их мнения.

От Maxim
К Василий Бардов (09.03.2006 13:00:17)
Дата 09.03.2006 13:57:43

Re: Мнение г-ла...

Книга попадалась. Есть некоторая ценная информация по ВВС, но в целом выводы ошибочные, односторонние, по немецким потерям только домыслы, данные о советских потерях отсутствуют.

Вывод о том, что немцы после Курска потеряли 60% «стариков» и что стали готовить по сокращенной программе будет правильным, если уточнить, что потеряны они были в небе над Европой, а не в степях под Курском. Хребет люфтваффе в основном был сломлен в небе над рейхом.

макс

От Паршев
К Maxim (09.03.2006 13:57:43)
Дата 09.03.2006 13:59:08

Ещё бы цифирек хоть каких-никаких (-)


От Maxim
К Паршев (09.03.2006 13:59:08)
Дата 09.03.2006 14:14:37

Re: Ещё бы...

Цифирки уже приводились раннее, не хотелось бы повторяться.

С сентября 43 по октябрь 44 на Западе было потеряно 14 720 дневных истребителей (общие потери), а на Востоке 2294.

То есть на Западе было потеряно в 6.4 раза больше дневных истребителей, чем на Восточном фронте, и это при том, что на востоке Люфтваффе сделало в два раза больше вылетов, чем на Западе.

Речь конечно идет о периоде после Курска

max


От Дмитрий Козырев
К Maxim (09.03.2006 14:14:37)
Дата 09.03.2006 14:17:17

Re: Ещё бы...

>С сентября 43 по октябрь 44 на Западе было потеряно 14 720 дневных истребителей (общие потери), а на Востоке 2294.
>То есть на Западе было потеряно в 6.4 раза больше дневных истребителей, чем на Восточном фронте,

А какова статистика выживаемости пилотов на западе и востоке?



От Maxim
К Дмитрий Козырев (09.03.2006 14:17:17)
Дата 09.03.2006 14:27:19

Re: Ещё бы...

>>С сентября 43 по октябрь 44 на Западе было потеряно 14 720 дневных истребителей (общие потери), а на Востоке 2294.
>>То есть на Западе было потеряно в 6.4 раза больше дневных истребителей, чем на Восточном фронте,
>
>А какова статистика выживаемости пилотов на западе и востоке?
На западе немецкого летчика в среднем сбивали после 19 вылета, а на восточном фронте после 142. Процент выживаемости на Западе был конечно выше, так как сбивали на большой высоте, парашют раскрыть можно было, да и соответственно приземлиться на родине.

На востоке сбивала в основном ПВО на небольшой высоте, прыгать было трудней,сбивали большим калибром, а шанс попасть в плен был выше, но в абсолютных цифрах потери в летчиках на Западе были значительно выше из-за большей интенсивности воздушной войны.

max




От Паршев
К Maxim (09.03.2006 14:27:19)
Дата 09.03.2006 14:54:44

Ну так как всё же насчёт цифирек?

Долгушин о лётчиках, не об истребителях.
За цифры по истребителям тем не менее спасибо. А источник?
Кстати, какие типы имеются в виду? Ме-110, например, включены?

От Maxim
К Паршев (09.03.2006 14:54:44)
Дата 09.03.2006 17:08:55

Re: Ну так...

>Долгушин о лётчиках, не об истребителях.
>За цифры по истребителям тем не менее спасибо. А источник?
>Кстати, какие типы имеются в виду? Ме-110, например, включены?

Здесь речь о дневных истребителях ну соответветственно летчиках, коими могли быть и ме-110 и даже Ю-88.

Но если сложить все самолеты и добавить сюда все старье типа бипланов Хеншелей и Штук, которые на востоке аж до 44 летали, то за тот же период получаем несколько иное соотношение, а именно 8600 на востоке и 27 000 на западе. То есть соотношение 3.4 к 1.

max


От Паршев
К Maxim (09.03.2006 17:08:55)
Дата 09.03.2006 17:53:44

Долгушин говорит о том, что "выбили лётчиков", а не про самолёты,

поэтому я и интересуюсь, нет ли данных.
Конечно, в идеале интересно знать бы и о конкретно времени к концу Курска.

От Василий Бардов
К Паршев (09.03.2006 17:53:44)
Дата 09.03.2006 19:18:19

Re: Долгушин говорит...

Совершенно верно. А вот что он ещё говорит:

Бардов-Долгушину: “И ещё один момент мы упустили – знать слабые стороны СЛ потивника”!

Долгушин: “Ну когда по прежним боям знать, управляемость этого самолёта противником… А так же – начинаешь бой – не знаешь, с кем ты дерёшься!
Вот когда после боёв в Тамани на северном Кавказе, и после Курска немцы лётный состав – своих “стариков” потеряли – помоему 62% стариков, с которыми начинали воевать”!…

Бардов: “Которые хвастались, что они самые несбиваемые” 

Долгушин: “Да, да, да – которые думали что они дойдут до Москвы и им хватит – они школы не развивали! А потом начали развивать и уже в 1942-м году – чувствуется, что он “курёнок”, “птенец”! Особенно в 1944-м году: нас много, а их меньше. Я помню, над Данцигом: я за ним тяну – за Фоккером, а он бы хоть… Сразу чувствуется по его поведению на Фоккере”…

Бардов: “Даже на Фокке-Вульф-190 ставили молодых”!

Долгушин: “Да – я же вижу, как он владеет СЛ. Ну и что – я его расстрелял и всё! И он не маневрирует, ничево – сразу же видно – это молодой.
И вот в 1943-м году, во время Демьянской операции, когда сбили мы Ганса Гаана”…

Бардов: “Хайнца “Асси” Хана”?

Долгушин: “Ну, мы его знали, как Ганса Гаана и он представился: “Ганс Гаан”. А как произошло”…

но это уже совсем другая история - для отдельной ветки и если она кого нибудь заинтересует.

От Василий Бардов
К Василий Бардов (09.03.2006 13:00:17)
Дата 09.03.2006 13:48:38

Re: Мнение г-ла...

Долгушин-Бардову: "... (эта книга) репортаж, буквально о событиях. Тут кое-какие выводы есть. Но самое главное - тут нету вывода о потерях лётного состава сторон. Вот немцы как: в 1941-м году разгромили нас – пограничные полки. Но лётный состав то остался! Поэтому надо было только иметь быстрее СЛ, а лётный состав есть.
Из истории: вот командующий 3-й воздушной армии был Папивин. Кто он был до этого? Он был командиром бригады в Воронеже. А в Воронеже «безлошадных» собралось» полно! Таких как и я. Сталин звонит (Папивину) и спрашивает: «Нельзя ли к такому числу подготовить 50 лётчиков»?
Павивин говорит: «Т-щ Сталин! Мы можем не 50 а 150 подготовить. Только СЛ нету». А что готовить, если… Вон как нам – помнишь я рассказывал как на МиГ-3 готовились (переучивались с И-16 – В.Б.).
Сталин говорит: «Хорошо».
А Воронеж тоже выпускал Ил-2. Сталин как: «Давай СЛ»! и всё.
СЛ пришли. Подготовили 50, потом 100 лётчиков. И когда потребовался командующий 3-й ВА – Сталин вспомнил: а вот в Воронеже полковник такой! Даже фамилию вспомнил – Папивин! Вот вам и командующий!
И вот тогда то в 1941-м году Сталин ему позвонил и он выполнил и даже больше в 2 раза лётчиков подготовил! Вот вам и командующий»!

Бардов: «Это не тот ли Папивин, который заменил Громова на этой должности (мне об этом живописно рассказывал п-к И.Е.Фёдоров)»?

Долгушин: «Нет – Хрюкин заменил. А это – в конце 1941 года или в 1942-м (я щас точно не помню).
После Москвы, Сталинграда и Кубанской операции немцы потеряли 40% лётного состава, который начал войну – «стариков» опытных. А после Курска потеряли шестьдесят процентов! И у них «стариков» не осталось и они вынуждены были готовить немедленно лётный состав. Точно так же как и нас готовили – по 6-8 часов. И мы сразу же в воздухе почувствовали – «курёнок»!
Они то рассчитывали к осени 1941 года закончить и лётный состав который у них был они думали что его им хватит.
И потом – мыж почти по аэродромам то не били, а били их в воздухе! А в воздухе большинство лётного состава их гибло или попадало в плен.
Но у нас то до войны создали много школ – и в Сталинградских степях и в Казахстане создали в Чирчике создали школу – много школ создали».

Бардов: «Т.е. подготовились к войне таким образом»!

Долгушин: «Да, да, да! И когда у нас потери начались – школы готовили лётчиков и пополнение шло».

Бардов: «А немцы таким образом (в этом плане) оказались к серьёзной войне совершенно не готовы»!

Долгушин: «Не готовы абсолютно! Надеялись что им хватит этого лётного состава – добраться до Москвы и до Урала.
И вот анализа вот этого в этой книжке нет! А это – основное»!

Бардов: «Я понял. Я знаю это. Я это учту. И я добавлю это от Вашего имени».
Долгушин: «Ты это напиши»!

Бардов: «Да, да, да».

Долгушин: «Напиши! Только я сейчас не могу сослаться – вот эти цифры – потери – гдето есть у нас в литературе».

Бардов: «Я Вам найду. Я понял».

Долгушин: «Я знаю это дело и за эти цифры я отвечаю! Но в каких документах?! Может быть в книге «История войны»?! Вроде там. Я позабыл. И не одна такая книга есть».