От Андрей Диков
К Исаев Алексей
Дата 23.11.2005 19:51:10
Рубрики WWII; ВВС;

Re: Ах это...

День добрый!

Ну, смеятсо-то можно сколь угодно, однако исключения только подтверждают правила. И в данном случае утверждение, что Бостонов перевели в ночники - это ошибка.

Бостоны ночниками не были, ни в армии (кроме указанных исключений), ни на флоте (кроме ночного крейсерства). Напротив, активно использовались днем до конца войны. Вспомнить например Венгрию.

А так-то и те же Б-25 использовались днем. Запишем в дневники?

Аналогично есть примеры использования ночью Ил-2, Пе-2. Использования днем ДБ-3 и пр.пр.

В общем, я бы тут в бутылку не лез.


С уважением, Андрей

От Artem Drabkin
К Андрей Диков (23.11.2005 19:51:10)
Дата 23.11.2005 20:11:10

Ил-2 ночью?

Добрый день,

>Аналогично есть примеры использования ночью Ил-2, Пе-2. Использования днем ДБ-3 и пр.пр.

Пытались летать - да, но что-то я не стречал фактов применения.

Artem
http://www.iremember.ru

От Андрей Диков
К Artem Drabkin (23.11.2005 20:11:10)
Дата 23.11.2005 21:12:37

Re: Ил-2 ночью?

День добрый!

>>Аналогично есть примеры использования ночью Ил-2, Пе-2. Использования днем ДБ-3 и пр.пр.

Я навскидку не скажу точно, но начали по-моему под Сталинградом.


С уважением, Андрей

От Dinamik
К Андрей Диков (23.11.2005 21:12:37)
Дата 24.11.2005 09:27:56

Re: Ил-2 ночью?

>>>Аналогично есть примеры использования ночью Ил-2, Пе-2. Использования днем ДБ-3 и пр.пр.
>
>Я навскидку не скажу точно, но начали по-моему под Сталинградом.

В книге Емельяненко хорошо описано, как наиболее опытные летчики полка попытались использовать Ил-2 ночью. Еле сели, слепили выхлопы. В дальнейшем решили ночью не рисковать вообще.


С уважением к сообществу

От Малыш
К Dinamik (24.11.2005 09:27:56)
Дата 24.11.2005 11:03:03

Re: Немного не так

>В книге Емельяненко хорошо описано, как наиболее опытные летчики полка попытались использовать Ил-2 ночью. Еле сели, слепили выхлопы. В дальнейшем решили ночью не рисковать вообще.

Не то чтобы "не рисковать вообще" - взлетали ночью, наносили удар в рассветных сумерках, садились на рассвете. У Перова с Растрениным описано.

От Dinamik
К Малыш (24.11.2005 11:03:03)
Дата 25.11.2005 15:12:28

Емельяненко описывает ТАК:

"Нам же придется ждать до рассвета: ночью на штурмовиках НИ ВЗЛЕТЕТЬ, НИ СЕСТЬ."

"
...Полк был готов к отлету на передовой аэродром, но вдруг последовало новое распоряжение: седьмой гвардейский будет ночным. Это новость! Нам и слышать не приходилось, чтобы ночью летали на штурмовиках. Теперь снова будет задержка с переучиванием. В нашем полку немногие летчики летали ночью, да и то лишь на У-2.
В крайних саклях аула вечером стоял галдеж.
— Не пойму, какой толк, что будем летать ночью?
— А такой толк, что меньше будет потерь. Вон девчата из полка Бершанской по ночам тарахтят на У-2, — многие из них уже «наклепали» по триста боевых вылетов. А ведь у них вместо брони фанера да полотно. У штурмовиков, как известно, редко кто до пятидесяти вылетов дотягивал.
— Теперь, братцы, прощай бреющий, на высоту нас загонят: в потемках мигом в гору воткнешься.
— А если загонят на высоту, тогда уж стрелять не придется, только бомбить с помощью КС-42...
— И групповая наша слетанность насмарку пойдет...
— Это почему же?
— А как же ты, интересно, в темноте будешь держаться в строю? Даже пешие в ночных переходах друг другу на пятки наступают.
— Соседа по навигационным огням можно видеть. Для чего же, по-твоему, их установили на концах крыльев и на хвосте?
— Если хочешь знать, так «ночники» их включают только при взлете и посадке. Будешь с огнями летать, немецкие зенитчики только спасибо скажут: даже без прожекторов лупить будут. Ночные истребители по огням легко находят...
— Братцы! А как же мы цели ночью отыскивать будем?
— Придется осветительные бомбы брать.
— А фугасные куда подвешивать?
На этот вопрос охотника отвечать не нашлось.
И началась в наших головах великая путаница. И это после конференции, когда все вроде бы стало на свои места.
На следующий день откуда-то привезли с полсотни фонарей «летучая мышь», расставили их на летном поле: ночной старт. Прожектора для освещения посадочной полосы не было. Прилетел на У-2 боевой летчик из ночного полка — нас вывозить.
Летали мы от заката до рассвета несколько ночей подряд, и на удивление дело с переучиванием пошло очень быстро. Молодежь вылетела самостоятельно. А до чего приятно летать ночью на У-2! Воздух спокоен, и самолет плывет, не шелохнувшись, словно в сметане. Вокруг чернота, лишь слабо мерцают приборы, да на аэродроме тускло светят редко выставленные в два ряда фонари, напоминая улицу мирного города в поздний час. Видеть это на фронте непривычно: ведь все населенные пункты затемнены, машины но дорогам ездят без фар..."

"Еще не стемнело, а УИЛ-2 с двумя майорами вырулил на старт и пошел на взлет. Сделал один круг над аэродромом, точный расчет и мягкая посадка на три точки. Летчик снова дал полный газ. После отрыва самолет круто пошел вверх, направился в зону повиражить, чтобы дождаться темноты.
Ждать пришлось недолго. Со стороны Кавказского хребта в долину быстро наползала темень. Вскоре и штурмовика не стало видно, а потом он зарокотал над аэродромом. Мы его обнаружили, но не столько по навигационным огням, сколько по лохмам пламени у патрубков. Многие удивлялись этим огненным языкам.
— Его и с потушенными огнями, оказывается, можно легко найти, — протянул кто-то разочарованно. — На У-2 совсем другое дело.
— На У-2 пять цилиндров, и выхлопные патрубки в коллектор помещены. А здесь из двенадцати цилиндров наружу огонь хлещет... — объясняет техник.
Сделав круг, штурмовик вышел на последнюю прямую и издалека начал снижаться на малых оборотах. Гул сменился редкими хлопками — летчик убрал газ перед приземлением. Газ убран, а пламя стало еще больше. Огненные усы все ниже и ниже. Мы настороженно прислушивались, чтобы уловить момент касания земли, но совсем близко от нас снова взревел мотор. Летчик ушел на второй круг.
Еще раз Галущенко пытался сесть и снова ушел — на третий круг. Тогда он передал по радио:
— Ослепляет пламя, не вижу фонарей. Буду пристреливаться… — Тут Остапенко обратился к Холобаеву с вопросом:
— А как же вы в потемках на штурмовку Бобруйского аэродрома летали?
— Хочешь тут конференцию продолжить?! — одернул его командир. Не стал он, конечно, разъяснять, что взлетали тогда действительно в темноте, но садились-то при солнышке. Галущенко долго «пристреливался» и приземлился лишь с пятой попытки и то с промазом, далеко выкатившись за ограничительные огни. На наше счастье, там не оказалось канавы, и единственная наша спарка уцелела.
Холобаев прекратил полеты, позвонил в дивизию. Из дивизии последовал звонок в воздушную армию, а оттуда пришел запрет «до особого распоряжения».
Инженерам дали задание придумать пламегасители. Те решили с помощью удлиненных патрубков отвести выхлопы за кабину. Изготовление такого приспособления в полевых условиях оказалось делом не простым и требовало много времени.
По этой причине нам так и не пришлось стать «ночниками»."

Где-то кто-то может быть и летал ночью на Ил-2, но не в 7ГВШАПе. А ты знаешь полк на Ил-2 ставший "ночным"?



С уважением к сообществу

От Малыш
К Dinamik (25.11.2005 15:12:28)
Дата 25.11.2005 16:12:00

Re: Емельяненко описывает...

>Где-то кто-то может быть и летал ночью на Ил-2, но не в 7ГВШАПе. А ты знаешь полк на Ил-2 ставший "ночным"?

В сентябре 1942-го г. в 8-й и 16-й воздушных армиях штурмовики Ил-2, в основном наиболее опытные экипажи, вылетали на боевые задания ночью в среднем в 2.5 раза чаще, чем днем (примерно 70% от общего числа боевых вылетов). Это привело к существенному снижению боевых потерь, которые (по опыту 16-й ВА) составили один потерянный Ил-2 на 20 боевых вылетов, что было в 1.5-2 раза выше среднего показателя за другие периоды времени.
Учитывая этот опыт, командующий ВВС КА в своем приказе от 22 октября 1942 г. потребовал от командующих всех воздушных армий в кратчайшие сроки в каждом штурмовом авиаполку подготовить по 5 экипажей для действий ночью и в сложных метеоусловиях. (...)
В ноябре 1942 г. около 40% боевых вылетов (по опыту 2-й, 8-й и 16-й ВА) штурмовиками Ил-2 было совершено в сумерки и ночью. Всего же в период с 28 августа по 18 ноября Ил-2 совершили 406 боевых самолето-вылетов ночью и в сумерки, в основном по аэродромам (до 70% всех сумеречных и ночных вылетов), железнодорожным станциям и составам на перегоне. Так как эти цели достаточно хорошо обнаруживались, то эффективность штурмовых ударов Ил-2 по ним почти сравнилась с эффективностью ударов днем.
В вечерние сумерки Ил-2 вылетали на задание с таким расчетом, чтобы взлет осуществить в светлое время, а подход к цели - в полных сумерках. (...)
Меньшие трудности для Ил-2 представляли штурмовые удары в предрассветные сумерки, так как в полной темноте осуществлялся только взлет, а подлет к цели уже в сумерках на рассвете. Однако в этом случае уже требовалось прикрытие истребителей.
Поскольку экипажи "ильюшиных" при ночных штурмовках либо взлетали, либо возвращались на свой аэродром в полной темноте, то от аэродромных служб требовалась четкая организация ночных полетов, а от самих экипажей высокого летного мастерства, так как конструктивные особенности самолета Ил-2 ограничивали обзор летчику на посадке. Поэтому, например, в начале ноября 1942 г. для нанесения запланированных бомбоштурмовых ударов по аэродромам противника силами 16-й ВА 228-я шад смогла выделить лишь 18 ночных экипажей Ил-2. В 8-й ВА ночников было и того меньше.
В ряде случаев с целью повышения эффективности ночных действий штурмовиков привлекались экипажи легких бомбардировщиков У-2, в задачу которых входило обнаружение и подсветка целей. В этих случаях экипажи У-2-осветителей, найдя и поерделив цель, за 1-2 минуты до подхода ударных групп Ил-2 освещали цель путем сбрасывания осветительных авиабомб типа САБ-50-15 и САБ-100-55 или зажигательных авиабомб типа ЗАБ-10ТГ и ЗАБ-50ТГ, а штурмовики Ил-2 атаковывали ее. Кроме САБов и ЗАБов, для подсветки целей экипажи У-2 использовали и ампулы АЖ-2 с зажигательной смесью КС.
Именно так действовали летчики-штурмовики 228-й шад в ночь на 24 октября, когда 19 Ил-2 дивизии совместно с 10 экипажами ночных бомбардировщиков У-2 271-й нбад нанесли весьма результативный бомбоштурмовой удар по немецким войскам в 20-30 км северо-западнее Сталинграда

Перов, Растренин "Штурмовая авиация Красной Армии", том 1 "Суровая школа", М, издатель А.С.Акчурин, 2003, с.134-135.

От Исаев Алексей
К Андрей Диков (23.11.2005 19:51:10)
Дата 23.11.2005 20:04:58

Re: Ах это...

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

>Ну, смеятсо-то можно сколь угодно, однако исключения только подтверждают правила. И в данном случае утверждение, что Бостонов перевели в ночники - это ошибка.

Вопрос был в том, почему именно этот тип самолета оказывался в одном строю с У-2. Причем систематически.

>А так-то и те же Б-25 использовались днем. Запишем в дневники?

Тогда же когда Ил-4, т.е. когда возникала острая необходимость. Либо в период обкатки в ВВС КА.

С уважением, Алексей Исаев

От Игорь Куртуков
К Исаев Алексей (23.11.2005 20:04:58)
Дата 23.11.2005 21:34:51

Ре: Ах это...

>Вопрос был в том, почему именно этот тип самолета оказывался в одном строю с У-2. Причем систематически.

Из приведенных тобой данных не следует ни "систематически", ни "в одном строю".

От Андрей Диков
К Исаев Алексей (23.11.2005 20:04:58)
Дата 23.11.2005 21:32:03

Re: Ах это...

День добрый!

>Вопрос был в том, почему именно этот тип самолета оказывался в одном строю с У-2. Причем систематически.

Во-первых, не систематически. Чтобы так утверждать, нужно нечто более обширное, чем пример ЮФ лета 43. Да, в общем, общая история использования этих самолетов в ВВС этот тезис опровергает. Они таки в основном использовались днем. Это просто коммон нолидж.

Почему время от времени? Потому что мог.(с):) Пе-2 и Ил-2 успешно не могли. И уж коли встала задача - выделили Бостоны. Кстати, задачи, решаемые в тех вылетах пока так и не озвучены. Я тоже не знаю подробностей.

Т.е. налеты по аэродромам и их блокировка вполне себе рабочая версия. При том противодействии в воздухе в тот период, оно возможно было наиболее разумным для подавления авиации противника на точках, ибо Ил-2 и Пе-2 несли серьезные потери (вспоминаем стратегические операции по подавлению весны-июня 43-го, да и Курск собственно).

Соответственно и "в одном строю" - спорно. В одном строю - это значит беспокоящие действия по ближнему тылу. Эт врятли.

Еще одна версия: примерно в тот период на Бостоны переучили несколько?/дивизию? (минимум один - я сейчас просто не помню) полков, ранее воевавших на У-2, ночников. Возможно их вводили в строй или еще как - с этим связанное. За подробностями надо смотреть например мемуар Пустовалова "Те триста рассветов" (это я тоже по памяти). Летчик как раз начинал на У-2 и далее - на Бостонах.


>Тогда же когда Ил-4, т.е. когда возникала острая необходимость. Либо в период обкатки в ВВС КА.

Вот. Уже теплее. Т.е. исключения не будем возводить в правила и делать далеко идущие выводы?


С уважением, Андрей

От Исаев Алексей
К Андрей Диков (23.11.2005 21:32:03)
Дата 24.11.2005 02:33:49

Re: Ах это...

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

>Во-первых, не систематически. Чтобы так утверждать, нужно нечто более обширное, чем пример ЮФ лета 43.

Так я два примера привел - ЮФ 1943 г. и Берлинская операция 1945 г. Разные фронты, разные ВА, но при этом схожее использование А-20.

>Почему время от времени? Потому что мог.(с):) Пе-2 и Ил-2 успешно не могли. И уж коли встала задача - выделили Бостоны. Кстати, задачи, решаемые в тех вылетах пока так и не озвучены. Я тоже не знаю подробностей.

Подробности неизвестны. На ЮФ пока нашел одно упоминание об ударе по ажродрому ночью.

>Вот. Уже теплее. Т.е. исключения не будем возводить в правила и делать далеко идущие выводы?

Ну не два же месяца каждый день Б-25 так летали.

С уважением, Алексей Исаев

От Андрей Диков
К Исаев Алексей (24.11.2005 02:33:49)
Дата 24.11.2005 09:55:06

Re: Ах это...

День добрый!

Это все залезание в бутылку.

>Так я два примера привел - ЮФ 1943 г. и Берлинская операция 1945 г. Разные фронты, разные ВА, но при этом схожее использование А-20.

А вот в Венгрии не было Пе-2. Совсем. Дневными бомберами были сплошь Бостоны.


>Подробности неизвестны. На ЮФ пока нашел одно упоминание об ударе по ажродрому ночью.

В общем, я думаю аэродромы - верное направление мысли.


>>Вот. Уже теплее. Т.е. исключения не будем возводить в правила и делать далеко идущие выводы?
>
>Ну не два же месяца каждый день Б-25 так летали.

На заре своего появления, они именно так и воевали на Западном фронте летом 42-го. И сильно кончились.


С уважением, Андрей

От ZaReznik
К Андрей Диков (24.11.2005 09:55:06)
Дата 24.11.2005 16:26:55

Re: Ах это...

>На заре своего появления, они именно так и воевали на Западном фронте летом 42-го. И сильно кончились.
Уточню.
222 БАД воевала 3 полками, вооруженными сплошь "митчелами"

От Artem Drabkin
К Андрей Диков (23.11.2005 19:51:10)
Дата 23.11.2005 20:04:41

Точно!

Добрый день,

В налете на Книгсберг участвовали и Ил-4 и Б-25 - всех в дневную авиацию!!!

Artem
http://www.iremember.ru

От Исаев Алексей
К Artem Drabkin (23.11.2005 20:04:41)
Дата 23.11.2005 20:10:16

В одном налете? :-)

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

Я вывод сделал из двух- трехмесячной статистики, когда каждый день фигурировали ночные вылеты А-20.

С уважением, Алексей Исаев

От Artem Drabkin
К Исаев Алексей (23.11.2005 20:10:16)
Дата 23.11.2005 20:13:21

Re: В одном...

Добрый день,

Т.е. ты сделал вывод не имея соотношения дневная/ночная активность? В таком случае мой вывод ничуть не хуже.

Artem
http://www.iremember.ru

От Исаев Алексей
К Artem Drabkin (23.11.2005 20:13:21)
Дата 23.11.2005 20:17:30

Вылеты днем не упоминались

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

Днем на ЮФ в июле-августе 1943 г. летали истребители(разных типов), Ил-2 и Пе-2. Они же фигурируют в потерях.

С уважением, Алексей Исаев