>>Д.Ч.* А может и не быть. Есть текст источника - "Робичич". И есть наша интерпретация его вплоть до полного отрицания... в итоге каждый волен думать что угодно... :(
>
>Вообще-то принято проверять источник другими источниками. С "робичичем" тут и проблема - это гапакс. Поэтому его только и остается или принимать на веру, или пытаться косвенными методами проверять (через общий контекст например).
Д.Ч.* Так в данном случае "общий контекст" точно так же является вопросом личной веры :)
в общем темна вода во облацех...
>Д.Ч.* Так в данном случае "общий контекст" точно так же является вопросом личной веры :)
Ну не совсем - контекст вообще-то не указывает на низкое положение Владимира (я тут опускаю факт рассхождения по "робичичу" в 2-х главных линиях летописей, составивших ПВЛ - Ипатьевская ведь не знает про "робичича" вообще). Если посмотреть все тексты ПВЛ старших редакций, то Владимир нисколько не является пораженным в правах - все домыслы идут от отождествления "роба" с рабой, а ведь А.С. Львов утверждает, что это не так - роба это просто работница, а не рабыня. Более того, она названа "любимицей" княгини, притом занимавшая высокое положение - ключница это мажордом в европейских понятиях, а не Людка из склада -). Так что контекст как раз показывает скорее аргументы в пользу версии намеренного оскорбления, несущего в себе клеветническое и особо болезненное обвинение в низком статусе Владимира (т.н. "лжа"), чем в пользу истинности его (оскорбление для того и сказано, чтобы оболгать). В общем - ну не хотелось Рогнеде за Владимира (беглого претендента с непонятным статусом), а хотелось за настоящего царя - Ярополка, вот и был придуман отшив для черезчур настойчивого ухажера.