> Однако трудно все же не увидеть проблему в концентрации огня по одной цели более десяти кораблей, которую вызывал приказ "Бить по головному" (или как он там дословно звучал). Рожественский проблемы не увидел.
Е:
Не только Рожественский не увидел. Он руководствовался общими инструкциями о правилах стрельбы, вырабатывавшимися тогда сообща старшими артиллеристами практически всех крупных русских кораблей. В частности, инструкцией, введнной тем же Макаровым 04.03.1904. Головной корабль пристреливается и дает данные всем остальным (Рожественский приказом от 14.01.1905 предписывал производить пристрелку головным кораблям отрядов). Считалось (на основании учебных стрельб на Балтике), что при должной дисциплине огня на самих кораблях групповая стрельба по одной цели вполне возможна.
Еще раз повторю уже высказававшуюсю мной мысль - складывается ощущение, что многие проблемы русских проистекали из-за низкой организации управления огнем на внутрикорабельном уровне и плохой "огневой дисциплины" на кораблях.
>
> Разве в бою 28 июля огонь всех русских броненосцев был сосредоточен только по Микасе?
Е:
Инструкцию-то сочинили еще до боя 28 июля. А Щенснович писал именно по опыту 28 июля.
И, кстати, на мой взгляд, бой 28 июля тоже показал, что проблемы были в низкой организации управления огнем на внутрикорабельном уровне и плохой "огневой дисциплины" на кораблях.
> Снижение средней дистанции ведения огня (достигаемое при сосредоточении огня каждого из отрядов по ближайшему флагману противника, а не "по головному"), значительное уменьшение взаимных помех при пристрелке
Е:
Еще раз повторю - по замыслу и приказу Рожественского, пристрелку по головному кораблю противника должны были вести флагманские корабли отрядов, а не все скопом.
> Только углем может быть и не были, но общая перегрузка имела место.
Е:
А что, кто с этим спорит? Так у японцев она была примерно такой же.
Известная циитата поскипана, поскольку представляет собой типическое изложение цусимской мифологии о "перегрузке".
Запас котельной воды якобы в 500 т - просто явная нелепость (скорее всего ошибка), давно кочующая по литературе. Точно также явно малодостоверны данные о том, что на "броненосце "Апраксин" 15 мая (второй день боя) оставался запас угля, на 20% превышающий нормальный запас."
Что касается реальных цифр перегрузки, то они видны из известных цифр японских замеров взятого "Орла". Среднее углубление 28,4 фута при проектном 26,5 футов. Эти 28,4 фута соответствуют примерно 14500 т водоизмещения при реальном полном для "Бородино" 15275 т (с осадкой 29,5 футов). Т.е. ничего ужасного и критического не проглядывает. И, кстати, опровергает данные о якобы 500 т котельной воды.
>> Только углем может быть и не были, но общая перегрузка имела место.
>
>Е:
>А что, кто с этим спорит? Так у японцев она была примерно такой же.
Японцам не нужно было тащить через три океана "всякий нужный хлам" во Владивосток. Так что о "такой же" перегрузке японцев к началу боя, это Вы ИМХО зря.
>Известная циитата поскипана, поскольку представляет собой типическое изложение цусимской мифологии о "перегрузке".
>Запас котельной воды якобы в 500 т - просто явная нелепость (скорее всего ошибка), давно кочующая по литературе.
По моему в эскадре совершившей столь беспримерный поход
не могла не выработаться привычка запасать, все, в том числе и пресную воду, в неимоверных количествах.
>Точно также явно малодостоверны данные о том, что на "броненосце "Апраксин" 15 мая (второй день боя) оставался запас угля, на 20% превышающий нормальный запас."
Зачем кому то было врать о запасах угля на "Апраксине"?
>Что касается реальных цифр перегрузки, то они видны из известных цифр японских замеров взятого "Орла". Среднее углубление 28,4 фута при проектном 26,5 футов. Эти 28,4 фута соответствуют примерно 14500 т водоизмещения при реальном полном для "Бородино" 15275 т (с осадкой 29,5 футов).
Добавим к 14500 т 500 т сожженного угля и 400 т расстрелянных боеприпасов... так что, выходит к началу боя Орел имел водоизмещение 15400 т?
"...Очевидно, что в ходе боя корабль принял некоторое количество воды, однако поскольку во время боя была израсходована часть боеприпасов и угля, приняв осадку корабля в бою равной 28.5–29 фут, мы не допустим большой ошибки... это значение... соответствует водоизмещению чуть больше 15000 т ...При такой осадке 7.5" пояс будет находиться на 12– 18" (30–46 см) ниже уровня фактической ватерлинии по миделю, а верхняя кромка 6" верхнего пояса – всего в 3.5– 4 футах (1–1.2 м) выше уровня воды при спокойном море.При более бурном состоянии моря, имевшем место во время боя при Цусиме, верхняя кромка верхнего пояса периодически достаточно глубоко уходила под волну..."
>E:
Т.е. ничего ужасного и критического не проглядывает. И, кстати, опровергает данные о якобы 500 т котельной воды.
Если не считать утопление главного бронепояса и имевшееся значение метоцентрической высоты чем то ужасным и критическом то да, конечно (к конце концов "Орел" ведь не затонул), однако становятся достаточно понятными причины по которым русские броненосцы в этом бою могли уходить под воду с целым главным броневым поясом (Цусима знаменательна именно массовым затоплением броненосцев артогнем, которое до того в войне просто не наблюдалось). Впрочем насколько помню Вы придерживаетесь мнения о том что с целым главным поясом при Цусиме никто не затонул.
> Японцам не нужно было тащить через три океана "всякий нужный хлам" во Владивосток. Так что о "такой же" перегрузке японцев к началу боя, это Вы ИМХО зря.
Е:
Чего зря? Строительная перегрузка японских ЭБР была немногим ниже русских. Топлива у них для крейсирования на полных ходах был принят полный запас. Броневой пояс точно также был утоплен в значительной мере.
>>Известная циитата поскипана, поскольку представляет собой типическое изложение цусимской мифологии о "перегрузке".
>>Запас котельной воды якобы в 500 т - просто явная нелепость (скорее всего ошибка), давно кочующая по литературе.
>
> По моему в эскадре совершившей столь беспримерный поход
>не могла не выработаться привычка запасать, все, в том числе и пресную воду, в неимоверных количествах.
Е:
Это "по-Ващему", или у Вас есть точные данные?
>>Точно также явно малодостоверны данные о том, что на "броненосце "Апраксин" 15 мая (второй день боя) оставался запас угля, на 20% превышающий нормальный запас."
>
> Зачем кому то было врать о запасах угля на "Апраксине"?
Е:
А почему врать? Элементарная ошибка может быть. Уверены же до сих пор многие (и даже солидные авторы), что русские броненосцы были переружены углем перед боем.
>>Что касается реальных цифр перегрузки, то они видны из известных цифр японских замеров взятого "Орла". Среднее углубление 28,4 фута при проектном 26,5 футов. Эти 28,4 фута соответствуют примерно 14500 т водоизмещения при реальном полном для "Бородино" 15275 т (с осадкой 29,5 футов).
>
> Добавим к 14500 т 500 т сожженного угля и 400 т расстрелянных боеприпасов... так что, выходит к началу боя Орел имел водоизмещение 15400 т?
Е:
Очень может быть.
Зачем тащить Кэмпбелла, когда есть цифры точные в русской литературе?
(Цусима знаменательна именно массовым затоплением броненосцев артогнем, которое до того в войне просто не наблюдалось).
Е:
Ну так русские броненосцы в бою 28 июля были перегружены не менее. Но не утонули.
Впрочем насколько помню Вы придерживаетесь мнения о том что с целым главным поясом при Цусиме никто не затонул.
Е:
Ну почему же. "Ослябя", скорее всего, вполне могла утопнуть с непробитым главным поясом. Как, кстати, и "Бородино", и "Александр", и "Суворов". Для гибели всех этих кораблей поражение главного бронепояса вовсе не обязательно. Вот только и влияния перегрузки и недостаточной остойчивости там особо не проглядывает. По крайней мере, недоказуемо.