От Роман Храпачевский
К constantinov
Дата 30.06.2005 12:31:06
Рубрики Древняя история; 11-19 век;

Re: Вопрос к...

>Не имея альтернативной трактовки, мы предложили вариант: дорогостоящее оружие номады не могли класть в свои погребения, оно передавалось по наследству. Как в этом случае совпадают оценки археологов и историков в медиевистике?

Собственно я этим вопросом не занимался, но могу сказать точно - оружие и доспехи у монголов были вещью КРАЙНЕ ценимой, причем даже во времена вроде бы и расцвета империи, когда они награбили и заполучили множество мастеров-оружейников, оружие оставалась большой ценностью. Поэтому мне кажется, что для основной массы монголов было слишком накладно хоронить оружие вместе с покониками. Кстати и Карпини, оставивший очень подробное описание погребальных обрядов монголов, говорит о захоронении вместе со ЗНАТНЫМ умершим монголом следующего: конь, раб, конная сбруя и иногда - золото и серебро (последнее кажется относилось только к членам ханской семьи).
Есть еще сведения других очевидцев того же времени, что и Карпини - Пэн Да-я и Сюй Тин, неоднократно побывавшие с дипломатическими и разведывательными миссиями в 1230-х годах, тоже не отмечают такого, скорее наоборот - проводят различие между скромными похоронами обычных монголов и ханскими, причем подчеркивают, что имущество обычного монгола после его смерти становилось ценностью, которая оставалась после и котрую потом делили:

" Когда они [черные татары] находятся в армии и умирают, то их тела отправляют назад домой. Если так не получается, то тогда кладут в мешок и хоронят его, а имущество опустошают" (Пэн Да-я)

"[Я, Сюй] Тин видел тех из них [татар], что умерли, когда находились в войсках. Если сами слуги смогли отправиться с останками их хозяина и вернуться домой, то им оставляли и раздавали без остатка скот [умершего]. Если другие люди делали это [доставку тела домой], то все становилось их – его [умершего] жены, рабы и скот" (Сюй Тин)

"Их [черных татар] могилы не имеют курганов. [Черные татары] используют коней, чтобы вытоптать [могилу] и довести до совершенно ровного места. Что касается могилы Тэмочжэня, то [вокруг нее] воткнуты стрелы в качестве ограды (шириной свыше 30 ли) и патрулируют всадники в качестве охраны" (Пэн Да-я)


http://rutenica.narod.ru/

От constantinov
К Роман Храпачевский (30.06.2005 12:31:06)
Дата 02.07.2005 13:01:25

Re: Вопрос к...


>Собственно я этим вопросом не занимался, но могу сказать точно - оружие и доспехи у монголов были вещью КРАЙНЕ ценимой, причем даже во времена вроде бы и расцвета империи, когда они награбили и заполучили множество мастеров-оружейников, оружие оставалась большой ценностью. Поэтому мне кажется, что для основной массы монголов было слишком накладно хоронить оружие вместе с покониками. Кстати и Карпини, оставивший очень подробное описание погребальных обрядов монголов, говорит о захоронении вместе со ЗНАТНЫМ умершим монголом следующего: конь, раб, конная сбруя и иногда - золото и серебро (последнее кажется относилось только к членам ханской семьи).
>Есть еще сведения других очевидцев того же времени, что и Карпини - Пэн Да-я и Сюй Тин, неоднократно побывавшие с дипломатическими и разведывательными миссиями в 1230-х годах, тоже не отмечают такого, скорее наоборот - проводят различие между скромными похоронами обычных монголов и ханскими, причем подчеркивают, что имущество обычного монгола после его смерти становилось ценностью, которая оставалась после и котрую потом делили:

>" Когда они [черные татары] находятся в армии и умирают, то их тела отправляют назад домой. Если так не получается, то тогда кладут в мешок и хоронят его, а имущество опустошают" (Пэн Да-я)

>"[Я, Сюй] Тин видел тех из них [татар], что умерли, когда находились в войсках. Если сами слуги смогли отправиться с останками их хозяина и вернуться домой, то им оставляли и раздавали без остатка скот [умершего]. Если другие люди делали это [доставку тела домой], то все становилось их – его [умершего] жены, рабы и скот" (Сюй Тин)

>"Их [черных татар] могилы не имеют курганов. [Черные татары] используют коней, чтобы вытоптать [могилу] и довести до совершенно ровного места. Что касается могилы Тэмочжэня, то [вокруг нее] воткнуты стрелы в качестве ограды (шириной свыше 30 ли) и патрулируют всадники в качестве охраны" (Пэн Да-я)
Благодарю! Но вообще, для номадов характерно всеобщее вооружение мужской части населения? Иными словами, имела ли место (прежде всего,для "кочевых империй") монополия на вооруженное насилие?

От Роман Храпачевский
К constantinov (02.07.2005 13:01:25)
Дата 02.07.2005 13:31:51

Re: Вопрос к...

>Но вообще, для номадов характерно всеобщее вооружение мужской части населения?

Совершенно точно известно по китайским источникам, что начиная по крайней мере с сюнну (а видимо и ранее) кочевники Ц. Азии представляли собой народ-войско, т.е. каждый взрослый мужчина обязан был быть воином. Собственно это сохранилось и у монголов даже во времена их мировой империи и даже в тех оседлых государствах, которые они завоевали. Так, согласно законам Юань в монгольскую армию (имеется в виду часть вооруженных сил империи, которую составляли собственно монголы) призывались поголовно все муждины страше 15 и до 70 лет, причем подростки младше 15 лет тоже брались на учет как будущие военнообязанные.

http://rutenica.narod.ru/