>> Да и по поводу того, что после Хаттина/Тивериады инициатива перешла к мусульманам -- утверждение спорное. Как раз на середину 13 века приходится натиск христиан на Египет, когда сражения велись в дельте Нила.
>
>Думаю, что Заборов, по которому я писал текст, прав - явление монголов, сильно ослабивших мусульман и бывавших периодически в контакте с крестосцами, в заслугу последним не поставишь. Так что после Айн-Джалута все вернулось на свое место - после Саладина у крестоносцев уже не было шансов, а появление монголов только на короткое время отсрочило неизбежное.
Мне кажется,что дело не столько в монголах сколько в объединении мусульманских стран Ближнего Востока единым правителем (Саладин, Байбарс). Когда мусульманская сторона была раздроблена, христиане вполне добивались успехов. А в объединении вовсе не было ничего неизбежного -- как не было ничего неизбежного в сливе крестоносцев. "Не шмагла" -- да, но вовсе не "не шмагла бы никогда"
>Мне кажется,что дело не столько в монголах сколько в объединении мусульманских стран Ближнего Востока единым правителем (Саладин, Байбарс).
Если бы тамплиеры не предали своих единоверцев монголов, то мусульман бы сейчас не было...
>А в объединении вовсе не было ничего неизбежного -- как не было ничего неизбежного в сливе крестоносцев. "Не шмагла" -- да, но вовсе не "не шмагла бы никогда"
Так вот как раз явление Саладина и было решающим - мусульмане увидели, что могут объединиться. До Саладина практичные арабы считали, что им проще договориться с франками и торговать, поскольку объединения не было видно на горизонте. Примерная аналогия - Куликовская битва, там русские тоже наконец поверили в себя.