>Но с другой стороны у России и у Англии был и общий интерес : обе страны находились на окраинах Европейского континента и были крайне заинтересованы в обуздании любого центрально-европейского гегемона. Поэтому естественным образом во всех наиболее жестоких войнах XIX-XX вв. Россия и Англия оказывались на одной стороне фронта.
Ну так я именно об этом. Поскольку в собственно Европе тоже несколько претендентов на гегемонию, то реально Англии и России приходилось объединятся лишь против Франции и Германии сравнительно недолго по времени. Хотя, конечно, по масштабу это были действительно "самые" войны. А всё остальное время Англия вполне себе должна рассматриваться как военный противник Росиии, который не упустит своей возможности говорить с позиции силы, благо поводов хватает. Следовательно, Россия должна учитывать Англию как врага в военном планировании практически всегда, когда в Европе нет "гегемона".
> А всё остальное время Англия вполне себе должна рассматриваться как военный противник Росиии
Противник, но не военный. То бишь конкурент. Военные противники только на войне бывают.
> который не упустит своей возможности говорить с позиции силы, благо поводов хватает.
Как раз наоборот. Ввиду бесперспективности битвы акулы с тигром, Англия только в самых редких случаях способна действительно применить военную силу против России. Собственно это один раз всего и случилось - в Крымскую.